Положение о работе с одаренными детьми в МБДОУ №8 «Лесная сказка»
ПРИНЯТО На педагогическом совете МБДОУ №8 «Лесная сказка» Протокол № _______________ от « » __________
| УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ №8 «Лесная сказка» ___________ М.В. Прокопивнюк Приказ № __________________ от « » __________ |
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе с одаренными детьми
в МБДОУ №8 «Лесная сказка»
Общие положения
1.1.Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких-либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в учреждении.
Одаренные дети - это дети, обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
Настоящее Положение составлено для МБДОУ №8 «Лесная сказка» разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ст. 4, п. 1).
2. Цели и задачи
Цель: Создание условий психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития способных и одаренных детей для реализации их возможностей, сохранение психологического и физического здоровья.
Задачи:
- выявление одаренных детей с использованием диагностики и мониторингов детского развития;
- использование дифференциации и индивидуализации развития на основе индивидуальных особенностей детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности, исследовательских навыков, креативности;
- организация разнообразной самостоятельной деятельности;
- развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на человеческих ценностях.
3. Принципы работы с одаренными детьми
- индивидуализация обучения (наличие индивидуальной программы развития);
- принцип опережающего и развивающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей;
- возрастание роли дополнительного образования (кружковая работа).
4. Участниками реализации данного положения являются
- администрация ОУ (заведующий, старший воспитатель);
- рабочая группа, состоящая из членов творческой группы ОУ (специалисты: педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель);
- воспитатели.
5. Формы проведения мониторинга реализации положения
- конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т. п. (в соответствии с планом работы).
- проектная деятельность дошкольников, совместно с педагогами и родителями.
- творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми.
- внутрисадовый контроль (в соответствии с годовым планом работы МБДОУ).
6. Организация и функции участников образовательного процесса
Работа ведется по трем направлениям: с детьми, родителями, педагогическими кадрами.
6.1. Функции заведующей
- планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
-создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и педагогов, работающих с одаренными детьми.
6.2. Функции старшего воспитателя
- планирование в годовом плане работы МБДОУ отдельных мероприятий по работе с одаренными детьми и осуществление контроля его выполнения участниками образовательного процесса;
- регулирование и коррекция образовательного процесса;
-руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с одаренными детьми.
6.3. Функции педагога-психолога
- разработка плана работы с одаренными детьми на учебный год;
- сбор банка данных по одаренным детям;
-организация и проведение консультаций, семинаров и т.п. по проблемам работы с одаренными детьми (не менее 1 раз в год);
- координация действий педагогов, работающих с одаренными детьми (постоянно);
- помощь в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей (по заявкам).
6.4. Функции рабочей группы
- подбор диагностических материалов по выявлению одаренных детей;
-планирование и проведение смотров – конкурсов, выставок, турниров, интеллектуальных марафонов и т. п.;
- разработка материалов повышенного уровня сложности по различным образовательным областям;
- сбор и систематизация материалов педагогической литературы по данной проблеме;
- подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми;
- определение критериев эффективности работы;
- предоставление необходимой информации заместителю заведующего по ВМР.
6.5. Функции воспитателей
- выявление одаренных детей;
- корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского уровней.
- заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития одаренных детей, используя данные диагностик и наблюдений, наблюдений специалистов, руководителей объединений дополнительного образования, родителей.
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам, турнирам, интеллектуальным марафонам на уровне ДОУ, муниципальном, всероссийском и окружном уровнях;
- отбор и оформление достижений одаренных детей для представления отчетности на мероприятиях различного уровня;
- создание картотеки материалов повышенного уровня сложности;
- консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей;
- предоставление необходимой информации старшему воспитателю.
6.6. Функции узких специалистов
- выявление одаренных детей;
- заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития одаренных детей (сводной таблицы по видам (областям) одаренности детей), используя данные своих диагностик и наблюдений, педагогов, руководителей объединений, родителей;
- планирование работы с учетом реализации способностей одаренными детьми;
- предоставление необходимой информации заведующему, старшему воспитателю.
6.7. Функции родителей
- раннее выявление одаренности ребенка;
- создание комфортных, эмоциональных условий для развития способностей ребенка;
-сотрудничество в работе с одаренными детьми с участниками образовательного процесса;
-работа с родителями детей, имеющих ярко выраженные способности, проводится в форме консультаций и бесед, отчетных мероприятий, наглядной психолого-педагогической информации (памятки, листовки), анкетирования, тестирования.
6.8. Работа с кадрами
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, все педагоги работают по данному направлению в рамках распространения педагогического опыта;
- работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных (педсоветов, семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах), индивидуальных (творческих отчетов, консультаций).
6.9. Работа с детьми
- в работе с детьми, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода.
7.Организация занятий для одарённых детей
- подгрупповые занятия для одаренных детей проводятся для расширения возможностей дошкольников в определении и развитии индивидуальных особенностей и интересов в процессе освоения ООП;
- главная задача подгрупповых занятий с одаренными детьми способствовать ориентации педагогического процесса на развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников;
- подгрупповые занятия не являются обязательными. Часы, отводимые на проведение подгрупповых занятий, входят в максимальный объем образовательной нагрузки воспитанников.
8.Делопроизводство
Документация по работе с одаренными детьми включает обязательную и рекомендуемую
8.1.Обязательная документация.
- годовой план с включением для рассмотрения вопросов работы с одаренными детьми;
- банк данных на одаренных детей.
-протоколы заседаний рабочей группы по работе с одаренными детьми.
Рекомендуемая документация.
- перспективные планы (проекты) досугов и развлечений, организации выставок, смотров и конкурсов;
- методический материал: консультации для педагогов и родителей, варианты анкет, пакет диагностических методик, проекты занятий, досугов, презентаций и пр.
8.3 Организация и планирование деятельности рабочей группы
- заседания рабочей группы по работе с одаренными детьми проходят раз в квартал (3 раза в учебный год).
4