Понятие «мотивация». Классификация мотивов учения.

Понятие «мотивация». Классификация мотивов учения.
«Хорошо учится тот, кто хочет учиться».
Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленности и активности. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом и с удовольствием учится, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников разный смысл.
Способы формирования мотивации на обучение:
1. Понимание цели и значимости обучения. Важно объяснить учащимся, для чего им нужно получать новые знания и навыки. Это поможет им осознать ценность обучения и его влияние на их будущее.
2. Разнообразие методов обучения. Использование различных подходов и методик в процессе обучения помогает поддерживать интерес учащихся и предотвращает усталость от однообразия.
3. Индивидуальный подход. Учитывайте потребности, интересы и способности каждого учащегося. Это поможет создать условия, в которых каждый сможет проявить свои сильные стороны и достичь успеха.
4. Поощрение и поддержка. Поощряйте достижения учащихся, поддерживайте их в трудные моменты. Это поможет им почувствовать свою значимость и уверенность в своих силах.
5. Практическое применение знаний. Связывайте обучение с реальной жизнью, показывайте, как полученные знания и навыки могут быть применены на практике. Это поможет учащимся увидеть ценность обучения и его применимость в повседневной жизни.
6. Создание комфортной среды. Обеспечьте комфортные условия для обучения, где учащиеся будут чувствовать себя уверенно и безопасно. Это поможет им сосредоточиться на обучении и не отвлекаться на посторонние факторы.
7. Поддержка обратной связи. Предоставляйте учащимся обратную связь о результатах их обучения. Это поможет им видеть свой прогресс и понимать, в каких областях им нужно развиваться.
8. Поддержка самостоятельности. Предоставляйте учащимся возможность самостоятельно выбирать темы для изучения, методы обучения и способы применения полученных знаний. Это поможет им почувствовать себя ответственными за своё обучение и развить навыки самостоятельности.
9. Создание атмосферы сотрудничества. Поощряйте сотрудничество между учащимися, помогайте им обмениваться опытом и знаниями. Это поможет создать атмосферу поддержки и взаимопомощи, которая будет способствовать мотивации на обучение.
10. Позитивное подкрепление. Поощряйте учащихся за успехи в обучении, используйте похвалу, награды и другие способы позитивного подкрепления. Это поможет им почувствовать себя уверенными и успешными.
Личностный смысл учения можно определить, как внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание», если можно так выразиться, школьником процесса обучения к себе, своему опыту и своей жизни. Понимание смысла учения, осознание его личностной значимости не происходит автоматически в процессе усвоения знаний. В ходе обучения необходимо формировать у школьников активное внутреннее стремление к знаниям, к способам их приобретения. Личностный смысл учения в разные школьные возрасты различен. Соответственно содержание обучения и его методы должны анализироваться учителем с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам учения школьников данного возраста.
Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего окружения (семьи, друзей, соучеников). Благодаря этому уже до начала обучения у ребёнка складывается определенное представление об учебной деятельности. Смысл учения включает в себя следующие моменты:
осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка;
понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев.
Психологические исследования показывают, что при осознании смысла учения у школьников успехи в учебной деятельности возрастают (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и приемы приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание, активно концентрируется внимание учащихся, улучшается их работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основной мотивационной составляющей личности учащегося.
Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность». Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий. Данный мотив указывает на необходимость развития у ребенка стремления к успеху, которое должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.
Известно, что реализация мотивов зависит от умения школьников ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Учителю необходимо обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей.
Как и мотивы, цели могут различаться по своему содержанию. Применительно к учебному процессу цель — это направленность ученика на выполнение отдельных действий, относящихся к учебной деятельности. Поэтому цель — это направленность на промежуточный результат учебной деятельности. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели характеризуют отдельные учебные действия. Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысление цели обеспечивают реальное выполнение действия. Кроме того, содержание обучения, которое в учебной деятельности занимает место цели, осознается и запоминается учеником. Наличие способности ставить перед собой цели является показателем зрелости мотивационной составляющей у школьника. Способность к целеполаганию, в свою очередь, является одним из волевых компонентов мотивационной составляющей ученика. Эта способность в будущем ляжет в основу целеполагания в профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение им собственного поведения придает личности определенную нравственную устойчивость. Вместе с тем школьники встречаются с большими трудностями в ходе развития процессов целеполагания. Например, принятие задания, предлагаемого взрослым (первый этап целеполагания), как правило, вызывает активное отношение ученика к заданию, т.е. наложение учеником этого задания на свой индивидуальный опыт, определение им смысла цели, поставленной учителем. Педагогу важно помочь ученику научиться активно и самостоятельно ставить цели, адекватные его возможностям и задачам работы. Предпочтение отдается тому, чтобы научить ученика постановке перспективных целей.
Если мотив для школьника имеет личностный смысл, то он, как правило, является и действенным, то есть мотив реализуется в поведении. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативности, в его зрелости и развернутости всех компонентов учебной деятельности, когда ребенок с удовольствием работает над освоением разных учебных предметов, активно ищет дополнительные знания за пределами школьных программ, обнаруживает широкую любознательность при отсутствии глубины познания. Стержневые интересы лежат в основе склонностей, способностей школьника, влияют на выбор им профессии, представляют большую ценность для личности. Интерес может быть ситуативным, ограниченным отдельными вспышками на эмоционально привлекательные ситуации обучения. Такой интерес остывает при выходе ученика из данной ситуации. Этот интерес требует постоянной стимуляции извне и без нее угасает. Интерес становится относительно устойчивым, если связан с определенным кругом предметов, заданий. Интерес достаточно устойчивый проявляется в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним обстоятельствам, помехам. Устойчивость проявляется и в том, что ученик не может не учиться.
Типы учебной мотивации.
Отрицательная, когда побуждения ребенка вызваны осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он будет плохо учиться (неодобрение со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.).
Положительная, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация в двух формах. В одном случае такая положительная мотивация определяется важными для личности социальными устремлениями (чувство долга перед страной, перед семьей).
Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, связанная непосредственно с целями учения или связанная с процессом учебной деятельности. В процессе учения тип мотивации меняется.
Зная тип мотивации ученика, педагог может создать условия, необходимые для подкрепления соответствующей положительной мотивации.
Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму. Эта китайская мудрость должна стать девизом для учителя на каждом уроке.