Последовательность – главный принцип воспитания детей

2
0
Материал опубликован 27 October 2020

Последовательность – главный принцип воспитания детей

Составители:

педагог-психолог Г(О)БУ Центр «СемьЯ»

Каверина Ольга Сергеевна,

социальный педагог Г(О)БУ Центр «СемьЯ»

Осипова Татьяна Михайловна

Родители постоянно находятся в поиске доступных, не травмирующих душу ребенка, способов предъявлений требований и правил во взаимодействии со своими детьми. Если в семье правила и требования непоследовательны и могут меняться, то дети не всегда понимают, что можно делать, а что нельзя и их поведение становится неуправляемым. Последовательность в воспитании: это в первую очередь для детей соблюдение установленных взрослыми правил, а для родителей - контроль выполнения своих правил и требований. Великий французский мыслитель Жан-Жак Руссо так высказывался о воспитании детей: «Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним».

Для того чтобы родителям сохранить последовательность в воспитании детей, необходимо иметь силы и желание выдерживать их негативные эмоции. Для этого важно понимать истинную причину негативных эмоций детей, а не только видеть внешний повод, вызвавший эти чувства.

Дети очень быстро перестают слушать родителей, потому что те часто пугают их пустыми угрозами, вместо того, чтобы перейти к действиям. В результате дети перестают воспринимать всерьез эти угрозы и продолжают нарушать требования взрослых. В случае непослушания детей реакция родителей должна быть одинаковой, а установленные границы и четкие правила в семье, терпение взрослых окажут только положительное влияние на взаимоотношения между всеми членами семьи.

Если ребенок очень упрямый и непослушный, потребуется больше усилий и схема «причина — следствие» поможет справиться даже с самыми несносными детьми. Нередко ребенок манипулирует родителями: добившись однажды желаемого с помощью истерики или бесконечного нытья, он получает негласное подтверждение, что родители боятся его негативных эмоций, поэтому рано или поздно сдадутся и уступят.

Когда родители пытаются сгладить конфликт, идя на уступки вопреки своим требованиям и своим установленным правилам, то ребенок чувствует нестабильность и непоследовательность их позиции.

Для ребенка это означает, что родители либо не любят его и выполняют его желания, только чтобы он не ныл, либо не смогут защитить, раз становятся психологически слабее его, и он ощущает тревожность, нестабильность.

Ребенку всегда необходимо чувствовать, что любовь родителей к нему и их слова не подвергаются сомнению, тогда его тревога снизится, и негативное поведение ему больше не понадобится.

Что нужно сделать, чтобы быть последовательным в воспитании детей, но не авторитарным.

Устанавливайте границы. Ребенок должен четко понимать, что ему можно делать, а что – нельзя. Нужно устанавливать такие границы, внутри которых — свобода действий, а вот выходить за рамки запрещено. Пересматривайте ограничения по мере того, как ребенок взрослеет.

Обязательно принимайте и признайте право ребенка на чувства. Разрешайте ребенку их испытывать, проговаривайте вслух: «Я понимаю, что ты сейчас очень расстроился». Когда ребенок не получает желаемое, он испытывает огромный спектр эмоций: раздражение, гнев, обиду, злость, грусть. Принятие чувств ребенка не обязывает родителей выполнять его просьбу. Чтобы не учить ребенка отказываться от собственных чувств, в конфликтной ситуации необходимо принимать их, выражая свое понимание и сочувствие. Для того чтобы быть последовательным, не обязательно всегда быть правым.

Признавайте собственной ошибки. Это не сделает вас слабым в глазах ребенка, но научит его адекватно оценивать ситуацию и не бояться ошибок в своей жизни.

Выполняйте свои обещания. Если что-то пообещали, то это непременно нужно исполнить: как хорошее, так и плохое.

Не меняйте свои требования. Ребенок не понимает, почему вчера было можно, а сегодня нельзя.

Предъявляйте одинаковые родительские требования. Взгляды на воспитание в семье должны быть едиными. Дети быстро приспосабливаются к обстоятельствам и ищут выгоду. Не растите манипуляторов. Не нарушайте общие для всех членов семьи правила.

Не пугайте детей пустыми угрозами: ребенок видит, что вы, во-первых, не выполнили свое обещание (а значит, не все обещания надо выполнять), во-вторых, не исполнили наказание, а значит, этот поступок можно повторить!

Наказывайте соразмерно поступку: небольшие шалости влекут за собой строгое объяснение о недопустимости подобного поведения, впервые совершенный проступок – предупреждение. Неоднократные нарушения запретов надо пресекать наказанием, уважительным по отношению к ребенку. Любые наказания, в которых используется отрицание ребенка – не разговаривать с ним, сажать в одиночестве в другую комнату, не брать с собой на прогулку – вызовут у ребенка только чувство отвержения самыми близкими людьми.

Наказывая ребенка, сохраняйте уважение к нему и оставайтесь с ним в контакте. Не следует отчитывать ребенка при других людях, выгонять в другую комнату, ставить в угол и тем более прекращать с ним разговаривать. Физические наказания, а также наказания, предполагающие унижение ребенка, безусловно, неприемлемы.

Следует всегда помнить, что жесткое воспитание может не стимулировать развитие ребенка, а, наоборот, угнетать его и давить. Чтобы этого не произошло, в основе ограничений и требований должна лежать безусловная любовь родителей к ребенку.

Всегда действуете, исходя из вашей родительской любви. Находите компромиссы, устанавливайте границы, учитесь осознавать собственные чувства и учите этому своих детей – так ваша семейная жизнь станет намного гармоничней.


10 заповедей Януша Корчака для родителей

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

Не унижай!

Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

 Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.