Статья на тему «Повышение мотивации обучающихся на уроках математики»
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ И СПОСОБЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ»
И.В. Огрызко, учитель математики
МБОУ СОШ №2 г. Донецка
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Мотивация сегодня – центральное звено и «золотой ключик»,
который ведет по пути познавательной активности
образовательной успешности.
А.Н. Иоффе
Аннотация
В статье рассматриваются практические методы и приёмы, направленные на повышение мотивации, которые автор использует на уроках математики в основной и средней школе.
Ключевые слова:
мотивация, учебная мотивация, приём, обучение, образование, умения, навыки, кратковременная память, деятельность, долговременная память, активизация.
Я – учитель-практик, стаж моей работы в школе более 30 лет. И, тем не менее, вопросы повышения мотивации школьников для меня по-прежнему актуальны. Это обусловлено многими факторами: и новыми задачами, которые поставило перед школой и учителем государство, и новым содержанием ФГОС, и современными школьниками, с их интересами и новыми учебными потребностями. В этой статье я не буду останавливаться на теоретических аспектах, посвященных этой проблеме, а постараюсь рассказать о собственном опыте работы повышения учебной мотивации обучающихся на уроках математики.
Мотивация обучающихся – это значимый этап на пути формирования у школьников мотивов, способствующих повышению важности процесса обучения в системе ценностей и приоритетов. Учебная мотивация сама по себе у школьников проявляется редко, поэтому учитель должен владеть различными методами развития этой мотивации и широко их использовать на практике.
Потребности ребенка и его мироощущение меняются по мере взросления. Учителя-практики знают: что мотивировало учиться в начальной школе, к средней может перестать работать. Для мотивации подростка и старшеклассника к обучению уже необходима новая стратегия.
В процессе обучения мотивацию можно рассматривать и как общее отношение к самой учебной деятельности, и как конкретный прием, который направлен на формирование интереса у обучающихся к определенной теме учебного занятия.
В смысле слова «мотивация», которое переводится как «двигать, толкать»,уже заложен поиск внешних и внутренних побуждений, которые повлияют на активность школьников в учебном процессе. Каждый педагог находится в активном поиске таких побуждений. Я – не исключение.
В статье «Три «у» учебной мотивации» Андрей Наумович Иоффе отмечает, что аспектами, повышающими мотивацию, выступают удивление, усилие, успешность. Автор утверждает, что мотивация не должна сводиться «лишь к подбору любопытных фактов и привлечению внимания к теме». По его мнению, нужно выстроить «мотивированный образовательный комплекс, включающий в себя три последовательных ступени»:
УДИВЛЕНИЕ УСИЛИЕ УСПЕШНОСЬ
увлечение сложность и трудность коллективная (групповая)
вовлечение препятствие индивидуальная (личная)
Я полностью разделяю эту точку зрения и попробую ее подтвердить примерами из собственной педагогической деятельности.
На первом уроке в 5 классе, когда дети только столкнулись с новой организацией учебного процесса в основной школе, важно их поддержать, заинтересовать. Ребята из начальной школы уже знают, что математика – это сложный предмет.
Чтобы увлечь ребят предметом и косвенно проверить их вычислительные навыки, использую задание «Угадай возраст и дату рождения» (Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С., Математическая шкатулка: пособие для учащихся, М: Просвещение, 1984).
ПРИМЕР1
Учитель: Ребята, а вы любите фокусы? А какие фокусы вы знаете? А знаете ли вы, что фокусы бывают и математические? Позвольте мне показать вам такой фокус. Вам нужен листочек и ручка. А еще от вас требуется внимание. Я буду просить вас выполнить 8 математических действий. В конце фокуса, первые 5 человек мне передадут листочки, и я смогу назвать вам дату вашего дня рождения и ваш возраст. Если это будет соответствовать действительности (т.е. все вычисления будут выполнены верно), они получат отметку «5».
Ребята удивлены, вовлечены в деятельность, это похоже на игру. Они будут ждать в дальнейшем «новых встреч» с математическими фокусами. Я, как учитель, при помощи данного задания могу оценить уровень вычислительных навыков обучающихся, умение слушать и воспринимать информацию на слух, умение оперировать понятиями «сумма», «порядковый номер», «произведение».
Очень важный этап в работе учителя – это знакомство с новым классом, нужно выбрать правильную методику развития и повышения учебной мотивации каждого школьника. Выяснить, что именно привлекает его в учебном процессе, и скорректировать этот процесс с учётом его потребностей.
Первое домашнее задание, которое от меня получают пятиклассники: напишите мини-сочинение по теме: «Почему я люблю математику» или «Почему я не люблю математику». Ребят привлекает необычность такого домашнего задания по математике. Учащиеся со слабым уровнем математической подготовки находятся в зоне комфорта. Учитель, изучая сочинения, получает информацию о том, кому нравится математика, а кто ее «не любит», что вызывает трудности, а какие задания нравятся больше других. Это позволяет найти мотив «посильнее» и присоединить к нему учебную деятельность, направленную на развитие и других мотивов, учесть потребности каждого ребенка.
Математические парадоксы и примеры, противоречащие здравому смыслу, помогают удержать интерес учащихся, увлечь их предметом, повысить эффективность образовательного процесса.
При изучении темы «Свойства площади» в курсе геометрии 8 класса использую следующее задание:
ПРИМЕР 2
Учитель: 1) Прочитайте свойство площадей (рис. 1)
рис. 1
2) Проведите необходимые измерения квадрата и треугольника и найдите их площадь (у ребят имеются модели этих фигур).
3) Используя, вышеуказанное свойство, вычислите площадь фигуры (рис.2).
рис.2
4) Вычислите площадь квадрата, сторона квадрата 1Х1 (рис.3), разрежьте его на части по указанным линиям и сложите из них прямоугольник
(рис. 4) и найдите площадь получившегося прямоугольника.
рис. 3 рис.4
площадь квадрата 64 ед2, площадь прямоугольника 65 ед2
На лицах учеников недоумение, они увидели противоречие тому факту, который они изучают, в котором они уверены на 100%. Учитель просит порассуждать, сделать предположения, высказать свое мнение. Такие упражнения хорошо мотивируют обучающихся. Как пишет в свое книге «Как научиться учиться» Ульрих Бозер: «Обучение – это рассуждения и объяснения, а не только правильные ответы». Он считает, что размышления – это рефлексия собственного опыта. А рефлексия – это особый способ обучения и средство для мотивации.
На мой взгляд, проблема повышения мотивации напрямую связана с умением педагога способствовать нахождению каждым учеником своего смысла в образовании. Важно стремиться к тому, чтобы «минимизировать ситуации формализма» и «отчужденности» школьника от образовательного процесса.«Вопросы «Зачем это нужно знать и уметь?» и «Ради чего мы должны это делать?» должны стать основополагающими в образовании», считает А.Н. Иоффе.
Благодаря появлению в содержании КИМов ЕГЭ и ОГЭ по математике практико-ориентированных задач, выпускники могут теперь найти ответы на вопрос «Зачем мне это нужно знать и уметь?».
ПРИМЕР 3
Учитель: Ребята, перед вами задача из открытого банка по подготовке к ЕГЭ. Она вполне реалистична, с этой ситуацией ежемесячно сталкиваются ваши родители при оплате коммунальных расходов.
Я предлагаю вам решение этой задачи, которое было приведено одним из учеников:
Давайте обсудим это решение. Кто из вас помогал родителям оплачивать коммунальные расходы? Можно ли, не решая задачи, сказать, что ответ неверный? Почему? А как правильно решить эту задачу?
Причиной отрицательного отношения школьников к учению часто является отсутствие умения учиться. В связи с этим, мотивация, несомненно, должна быть связана с актуализацией определенных знаний и умений школьников, стать мостиком для повышения уровня усвоения знаний обучающимися.
ПРИМЕР 4
Геометрия, 8 класс, тема «Теорема Пифагора».
Учитель: Ребята, у меня в руках кусок веревки и три колышка. С помощью этого набора я предлагаю вам построить прямой угол, как это делали в Древнем Египте при строительстве пирамид. Поразмышляйте, как это можно было бы сделать.
(на рисунке приведен пример правильного решения)
Размышляя над решением этой задачи, обучающиеся соединяют разные виды учебной деятельности, находят практическое применение своим теоретическим знаниям.
Добиваться повышения образовательной мотивации школьников можно и через обеспечение эмоциональной окраски передаваемой информации.
ПРИМЕР 5
В начале урока по теме «Координатная плоскость. Координаты точки», математика 6 класс, включаю аудио фрагмент стихотворения «Сын артиллериста» в исполнении автора Константина Симонова. (приложение2: аудиофайл, приложение 1: отрывок стихотворения «Сын артиллериста»)
Задаю вопросы:
- о чем отрывок стихотворения?
- в какое время происходит это событие?
- знаете, чем закончится это стихотворение? (если дети не читали это произведение, то прошу прочитать к следующему уроку)
- а знаете, чей голос звучал?
- а почему мы начали урок с этого фрагмента?
- может кто-то назвать тему урока?
ПРИМЕР 6
В 5 классе при изучении темы «Проценты» использую сюжетные задачи, связанные с Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда.
Предлагаю прочитать рецепт «Блокадного хлеба» и выполнить необходимые расчеты.
БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ
Мука ржаная дефектная 45%,
Жмых 10%,
Соевая мука 55,
Отруби 10%
Целлюлоза 15%,
Обойная пыль 55,
Солод 10%
Сколько каждого вещества содержалось в булке хлеба массой 1 кг?
Во время решения этого задания ученики задают много вопросов: что такое мука дефектная? Что такое отруби? Что такое целлюлоза? Обойная пыль? Солод?
В ходе решения «сухой» математической задачи на первый план выходит эмоциональная составляющая. Учащиеся испытывают настоящий шок. Вместе с закреплением алгоритма нахождения процента от числа, школьники расширили свой словарный запас, узнали новый факт про войну.
«Работа с афоризмами, высказываниями, пословицами, цитатами (при их грамотном и точном отборе) может стать для педагога удачным приемом не только для привлечения внимания, но и для постановки проблемы, обсуждение которой повысит ощущение образовательной успешности…Удачное высказывание можно превратить в некоторый визуальный ряд, в котором слова будут заменены символами, картинками, фотографиями и т. п.» (А. Иоффе).
ПРИМЕР 7
10 класс, урок алгебры и начал анализа, тема: «Понятие предела».
Учитель: Перед вами два фрагмента: высказывание Л.Н. Толстого и предел. Найдите связь между ними. Найдите значение предела.
Вышеприведенное высказывание Л.Н. Толстого можно использовать и при проведении уроков математики в 6 классе по теме «Сравнение обыкновенных дробей».
Я это высказывание часто использую как напутственное слово выпускникам на выпускном вечере.
Успешно влияют на повышение мотивации активные способы обучения. Одним из таких я систематически пользуюсь на своих уроках – это мнемонические приемы. Я уверена, что использование различных мнемонических приемов и методов помогает современным школьникам учиться. Причина, которая заставила меня обратиться к мнемотехнике, это ограниченные возможности слабых учеников, которых пугают и отворачивают от предмета громоздкие логические рассуждения, терминология, и как следствие, потеря интереса к предмету. Более подробно об использовании этой технологии я делилась в своей работе «Мнемонические приемы при обучении математике» (Методический семинар «Мнемонические приемы при обучении математике» (xn--j1ahfl.xn--p1ai) ).
Использование видеосюжетов и мультимедийных ресурсов способствует повышению мотивации в познавательной деятельности. Современные школьники широко и успешно применяют различные цифровые технологии. Создание и использование интерактивных рабочих листов (ИРЛ), различных образовательных платформ помогает мотивировать учащихся.
https://www.liveworksheets.com/ia1026227yn
https://www.liveworksheets.com/pk1021558dy
Учебная мотивация прямо пропорционально зависит от умения учиться. Я считаю, что в последнее время мы не уделяем должного внимания такой проблеме школьников, как умение учиться. Раньше в каждом учебном кабинете были стенды «Учить учиться», там размещалась информация для учеников: как работать с текстом, как решать задачу и т.д. Сейчас на детей информация сыплется как из рога изобилия, а ее необходимо уметь превратить в знания. Как это сделать успешно?
Мы знаем, что знание сохраняется в долговременной памяти, пройдя предварительно через «узкий шлюз» кратковременной памяти. Чтобы информация попала к нам в мозг, прошла через кратковременную память и стала знанием, она должна быть правильно представлена. У. Борзе пишет: «Из-за ограничений кратковременной памяти новые знания лучше давать маленькими порциями». Он отмечает, что на одной странице (слайде) должно быть представлено как можно меньше графиков, рисунков, схем, таблиц; предложения должны быть короткими.
Детям необходимо объяснять и то, что особенности нашей кратковременной памяти таковы, что на успешность запоминания информации и сокращение времени на ее запоминание влияет наше внимание. Нельзя «распыляться» на лишние действия, которые влияют на когнитивную нагрузку мозга. Ребенку нужно рассказывать, что если он хочет чему-то научиться, то в этот момент его не должен отвлекать телефон, работающий телевизор, музыка, разговоры и т.д. Все эти отвлекающие факторы занимают кратковременную память и мешают учиться.
Ребенок учится с удовольствием, если ему понятно то, что он делает. При организации учебного процесса необходимо опираться на уже имеющиеся у него знания, на имеющийся опыт.
Мы знаем, что наша мотивация повышается, если мы чувствуем себя успешными в какой-либо деятельности. Создание комфортных условий для обучающихся с разным уровнем сформированности учебных действий, ситуаций успеха – это еще один из способов повысить учебную мотивацию. Важно оказывать индивидуальную дифференцированную поддержку обучающимся. Действенными являются индивидуальные инструктажи, карточки-памятки.
Приведу примеры некоторых таких карточек:
Карточка-памятка «Решение уравнений» (xn--j1ahfl.xn--p1ai)
«Нельзя заставить или навязать человеку познавательную деятельность, поэтому педагогическим вызовом современности является превращение формальных мероприятий в образовательные события…Мотивирующее обучение лежит в основе успешности и развития потенциала личности в условиях непрерывности образования на протяжении всей жизни человека», - пишет А.Н. Иоффе.
Список использованных источников:
- Бозер У. Как научиться учиться: Навыки осознанного усвоения знания/ Ульрих Бозер; пер. с англ. – М: Альпина Паблишер, 2020
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – Москва: Просвещение, 1990. – 191 с. : табл.
- Иоффе А.Н. Три «у» учебной мотивации, «Учительская газет, №28 от 14.07.2020
- Скороходова, Н.Ю. Психология ведения урока: Кн. для учителей / Скороходова Н. Ю. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 148 с.
Мотивация как условие успешности обучения школьника. (educhel.ru)
Как поддерживать мотивацию обучающихся при дистанционном обучении (itmo.ru)
Урок 4. Мотивация деятельности человека (4brain.ru)
Приложение 2 отрывок стихотворения "Сын артиллериста",
MP3 / 462.63 Кб
Приложение 1 отрывок стихотворения "Сын артиллериста"
DOCX / 100.14 Кб