Пояснительная записка по внеурочной деятельности для учащихся 3 классов по курсу «Я - гражданин России»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Я - гражданин России» для 3 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12. 2012 № 273-ФЗ;
Областной закон от 14.11.2013г № 26 –ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. 29.12. 2016 года № 936-ЗС);
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576);
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"(в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 05.07.2017 № 629)
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Программа Чутко Н.Я. Я - гражданин России - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.
Общая характеристика курса
В младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.
Предложенная программа предназначена для учащихся 3-4 классов и основана на содержании учебников-хрестоматий Н.Я. Чутко «Я - гражданин России». В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.
Содержание учебных пособий «Я - гражданин России» построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.
Учебное пособие для 3 класса углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.
Место курса внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия № 25» отводит для изучения курса «Я- гражданин России» в 3 классе – 1 час в неделю. В соответствии с расписанием учебных занятий МБОУ «Гимназия № 25» и Календарным учебным графиком МБОУ «Гимназия № 25» в 2017-2018 учебном году запланировано проведение 34часов.
Общие цели и задачи
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Задачи курса:
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству,
предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Я – моя страна – мой мир
Раздел I. Я живу в России
Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.
Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.
Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения.
Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).
Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).
Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).
Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.
Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего
Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория.
Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.
Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.
Раздел III. Как далекая Россия становится близкой
Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность.
Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.
Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.
Раздел IV. Россия и мир
Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света»
(искусство, наука, культура - на примере России и ряда других стран).
Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.
Россия – моя Родина.
Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.
Виды внеурочной деятельности
Реализация различных направлений внеучебной деятельности, направленной на удовлетворение подрастающего поколения граждан в содержательном досуге, осуществляется через различные виды деятельности.
Основные формы организации занятий:
- коллективные обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты;
- решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов;
-познавательные игры; выполнение различных групповых заданий, этические беседы,
- дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки».
Методы и приемы организации занятий:
- диалоги; элементы дискуссий
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы, викторины;
- беседы.
Виды деятельности |
Особенности реализации |
Игровая |
Ввиду перенасыщения воспитательно - образовательного комплекса информацией интеллектуальные и дидактические игры являются оптимальной формой обучающей деятельности, позволяющей в досуговой, интересной форме создавать ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. |
Познавательная |
Стимулирование любознательности, исследовательского интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям. Следствием этого становиться повышение общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию. |
Проблемно-ценностное общение |
Организуется для коррекции отношения школьников к жизненным проблемам, понимания смысла и ценности жизни. Результаты образовательной деятельности можно разделить по уровням: - первый уровень предусматривает приобретение учащимися социальных навыков, осознаний социальных реалий; - второй — формирование позитивного отношения к общественным ценностям, выработка стимула улучшать существующие реалии, служить своему народу и государству; - к результатам проблемно-ценностного общения третьего уровня относят самостоятельное выполнение ребенком значимого социального действия (участие в социальной жизни, проявление активной гражданской и нравственной позиции). |
Социальное творчество |
Подготовка к участию в жизни социума, которая может осуществляться параллельно по двум направлениям: - способность быстрой адаптации будущих выпускников к существующим реалиям; - готовность вести преобразующую деятельность, ориентируясь на активно меняющиеся общественные тенденции. |
Краеведческая |
Краеведческая деятельность реализуется как цельный образовательный комплекс, способствующий психофизическому, интеллектуальному, культурному, экологическому воспитанию. Это один из наиболее результативных видов внеурочной активности, который неизменно вызывает повышенный интерес со стороны школьников, педагогов и родительской общественности. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Предметные результаты
Обучающийся научится: |
Обучающийся получит возможность научиться: |
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения; - уважительно относиться к защитникам Родины; - понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория; - ориентироваться в историческом времени; - определять на карте границы и крупные города России; - рассказывать о родной стране, своем городе (селе); - различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; - читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания; - различать художественную и научно-популярную литературу, - анализировать ответы товарищей; - осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе. |
- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории; - приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех); - различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво); - анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний; - на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи; - уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России. |
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения;
- адекватно понимать причины успешности / неуспешности учебной деятельности;
- осознанно понимать чувства других людей и сопереживать им.
Метапредметные результаты
Регулятивные |
Познавательные |
Универсальные |
Коммуникативные |
Обучающийся научится: |
Обучающийся научится: |
Обучающийся научится: | Обучающийся научится: |
-принимать и сохранять учебную задачу; - планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; - анализировать ошибки и определять пути их преодоления |
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. -самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. |
- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию; - формулировать проблему; - строить рассуждения; - устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями. |
- принимать участие в совместной работе коллектива; - вести диалог, работая в парах, группах; - допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; - задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности; - координировать свои действия с действиями партнёра; - корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию; |
Обучающийся получит возможность научиться: |
Обучающийся получит возможность научиться: |
Обучающийся получит возможность научиться: |
Обучающийся получит возможность научиться: |
-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность. |
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) -анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. |
самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера |
- критически относиться к своему и чужому мнению; - уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - принимать самостоятельно решения. - содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников. |
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов.
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы. Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения. Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.