Пояснительная записка по внеурочной деятельности для учащихся 3 классов по курсу «Я - гражданин России»

2
0
Материал опубликован 15 December 2017 в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Я - гражданин России» для 3 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12. 2012 № 273-ФЗ;

Областной закон от 14.11.2013г № 26 –ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. 29.12. 2016 года № 936-ЗС);

Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576);

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"(в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 05.07.2017 № 629)

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Программа Чутко Н.Я. Я - гражданин России - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.

Общая характеристика курса

В младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

Предложенная программа предназначена для учащихся 3-4 классов и основана на содержании учебников-хрестоматий Н.Я. Чутко «Я - гражданин России». В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.

Содержание учебных пособий «Я - гражданин России» построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.

Учебное пособие для 3 класса углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.

Место курса внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия № 25» отводит для изучения курса «Я- гражданин России» в 3 классе – 1 час в неделю. В соответствии с расписанием учебных занятий МБОУ «Гимназия № 25» и Календарным учебным графиком МБОУ «Гимназия № 25» в 2017-2018 учебном году запланировано проведение 34часов.

Общие цели и задачи

Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Задачи курса:

- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;

- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству,

предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;

- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я – моя страна – мой мир

Раздел I. Я живу в России

Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.

Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.

Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения.

Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).

Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).

Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.

Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего

Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория.

Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.

Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.

Раздел III. Как далекая Россия становится близкой

Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность.

Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.

Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.

Раздел IV. Россия и мир

Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света»

(искусство, наука, культура - на примере России и ряда других стран).

Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.

Россия – моя Родина.

Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.

Виды внеурочной деятельности

Реализация различных направлений внеучебной деятельности, направленной на удовлетворение подрастающего поколения граждан в содержательном досуге, осуществляется через различные виды деятельности.

Основные формы организации занятий:

- коллективные обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты;

- решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов;

-познавательные игры; выполнение различных групповых заданий, этические беседы,

- дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки».

Методы и приемы организации занятий:

- диалоги; элементы дискуссий

- игры-практикумы;

- проблемные ситуации;

- сюжетно-ролевые игры;

- конкурсы, викторины;

- беседы.

Виды деятельности

Особенности реализации

Игровая

Ввиду перенасыщения воспитательно - образовательного комплекса информацией интеллектуальные и дидактические игры являются оптимальной формой обучающей деятельности, позволяющей в досуговой, интересной форме создавать ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков.

Познавательная

Стимулирование любознательности, исследовательского интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям. Следствием этого становиться повышение общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию.

Проблемно-ценностное общение

Организуется для коррекции отношения школьников к жизненным проблемам, понимания смысла и ценности жизни. Результаты образовательной деятельности можно разделить по уровням:

- первый уровень предусматривает приобретение учащимися социальных навыков, осознаний социальных реалий;

- второй — формирование позитивного отношения к общественным ценностям, выработка стимула улучшать существующие реалии, служить своему народу и государству;

- к результатам проблемно-ценностного общения третьего уровня относят самостоятельное выполнение ребенком значимого социального действия (участие в социальной жизни, проявление активной гражданской и нравственной позиции).

Социальное творчество

Подготовка к участию в жизни социума, которая может осуществляться параллельно по двум направлениям:

- способность быстрой адаптации будущих выпускников к существующим реалиям;

- готовность вести преобразующую деятельность, ориентируясь на активно меняющиеся общественные тенденции.

Краеведческая 

Краеведческая деятельность реализуется как цельный образовательный комплекс, способствующий психофизическому, интеллектуальному, культурному, экологическому воспитанию. Это один из наиболее результативных видов внеурочной активности, который неизменно вызывает повышенный интерес со стороны школьников, педагогов и родительской общественности.


 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Предметные результаты

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

- уважительно относиться к защитникам Родины;

- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

- ориентироваться в историческом времени;

- определять на карте границы и крупные города России;

- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта

Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;

- различать художественную и научно-популярную литературу,

- анализировать ответы товарищей;

- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;

- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее

трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);

- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных

историко-обществоведческих знаний;

- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать

причинно-следственные связи;

- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

Личностные результаты

Обучающийся научится:

- адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

Обучающийся получит возможность научиться:

- выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения;

- адекватно понимать причины успешности / неуспешности учебной деятельности;

- осознанно понимать чувства других людей и сопереживать им.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Познавательные

Универсальные

Коммуникативные

Обучающийся научится:

Обучающийся научится:

Обучающийся научится: Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

-самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

- отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

- формулировать проблему;

- строить рассуждения;

- устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

- принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

- координировать свои действия с действиями партнёра;

- корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

Обучающийся получит возможность научиться:

Обучающийся получит возможность научиться:

Обучающийся получит возможность научиться:

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность.

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

а, иллюстрация и др.)

-анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- принимать самостоятельно решения.

- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов.

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы. Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения. Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации