Статья «Практика реализации образовательных инноваций»
учитель истории и обществознания
МБОУ «Школа № 11 г. Тореза»
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ
Аннотация. В статье дан анализ формам и видам инноваций в образовании, выявлены инновационные подходы к процессу обучения школьников, представлены собственные способы реализации инноваций на уроках истории и обществознания.
Ключевые слова: новация, инновация, педагогические технологии, инновационные технологии, образовательные технологии
Чтобы быть хорошим
преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех,
кому преподаешь
В. О. Ключевский
В Донецкой Народной Республике, как и во всей России, начали действовать новые Государственные образовательные стандарты, в том числе и Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Согласно его требованиям, выпускники образовательных учреждений должны уметь общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать её, самостоятельно оценивать ситуацию и принимать верные решения; овладеть навыками самостоятельной познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач; понимать, что имеющиеся знания необходимо обновлять и расширять в течение всей жизни; овладеть приемами анализа, синтеза, сравнения, обобщения материала; уметь сопереживать, сострадать, понимать других людей и приходить им на помощь; предлагать нестандартные способы решения проблем; уметь вступать в коммуникативные отношения с другими участниками общения [1, с. 48-52], т.е. задача современной школы - «создание» успешной личности, которая сможет найти свое достойное место в жизни и будет жить и работать на благо Родины.
В наше быстро меняющееся время, чтобы не отставать, школа не может работать по-старому, поэтому обойтись без внедрения новых технологий просто невозможно.
Теме изменений подходов к образованию посвящено немало работ известных педагогов. Об этом писали В.Безпалько, Б.Лихачев, Г. Кларин, В.Монахов, В.Загвязинский, Н.Юсуфбекова, В.Сластенин, А.Хуторской, А.Николс, Г.Селевко, А.Арламов, Г.Бургин, В.Журавлев и др.
В. Загвязинский считает, что новое в педагогике - это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые являются прогрессивным началом, дающим возможность в ходе изменения условий и ситуаций эффективно решать задачи воспитания и образования. Он отмечает, что очень часто, получив положительные результаты от освоения новшества, педагоги необоснованно стремятся сделать его универсальным, распространить на все сферы педагогической практики, что часто заканчивается неудачей и приводит к разочарованию. [6, с.8]
Цель моей работы – охарактеризовать некоторые инновационные педагогические технологии и показать примеры практического применения их на уроках истории и обществознания (из собственного опыта работы).
Слово «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление», «изменение, введение нового». Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности». [9]
Педагоги-теоретики различают понятия «новация» (или новый способ) и «инновация» (нововведение). Новация - это само средство (новый метод, методика, технология, программа и тому подобное), а инновация - процесс его освоения.
Единой трактовки понятия «инновации» пока нет. Так, по мнению одних исследователей, инновациями можно считать лишь то новое, что приводит к серьёзным изменениям в определенной сфере, по мнению же других, - это любые, даже незначительные, нововведения.
В основе и содержании инновационных образовательных процессов лежит инновационная деятельность, суть которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новшеств в традиционную систему.
Желание постоянно оптимизировать учебно-воспитательный процесс определило появление новых и совершенствование используемых ранее различных педагогических технологий.
Существуют разные определения того, что же такое педагогическая технология. Лучшим, на мой взгляд, является толкование В.Монахова: педагогическая технология - это модель совместной педагогической деятельности, продуманная во всех деталях из проектирования, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для ученика и преподавателя. [3]
Что же такое инновационные технологии? Это новые способы и методы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Инновационная образовательная технология – это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
- современное содержание, которое передаётся учащимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной практике;
- современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии учащихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала;
- современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникативную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения. [3]
Чтобы правильно и успешно организовать инновационную деятельность, следует помнить, что:
в педагогике, по мысли К.Д. Ушинского, передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта;
"чужой" опыт педагог должен "пропускать через себя" (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т.д.) и вырабатывать свой метод, лучше всего соответствующий его развитию;
инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям человека и общества, они должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии;
инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большинства) членов педагогического коллектива;
инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности;
в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения [2, с.440-441].
К наиболее известным инновациям в образовании относятся:
*Метод проектов, возникший почти 100 лет назад и направленный на стимуляцию критического мышления у учащихся, а также на появление у них интереса к определенным учебным проблемам. Проекты могут быть индивидуальными, коллективными, устно-речевыми, видовыми, письменными, интернет-проектами и др. В процессе работы над проектом прослеживается неразрывность обучения и воспитания, формируются коммуникативные навыки и толерантность. Проектная деятельность активизирует творческие возможности, познавательный интерес и актуализирует внедрение инновационных способов подачи информации и интерпретации выводов. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, предприимчивость, самостоятельность и другие личностно-ориентированные качества. [7]
*Метод обучения в сотрудничестве. Он предполагает коллективную организацию учебного процесса. В результате такой деятельности ребенок тренирует память, развивает логическое мышление, работает в индивидуальном темпе, систематизирует полученные знания, берет ответственность за всю группу.
* Игровые технологии. Они являются эффективным средством для организации взаимодействия учителя с учениками во время урока, возникшим еще в древности. В ходе этого процесса ребята играют и обучаются одновременно, что вызывает у них большой интерес. В результате приобретается привычка работать самостоятельно, внимательно слушать, мыслить и запоминать. Учащиеся фантазируют и с легкостью развивают свои навыки, что не вызывает трудностей в усвоении учебного материала.
*Информационные технологии - это весь спектр компьютерных возможностей и использование других технических средств на уроках в средней школе. В настоящее время широко используются видеоуроки, мультимедийные презентации, созданные как учителем с целью объяснения нового материала, так и учащимися для демонстрации своих разработок, выводов и творческих работ по теме.
*Модульные технологии. Они эффективны для непрерывного обучения не только для взрослых, но и для старшеклассников. Эта методика основана на том, что любой урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Таким образом, логично использовать блочную (модульную) организацию подачи материала, а именно: лекцию, семинар, исследование, лабораторную работу, коллоквиум, зачет. Эта технология позволяет удачно соединять новые подходы к обучению и стандартные методические рецепты традиционной системы. [8, с. 38-39]
*Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет. Наиболее популярны следующие типы: портфолио достижений, портфолио–отчет, портфолио-самооценка, портфолио – планирование моей работы. Выбор типа портфолио зависит от цели его создания. Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер. [5]
*Проблемное обучение — технология, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности учащихся и преподавателя при оптимальной самостоятельности школьников и под общим направляющим руководством учителя. [4]
*Модель «перевернутого обучения» - это новейшая модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на уроке проходит практическое закрепление материала. Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в классе учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. Дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы. [10]
Конечно, в данной статье невозможно описать все инновационные технологии, которые используются на уроках, но каждый учитель выбирает для себя те, которые сможет реализовать с наилучшим результатом. Зависит выбор технологий и от класса, в котором они будут применяться.
Как же я реализовываю эти инновации на уроках истории и обществознания?
Например, на уроке обобщения в 6 классе темы «Византия. Славяне. Арабский мир» дети заранее готовили проекты. Класс был разделен на 3 группы, каждая из которых, повторив учебный параграф и познакомившись с дополнительным материалом, должна была создать проект с описанием географического положения государства, самых известных правителей, краткой истории государства и изображением достопримечательностей, которые мы могли бы посетить, оказавшись в эпохе Средневековья. Оформление проектов было различным: так, одни изготовили свой проект вручную, другие – напечатали, третьи же создали электронный вариант. При выполнении задания школьники проявили свою фантазию, воображение, умение коллективно работать и создавать неповторимый продукт.
На уроке обществознания в 9 классе при изучении темы «Политика» школьники получили задание подготовить проекты «Как улучшить условия жизни в нашем микрорайоне». Они основательно изучили проблемы не только микрорайона, но и города в целом. На уроке в ходе обсуждения их предложений был создан общий проект класса не только о том, что нужно изменить в городе, чтобы сделать комфортнее жизнь в нем, но и за счет чего это можно сделать (хотя бы частично). При изучении темы «Государство и общество» девятиклассники создавали программы партий и общественных движений и презентовали их положения. Некоторые из пунктов программ вполне могли бы взять на вооружение деятели настоящих партий. Это говорит о том, что ученики 9-х классов уже состоялись как личности и современная школа идет в правильном направлении, внедряя инновационные технологии.
Учащимся 11-х классов на уроках обществознания, чтобы они попробовали себя в роли предпринимателей, я предлагаю разработать бизнес-план производственного предприятия или организации, работающей в сфере услуг, а также создать рекламный проект для них.
Часто на уроках истории я прошу детей «вжиться в роль», задавая вопросы типа: «На машине времени ты совершил путешествие во времена Ивана Грозного. О чем бы ты спросил его? А чтобы он тебе ответил?», «Представь, что ты - …». Школьникам очень нравится играть и они всегда с воодушевлением выполняют такие задания, развивая тем самым свое воображение, фантазию, умение высказывать, не боясь, свое мнение и объяснять его.
Попробовала я и модель «перевернутого урока». Так, перед подведением итогов реформ императора Петра Великого в 8 классе я дала задание детям посмотреть небольшой видеофильм о Петре и прочитать материал учебника. На уроке школьники ответили на поставленные им вопросы, выяснили то, что было им непонятно, определили значение реформ, проведенных царем, а также дали ответ на проблемный вопрос урока: «Петр Великий: гений или злодей русской истории?». В целом урок вызвал большой интерес у учащихся и желание дальше продолжить знакомство с историей с помощью этой модели.
При изучении объемных и сложных тем мною используется метод «Ажурная пилка», где в первой группе дети знакомятся с материалом, а затем во второй выступают экспертами по своему вопросу. Таким образом, они обучают сами себя и других, а значит, лучше запоминают материал и получают коммуникативные навыки.
Широко используется на уроках истории, обществознания и гражданственности Донбасса во всех классах информационная технология. Во время просмотра видеоуроков, видеороликов и презентаций учащиеся выполняют различные задания, наглядно представляют себе исторических личностей, представляют себя на поле боя. В качестве домашнего задания по определенным темам они создают свои презентации.
Конечно, использовать инновационные технологии учителю бывает очень непросто, но делать это необходимо, так как задача современной школы – научить школьников знания добывать самостоятельно. Сделать это старыми методами, способами и приемами невозможно. Жизнь требует от нас перестраиваться и идти в ногу со временем, ведь именно от учителя во многом зависит, какими вырастут наши дети – будущее нашей страны.
Список литературы
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. /В.И.Андреев. – Казань, 2000. С. 440-441.
3. Байбаева М. Х., Маркаева Д., Исмаилова Х. Понятие об инновациях в образовании, их классификация // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 744-746.—URL https://moluch.ru/archive/108/25653/.
4. Балин А. В. Использование инновационных методов в образовании // Молодой ученый. – 2014.- № 2. – С.724-725. - URL https://moluch.ru/archive/61/9007/.
5. Бондаренко О.В. Современные инновационные технологии в образовании//https://sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-16-sentabr-2012
6. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В.И.Загвязинский. Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 1990. – С.8
7. Макарова С.Э. Инновации в образовании. – Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». //http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45538
8. Мокрогуз О.П. Iнновацiйнi технологii на уроках iсторii - Харкiв: Основа, 2005. – 190 с.
9. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск, 2001.
10.https://www.ispring.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka/