Статья «Реализация краткосрочной образовательной практики по выбору для детей дошкольного возраста учителем-логопедом ДОУ»

0
0
Материал опубликован 17 May 2019 в группе

Мастер-класс на ГМО учителей-логопедов, учителей-дефектологов

Реализация краткосрочной образовательной практики по выбору для детей дошкольного возраста учителем-логопедом ДОУ

Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.

Расширение спектра образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья, потребностей семьи является одной из приоритетных задач дошкольного образования.  Выстроить индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности в созданной социальной ситуации развития ребенка вот суть построения системы краткосрочных образовательных практик по выбору. Активность ребенка стимулируется свободой выбора деятельности по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Программа краткосрочных образовательных практик предполагает, что построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Ребенок сможет приобрести новые умения, навыки, свойства личности, которые позволят ему выстроить индивидуальный путь развития.

Направленность краткосрочных образовательных практик идет от запросов семьи и интересов ребенка.

Краткосрочные образовательные практики носят формат практико-ориентированных курсов, направленных на формирование конкретного практического умения в определенной деятельности и создание в процессе посещения курса собственного продукта.

Краткосрочные образовательные практики (КОПы) – это практики, позволяющие ребенку за небольшое количество занятий достичь конкретного результата. Это практико-ориентированная законченная образовательная деятельность детей совместно с педагогом продолжительностью  1–8 академических часов, длительностью до 25-30 мин.

Цель краткосрочных образовательных практик – расширение вариативности образовательного пространства, при котором сам ребенок выбирает содержание своего образования, становясь субъектом образовательной деятельности. При этом решаются следующие задачи:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности;

- развитие мотивации детей к познанию и творчеству;

- поддержка инициативы детей в разных видах деятельности; развитие умений и навыков, предусмотренных ООП ДОУ;

- вовлечение родителей в образовательную деятельность;

- обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

В нашем ДОУ система краткосрочных образовательных практик реализуется с 2015 г.

КОП по выбору в ДОУ осуществляется по направлениям: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое, развитие предпосылок инженерного мышления.

Реализация КОП по выбору осуществляется в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательных отношений, по авторским и авторизированным программам дополнительного образования детей.

В начале учебного года (в сентябре) для осуществления выбора КОП родителям и детям предложена реклама всех образовательных практик на информационном листке (фото продуктов деятельности детей, фото фрагменты с деятельностью детей, посещающих тот или иной КОП). Перечень КОПов с кратким описанием публикуется и на сайте ДОУ. Выбор КОП осуществляется один раз в квартал на 1-2 образовательные практики. 

Основанием для зачисления воспитанников на КОП является выбор ребенка и согласие родителя (законного представителя).

Реализация КОП осуществляется в течение календарного года поквартально. За год у ребёнка есть возможность освоить 6-10 образовательных практик. Расписание КОП составляется с учетом выбора детей и занятости педагогов (графиком работы).

КОПы проводятся 1-2 раза в неделю (первая и вторая половина дня), длительность 1 занятия в соответствии с возрастом детей и СанПиН.

Итоги работы за год представляются в различных формах: письменный отчет, фото отчет и др.

Представление системы занятий КОПов

В 2015-2016 уч. г. мной реализована кратковременная образовательная практика «Мыльные пузыри», в настоящее время провожу КОП «Артикуляционная гимнастика со Смешариками». Данные КОПы ориентированы на осуществление профилактической работы, подготовку органов речевого аппарата к правильному произношению звуков.

КОП «Мыльные пузыри» ориентирован на детей 3-7 лет.

Количество встреч: 4 занятия

Количество участников: 6-8 человек

Перспективный план КОП:

Занятие 1

Формировать правильный способ дыхания – вдох носом и выдох ртом.

Занятие 2

Учить совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох. 

Занятие 3

Учить осуществлять направленный плавный выдох и регулировать его силу

Занятие 4

Учить выдувать мыльные пузыри при удлинении выдоха и достаточном давлении воздушной струи.

КОП «Артикуляционная гимнастика со Смешариками» является востребованной родителями младших и средних дошкольных групп, реализуется мной третий год.

Паспорт образовательной программы

краткосрочной образовательной практики

 

Название программы

«Артикуляционная гимнастика со Смешариками»

ФИО автора

Петухова Ольга Ивановна

Возраст детей

3-5 лет

Актуальность

Профилактика нарушения звукопроизношения через игру-тренинг с забавными мультяшными героями Смешариками.

Цель программы

Подготовка органов артикуляции к правильному произношению звуков

Задачи:

Познакомить с органами артикуляции

Научить детей управлять органами артикуляции и качественно выполнять основные упражнения артикуляционной гимнастики

Воспитывать желание говорить чисто, красиво, формировать стремление правильно произносить звуки.

Материалы и оборудование

Индивидуальные зеркала, карточки с героями мультфильма (Смешариками) с описанием упражнений артикуляционной гимнастики

Структура КОП

Орг. момент. Мотивация

Артикуляционный тренинг

Итог. Рефлексия.

Конечные результаты

Дети умеют управлять органами артикуляции и качественно выполнять основные артикуляционные упражнения

Критерии и показатели достижения результатов

Дети будут знать названия органов артикуляции.

Дети будут уметь выполнять основные артикуляционные упражнения.

Дети будут проявлять интерес, стремление к правильному произношению звуков, желание говорить красиво, чисто.

Перспективы дальнейшей реализации ОП КОП

Создание ОП, направленной на профилактику сложной дислалии.

Количество встреч

6 по 15 минут

Количество участников в КОП

3-4 детей 3-4 лет;

5-6 детей 4-5 лет

 

Результаты:

Сроки реализации

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Выбор детьми КОП (чел.)

11

18

9

24

Результат (%):

- Владение умением, навыком

- Владение умением, навыком недостаточно, требуется дальнейшая работа

 

100%

 

-

 

61%

 

39%

 

56%

 

44%

 

67%

 

33%

Дети – участники КОПов, овладевшие умением, навыком недостаточно, к началу коррекционной работы имеют мономорфные нарушения звукопроизношения: ротацизм, ламбдацизм.

Моделирование

Задание: создать рабочую группу и разработать паспорт образовательной программы краткосрочной образовательной практики по выбранной теме

Рефлексия

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации