Предметно-практическая деятельность при обучении детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

0
0
Материал опубликован 5 December

Предметно-практическая деятельность при обучении детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.


Предметно-практическая деятельность является основой трудового воспитания в процессе социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение предметно-практической деятельности на коррекционно-воспитательных занятиях направлено на формирование у учащихся элементарных действий с предметами и материалами и является основой для дальнейшего обучения учащихсяс тяжелыми интеллектуальными нарушениями, формирования навыков самообслуживания и развития элементарной трудовой деятельности

Характеристика обучающегося:

Умственно отсталый слабослышащий (IIIстепень) ребенок 10 лет

У ребенка отсутствуют навыки смообслуживания: мальчик не умеет самостоятельно надевать и снимать одежду, поддерживать порядок в шкафах .

Предметные действия, актуальные для ребенка:

снять, надеть одежду

расстегнуть, застегнуть пуговицы, молнии

достать вешалку из шкафа

убрать вешалку в шкаф

выворачивать одежду на лицевую сторону

сворачивать одежду

вывешивать одежду на «плечики»

сортировать вещи по полкам в шкафу.

Планируемый результат:

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться

Умеет аккуратно развешивать одежду

Умеет убирать одежду в шкаф

Умеет поддерживать порядок в шкафах

Цель:

Создание условий для приобретения навыков самостоятельно одеваться и раздеваться , убирать вещи в шкаф.

Задачи:

Сформировать умение различать предметы одежды и обуви; научить одеваться и обуваться

Учить следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли;

Научить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду

Научить самостоятельной уборке вещей в шкаф

Научить различать белье и одежду по принадлежности

Риски:


Моторные навыки недостаточно развиты, существует возможность не застегнуть пуговицы, молнии…

Существует возможность уронить одежду на пол,испачкать.

Существует возможность не найти свой шкаф, куда нужно складывать одежду

Может не услышать предупреждений педагога

Гиперопека родителей



Процессуальная часть:


Организация учебного процесса

Установить партнерские отношения с ребенком в процессе формирования навыков самообслуживания.

Определить уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри навыка самостоятельно одеваться и раздеваться , убирать вещи в шкаф.

определить следующий шаг, которому надо ребенка обучать.

Использовать систему поощрений: внимание, любимые занятия, в некоторых случаях — пищевые подкрепления, например, любимая еда или питье и т.п.

Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем — к инструкции.




Методы и формы учебной деятельности.

Показ , объяснения , образец взрослых, словесные указания, помощь взрослых

совместные действия, которые совершаются «рука в руку» с ребенком, сопровождаются пошаговой инструкцией и комментированием всех необходимых действий;

частичная помощь действием (но последнее действие ребенок осуществляет самостоятельно);

педагог способствует началу действия – помогает его начать, а ребенок продолжает и заканчивают его самостоятельно при учете контролирующей функции взрослого;

ребенок совершают действия самостоятельно от начала до конца, с опорой на подробный инструктаж педагога;

ребенок выполняет действия самостоятельно (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке); ребенок выполняет действия совершенно самостоятельно



Методы и приемы обучения.

Игровые приемы. Игра «Одень, уложи спать куклу», чтение художественных произведений «Мойдодыр», «Маша-растеряша», «Федорино горе» и др

Детальный показ и подробное объяснение. Отрабатывание навыка «рука в руке» с педагогом, с максимальным привлечением внимания к происходящему.

Многократные упражнения и контроль. Многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности.

Использование в виде помощи инструкций, памяток – напоминаний. Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям, наглядным инструкциям - напоминаниям.



t1733386527aa.pngt1733386527ab.pngСоставление алгоритма действий . Сохранение неизменным одного и того же способа, одной и той же последовательности действий для выработки алгоритма.

Система поощрения. Использование системы поощрений (например,

любимое занятие - просмотр мультиков).

Самостоятельное выполнение действий в процессе дидактических игр. Уменьшение помощи взрослого, максимальная самостоятельность при выполнении действия.

Закрепление умения в процессе повседневных режимных моментов

Пример взрослых. Акцентирование внимания на выполнении действия взрослым (выразительное проговаривание).

Закрепление умения с другими специалистами, дома с родителями. Организация преемственности в работе, следование единым требованиям, предъявляемым к ребенку


Диагностика учебного процесса

ЛИСТ ОЦЕНКИ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Выполняет самостоятельно Требуется помощь Никогда не выполняет

Навыки одевания и раздевания

Различает чистую и грязную одежду

Одевается и раздевается

Обувается

Пользуется любыми застежками

Вешает одежду на вешалку


Работа с родителями

Создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе, в середине и в конце обучения (с привлечением фотоматериалов);

Консультации,обсуждение содержательной стороны понятия "навыки самообслуживания", необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации