Презентация "Особенности развития детей дошкольного возраста"

7
2
Материал опубликован 20 September

3-7 лет ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Материал подготовила педагог-психолог ГКОУ «ДОКУЧАЕВСКАЯ СШИ № 27» Д.С. Медведева

ЭТАПЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ: младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст 5-7 лет.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ДОШКОЛЬНИКА Познавательная сфера личности ( восприятие, мышление, память, воображение, внимание и т.д.); Эмоционально-волевая сфера личности (эмоции, чувства, воля) Мотивационно-потребностная сфера личности (потребность, мотив) Специфика взаимодействия со сверстниками и взрослыми

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 лет. Показатели Познавательная сфера (особенности развития) Восприятие Знает 6 основных цветов; 5 геометрических форм; различает величину предметов. Складывается умение вести наблюдение. Внимание Неустойчиво, непроизвольно, Объем- 3 ед. Привлекательная деятельность занимается 5-10 мин. Распределять внимание не может. Память Носит непроизвольный характер, объем памяти -2 единицы. Мышление Наглядно-действенное, к 4 годам появляются задатки наглядно-образного мышления. Собирает постройку по образцу (4-5дет.);целое из частей(2 дет.). Воображение Воссоздающее, проявляется в игре в виде предметов заместителей. Продолжит сказку 2-3 предложения Речь Четко произносит гласные звуки; связная речь начинает формироваться, использует в речи слова, короткие предложения. Мелкая моторика Идет интенсивный процесс формирования движения руки .Умеет держать карандаш, кисть, слабо регулирует силу нажима

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 лет. Эмоции Сильной модальности, резкие переключения. Получает положительные эмоции от похвалы и одобрения со стороны взрослых. Воля Слабо развита. Мотивация Принимает цели предложенные взрослыми, самостоятельно их не удерживает, организующей является роль взрослого. Поведение ситуативно, деятельность не планирует. Сильны мотивы поощрения и взыскания, игровые мотивы. Взаимодействие со сверстниками Вначале периода - игра рядом, к концу – неустойчивые группы по 2-3 человека. Распределение ролей и взаимодействия между персонажами нет. Беседуют друг с другом, но не всегда отвечают сверстнику. Замечают несоответствие правил и норм поведения у сверстников. Взаимодействие с взрослыми Начинает проявлять инициативу при установлении контакта. В сфере отношений со взрослыми лежит потребность ребенка в оценке своих действий. Ребенок ориентируется на требования взрослого, не всегда переносит их в разные ситуации. Стремление к общению со взрослым – получение новой информации.

СОВЕТЫ ПО ПРЕОДАЛЕНИЮ КРИЗИСА 3 лет Личное пространство ребенка (комната, игрушки…). Компромиссы. Распорядок дня. Четкая система запретов.

Основные задачи воспитания и развития в 3-4 года - Развивать потребность в активной двигательной деятельности, помочь овладеть основными видами движений, формировать элементарные навыки личной гигиены. - Способствовать развитию игровой деятельности. - Обеспечить познавательное развитие детей, обогащать представления об окружающем мире, развивать любознательность. -Формировать навыки общения, обеспечить индивидуальное общение с ребёнком. Задача воспитателя - создавать положительное состояние у детей, организовать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельностью и отдыха.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 лет Показатели Познавательная сфера (особенности развития) Восприятие Выбирает по названию основные цвета. Различает 7 геометрических фигур, выбирает их по слову и называет. Ориентируется относительно себя, развивается умение ориентироваться по плану -схеме Внимание Объем – 4 единицы. Устойчивость возрастает до 15-20 мин. в интересной для ребенка деятельности. В игре распределяет внимание между 2-3 предметами. Память Объем – 3 единицы. В игре по просьбе взрослого запоминает до 5 предметов. Поручение взрослого выполняет, передает, состоящее из 2-3 простых последовательных операции) Мышление Преобладает наглядно-образное мышление. развиты.Выполняет «4 лишний», группирует 5 картинок, последовательность из 3 картинок. Воображение Проявляется не только в игре, но и на занятиях. Может придумать вариацию знакомой сказки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 лет Речь Произносит все звуки родного языка. Продолжается процесс придумывания новых слов и выражений. Согласовывает слова в предложении; Пересказывает произведение, составляет рассказ по картинке, из личного опыта (2-4 предложения) Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения. Мелкая моторика Идет развитие зрительно-двигательной координации путем копирования графических действий Показатели Эмоционально-волевая сфера Эмоции Увеличивается широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций; понимает психологическое состояние других людей. К 5 годам знает , понимает и выражает основные эмоции. Характерны страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей. Воля Продолжает формироваться волевая сфера Показатели Мотивационно-потребностная сфера мотивация По-прежнему сильны мотивы поощрения и взыскания, игровые мотивы, начинают формироваться мотивы морального характера. Появляются мотивы общественного характера, произвольность управления собой.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 лет Показатели Особенности взаимодействия Взаимодействие со сверстниками Создаются игровые объединения из 2-5 человек. Продолжительность игры 20-25 мин. Появляется ролевое общение, высказывания адресуются друг другу, учитываются возможности слушателя. Пытаются договориться. Общение со сверстником является ситуативно-деловым. Взаимодействие с взрослым Имеет представление о том, как надо/ не надо себя вести. Может регулировать свое поведение, хотя требуется еще напоминание. Стремление к общению с взрослым основано на потребности в получении новой информации и обсуждении причин явлений. Определяют границы дозволенного.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 лет Кризис 5 лет Проявления кризиса: - Ранее искренний и доверчивый, ребёнок замыкается. - У малыша возникают страхи и неуверенность в себе. - Частые приступы раздражения, злости и ярости могут быть направлены на младших братьев или сестёр, знакомых детей и даже на родителей. - Ребёнок закатывает истерики. - Часто пятилетний малыш начинает подражать кому-то из взрослых, кривляться и манерничать. - Непослушание ребёнка выливается в его борьбу за самостоятельность и расширение своих прав.

СОВЕТЫ ПО ПРЕОДАЛЕНИЮ КРИЗИСА 5 лет - Терпение и похвала - Варианты выбора Недопустимость насилия - Любовь и внимание Основные задачи воспитания и развития: Укреплять психофизическое здоровье, развивать двигательную активность детей Развивать интерес к различным видам игр Формировать элементарные, общепринятые нормы поведения, представления о здоровом образе жизни Способствовать развитию интеллектуальных способностей, познавательного интереса, развивать представления об окружающем мире Формировать навыки трудовой деятельности

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 лет Показатели Познавательная сфера (особенности развития) Восприятие Активно использует и наз. 4 и более оттенков одного цвета по цветовому тону. Различает разновидности основных фигур, наз. Многоугольники. Знает времена года. Ориентируется относительно себя на листе бумаги ( лево, право). Внимание Становится более устойчивым, до 30 минут на занятии, в игре-1 час. Объем -5-7 ед. Развивается наблюдательность. Внимание распределяется между несколькими предметами. Память Объем памяти – 5 ед. преобладает образная память, при специальном обучении развивается смысловая память. Мышление Наглядно-образное мышление, к концу 6 года появляется наглядно-схематическое, появляются зачатки логического мышления. Воображение Развивается творческое воображение. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов. Речь Говорит четко, грамотно, последовательно, связно. Высок словарный запас.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 лет Показатели Эмоционально –волевая сфера Эмоции, чувства Осваивает социальные нормы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными. Формируются высшие чувства – нравственные, эстетические. Характерны страхи: потери близких, боязнь страшных сновидений, страх опоздать. Воля Появляется произвольность - умение слушать и выполнять инструкцию взрослого. Умеет соблюдать и действовать по правилу. Складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения с взрослыми. Показатели Мотивационно-потребностная сфера Мотивация Формируется целеполагание- умение принимать цель, ее удерживать и достигать результата .Значимы мотивы общественного морального характера, мотивы соревнования, достижения, успеха, познания. Формируются индивидуальные мотивы, внутренняя позиция школьника.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 лет Показатели Особенности взаимодействия Взаимодействие со сверстниками Совместно планируют и распределяют роли в игре. Могут оказать помощь, поддержку друзьям, проявляют сочувствие к ним. Ориентируются на социальные нормы и правила. Могут расспрашивать собеседника, уточнять информацию Взаимодействие с взрослым Во взаимоотношениях с взрослым ориентируется на нормы и правила, стремиться к сотрудничеству.

ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА 7 лет Кризис 7 лет - Связан с поступлением ребенка в школу. - Умение выдерживать школьные нагрузки, новую систему требований, отношений. - Ведущей деятельностью становится учеба. - Раздражительность. - Страхи, повышенная тревожность. Советы по преодолению кризиса: - Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи). - Поощрять общение со сверстниками. - Не надо перегружать дополнительными занятиями. - Больше хвалить.

Задачи воспитания и развития (5-7 лет) - Формировать готовность к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника -Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей - Развивать и обогащать умение организовывать самостоятельную деятельность; добиваться цели и положительного результата - Совершенствовать физические качества, культуру движений, технику их выполнения

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Содержательная презентация! Хорошо бы пояснительную записку оформить к данной разработке и список источников поместить.

20 September

Похожие публикации