Причастие как особая форма глагола. (Урок усвоения новых знаний. 7 класс).

28
19
Материал опубликован 30 June в группе

Урок 22. Причастие как особая форма глагола


Тип урока - урок усвоения новых знаний

Цель- представление о причастии как особой форме глагола.

Задачи: дать представление о грамматических признаках причастия, формировать умение отличать причастия от прилагательных, различать их в предложении, понимать значения причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным.


Ход урока


1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Письмо по памяти стихотворения А. Дементьева «Доброта»

3. Подготовка к восприятию. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Беседа.

Мы записали стихотворение «Доброта». Скажите, какая она?

-Нужная, необходимая, важная…

Какую часть речи вы использовали, отвечая на вопрос?

А теперь попробуем охарактеризовать доброту по действию. «Доброту не купишь на базаре». То есть она какая?

-Некупленная.

«Искренность у песни не займешь». То есть искренность какая с точки зрения действия?

-Незанятая.

Практически от любого глагола мы можем образовать слова, которые будут отвечать на вопрос какой?, но характеризовать при этом действующий предмет, давать характеристику предмету по действию. Эти слова относятся к части речи, которая называется причастием. Причастие – это особая форма глагола. Оно, как и прилагательное, обозначает признак предмета (но по его действию), отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, зависит от существительного, изменяется по родам, числам и падежам.


4. Актуализация знаний.

Работа с учебником: просмотровое чтение

1) Упр 41 (+ Советы помощника, + Из истории языка) с. 26,

2) правило (+ Советы помощника) с. 27

-Сформулируйте вопросы для одноклассников.

-Что нового вы узнали о причастии?

-Запишите в словарь-справочник суффиксы причастий.

t1719740038aa.jpg


5. Первичная проверка понимания

Выборочное письмо: почитайте стихотворение Михаила Садовского «У кого мы учимся доброте». О чем оно? Ответьте на вопрос, заданный автором в стихотворении. Выпишите причастия, запишите их поморфемно. Проверьте по ключам.

Приложение 1.


Приложение 1-22PPTX / 139.35 Кб

У кого мы учимся

Доброте?

У черники дымчатой

На кусте,

У скворца, летящего

С червяком,

У лугов, причёсанных

Ветерком,


У колосьев, зреющих

На полях,

У дождя, приплывшего

В облаках,

У шута, дарящего

Людям смех

И у солнца ласкового

Для всех,

У больших кивающих

Нам слонов

И у песни папиной,

Что без слов —

У всего открытого

Нам вокруг,

Но сперва — у маминых

Добрых рук.


6. Первичное закрепление

Работа с учебником (упр. 43, три первых слова)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выучить суффиксы причастий по таблице, упр. 42 (2), упр. 43 (закончить).

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Использованная литература

1. Дементьев А. Доброта. [Электронный ресурс]. - 2024. - URL: https://rustih.ru/andrej-dementev-dobrota/ (дата обращения 30.06.2024)

2. Суффиксы причастий. Таблица с примерами. [Электронный ресурс]. - 2024. - URL: https://4.bp.blogspot.com/-_MXtAS-nFac/VL069WeD3pI/AAAAAAAAAZ8/DIFStuhXnvk/s1600/100.jpg (дата обращения 30.06.2024)

3. Фон для презентации. [Электронный ресурс]. - 2024. - URL:

https://oboida.ru/upload/iblock/7c7/1.jpg (дата обращения 30.06.2024)

4.Стихи о доброте для детей и взрослых. [Электронный ресурс]. - 2024. - URL:

https://rustih.ru/stixi-o-dobrote/#google_vignette (дата обращения 30.06.2024)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный урок! Жаль,что сегодня ничего не могу оценить!

30 June

Спасибо, Марина Юрьевна, похоже, нас у всех сегодня выходной. приятного вечера!

30 June

Спасибо, Вера Сергеевна! Отличная разработка урока!

30 June

Благодарю, Елена Владимировна!

30 June

Вера Сергеевна, спасибо за помощь!

30 June

Рада, если пригодится, Ирина Владимировна!

30 June

Интересно! Спасибо, Вера Сергеевна!

30 June

Спасибо за спасибо, Галина Владимировна!

30 June

Какая Вы умница, Вера Сергеевна! Спасибо!

30 June

Как приятно, Марьяна Олеговна, спасибо Вам большое!

30 June

Спасибо большое, Вера Сергеевна! Как всегда, замечательный урок!

30 June

Взаимно спасибо, Юлия Васильевна, за Ваше внимание!

30 June

Вера Сергеевна, спасибо за полезный ресурс!

1 July

Спасибо за спасибо, Елена Гаврииловна!

2 July

Рада, что получила возможность оценивания)) Спасибо за разработку, Вера Сергеевна!

2 July

Вера Сергеевна! Спасибо большое! Интересно и полезно!::smile30::

2 July

Спасибо за внимание, Лидия Александровна!

2 July

Спасибо, Вера Сергеевна,за отличную разработку урока!

16 July

Благодарю, Галина Геннадьевна, за Ваше внимание!

16 July

Похожие публикации