Причастие как особая форма глагола. (Урок усвоения новых знаний. 7 класс).
Урок 22. Причастие как особая форма глагола
Тип урока - урок усвоения новых знаний
Цель- представление о причастии как особой форме глагола.
Задачи: дать представление о грамматических признаках причастия, формировать умение отличать причастия от прилагательных, различать их в предложении, понимать значения причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Письмо по памяти стихотворения А. Дементьева «Доброта»
3. Подготовка к восприятию. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Беседа.
Мы записали стихотворение «Доброта». Скажите, какая она?
-Нужная, необходимая, важная…
Какую часть речи вы использовали, отвечая на вопрос?
А теперь попробуем охарактеризовать доброту по действию. «Доброту не купишь на базаре». То есть она какая?
-Некупленная.
«Искренность у песни не займешь». То есть искренность какая с точки зрения действия?
-Незанятая.
Практически от любого глагола мы можем образовать слова, которые будут отвечать на вопрос какой?, но характеризовать при этом действующий предмет, давать характеристику предмету по действию. Эти слова относятся к части речи, которая называется причастием. Причастие – это особая форма глагола. Оно, как и прилагательное, обозначает признак предмета (но по его действию), отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, зависит от существительного, изменяется по родам, числам и падежам.
4. Актуализация знаний.
Работа с учебником: просмотровое чтение
1) Упр 41 (+ Советы помощника, + Из истории языка) с. 26,
2) правило (+ Советы помощника) с. 27
-Сформулируйте вопросы для одноклассников.
-Что нового вы узнали о причастии?
-Запишите в словарь-справочник суффиксы причастий.
5. Первичная проверка понимания
Выборочное письмо: почитайте стихотворение Михаила Садовского «У кого мы учимся доброте». О чем оно? Ответьте на вопрос, заданный автором в стихотворении. Выпишите причастия, запишите их поморфемно. Проверьте по ключам.
Приложение 1.
Приложение 1-22PPTX / 139.35 Кб
У кого мы учимся
Доброте?
У черники дымчатой
На кусте,
У скворца, летящего
С червяком,
У лугов, причёсанных
Ветерком,
У колосьев, зреющих
На полях,
У дождя, приплывшего
В облаках,
У шута, дарящего
Людям смех
И у солнца ласкового
Для всех,
У больших кивающих
Нам слонов
И у песни папиной,
Что без слов —
У всего открытого
Нам вокруг,
Но сперва — у маминых
Добрых рук.
6. Первичное закрепление
Работа с учебником (упр. 43, три первых слова)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Выучить суффиксы причастий по таблице, упр. 42 (2), упр. 43 (закончить).
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Использованная литература
1. Дементьев А. Доброта. [Электронный ресурс]. - 2024. - URL: https://rustih.ru/andrej-dementev-dobrota/ (дата обращения 30.06.2024)
2. Суффиксы причастий. Таблица с примерами. [Электронный ресурс]. - 2024. - URL: https://4.bp.blogspot.com/-_MXtAS-nFac/VL069WeD3pI/AAAAAAAAAZ8/DIFStuhXnvk/s1600/100.jpg (дата обращения 30.06.2024)
3. Фон для презентации. [Электронный ресурс]. - 2024. - URL:
https://oboida.ru/upload/iblock/7c7/1.jpg (дата обращения 30.06.2024)
4.Стихи о доброте для детей и взрослых. [Электронный ресурс]. - 2024. - URL:
https://rustih.ru/stixi-o-dobrote/#google_vignette (дата обращения 30.06.2024)
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Елена Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Галина Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Марьяна Олеговна
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Легоцкая Вера Сергеевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Красина Лидия Александровна
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна