12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нечаева Татьяна Александровна1904
Работаю в школе с 1991 г. Изучаю родную природу, руководитель эколого-краеведческого кружка. Занимаюсь с обучающими исследованиями по биологии, краеведению, медицине. Мои ученики участники, призёры и победители учебно-исследовательских конференций.
Россия, Архангельская обл., д.Сояна

ТЕМА «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ КАК УЧИТЕЛЯ, ТАК И УЧЕНИКОВ».

Нечаева Татьяна Александровна учитель географии и биологии МБОУ «Долгощельская средняя школа Мезенского района» (филиал «Соянская средняя школа Мезенского района»).

Конаржевский Ю. А. в своей книге «Система. Урок. Анализ» писал: «поставьте задачу на уроке в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали школьников на активное действие, создавали внутреннюю мотивацию учения, причем не «ВЫ-нуждения», а «ПО- буждения» к решению исследовательских задач…» [1]
Считаю, что на уроках биологии и географии активизировать познавательную деятельность можно следующими способами:

- использовать технологии проектов и исследовательских работ;
- использовать технологию развития критического мышления;

- использовать ИКТ-технологию;

- использовать технологию  обучения  на  основе  схемных  и  знаковых  моделей  учебного  материала (на основе метода Шаталова В.Ф.) [4];

Цель: активизация мыслительной деятельности  и развитие логического мышления учащихся с помощью знаково-схемной символики.

Решаемые задачи:

1. Облегчить усвоение материала, представив его в компактной, краткой форме, удобной для запоминания и воспроизведения при ответе.

2. Научить выделять в любом информационном источнике основные термины и понимать их суть.

3. Научить  устанавливать логическую взаимосвязь между основными понятиями и явлениями в изучаемой теме.

4. Развивать ИКТ-компетенции.

Психологи считают: практические действия учащихся с учебным материалом оставляют в их памяти в среднем 90% воспринятого. Опираясь на эти данные и учитывая, что главный способ достижения знаний – деятельность, я использую следующие средства:

ЛОК - логический опорный конспект. «Опорный конспект представляет собой наглядную схему (рисунок), в котором отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены опорные сигналы. Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, в которой закодирован учебный материал». [3]

ЛОС – логические опорные схемы. Компактное  отображения основного учебного материала с указанием логической структуры и связей.

Графические конспекты – визуальное интерпретация учебного материала, индивидуальный рисунок обучающегося.

Рисунки-загадки – графическая учебная головоломка, в которой закодирован учебный материал подлежащий разгадке. Разгадка приведёт к пониманию (открытию) нового знания.

Схемы-загадки - схематическая учебная головоломка, в которой взаимосвязи компонентов закодированы опорными символами. Разгадка приведёт к пониманию (открытию) нового знания.

Листы опорных символов. «Опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, формула, рисунок, аббревиатура и т.п.), заменяющий некое смысловое значение» [3].

Инструктивные листы для обучающихся представляющие собой «план учебно–познавательной деятельности ученика, при которой вместе с изучением основ учебного курса происходит освоение учеником способов деятельности. Важный аспект построения инструктивных листов – структурирование деятельности учащихся в логике этапов открытия и усвоения новых знаний (восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение и систематизация изучаемой информации)» [2].


Применение информационных технологий позволило мне по-новому использовать перечисленные средства, открыть новые возможности для развития самостоятельного мышления учащихся (Познавательные УУД), повысить их интеллектуально – познавательный и творческий потенциал (Познавательные УУД), помочь им ориентироваться в информационном пространстве (Познавательные УУД), формировать активную жизненную позицию (Личностные УУД), делать уроки открытия новых знаний динамичными, увлекательными и неординарными.

Использование ИКТ – технологий – это более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности и является одним из путей повышения мотивации учащихся к учению и качества образования

Логические цветные опорные конспекты, рисунки – загадки, схемы-загадки и пр. я придумываю сама и рисую в программах Paint, Power Point, успешно вставляю в презентации и копирую (множу) через компьютерную технику. Мои опорные конспекты, рисунки, схемы позволяют мне не столько визуализировать учебный материал, сколько вовлечь школьников в активный процесс поиска и открытия новой информации.

Применение интерактивной доски позволяет мне организовать грамотную обратную связь «ученик-учитель». Благодаря мультимедийным возможностям доски учащиеся представляют свои результаты в живой интерактивной форме. Ответы пишут пером поверх кадра презентации, учитель, используя функцию анимация, «открывает» верные ответы.


Использование схемно-знаковых моделей представления знаний на различных уроках.

Биология 6 класс тема «Фотосинтез»

В помощь обучающимся в графическом редакторе Paint заранее создаю ЛОК «Фотосинтез», который они переносят в тетрадь за учителем во время изучения учебного материала. С помощью опорного конспекта легко рассказывают (расшифровывают) условия, при которых происходит фотосинтез, называют продукты воздушного питания растений, формулируют понятие. ЛОК позволяет актуализировать ранее полученные знания. Яркие и красочные конспекты с уменьшенным количеством словесной информации облегчают ее восприятие и запоминание.


t1647378816aa.png

















География 5 – 6 класс тема «План местности»

Задание: используя графический редактор Paint, нарисуйте план местности, используйте масштаб в 1 см – 1 км. и условные знаки.

«На территории данной местности в направлении с севера на юг проходит дорога. Её пересекает тропинка, тянущаяся с юго – запада на северо – восток. В 5 км к северу от пересечения дороги с тропинкой расположено село Сорокино. Вдоль западной окраины посёлка расположен фруктовый сад. В 3 км к югу от места пересечения построен деревянный мост через реку Светлая, которая течёт на юго – запад. На правом берегу реки раскинулись луга, а вдоль левого – смешанный лес».

t1647378816ab.png















Образец: Графический конспект «План местности». Автор – Крапивина Н 6 класс


Биология 6 класс тема «Обмен веществ у живых организмов».

Задание: Используя инструктивные листы, учебники, разгадайте цветные рисунки – загадки. Разгадав, вы сможете разобраться, как происходит обмен веществ у растений и животных, и поймете, почему это такой важный процесс. Для заполнения предлагаю использовать опорные сигналы. Для этого вам выданы листы опорных сигналов. В случае затруднения обращайтесь за помощью к учителю.


t1647378816ac.png


t1647378816ad.png



t1647378816ae.gift1647378816af.gif





География Архангельской области (авторская программа) 8 класс. Тема «Климат Архангельской области».

Задание: используя текст учебника на стр. 25 – 27, разгадайте схему – загадку и составьте по ней рассказ «Влияние климатообразующих факторов на климат Архангельской области».


t1647378816ag.gif


География 9 класс тема «Европейский Юг»

Задание: Изучите текстовое описание Северного Кавказа (Приложение 1).

Пользуясь картой атласа «Европейский Юг: население и хозяйство», данным вам текстом, выделите, какими полезными ископаемыми богат Северный Кавказ, определите климатические условия района.

Установите взаимосвязи между ресурсами и отраслями специализации района, связи отраслей друг с другом.

Используя известные вам опорные сигналы, придумывая свои, если потребуется, составьте логическую опорную схему «Хозяйство Северного Кавказа» в редакторе Power Point.

По возможности добавьте анимацию на каждый компонент связи.

Используя созданную тобой ЛОС, расскажи о хозяйстве Северного Кавказа одноклассникам.


t1647378816ah.gif



Подход к каждому ученику должен быть индивидуальным, поэтому учащимся я предлагаю творческие задания, выполнение которых предполагает использование информационно-коммуникационных технологий и освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с дополнительными источниками информации, Интернет-ресурсами, создание презентаций как результат самостоятельной исследовательской деятельности. Лучшие работы учащихся используются в качестве учебного пособия при проведении занятий по соответствующей тематике, размещаю на сайте школы или на личном сайте (Инфоурок). При этом обязательно называется автор работы.


Проект – это деятельность исследовательская, поисковая, ориентированная на реальный практический результат, значимый для ученика и интересный для окружающих. В своей практике на уроках географии и биологии, применяя данный метод, я предлагаю вниманию учащихся графические проекты. Они изначально направлены на кодировку учебной информации о каком-то объекте, явлении в редакторе Power Point с последующим ознакомлением участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Учащиеся начинают работать очень творчески с информацией, которая обычно воспринимается как сухая и малоинтересная. Результат: активная и включенная в работу группа учащихся.


Биология 11 класс тема «Круговорот веществ»

Индивидуальная карточка по теме «Круговорот АЗОТА в природе».


Задание 1. Изучите текст учебника, стр. 148 – 149, дополнительные тексты.

Задание 2. Вспомните ранее полученные в курсе биологии знания.

Задание 3. Нарисуйте (НЕ СТОИТ СКАЧИВАТЬ С ИНЕТА ГОТОВЫЙ СЛАЙД!!!) ЛОК «Круговорот азота» на одном слайде.

Задание 4. Используйте в рисунке стрелочки, опорные символы: химические знаки, формулы, значки полезных ископаемых, рисунки и т.д. (предел фантазии не ограничен!)

Задание 5. Не забудьте указать название ЛОК и авторство.

Задание 6. Подготовьтесь рассказать о круговороте с помощью нарисованной схемы или предложите своим одноклассникам составить рассказ.



t1647378816ai.gif


Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика.

Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиваться качественно более высокого уровня наглядности на уроках, значительно расширяет возможности активизации деятельности обучающихся, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.

Китайская мудрость гласит - «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму». Школа должна подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе. Использование ИКТ на уроках биологии и географии – это маленькая крупица в подготовке обучающихся к будущей жизни в информационном обществе.


Список источников:

Конаржевский Ю.А.СистемаУрокАнализ. ... Каталоги. Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время). Выходные данные. Псков : Изд-во Псков. обл. ин-та усовершенствования учителей, 1996. Физическое описание. 439 с. : ил.;

Оданович М.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроке биологии с применением учебных ориентиров/М.В.Оданович// Биология в школе. - 2011. - № 3. – с.28 – 34.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М: НИИ школьных технологий, 2006, стр.289

Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1979. – 134 с.



















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.