Методические рекомендации на тему «Применение строевых упражнений на уроке физическая культура. Раздел гимнастика»
Основные строевые упражнения на уроке физическая культура.
Раздел гимнастика.
Автор: учитель физической культуры
МАОУ «СОШ № 61» г. Перми
Колесникова Анна Владимировна .
Строевые упражнения - являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности, формирования правильной и красивой осанки, навыков коллективных действий, развития чувства ритма и темпа движений, способности соразмерять их по времени и в пространстве.
Строевые упражнения подразделяются на следующие группы:
строевые приемы
построения и перестроения
передвижения
размыкания и смыкания.
1. Строевые приемы. К ним относятся такие действия учащихся, как выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты на месте и расчет.
2. Построения и перестроения. Они характеризуются умением учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.
3. Передвижения. К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и походным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т.п.
4. Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.
Фигурные маршировки
1. «Обход». Командовать: «Налево (направо) в обход – МАРШ!».
2. «Противоход». Командовать: «Противоходом налево (направо) – МАРШ!».
3. «Змейка» исполняется в поперечном направлении, в продольном направлении и в косом направлении.
4. «Диагональ». Командовать: «По диагонали – МАРШ!».
5. «Дробление» – одна колонна делится на две (или больше) такие же колонны, но вдвое (или соответственно больше) меньшие в глубину. Командовать: «Налево и направо (в обход) по одному (по два, по три и т. д.) – МАРШ!».
6. «Слияние» – движение, обратное «дроблению», т. е. две колонны (или больше) соединяются в одну такую же колонну, но вдвое (или соответственно больше) большую в глубину. Командовать: «Через центр по одному (по два, по три и т. д.) – МАРШ!».
Разные виды движения колонны – направо, налево, дугами, по спирали
1. «Круг» может быть большего размера (диаметр равен поперечнику зала), среднего (диаметр равен половине поперечника зала) и малого (диаметр равен четверти поперечника зала). Деление кругов на три размера является условным и определяется преподавателем в зависимости от формы зала. Командовать: «По большому (среднему, малому) кругу налево (направо) – МАРШ!».
2. «Дуга» равна половине «круга». Соответственно она может быть большой, средней и малой. Командовать: «По большой (средней, малой) дуге налево (направо) – МАРШ!» или – «Ко мне по дуге налево (направо) МАРШ!».
3. «Восьмерка». Командовать: «Через центр восьмеркой – МАРШ!».
4. «Спираль» может исполняться в любом месте зала и любого размера (чем больше занимающихся, тем больше размер «спирали»). Командовать: «Спиралью направо (налево) – МАРШ! ». Для выхода из «спирали»: «Налево» (направо) противоходом – МАРШ!».
Перестроения
1. Построение из колонны в движении.
Командовать: «Налево по четыре – МАРШ!». «Через центр по четыре –МАРШ!».
2. Перестроение из 1 шеренги в 2.
Предварительный расчет на №1 и №2. №1 – стоит на месте. №2 на раз –делает шаг левой вперед, два- шаг правой в сторону, три – приставить левую ногу к правой. Обратно в обратную сторону.
3. Перестроение уступами. (3, 6, 9, на месте). Предварительный расчет на 3, 6, 9, на месте. По команде: по расчету шагом – Марш! Учащиеся выполняют необходимое количество шагов. Обратно перестроение: кругом! На свои места шагом - Марш!
Границы зала
Для удобства использования строевых упражнений в гимнастическом зале устанавливаются условные точки: центр, середина и углы. Они определяются по первоначальному расположению строя. Сторона зала, вдоль которой учащиеся строятся перед началом урока, называется правой стороной, правофланговый учащийся располагается ближе к правому верхнему углу, левофланговый — к правому нижнему углу. Половина зала, соединяющая верхние углы, называется верхняя половина, а нижние углы — нижняя половина. Стороны и половины зала имеют свои середины.
Для пользования строевыми упражнениями введены основные понятия о строе.
Строй — установленное размещение учащихся для совместных действий.
Фланг — правая и левая оконечности строя. При поворотах строя название флангов не меняется.
Фронт — сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.
Интервал — расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.
Дистанция — расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперед руку.
Направляющий — учащийся, идущий в колонне первым. Замыкающий — учащийся, двигающийся в колонне последним. Шеренга — строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.
Колонна — строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.
Задания для самоподготовки и проверки знаний
Задание 1. Строевые упражнения являются средством:
А. Укрепления мышц.
Б. Дисциплинированности, организованности, формирования правильной и красивой осанки.
В. Формирования правильной и красивой осанки.
Задание 2. Половина зала, соединяющая верхние углы, называется:
А. Нижняя половина.
Б. Верхняя половина.
В. Половина зала, соединяющая верхние углы.
Задание 3. Условные точки: центр, середина и углы зала определяются по:
А. Первоначальному расположению строя.
Б. Стороне зала.
В. Расположению входной двери в зал.
Задание 4. Укажите средства строевых упражнений направленных на формирование навыка коллективных действий, воспитание четкости и красоты:
А. Построения и перестроения на месте и в движении.
Б. Построение в шеренгу, круг, колонну, по отделениям.
В. Построение, сдача рапорта, сообщение задач.