«Привитие мотивации обучения осознанного чтения путём применения исследовательских и проектных методов коллективного и индивидуального творчества с использованием различных инновационных технологий»

2
2
Материал опубликован 18 May

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя   русского языка и литературы МБОУ «СОШ №18» им. Р. С. Рамазанова г. Махачкала



«Привитие мотивации обучения осознанного чтения путём применения исследовательских и проектных методов коллективного и индивидуального творчества с использованием различных инновационных технологий»


1.Условия возникновения, становления опыта.


Я работаю учителем русского языка и литературы уже 31 год. Главным в своей работе я считаю привитие детям заинтересованности и любви к русскому языку и литературе. За годы моей работы я вижу ,как меняются ученики, их интерес к литературе ,к чтению. Раньше ,увидев в библиотеке своих учеников, готовящихся к уроку, я нисколько не была удивлена. сейчас же это становится исключением из правила . Если у врачей ключевая фраза - «не навреди» ,то у филолога, я считаю, девизом должны быть слова-«не отбей вкуса к чтению и развивай эмоциональный интеллект каждого ученика». Необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделай его активным участником процесса обучения. Ведь книга – это не только то, что написал автор, это акт совместного творчества с читателем. Читая текст, (так я учу своих учеников) ты прокручиваешь в голове фильм и ты и только ты его режиссер , автор–проводник, я –консультант; могу ответить на вопросы, направить в нужное русло , помогу взглянуть на проблемы с того или иного угла зрения, но ни в коем случае не буду навязывать свою точку зрения. Ты должен пройти по дороге познаний сам, разобраться в подводных течениях текста, в его водоворотах, выплыть самостоятельно, осознать свою победу и наградой тебе будет привитие любви к литературе, и вот тогда и появится тот самый «зуд», когда ученик не может ни дня прожить, чтобы не открыть страницу в новой книге.

Так рождается наше сотворчество на уроке. Литература -это интересное приключение, в которое мы отправляемся на каждом моем уроке Одной из главных задач считаю «Увеличение интенсивности урока, его насыщенности». Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии ,разнообразие методов, внеурочная деятельность и дополнительная работа с одаренными детьми.

В современном обществе востребованы творческие, нравственные, предприимчивые люди,  обладающие динамизмом,   мобильностью, самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим развитие осознанного, вдумчивого чтения школьников становится очень актуальным.  Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. А литература является «кодом сердца», как писал Торнтон Уайлдер.   Человек, обладающий постоянным  и осознанным интересом к литературе, к осознанному чтению  более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.

       Практика доказывает, что при осознанном чтении меняется само качество чтения; учащиеся находят в текстах то, что их волнует, то, что им интересно, ищут ответы на свои вопросы. Так и происходит формирование главных качеств человека: духовное развитие личности, развитие эмпатии к миру, к людям, патриотизм, сопереживание. Осознанное чтение школьника с применением исследовательских методов выражается в открытии, создании субъективно нового, без опоры на образец. Наблюдение, диагностика свидетельствуют, что творческое мышление, которому присущи оригинальность, полет фантазии, гибкость, может сформироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность тренироваться на текстах (а это уже задача учителя), требующих переноса теоретических знаний, опыта в новую ситуацию, в решение творческих задач.



2. Актуальность опыта


Привитие мотивации осознанного чтения является первоочередной задачей учителя-филолога, так как повсеместно происходит спад чтения. Современные школьники уже не так начитаны, потому что телефон и интернет становится главным времяпрепровождением. Поэтому ученики читают сокращенные варианты книг, читают поверхностно, не вдумываясь в проблемы текстов, не чувствуя красоты языка и индивидуального стиля писателя. В связи с этим снижается грамотность школьников, родители бьют тревогу. И поэтому  путём применения исследовательского и проектного методов коллективного и индивидуального творчества с использованием различных инновационных технологий, я стараюсь на каждом уроке достучаться до их сердец, затронуть струну каждого ученика, и он из пассивного слушателя становится моим соавтором на уроке ,а это значит методы, которые я применяю являются актуальными и перспективными.


3. Концептуальность

(своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).


Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что одним из методов является применение технологии   проектно-исследовательского обучения. Это позволяет повысить интерес обучающихся, как к  учебной, так и внеурочной деятельности. Мои ученики готовят презентации к урокам самостоятельно, а в старших классах даже ролики к уроку, со своими проектами выступают перед младшими школьниками ,на различных открытых мероприятиях в школе. Одним из фрагментов урока у меня часто бывает развитие навыка фактчекинга, а это , несомненно, приводит ученика к смысловому чтению каждого текста. Все это предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

       Современные подходы к преподаванию литературы  предполагают актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя:

- организация проектной, проблемно-творческой и исследовательской деятельности обучающихся, с использованием различных технологий;

- использование информационно-коммуникативных средств в обучении;

-поисковая деятельность обучающихся;

        

 Практическая  значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать навыки.

Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках литературы способствует:

- активизации познавательной деятельности;

- повышению качественной успеваемости школьников;

- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля;

- повышению уровню комфортности обучения;

- развитию творческо-информационного мышления.


Наличие теоретической базы опыта.

Использование ИКТ на уроках позволяет повысить информационную насыщенность урока, выйти за школьные рамки, дополнить и углубить их содержание. Работая учителем русского языка и литературы , я твердо убеждена, что по-прежнему остаются актуальными вопросы: как сделать, чтобы литература не была отчуждена от ребенка, а стала частью его души, чтобы на моих уроках преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы. Как сделать свои уроки интересными? Нужно обеспечить продуктивную деятельность обучающихся. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется на уроках вовлечение обучающихся в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. И для современного урока внедрение новых методов проблемного и развивающего обучения стало реальностью. Ребёнка нужно научить удивляться: «Мне действительно важно это знать!» Главный аспект в работе над уроком не только, как мы это делаем, но также почему? В работе над каждым творческим заданием ребёнок выступает в роли исследователя, а учитель – консультанта и вдохновителя.   «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного урока, понимания различных методов , которые и привлекает многие образовательные системы. Сегодня мы возвращаемся к данной педагогической технологии.

  Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. И я стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагогических изданиях, интересуюсь опытом использования проектного и исследовательского методов.

Плюсы проектного метода:

- метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.

- метод проектов созвучен моим жизненным позициям: ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;

-ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.

- иногда знания , полученные обучающимися остаются подчас  теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач в реальной жизни;

  -  индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой  уровень развития. А даже самое маленькое открытие в его исследованиях-э то наша с ним победа, которая заронит благодатное семя познания нового, которое разрастется и всегда пригодится в жизни.

 

5.Ведущая педагогическая идея.

Современные требования  к уроку ставят перед учителем задачу, научить школьника самостоятельно добывать знания, быть начитанным, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться к литературе на поиски ответов. Способность к осмысленному чтению вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу вдумчивого чтения «человек, сделавший, что-нибудь значительное, становится в известном случае другим человеком». Вкладывая в себя творческую деятельность, он изменяется, совершенствуется. Повышается уровень самооценки обучающихся, что является главной темой моего самообразования.

Вот уже несколько лет я использую на своих уроках   метод проектного и исследовательского обучения практически по всем предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность обучающихся. Школьники реализуют свой  творческий потенциал, выполняя творческие проекты по темам: «Какую книгу я бы посоветовал своему сверстнику?», «Лингвистические сказки по русскому языку», «Публичное выступление: страхи и преодоление», «Роль литературы в современном обществе», «Мотивы родного дома в поэзии любимого поэта», «Театральные литературные спектакли города Махачкалы», «Героический национальный эпос», «Значение слова «экзамен» в русской поэзии» , «Великие люди в литературе», «Поэтическое искусство Дагестана», «Наш Расул Гамзатов», «Дагестан в прозе русских писателей» и др.


6 .Оптимальность и эффективность средств.


Глубина знаний и прочность навыков обучающихся по предмету зависит  от эффективной организация учебной деятельности на уроках и  правильного выбора методов и средств обучения. 

Изучение нового материала с применением ИКТ позволяет обучающимся лучше понять и быстрее запомнить материал. Содержание, средства представления материала, формы организации работы, используемые методические приёмы при применении имеют ряд особенностей. Нужно учитывать, что применять ИКТ можно только с учётом физиологических особенностей школьников, то есть не более 25 минут на уроке. Поэтому учитель должен чётко определить, на каком этапе каждого конкретного урока использование ИКТ будет наиболее эффективным. 

Использую компьютер на уроке для реализации следующих важных задач:
- повышение наглядности учебного процесса;
- доступность и индивидуальный подход;
- возможность обеспечения обратной связи;
- неограниченная возможность использовать все системы восприятия информации;
- организация коллективной и групповой работы.


Критериями оптимальности и эффективности средств, которые используются при реализации технологии проектного  обучения на уроках русского языка и литературы являются:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2.  Практическая значимость предполагаемых результатов.

3.  Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.

4. Структурирование содержательной части проекта.

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

- развитие мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний;

- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

- формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

- развитие творческих способностей обучающихся.


Приемы, методы, средства обучения, которые я использую в своей работе:

Типы занятий : сообщение новых знаний, комбинированные, закрепления, лекции, беседы, обобщения, экскурсии, самостоятельная работа, занятия-вариации, коррекции.

Виды занятий: экскурсии, работа с поисковым материалом, практическая работа.

Методы : практическая деятельность, тесты, кроссворды, конспекты, составление докладов, сообщений, рефератов и презентаций, роликов.

Экология обучения: учет состояния здоровья детей, соблюдение техники безопасности, эмоциональный настрой ребенка, создание ситуации успеха, организация учебного пространства, физкультминутки психологические тесты, рисуночные тесты-разгрузки.

Рассмотренные выше методы и приемы обучения позволяют поддерживать  познавательный интерес учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к перерастанию потенциальной одаренности в развитии. Практически это реализуется через коллективную работу, работу в парах,мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Формы подачи учебного материала:

- традиционно сообщение о наиболее важной по данной теме, проблеме;

- поиск информации в библиотеке и Интернете;

- сообщение, викторина, конкурс;

- создание презентаций, работа над проектом, исследовательская работа.

Осознанное чтение – процесс, основанный не только на природных задатках, но и на труде. Задатки –это 10%, 90%-это труд.

Проектируя уроки, мы косвенно проектируем развитие наших учеников, Поэтому важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая  и направляющая его.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

- развитие мотивации обучающихся и как следствие повышение качества знаний;

- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности

учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

- формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления

собственных ошибок;

- развитие творческих способностей обучающихся;


7. Результативность опыта.


Я считаю, кем бы ни стал ученик в дальнейшем, наша совместная работа пригодится ему в жизни.

  Использование   технологии проектного и исследовательского методов обучения  на уроках и  во внеурочной деятельности дает  хорошие результаты:  

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, прививает любовь к литературе и красоте русского языка ;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности обучающихся и интереса к предмету;

- развивает у обучающихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий подход и прививать любовь к литературе, любознательность   обучающихся;  

- идти в ногу со временем.


Показателями результативности считаю:


- участие и победы в конкурсах различного уровня, исследовательских и проектных работ, заочных творческих олимпиадах.

Считаю опыт своей работы «Повышение мотивации обучения русскому языку и литературе путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных инновационных технологий» перспективным, так как он позволяет повысить образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую  активность обучающихся, повысить эффективность урока.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, интересно! Хотелось бы посмотреть проектные работы ваших учеников. Думаю, здесь не хватает ссылок на работы

19 May

Согласна с комментарием Ирины Владимировны.

19 May

Похожие публикации