Статья на тему «Приёмы активизации познавательной деятельности на уроках математики или как воспитать у ребёнка веру в свои силы»

2
0
Материал опубликован 8 May 2020 в группе

Приёмы активизации познавательной деятельности на уроках математики или как воспитать у ребенка веру в свои силы.

                                                                                           Линькова Татьяна Геннадьевна,

учитель математики МОУ

«Школа № 83 имени Г. И. Баланова г. Донецка»

 

Аннотация. В статье рассматриваются приемы активизации познавательной деятельности обучающихся, особенности организации урока и эффективность его содержания.

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, познавательный интерес, поисковая исследовательская деятельность, проблемная ситуация.

Актуальность статьи заключается в том, что она содержит материал для достаточно эффективного решения целого ряда задач для творческой самореализации обучающихся на уроках математики, которые трудно решить при традиционном обучении.

Цель статьи показать различные методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения, при которых учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика

Изменения в современном мире объективно влияют на изменения во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. И учителя, имеющие дело с подрастающим поколением, в каком-то смысле ответственны за будущее страны. Поэтому им важно увидеть перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени".

Сегодня роль современного учителя – не только «учить», но и создать условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания для своих учеников, сформировать человека с развитыми познавательными потребностями, способного творчески мыслить, принимать решения, иметь свою позицию, брать на себя ответственность, способного жить в принципиально новых условиях и реализовать себя в жизни.

Общие требования к уровню подготовки обучающихся устанавливает Государственный образовательный стандарт, который направлен на обеспечение создания условий для развития и самореализации обучающихся.  «Стандарт ориентирован на становление и формирование личностных характеристик выпускника, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного критически осмысливать и творчески применять полученные знания на практике.» [1]. 

Работая в школе, я обратила внимание на отсутствие у некоторых учащихся стремления к самообразованию, неумение планировать и организовывать свою работу, неумение оперировать приобретенными знаниями, делать самостоятельные выводы и обобщения. Решая для себя эту задачу я поняла, что учебный материал должен стать предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика. Познавательная деятельность должна обеспечить не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания. Актуальность активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении. Формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы.

Проблема активизации познавательного интереса всегда была важна. Еще Сократ учил своих слушателей умению искать истину, размышляя.

Главным условием активизации познавательной деятельности обучающихся являются организация и содержание урока. Отбирая материал и продумывая приемы и методы, которые будут использованы на уроке, я оцениваю их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать творческую активность учащихся, интерес к предмету.

Заинтересовать детей математикой дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Для меня важно было сформировать интерес к предмету у ребенка Я решаю эту проблему через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, эмоциональную окраску урока, введения в структуру урока занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, чего-то неожиданного, веселого, азартного, удивительного Материал урока должен обеспечивать мыслительную деятельность учеников, – того, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей учащегося. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления.

Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.

Я считаю, что очень важен этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать, поэтому организация этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Для пробуждения заинтересованности я использую следующий материал: сведения из истории по данной теме, решение задач с практическим содержанием, с использованием межпредметных связей, решение задач, требующих расширение знаний по теме, математические фокусы, задачи занимательного характера, проведение исследовательских, лабораторных и практических работ с использованием моделей, таблиц и т.п.

Важно сделать обучающихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину, учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. К открытию нового материала можно идти двумя путями: «задача – идея», этот путь связан с поисками идей для решения конкретной задачи; «идея – задача», путь, связанный с составлением задач на основе новых идей. [2] В настоящее время чаще используется первый путь, но творческие способности ученика лучше развиваются во втором случае. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. С помощью этого приёма учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения – детскую любознательность. Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.

Урок в 5 классе по теме «Основное свойство дроби» (подводящий диалог). Учитель спрашивает класс: «Какая часть прямоугольника закрашена? Дайте ответ, используя разные доли». Затем педагог предлагает сравнить дроби. Ученики выполняют задание, используя правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и правило сравнения с одинаковыми числителями. При сравнении последней пары дробей возникает вопрос — как это сделать? Формулируется проблема и цели урока.

Для себя я вывела следующие шесть шагов подготовки к уроку:

Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.

Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.

Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.

Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.

Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся.

Велика роль опорных схем в активизации познавательной деятельности учащихся. Их лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Очень хорошо выполняется такая работа в группах. Опорные схемы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.

Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Поэтому большое внимание на уроках уделяю устному счету, различным приемам устной работы. Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. А использование методов анализа и синтеза способствует развитию логического мышления учащихся.

Хотелось бы ещё обратить внимание на метод тестирования, который позволяет объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения как целого класса, так и каждого ученика в отдельности. Тестирование позволяет:

учитывать индивидуальные особенности учащихся;

проверять качество усвоения материала;

разнообразить процесс обучения;

сэкономить время на опрос;

использовать тесты для компьютеризации обучения.

С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро “диагностировать” овладение учебным материалом большого количества учащихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого.

Активное обучение достигается и при использование различных форм ИКТ, наиболее простой из которых – презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ:

возможность обеспечить ученику индивидуальный режим работы;

возможность предоставить разную информацию каждому ученику в различном виде;

большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации;

оптимизация работы учителя при подготовке урока;

возможность одновременно использовать различные виды контроля и проверки знаний – тесты, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т. д.

Я стараюсь работать так, чтобы у всех учащихся, и слабоуспевающих и с ярко выраженными математическими способностями, путь к достижениям был от успеха к успеху. Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты, дать ребёнку веру в свои силы. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить развивать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

Выводы. Я считаю, что высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет. Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.

 

Список литературы:


1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.07.2018 № 678.


2. Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Шуба.-М.: Просвещение, 2012.-218 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.  Для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с.
4. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование. - 1995.-№ 10. - С. 156-159.

5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. - М.: Юристь, 1997. - 512с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации