Проблема мотивации обучения русскому языку и пути ее решения
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Астрахани «СОШ №36»
г. Астрахань, Астраханская область
ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Знания и действия – это близнецы, матерью которых является высокая мотивация.
Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема мотивации обучения русскому языку. Авторы приходят к выводу, что формировать и развивать мотивацию на уроках русского языка и литературы – значит не просто передать готовые мотивы и цели учащемуся, а поставить его в такие условия и ситуации проявления активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Ключевые слова: русский язык, обучение, мотивация.
В системе современного образования и в условиях реализации ФГОС особую важность приобретает проблема мотивации обучения русскому языку пути ее решения. Но в настоящее время необходимо осваивать новые подходы в связи с теми существенными изменениями, которые претерпевает сегодня школа. Поэтому необходимо внести изменение в стиль обучения и общения, т. к. на современных уроках преобладает стиль напряженного ожидания (спросят – не спросят), дети пассивны, им не хватает элемента новизны. А ведь учебный процесс должен оставаться главным фактором для формирования устойчивого интереса школьников к предмету и процессу обучения.
Рассмотрим подробнее основные факторы, которые способствуют воспитанию положительной мотивации учения на уроках русского языка и литературы. Во-первых, должна быть уютная общая атмосфера, которая создается спокойным тоном, установкой на успех, физкультминутками). Во-вторых, каждый ученик должен активно вовлекаться в коллективные формы организации разных видов деятельности (взаимопроверка, взаимопомощь, групповая работа, игровая деятельность). В-третьих, учитель – это тьютер, помогающий строить и налаживать отношения сотрудничества учителя и учащегося, но только не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов.
Также важно привлекать учащихся к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки, например, оценить ответ свой и товарища. Еще ученикам любого возраста всегда интересно воспринимать занимательное изложение, необычную форму подачи материала, которая вызывает у них удивление. Этому способствуют следующие приемы: уроки-игры, кроссворды, применение мультимедийного сопровождения, ситуация спора и дискуссии, диспута.
Помимо этого, каждый учитель должен умело применять методику поощрения и порицания (особо для детей с неустойчивой психикой), а также следить за эмоциональностью своей речи.
Учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения родного языка и литературы строится с учетом основных требований. Главным требованием является создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний, умений учащихся на уроках русского языка и литературы. Еже одним требованием является добровольное привлечение учащихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности.
Очень важно всю работу вести в системе, тщательно продумывать ход урока, задания. Поэтому остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.
В начале урока перед учителем стоит задача вызвать исходную мотивацию. Этому способствует актуализация мотивов предыдущих достижений. Можно поощрить своих учеников фразой: «Мы хорошо поработали над предыдущей темой». Но следует дальше вызвать мотивы относительной неудовлетворенности («но не изучили еще одну важную часть этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях»), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Вторым этапом является этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь необходимо опираться на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к выполнению упражнений и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т. п.).
И последний этап – завершение урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом, чтобы в конце урока возни- кала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является оценочная деятельность самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. После выставления оценок необходимо провести рефлексию.
На уроках русского языка и литературы можно использовать ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.
Кредит доверия. В некоторых случаях ставится отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что в ученика верят, есть все возможности для достижения успеха, необ- ходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
Горькая правда.
Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?
Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски.
Поднимите правую руку те, кто сегодня не хочет отвечать у доски.
«Да – нет». Например, загадывается какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только «да – нет». Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, сведений о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.
«Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Этот прием формирует речевую культуру ученика, развивает речь.
«Жизненная правда». На доске записана тема урока.
Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
Профи. Исходя из своей будущей профессии, ответить на вопрос, как пригодится изучение данной темы урока.
«Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему?
И еще один прием формирования мотивации школьников на уроках русского языка и литературы заслуживает особого внимания. Это создание ситуации успеха. Например, этому способствуют релаксирующие и расслабляющие моменты на уроке. Учитель может обратиться к ученикам: «Ребята, подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало». Подобные фразы настраивают учащихся на позитивный лад и снимают эмоциональное напряжение, что создает предпосылки для плодотворной работы на уроке. Это особенно актуально для уроков литературы, где между учеником и учителем должна быть атмосфера взаимопонимания и доверия. Только это условие создает основу для творческого освоения произведений, создания на уроках творческого настроя и взаимодействия.
Итак, формировать и развивать мотивацию на уроках русского языка и литературы – значит не просто передать готовые мотивы и цели учащемуся, а поставить его в такие условия и ситуации проявления активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Список литературыАсеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М.: Педагогика, 1984. – 64 с.
Дорсман Е.М. Занимательные игры на уроках литературы для учащихся 5–9 классов: Дидактические материалы. – Пермь, 2006. – 119 с.
Коджаспарова Г.М. Педагогический словарь / Г.М.Коджаспарова, А.Ю.Коджаспаров. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т. А. Ма- тис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение,1990. – 192 с.
Сказки учат грамоте: Диктанты и изложения в курсе морфологии (5– 7 классы): Учебно-методическое пособие / Сост. М.П. Абашеева, В.Е. Кайгоро- дова, М.А. Лебедева [и др.]; ПГПУ. – Пермь, 2001. – 115 с.
Скороходова Н. Мотивация на уроке / Н. Скороходова // Сельская школа. – 2003. – №6. – С. 96–103.
Справочник администрации школы по организации учебного процесса. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 160 с.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1998. – 208 с.
Юрьева В.А. Межпредметные связи в работе со словом на уроках рус- ского языка. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2002. – 80 с.
Россетти С.М. Положительная мотивация на уроках русского языка и
литературы / С.М. Россетти, А.И. Казакова [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/11/Action11-464933.pdf (дата обраще- ния: 13.11.2018).
1