Статья «Проблемная №3»

6
3
Материал опубликован 1 June 2017 в группе

М.А. Старшов

ПРОБЛЕМНАЯ №3
Есть в учебниках и задачниках по физике одна задача повышенной популярности. Очень любят её самые разные "авторы". И никто не признаётся, за что такая любовь.
Когда она попала на глаза в какой-то раз, привлекла особое внимание, и стал я вести её, так сказать, учёт и рейтинг. Оказалось, трудно найти пособие по физике без неё. 
Самая ранняя ссылка на эту красавицу в моей картотеке относится к 1940-му году. но есть подозрение, что и в учебник физики Г. Ландсберга она попала из более раннего источника. Возможно, дореволюционного, когда учитель в России был Учителем.
Любят эту задачу и математики, и даже зарубежные, смотрите, например, блестящую книжечку И. Лемана "Увлекательная математика" (Kurzweil durch Mathe), переведённую с немецкого замечательным физиком Ю.А. Даниловым в 1985 г.
Более точно раздел книги, номер и страницу не напишу сознательно, листая её, получите удовольствие. 
Однажды слышал по Московскому радио детскую передачу, что-то про Шерлока Холмса, а вдруг понял, что это она же так препарирована!
Мне же эта задача помогает начать разговор о физике, и её пользе для биологов и геологов на самой первой лекции. В самом деле, чем хороша эта наука? Громоздкими уравнениями, точными вычислениями, практическими применениями? Да всё это есть, но для меня главное в физике - точное Слово.
Высказавшись примерно так в первые пару минут, перехожу к своей любимице. Вот,говорю, шёл я на лекцию, торопился по привычке, и моя скорость была 6 км в час. А после лекции пойду по той же дороге уже не спеша,  скорость моя будет 4 км в час. Интересно, чему равна моя средняя скорость на пути сюда и обратно?
И не было случая, чтобы не прозвучал негромкий ответ: Пять...
Вот это замечательно, это позволяет мне приступить к серьёзному разговору на многие темы сразу. И о физике, и о об устном счёте, и о решении задач,  о проверке ответа. но главное - мы вместе вырабатываем точное, научное, Определение нового понятия - средняя скорость. Тогда ответ находится легко: 4,8 км/ч. Подумаешь, разница! Но теперь можно вычислить среднюю скорость из двух других, скажем, 800 и 200. Получится совсем не очевидные 500, а 320.
А потом, уже на другой лекции будет разговор о равноускоренном движении, где полезно снова заговорить об этой задаче, потому что там при начальной скорости точки 6, а конечной 4км/ч средняя скорость будет именно 5.
Не жалко затраченного времени, мы начинаем чувствовать красоту науки вообще, и физики, в частности.
И признаюсь в конце, что никогда не мог понять, зачем нужно понятие средней скорости?! Ничего оно не даёт, кроме вот этой безотказной проблемной ситуации.
На ровном месте дети попадают в ловушку, и в них рождается желание из неё выбраться. И что кажется важным, никто в аудитории не остаётся равнодушным.
 К физике. Которую никто не любит.
 
Комментарии

На уроках математики учащиеся так часто определяют СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ, что на полном автомате выполняют действие. А у нас помимо средней скорости есть и средняя векторная и средняя путевая.

1 June 2017

Ответ #29660 был удален 1 June 2017

А зачем, извините? мало чем забиты головы бедных детишков, трудно усвоить вектор, а тут ещё какая-то средняя векторная...Не понимаю! Надо Физикой увлекать, а мы отпугиваем.Тогда нечего и удивляться результатам.

1 June 2017

Дети допускают ошибку при вычислении до тех пор, пока не поймут смысл средней скорости. А ведь просто надо знать определение средней скорости и очень много задач про вашу и мою "красавицу"!

1 June 2017