«За какую часть периода тело, совершающее гармонические колебания, проходит путь от среднего положения до крайнего? Первую половину этого пути? Вторую его половину?»
[Знаменский П.А., Мошков С.С., Пиотровский М.Ю., Рымкевич П.А., Швайченко И.М. Сборник вопросов и задач по физике. Для 8-10 классов средней школы. М.-Л., 1950г. С.63]
Совершенно интуитивно эту задачу удалось выделить среди множества физических задач, подавляющее большинство которых даже не пытался решать или анализировать. Просто глаза увидели, а на другой день применил на уроке во время педагогической практики в 1958 году. Результат этого эксперимента был почти победным, та часть класса, которая обычно мешала нормальному ходу каждого моего урока, мгновенно «решила» задачу, и так же быстро осознала ошибочность полученного ответа. А так как это были наиболее способные учащиеся в этом классе, они были явно уязвлены своей неудачей и приложили немало усилий для преодоления препятствия. Почти победным я считаю результат, достигнутый с помощью этой задачи потому, что никто из мальчиков до конца урока правильного решения не нашёл. Пришлось обсуждать задачу и во время следующей перемены.
Через полтора-два десятилетия это событие определил для себя как первую практическую реализацию подлинной проблемной ситуации, поскольку в это время педагогическая наука интенсивно обсуждала систему и методы проблемного обучения, и пыталась найти для него адекватное определение, так и не найдя его, как мне кажется. Чаще всего, если не всегда, обучение считается проблемным, когда учитель ставит перед учащимися некий вопрос, на который они не могут ответить, а затем как-то с помощью учащихся или просто на их глазах находит его решение. Но это слишком уж просто, и годится только для победных отчётов, что используется проблемный метод. На самом деле вопрос можно считать проблемой при условии, что коллектив учащихся имеет все средства для решения проблемы и весь коллектив, или почти весь, понимает, что может с ней справиться, а вот чего-то не хватает, и они зашли в тупик. Мой класс уже знал, что колебательное движение описывается уравнением синуса или косинуса, но уж слишком близко оказался очевидный ответ: Т/4, Т/8 и Т/8. Обескураживает следующий напрашивающийся шаг: деление путей пополам и дальше логически приводит к делению пополам и соответствующих отрезков времени. Но тогда движение становится слишком похожим на равномерное! А школьники уже знают, что скорость груза маятника наибольшее значение приобретает в нижней точке траектории, а при набольшем отклонении от этой точки даже равна нулю, т.е. несомненно изменяется во времени.