Проектная деятельность в рамках ФГОС в детском саду компенсирующего вида
/data/files/a1651143973.jpeg (1280x720)/data/files/u1651144024.jpeg (1024x768)Проектная деятельность в рамках ФГОС в детском саду компенсирующего вида
Согласно гл. 1 п. 1.4 Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), «образовательная деятельность должна строиться на основе индивидуальных качеств каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». В рамках коррекционной работы, выполняемой в детском саду компенсирующего вида особенно важно придерживаться этого принципа, поскольку, кроме ФГОС работа учителя-дефектолога строго регламентируется Адаптированной основной образовательной программой. В АООП МАДОУ № 369 г. Екатеринбурга подробно раскрываются 4 основных направления работы учителя-дефектолога (тифлопедагога):
Зрительное восприятие
Социально-бытовая ориентировка
Мелкая моторика
Ориентировка в пространстве [3].
В своей работе эти направления я реализую, в первую очередь, через ведение проектов с детьми.
Проект – процесс, комбинирующий в себе скоординированную и управляемую деятельность, предпринятую для достижения обозначенных результатов и соответствующую определенным требованиям (цели, задачи, сроки реализации, ресурсы). «В социализационно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также «…на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи» [1]
Среди законченных проектов, организуемых вместе с воспитателем могу выделить следующие:
«Животные готовятся к зиме» - совместно с детьми изготовили макет леса с использованием природных материалов, дети вместе с родителями изготовили по лесному жителю дома, на итоговом занятии играли с макетом, беседовали о подготовке каждого из жителей леса к зиме, обсуждали, из каких материалов какая фигурка была сделана.
«Улицы города» - вместе с обучающимися группы создали небольшой макет города, дома с родителями каждый ребенок изготовил по одному виду транспорта. В качестве заключения провели небольшую экскурсию по созданному участку города, поговорили о зданиях, местах культуры и отдыха, правилах дорожного движения, видах транспорта, который можно встретить в городе.
«С чего начинается Родина» - вместе с педагогами средней группы отправились на экскурсию к памятнику «Черный тюльпан», осмотрели его, познакомились с военной техникой. Далее провели совместно с воспитателем эстафету в честь праздника Дня защитника Отечества. После этого создали стенгазету со стихотворениями, фотографиями пап и рисунками детей – после всей проведенной деятельности был создан видеоролик.
«Винни Пуху 95 лет» - проект, реализованный через чтение рассказов Астрид Линдгрен, участие в организации выставок в детском саду и в Библиотеке Железнодорожного района с рисунками детей, в качестве заключительной части проекта с детьми изготовили игру-ходилку по мотивам рассказов о Винни Пухе и его друзьях.
Через проектную деятельность можно напрямую повлиять на мотивацию к обучению у детей, особенно, старшего возраста. Детям и родителям такая деятельность дает возможность провести дополнительное время вместе, а педагогам реализация проектов позволяет разнообразить и обогащать профессиональную деятельность, обращаясь к полученному опыту во время организации занятий с другими группами детей.
Список использованных источников:
1Карабанова О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
2Основы проектной деятельности : учебно-методическое пособие / сост. И. М, Дудина ; Яросл. Гос. Ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2019. – 28 с.
3Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под ред.Л. И. Плаксиной. – М. : «Экзамен», 2003. 173 с.
4Шайдуллина, Е. С. Использование проектной технологии в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Е. С Шайдуллина. – Челябинский гуманитарий, 2014. – № 2 (27), С. 87-94.