Проект «Парфюмер» для обучающихся 10 класса
Парфюмер
PPTX / 4.46 Мб
/data/files/w1618059827.pptx (Парфюмер)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 489 Московского района
Санкт-Петербурга
Проект «Парфюмер»
для обучающихся 10 класса
Автор: Забурдяев Евгений Валерьевич,
учитель физики первой квалификационной категории
Санкт – Петербург
2021 г.
Проектная работа «Парфюмер» разработана для обучающихся 10 класса физико-математического профиля.
Актуальность данной работы заключается в следующем: инновационный подход к изучению основных понятий раздела «Молекулярная физика». Практическое применение полученных знаний на примере изготовления парфюмерной продукции.
Данная работа проводится с целью обучения основам составления парфюмерных композиций ароматов, расчета концентрации веществ в ходящих в состав композиции, профориентационное ознакомления обучающихся с процессом производства парфюмерной продукции.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения проектной работы необходимо реализовать следующие задачи:
Развитие компетенций обучающихся работать с лабораторным оборудованием.
Познакомить обучающихся с процессом производства парфюмерной продукции.
Развить компетенции обучающихся по составлению композиции ароматов.
Развить компетенции обучающихся по применению, полученных знаний в области «Молекулярной физики» на практике.
Создать условия для развития коммуникативных компетенций обучающихся.
Создать условия для развития метапредметных компетенций обучающихся в процессе синтеза знаний в предметной области «Физика», «Химия», «Экономика».
Теоретическая часть проектной работы
В основе теоретической части работы лежат предметные области «Физика», «Химия», «Экономика», «Основы составления ароматов».
Основным физическим явлением, лежащим в основе работы является – диффузия. Диффузия – взаимное проникновение молекул одного вещества меду молекулами другого вещества. А также способы ускорения диффузии. Кроме того расчет концентрации веществ, входящих в состав изготавливаемого аромата через определение относительной молекулярной массы основного вещества, входящего в состав компонента изготавливаемого аромата.
В предметной области «Химия» теоретическую основу работы составляют знания обучающихся основных химических свойств вещества (цвет, запах, растворяемость и т.д.), а также понятие эфирных масел.
Данная проектная работа – практическая. Поэтому требует особых теоретических знаний при работе с лабораторным оборудованием. Правила определения массы тела с помощью рычажных весов. Правила составления растворов. Правила работы с химическим оборудованием – пробирка, пипетка.
В предметной области «Экономика» обучающиеся должны владеть знаниями в расчете себестоимости полученного продукта, оценке экономической эффективности производства, проведении рекламной компании произведенной продукции.
Результат данной работы – изготовление собственного аромата. Для достижения данного результата обучающиеся должны правилами составления композиции ароматов и изготовления необходимых растворителей.
К предметным результатам реализации данной работы можно отнести следующие результаты:
- закрепление знаний основных физических явлений лежащих в основе раздела физики «Молекулярная физика». Диффузия. Способы ускорения диффузии. Броуновское движение.
- закрепление знаний основных положений Молекулярно-кинетической теории.
- закрепление знаний основных физических величин в разделе «Молекулярная физика». Масса вещества, количество вещества, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, число атомов (молекул) в данной массе вещества, концентрация вещества в данном объеме.
- закрепление знаний постоянных величин: атомная единица массы, число Авагадро, системные и несистемные единицы измерения физических величин, кратны и дольные приставки.
- закрепление знаний в предметной области «Химия»: эфирные масла – как особый вид веществ, структурная химическая формула основного вещества, входящего в состав эфирного масла, правила составления растворов, особенности работы с химическим лабораторным оборудованием (пробирка, пипетка).
- закрепление знаний в предметной области «Экономика»: понятие себестоимости продукта, расчет затрат на производство, определение прибыли с продаж, построение эффективной рекламной компании для продвижения произведенного продукта.
Метапредмтеные результаты реализации данной работы:
- синтез знаний предметны областей «Физика», «Химия».
- использование синтезированных знаний в практическом применении при составлении композиции ароматов и парфюмерном производстве.
- пропедевтика в профориентации обучающихся. Знакомство с профессией – парфюмер.
Личностные результаты:
- развитие коммуникативных компетенций обучающегося.
- открытие новых знаний.
- практическое применение новых знаний.
- поиск новой информации.
Искрящимися чувствами и эмоциями ароматы прочно вошли в жизнь современного человека. Развеять скуку и серость, зарядить положительной энергией или просто взбодриться – все это задачи, с которыми легко справляются благоухающие эликсиры. Зная об их удивительных способностях, мы невольно задаемся вопросом: «А как именно они создаются?».
Основной состав духов включает в себя следующие ингредиенты:
- душистые вещества (Данным термином обозначаются органические соединения, отличающиеся характерным и узнаваемым запахом. Представляющие собой неотъемлемую составляющую парфюма, они играют роль пахучих ингредиентов, необходимых в производстве). Душистые вещества можно разделить на:
Растительные. Их добывают из цветочных лепестков, кореньев растений, плодов фруктовых деревьев, а также молодых листьев. Именно они составляют большую часть ароматизированных продуктов.
Животные. Являются самыми дорогими, призваны обеспечивать стойкость и глубину композиции. Наиболее известные представители группы – амбра и мускус.
Поскольку ингредиенты нерастительного происхождения добываются негуманными путями, современные парфюмеры пытаются заменять их синтетическими аналогами.
- растворители (без дополнительных инертных носителей невозможно создание полноценного аромата. В качестве инертных носителей, как правило, используются разнообразные спиртосодержащие вещества:
этиловый спирт (предельная концентрация – 96%);
водно-спиртовая смесь;
дипропиленгликоль (многоатомный спиртовой раствор, отличающийся низкой летучестью, отсутствием характерного резкого запаха);
диэтилфталат (бесцветная жидкость, плохо растворимая в воде, лишенная какой-либо отдушки).
Составление рецепта парфюмерного продукта.
Выберите эфирные масла из предложенного набора и составьте рецепт композиции аромата (душистые вещества):
Базовые ноты (15% от общего объема композиции)
Ноты сердца (30 % от общего объема композиции)
Верхние ноты (55% от общего объема композиции)
Общий объем композиции должен составлять не более 10 % от общего объема.
Определите основное вещество, входящее в состав эфирного масла и его химическую формулу.
Составьте рецепт растворителя:
- этиловый спирт. Объем не должен превышать 50 % от общего объема
- глицерин. Объем не должен превышать 10% от общего объема
- пропиленгликоль. Объем не должен превышать 10% от общего объема
- дистиллированная вода. Объем не должен превышать 20 % от общего объема
Произведите расчет и заполните таблицы. (1 мл = 20 капель эфирного масла)
По составленным рецептам изготовьте парфюмерный продукт.
Разработайте название и рекламный слоган изготовленной парфюмерной продукции
Рассчитайте стоимость партии вашего парфюмерного продукта, изучив рынок предложений.
Ответьте на контрольные вопросы.
- Какие физические явления, лежат в основе составления парфюмерной композиции в виде туалетной воды.
- Диффузия – это
- Перечислите способы ускорения процесса диффузии
- Какой физический смысл числа Авагадро
- Что называется количеством вещества
- Что называется относительной атомной массой
- Что называется молекулярной массой
- Что называется концентрацией вещества
№ п/п | Название компонента | Вид ноты | Номер пробирки |
1. | Масло авокадо | Б | 1 |
2. | Сандаловое дерево | Б | 2 |
3. | Кедр | Б | 3 |
4. | можжевельник | С | 4 |
5. | Пихта | С | 5 |
6. | Иланг-иланг | С | 6 |
7. | Розовое дерево | С | 7 |
8. | Апельсин | В | 8 |
9. | Мята | В | 9 |
10. | Бергамот | В | 10 |
11. | Лимон | В | 11 |
12. | Лаванда | В | 12 |
13. | Вода дист | Р | 1 |
14. | Спирт этил | Р | 2 |
15. | Глицерин | Р | 3 |
16. | Пропиленгликоль | Р | 4 |
№ п/п | Эфирное масло (основной компонент) | Химическая формула |
Верхние ноты | Мята перечная (ментол) | С10Н20О |
Лимон (линалоол) | С10Н18О | |
Лаванда (кариофиллен) | С15Н24 | |
Апельсин (лимонен) | C10H16 | |
Бергамот (октен) | C8H16 | |
| | |
Ноты сердца | Пихта (додеканаль) | С12Н24О |
Иланг-иланг (неролидол) | С15Н26О | |
Можжевельник (Пинен) | C10H16 | |
Розовое дерево (Камфора) | C10H16O | |
| | |
Базовые ноты | Сандал (санталол) | С15Н24О |
Кедр (Линолевая кислота) | C18H32O2 | |
Масло авокадо (Олеиновая кислота) | C18H34O2 |
СОСТАВ КОМПОЗИЦИИ АРОМАТОВ | |||||||||||
Общий объем - 5мл | Название масла | Количество капель, шт | Объем масла, мл | Масса масла, г | Молярная масла основного элемента масла, г/моль | Концентрация масла в общем объеме | |||||
Базовые ноты | | | | | | | |||||
| | | | | | ||||||
Ноты сердца | | | | | | | |||||
| | | | | | ||||||
| | | | | | ||||||
Верхние ноты | | | | | | | |||||
| | | | | | ||||||
| | | | | | ||||||
| | | | | | | |||||
РАСТВОРИТЕЛЬ | | | | ||||||||
Объем растворителя - | Количество капель, шт. | Объем вещества, мл | | | | ||||||
Этиловый спирт | | | | | | ||||||
Дистилярованная вода | | | | | | ||||||
Глицерин | | | | | | ||||||
Пропиленгликоль косметический | | | | | |
Объем флакона с готовым продуктом - 50 мл | количество флаконов с готовым продуктом - 10 | | | | | ||||||
| Название компонента | Количество капель, шт. | Объем, мл. | Количество флаконов с компонентом объемом 5 мл. | Количество флаконов с компонентом объемом 10 мл. | Стоимость компонентов объемом 5 мл | Стоимость компонентов объемом 10 мл. | Стоимость компонентов объемом 100 мл. | |||
Базовые ноты | | | | | | | | | |||
| | | | | | | | ||||
Ноты сердца | | | | | | | | | |||
| | | | | | | | ||||
| | | | | | | | ||||
Верхние ноты | | | | | | | | | |||
| | | | | | | | ||||
| | | | | | | | ||||
Растворитель | | | | | | | | | |||
| | | | | | | | ||||
| | | | | | | | ||||
| | | | | | | | ||||
ИТОГО: | | | |
Материалы для выполнения работы размещены на школьном портале: http://portal2.school489spb.ru/course/view.php?id=369#section-4
Выполнение работы начинается с просмотра видеофрагмента о процессе производства парфюмерной продукции.
Далее обучающиеся приступают к созданию собственного аромата. Путеводителем в создании собственного аромата – методические указания к работе.
В процессе создания собственного аромата обучающиеся разбиваются на группы. В каждой группе каждому участнику определяется определенная задача или роль: проведение расчетов, составление по представленным расчетам композиции ароматов, создание рекламной компании, проведение экономических расчетов.
Каждая группа составляет свой рецепт и по нему заполняет представленные выше он-лайн таблицы.
По завершению работы старший группы заполняет он-лайн форму опроса, на основе которой производится оценка эффективности ее работы.
Ссылки к практической работе:
- Методические рекомендации к выполнению практической работы
https://disk.yandex.ru/d/Xrhu20f76NO2Ng?w=1
- Видео «Как создаются ароматы»-
https://vk.com/video-140005675_456239019
- Лист оценки работы - https://docs.google.com/forms/d/15ntpseOnvkig2V44Pq1FNWvIL7URU6QX2Ig4USo5mGI/edit?usp=sharing
- Рецепт композиции ароматов - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1jvjHPIdwV_RvBEwTH19wOIvczeIQaOATd675GeWylGQ/edit?usp=sharing