12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Суворова Анна Александровна120

Школа: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 п.Жигалово

Методическая разработка: Проектная задача для обучающихся 5 класса «Ель – великая тайна природы».

Автор: Суворова А.А., учитель химии/биологии

Паспорт программы

Тип проектной задачи

Межпредметная (русский язык, биология, литература, история, математика)

Место проектной задачи в образовательном процессе

Рекомендуемое время решения проектной задачи – 2 урока

Дидактические цели

Создание условий для использования читательских, естественно-научных, математических умений для решения проектной задачи и представления результатов

Планируемые результаты

Читательская грамотность:

определять место, где содержится искомая информация;

находить и извлекать одну или несколько единиц информации;

соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;

использовать информацию из текста для решения практической задачи;

понимать фактологическую информацию;

выявлять связь между прочитанным материалом и современной реальностью.

Естественнонаучная грамотность:

анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Математическая грамотность:

метод перебора возможных вариантов

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

умение планировать деятельность;

умение принимать учебную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

умение осуществлять контроль процесса и результатов деятельности;

умение осуществлять самооценку и оценку работы группы.

Познавательные УУД

умение анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи;

умение устанавливать соответствие.

Коммуникативные УУД

учитывать мнения одноклассников;

предлагать и обсуждать построение речевого высказывания в письменной и устной форме;

строить высказывания;

проверять полноту и правильность выполнения задания;

формулировать выводы.

Ход конкурса

Орг. Момент

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами проводим школьный конкурс. На нем присутствуют гости – учителя нашей школы: они будут смотреть не только вашу работу, а также выполнять задания. Можно начинать наш конкурс.

1 этап: постановка практической (проектной) задачи и определение порядка работы над задачей

Близятся новогодние праздники. Пора зимних каникул у школьников и праздничных выходных у ваших родителей. Многие отправляются в путешествия. Некоторые берут лыжи, фотоаппарат и отправляются в лес в поисках приключений.

Наш конкурс мы посвятили главной героине Нового года и Рождества. Вы решите проектную задачу и раскроете часть её тайн.

Работу вы будете выполнять в группах. Постарайтесь так распределить работу, чтобы все ребята из вашей группы приняли участие в выполнении заданий.

Затем вы должны определить, как представить текст, раскрывающий тайны хвойного растения.

2этап.  Решение проектной задачи

Задание 1. (литература, русский язык)

Отгадайте загадку. Отгадка будет началом названия проектной задачи. У каждого слова, пунктуационного знака (в скобках) 2 цифры: первая обозначает номер строки, вторая - порядковый номер слова, пунктуационного знака на строке. Запишите это стихотворение правильно.

А (4,1), швея (2,2), сама (3,2), же (1,2) за (1,4), не (3,3), круглый (4,4), это (1,3), Что (1,1), не (2,1), девица (1,5), не (2,3), мастерица (2,4), в (4,2), Ничего (3,1), год (4,5), шьёт (3,4), иголках (4,3), год (4,5), : (1,6)

--- - великая тайна природы!

Тайна I. Как отличить ель от других хвойных растений? (биология, литература)

Прочитайте текст Приложения №1, выполните 4 задания и запишите свои ответы на листе ватмана.

Задание 1. У вас на столах находятся пронумерованные образцы коры хвойных растений. Определите, под каким номером кора ели?

Задание 2. На столах расположены хвоя растений: сосны обыкновенной, сосны сибирской (кедр), ели, пихты, лиственницы. Определите, под каким номером хвоинки ели? Потрогайте их и определите, почему они колючие.

Задание 3. На столах расположены шишки хвойных растений. Определите, под каким номером шишки ели?

Задание 4. Ответьте на вопрос: что объединяет великого скрипача Страдивари и ель?

Для этого прочитайте отрывок стихотворения В.Солоухина «Что же нужно, чтобы дерево начало петь?»

Что же нужно, чтоб дерево начало петь?

Биография? Есть.

Руки мастера? Здесь.

Постучи топором: как звенит налитое смолистое тело!

Расколи, погляди: волокно к волокну.

Прокали, натяни золотую струну,

Чтобы спелая плоть, на струну отозвавшись, запела.

Нет, досада берет.

То глуха древесина, как вата,

То слишком звонка, как стекло.

Где же медь, где же мед?

Где же голос ветров и рассветного солнца улыбка?

Но вошел поставщик: — Господин Страдивари, вам опять, как всегда, повезло

Я нашел. Опаленная молнией ель. Это будет волшебная скрипка!

Сделайте вывод: по каким отличительным признакам можно обнаружить ель.

Приложение 1

К роду елей относятся 45 видов, растущих по всему свету. Есть ели с голубоватой, синевато-белой и золотисто-жёлтой хвоей. Стволы у некоторых елей достигают 2 м в диаметре, а высота деревьев - 40-50 м.

Живёт ель до 500 лет. Образует стройную пирамиду кроны с приподнятыми на концах ветвями. Ствол крупный, прямой, покрыт красновато-коричневой или серой корой, с  отслаивающимися тонкими пластинками. Хвоинки колючие, четырёхгранные, острые.


t1671503622aa.jpg


Ель считают вечнозелёной. Но хвоя у неё не вечная. Иголочки каждые 7-9 лет опадают. По осени ель сбрасывает не меньше седьмой части хвои, постепенно меняя свой наряд.

Шишки у ели узкие и длинные. В конце зимы они открываются и оттуда вылетают семена. Крылатые семена подхватывает ветер и уносит далеко от родного дерева. Из семян вырастают молодые нежные ёлочки. В открытом поле они могут замёрзнуть. А под защитой взрослых деревьев мороз им не страшен.

Ель относится к мягким породам деревьев. Поэтому из неё изготавливают различные доски, наличники, вагонку и другой строительный материал.

Достаточно длинные волокна, низкая смолистость и белый цвет делают древесину ели особенно ценной для получения бумаги. Также данный материал широко применяют для изготовления уксуса.

Из некоторых видов ели производят музыкальные инструменты. Разумеется, перед этим проходит специальную обработку и сушится на протяжении 10 лет, в результате чего смола высыхает, образуя пустые камеры. Такая еловая древесина великолепно проводит звук, а в свое время известные мастера изготавливали из неё уникальные по своему звучанию музыкальные инструменты – скрипки, пианино. О поисках таких елей сложены стихи и легенды.

Тайна II. Какие животные полакомились еловыми шишками? (биология)

Вы получили различные еловые шишки:

-шишечки без веточек;

- -шишечки, имеющие кусочек веточки;

-очищенные стерженьки шишек.

Прочитайте текст Приложения 2 и ответьте на вопросы:

1. Кто оставляет такие шишки?

2. Какие животные находят корм на ели?

3. Прочитайте отрывок из сказки «О царе Салтане» А.С.Пушкина

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет…

Раскройте чешуйки шишки ели и рассмотрите строение семени. Какие приспособления семян ели помогают им распространяться? Зарисуйте их. Можно ли назвать семена ели орешками?

Большой пёстрый дятел Приложение 2

t1671503622ab.jpg

Большой пёстрый дятел

t1671503622ac.jpgБольшой пёстрый дятел

t1671503622ad.jpg«Кузница дятла»

t1671503622ae.jpgШишка, обработанная дятлом

Оказывается, шишки, на которых не сохраняются веточки, оставляет большой пестрый дятел. Он находит в стволе дерева щель - «станок». Затем отправляется на поиски шишки. Найдя подходящую, он несколько раз ударяет клювом по черешку и, повиснув на шишке, отрывает ее тяжестью своего тела. Шишка отрывается в месте своего прикрепления, а потому на ней не сохраняется веточки. Оторванную шишку дятел несет к «станку». Он обрабатывает ее очень основательно, и она бывает сильно разбита.

Клест еловый

t1671503622ag.png

Клесты

t1671503622ah.jpg

Клест еловый

Шишечки, имеющие кусочек веточки, оставляет клест. Клест – мелкая воробьиная птица с яркой окраской: самцы окрашены в буровато-красный цвет, самки – в зеленовато-желтый. У них перекрещенный клюв. В отличии от дятлов, они появляются на дереве целой стайкой, лазают по ели, помогая себе клювами, повисают вниз головой, выбирая шишку. Затем клест перекусывает клювом, как ножницами, веточку, на которой она растет. Поэтому шишка, обработанная клестом, всегда имеет кусочек ветки с сохранившейся на ней хвоей. Затем клесты устраиваются на этом же дереве и, стоя на одной лапке, другой поддерживают шишку. Клест засовывает клюв между чешуйкой и стержнем шишки и языком извлекает семечко. Птицы поедают совсем немного семян, а затем роняют шишку на снег.

Клест — единственная из всех наших птиц может выводить птенцов зимой, даже в сильные морозы. Она строит из мелких веточек гнездо с толстыми стенками, утепляя его мхом, шерстью, перьями. Свой дом птицы прячут у самого ствола, среди толстых веток старых густых елей, укрытых снегом. В таких местах нет ветра. Самец даже поет зимой. Мама-клест сидит на кладке полмесяца. Папа-клест приносит в гнездо семена еловых шишек.

t1671503622ai.jpg

Белка

Белка

Очишенные стерженьки шишек, оказывается, оставляют белки. Зверьки срывают шишки с веток или подбирают их на снегу. В первом случае они устраиваются на ветвях ели и принимаются поедать семена. Белка отрывает чешуйки, начиная с основания шишки. Когда шишка бывает полностью использована, выглядит она следующим образом: нетронутым остается только стерженек с небольшим пучком чешуй на самой вершине. Чешуйки, которые белка роняет, выбирая семена, падают вниз. Здесь же лежат полностью очищенные стерженьки.

Когда белка подбирает шишки со снега, она обычно находит пень и обрабатывает их на нем. На пеньке остается кучка чешуек и несколько стерженьков. Все это, оказывается, называют «столовой белки».

t1671503622aj.jpg

Королёк желтоголовый

Семенами ели питаются самые маленькие птицы лесов – корольки желтоголовые. Это самая маленькая из наших птиц, весит королек около 6 граммов. Окраска оперения у корольков зеленоватая, на темени ярко – желтое продольное пятно – «корона»


t1671503622ak.jpg

Бурундук в ожидании пищи

Шишечками, упавшими на снег, питаются лесные мыши, бурундуки, кабаны. Даже медведь забирается за шишками на ель.



Тайна III. Кто оставляет такие следы? (биология)


В еловом лесу живут разные животные. Прочитайте о них в Приложении 3. Определите, какие из животных оставили такие следы.

t1671503622al.jpg1  2         t1671503622am.jpg t1671503622an.jpg t1671503622ao.jpg

3.                                                      4.

Свои ответы занесите на лист ватмана.



Приложение 3

t1671503622ap.pngРысь

t1671503622am.jpg

Следы рыси

Рысь любит еловые леса. Этого зверя легко узнать по кисточкам на ушах, короткому хвосту и высоким ногам. У нее широкие мохнатые лапы, что помогает ей передвигаться по глубокому рыхлому снегу. Очень густой зимний мех спасает от морозов. Рысь прекрасно лазает по деревьям и неплохо плавает. Охотится на зайцев-беляков, тетеревов, рябчиков, мышей. Логово рыси спрятано в корнях упавших старых елей. Иногда зверь селится в старых барсучьих норах.

t1671503622aq.jpg

Бурый медведь

t1671503622ar.jpg

Следы медведя

Бурый медведь хорошо себя чувствует в глухих таежных лесах, где много поваленных деревьев. Осенью медведь готовится к спячке. Иногда он устраивает себе лежбище в густом молодом еловом лесу или около дерева. Может даже улечься и на поляне, в доме, похожем на гнездо. Для этого зверь собирает в кучу мох и еловые ветки. Медвежьи берлоги могут находиться в ямах под поваленными деревьями или среди корней упавших деревьев. Иногда звери роют глубокие берлоги в земле. Сверху такой дом заносит снегом. Воздух внутрь проходит через небольшое отверстие. У медведей сильные лапы с большими когтями, хвост и уши короткие. Густая шерсть и толстый слой жира согревают его в холодную погоду. Медведь ест ягоды, плоды, орехи, листья и стебли, насекомых и их личинок.

t1671503622as.jpg

Заяц-беляк

t1671503622at.jpg

Следы заяца

Заяц-беляк живет в разных лесах, в том числе и еловых. Передвигается длинными прыжками, при этом его более длинные задние ноги выносятся вперед дальше передних. Поэтому зверь оставляет особые следы. Хорошо известны его длинные уши. Если их отогнуть вперед, они достанут до кончика носа. Хвост белый или же с небольшой «добавкой» темных волос, короткий и округлый. Широкие лапы помогают зверю бегать по снегу, не проваливаясь. Летом заяц одет в коричнево-бурую шубку, с боков более светлую, брюхо же вообще белое. Зимой черными у него остаются только кончики ушей, а мех становится густым и длинным. Никаких постоянных убежищ зайцы, как правило, не делают. Только сильный мороз заставляет их выкопать в снегу норки. Днем же зверьки лежат в укромном месте под кустом или там, где много поваленных деревьев, ночью бодрствуют. Заяц ест траву, зимой — кору, ветки разных деревьев.

t1671503622au.jpg

Росомаха

t1671503622av.jpg

Следы росомахи

В глубине зарослей можно встретить росомах, которые охотятся и днем, и ночью. Они даже нападают на медведей и волков, чтобы отнять их добычу.

t1671503622aw.jpg

Волки

t1671503622ax.jpg

Следы волка

t1671503622ay.jpg

Лисица

t1671503622az.jpg

Следы лисицы

t1671503622ba.jpg

Косуля сибирская

t1671503622bb.jpg

Следы косули


Тайна IV. Клесты и ели (математика)

Летели клесты и встретились им ели. Когда сели они по одному на дерево, то одному клесту не хватило дерева, а когда на каждое дерево сели по два клеста, то одно дерево осталось незанятым. Сколько было клестов и сколько деревьев?

Тайна VI. Кто живёт под корой ели? (биология)

Артём учится в 5 классе. Его дед, Николай Прохорович, работает лесником в питомнике. Он защищает лес от пожаров, браконьеров, различных заболеваний. Для осмотра своих владений иногда берёт с собой внука. В последний раз дед был очень обеспокоен тем, что на коре нескольких деревьев появились отверстия и древесная мука. Почему это взволновало деда?

Вы получили образец коры ели. Используя Приложение 4, сделайте вывод о состоянии здоровья дерева.

Приложение 4

Жук короед-типограф похож на маленький черный цилиндрик. Он живет под корой старых, больных или поваленных елей. Его имя переводится с греческого как «пишущий, оставляющий письмена, отпечатки». Если внимательно присмотреться к старому еловому бревну, можно обнаружить в коре дырочки. А под отодранным куском коры на внутренней стороне ствола заметен рисунок. Он напоминает веточку без листьев. На конце каждой веточки — закругление. Это и есть гнездо типографа. На надкрыльях короеда заметна особая ямка с зубчиками — тачка. Прогрызая ходы, жук складывает в нее древесную муку. Когда тачка наполнится, он выползает наружу и вытряхивает ее. Ранней весной жук выходит из своего укрытия и летает в поисках подходящих для поселения деревьев. Когда же типограф находит ослабленную ель, то строит домик для личинок, прогрызая дырочку в ее коре. Туда он откладывает мелкие яички. Появившиеся личинки грызут древесину, и каждая из них прокладывает свою дорожку. t1671503622bc.jpgt1671503622bd.jpg



Тайна VII. Какие растения защищает ель ? (биология)

В еловом лесу обитают различные растения. О некоторых из них вы можете прочитать в Приложении 5 и ответить на вопросы викторины:

Какое растение имеет шишки, напоминающие ягоды (они так и называются — шишкоягоды)?

Какое растение, согласно одной из легенд, расселили по всему свету гномы?

Листочки этого растения кладут в суп вместо щавеля или заваривают чай. А еще её называют заячьей капустой. Как называется растение?

Это растение с одним единственным белым цветком, напоминающим звёздочку. Небольшие округлые кожистые листики находятся у самой земли. Они остаются зелеными и зимой. Как называется растение?

Растение с одним единственным зимующим листком, занесено в Красную книгу РФ и Иркутской области. Как называется это растение?

Отгадайте загадку: «Мягок, а не пух, зелен, а не трава». Какие это растения?


Приложение 5

Растения елового леса

t1671503622be.png

Можжевельник

Можжевельник — родственник кипарисов, вечнозеленый хвойный кустарник — часто растет в еловом лесу. Он даже похож на небольшую стройную елочку. У него тоже есть хвоинки, только они плоские. Шишки можжевельника напоминают ягоды, они так и называются — шишкоягоды. У них особый, горьковатый вкус и смолистый запах. На одном и том же кустарнике можно увидеть новые, зеленые ягоды, которые появились в этом году, и созревшие, прошлогодние, черные с сизым налетом. Можжевельник прекрасно очищает воздух от микробов. Растет это растение очень медленно и поэтому часто охраняется. Его ягоды любят многие птицы, особенно дрозды.

t1671503622bf.jpg

Черника

Черника — небольшой кустарничек с вкусными черными ягодами (отсюда — название, так как ягоды пачкают, «чернят» руки), часто встречается в еловом лесу. Ель оберегает его от палящего солнца, которое он не любит, а черника сохраняет для дерева влагу. Живет растение долго — около ста лет. Ее цветки похожи на маленькие розовые шарики. Осенью ее листья краснеют, а затем опадают. Зимой она прячется под толстым слоем снега. Согласно одной из легенд, чернику по всему свету расселили гномы.
К ее цветкам прилетают пчелы, правда, еловый лес они посещают нечасто. Ягоды черники едят медведь, глухари и многие другие птицы.

t1671503622bg.jpg

Кислица

Кислица получила свое название за вкус листочков. Иногда их даже кладут в суп вместо щавеля или заваривают чай. А еще это маленькое растение называют заячьей капустой. Эта небольшая травка прекрасно растет в тени, и поэтому нежные листочки кислицы украшают многие еловые леса. Они очень нежные, тонкие, похожи на сердечки и состоят из трех маленьких листочков с выемкой на верхушке. Когда солнце сильно пригревает, листочки опускаются. То же самое с ними происходит и перед ненастьем. Так они сохраняют влагу. Белые цветки с розовыми полосочками на лепестках хорошо заметны в темном лесу. На ночь и перед дождем они закрываются. Когда у кислицы созревают плоды, она как бы выстреливает семенами, разбрасывая их на большое расстояние. Кроме того, семена растаскивают муравьи.


t1671503622bh.jpg

Одноцветка

Одноцветка крупноцветковая любит расти среди елей на пушистом ковре из мха. Она неплохо чувствует себя и под еловыми лапами, так как может расти в тени. Для того чтобы понять, откуда произошло название растения, достаточно взглянуть на его единственный крупный цветок. Словно к стебельку прикреплена белая звездочка. Цветки очень ароматные: на их запах слетаются шмели, мухи, которые переносят пыльцу. Небольшие округлые кожистые листики находятся у самой земли. Они остаются зелеными и зимой. Одноцветка дружит с маленькими грибами, которые помогают прорасти ее семенам.


t1671503622bi.gif

Калипсо луковичная

Калипсо луковичная: многолетнее травянистое растение 8–20 см высо­той с коротким корневищем, шнуровидными корнями и надземным клубневидным образованием. Стебель до середины одет пленча­тымыми листовыми влагалищами. Лист единственный, зимующий, яйцевидный, сверху темно-зеленый, снизу более бледный. Цветок один, редко – два. Листочки околоцветника лучевидно расходящи­еся, темно-розовые, заостренные, губа башмачковидная, беловатая или желтоватая с красно-бурыми полосками и крапинками.

Места обитания: произрастает в тенистых мшистых хвойных лесах, часто среди поваленных деревьев, иногда на заболоченных участках. Обычно встречается ма­лочисленными популяциями.

Вид занесён в красную книгу РФ и Иркутской области

t1671503622bj.jpg

Плаун

Плаун хорошо растет там, где влажно. Он похож на маленькую мохнатую елочку с длинными узкими шишечками (колосками) на верхушке. А еще его длинные побеги напоминают змею, которая спряталась среди мхов. Его часто собирают весной, чтобы украсить к празднику дом. Из-за этого растений вокруг городов становится все меньше, — ведь они очень долго растут. Срывая плаун, люди вытаскивают и его длинные корневища. Кроме того, это вечнозеленое растение легко погибает от огня.

t1671503622bk.jpg

Зеленый мох. Земля во многих ельниках словно укрыта мягким зеленым ковром из разных мхов. Даже есть такая загадка: «Мягок, а не пух, зелен, а не трава».

Здесь ползают насекомые, на моховую подушку падают семена и листья растений. Эти маленькие растения очень неприхотливы и могут выживать даже в морозные зимы. У них нет настоящих корней, потому что пищу и воду они берут в основном из воздуха.



Тайна VIII. Как ель стала символом Нового года и Рождества Христова? (русский язык, история)

Восстановите деформированный текст в соответствии с правилами орфографии и пунктуации. Запишите его.

обычяйукрашятьновогоднююёлкупришолкнамизгерманиисуществуетпреданиеотомчтоначалотрадицииукрашятьелкуположилнемецМартинЛютерв1513году,возвращаясьдомойвканунРаждества, Лютербылочярованивосхищенкрасотойзвезд,усыпавшыхнебесныйсводтакгусто,чтоказалось,будтоикроныдеревьевискрятсязвёздочкамидомаонпоставилнастолёлочкуиукрасилеёсвечями,анаверхушкуводрузил звездувпамятьозвездеВифлеемской,указавшейпутькпещере,где родился Иисус.

вроссиитрадицияукрашенияновогоднейёлкипоявиласьблагодаряПетруIПетр,ещёвмолодыегодыгостившыйнаРождествоусвоихнемецкихдрузей,былприятноудивлен,увидевстранноедерево:вродебыель,нонанейвместошышек яблокииконфетыбудущегоцаряэтопозабавилоставцарем,ПетрIиздалуказ отмечатьНовыйгот,каквпросвещеннойЕвропе.

внёмпредписывалось:«...Побольшимипроезжимулицамзнатнымлюдямиудомовнарочитыхдуховногои мирскогочинапередворотыучинитьнекоторыеукрашенияотдревиветвейсосновыхиможжевеловых...».

3 этап. Защита и оценка продукта проектной задачи



Список использованной литературы:

Ковалёва Г.С., Рослова Л.О. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1. М.: Просвещение, 2021

Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пос. для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. М., 2005.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. М., 2005.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.