Проектная задача для обучающихся 5 класса «Ель — великая тайна природы»
Школа: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 п.Жигалово
Методическая разработка: Проектная задача для обучающихся 5 класса «Ель – великая тайна природы».
Автор: Суворова А.А., учитель химии/биологии
Паспорт программы
Тип проектной задачи | Межпредметная (русский язык, биология, литература, история, математика) |
Место проектной задачи в образовательном процессе | Рекомендуемое время решения проектной задачи – 2 урока |
Дидактические цели | Создание условий для использования читательских, естественно-научных, математических умений для решения проектной задачи и представления результатов |
Планируемые результаты | Читательская грамотность: определять место, где содержится искомая информация; находить и извлекать одну или несколько единиц информации; соотносить визуальное изображение с вербальным текстом; использовать информацию из текста для решения практической задачи; понимать фактологическую информацию; выявлять связь между прочитанным материалом и современной реальностью. Естественнонаучная грамотность: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. Математическая грамотность: метод перебора возможных вариантов Метапредметные результаты Регулятивные УУД умение планировать деятельность; умение принимать учебную задачу и сохранять её до конца учебных действий; умение осуществлять контроль процесса и результатов деятельности; умение осуществлять самооценку и оценку работы группы. Познавательные УУД умение анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи; умение устанавливать соответствие. Коммуникативные УУД учитывать мнения одноклассников; предлагать и обсуждать построение речевого высказывания в письменной и устной форме; строить высказывания; проверять полноту и правильность выполнения задания; формулировать выводы. |
Ход конкурса
Орг. Момент
- Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами проводим школьный конкурс. На нем присутствуют гости – учителя нашей школы: они будут смотреть не только вашу работу, а также выполнять задания. Можно начинать наш конкурс.
1 этап: постановка практической (проектной) задачи и определение порядка работы над задачей
Близятся новогодние праздники. Пора зимних каникул у школьников и праздничных выходных у ваших родителей. Многие отправляются в путешествия. Некоторые берут лыжи, фотоаппарат и отправляются в лес в поисках приключений.
Наш конкурс мы посвятили главной героине Нового года и Рождества. Вы решите проектную задачу и раскроете часть её тайн.
Работу вы будете выполнять в группах. Постарайтесь так распределить работу, чтобы все ребята из вашей группы приняли участие в выполнении заданий.
Затем вы должны определить, как представить текст, раскрывающий тайны хвойного растения.
2этап. Решение проектной задачи
Приложение 3 | |
Рысь |
Следы рыси |
Рысь любит еловые леса. Этого зверя легко узнать по кисточкам на ушах, короткому хвосту и высоким ногам. У нее широкие мохнатые лапы, что помогает ей передвигаться по глубокому рыхлому снегу. Очень густой зимний мех спасает от морозов. Рысь прекрасно лазает по деревьям и неплохо плавает. Охотится на зайцев-беляков, тетеревов, рябчиков, мышей. Логово рыси спрятано в корнях упавших старых елей. Иногда зверь селится в старых барсучьих норах. | |
Бурый медведь |
Следы медведя |
Бурый медведь хорошо себя чувствует в глухих таежных лесах, где много поваленных деревьев. Осенью медведь готовится к спячке. Иногда он устраивает себе лежбище в густом молодом еловом лесу или около дерева. Может даже улечься и на поляне, в доме, похожем на гнездо. Для этого зверь собирает в кучу мох и еловые ветки. Медвежьи берлоги могут находиться в ямах под поваленными деревьями или среди корней упавших деревьев. Иногда звери роют глубокие берлоги в земле. Сверху такой дом заносит снегом. Воздух внутрь проходит через небольшое отверстие. У медведей сильные лапы с большими когтями, хвост и уши короткие. Густая шерсть и толстый слой жира согревают его в холодную погоду. Медведь ест ягоды, плоды, орехи, листья и стебли, насекомых и их личинок. | |
Заяц-беляк |
Следы заяца |
Заяц-беляк живет в разных лесах, в том числе и еловых. Передвигается длинными прыжками, при этом его более длинные задние ноги выносятся вперед дальше передних. Поэтому зверь оставляет особые следы. Хорошо известны его длинные уши. Если их отогнуть вперед, они достанут до кончика носа. Хвост белый или же с небольшой «добавкой» темных волос, короткий и округлый. Широкие лапы помогают зверю бегать по снегу, не проваливаясь. Летом заяц одет в коричнево-бурую шубку, с боков более светлую, брюхо же вообще белое. Зимой черными у него остаются только кончики ушей, а мех становится густым и длинным. Никаких постоянных убежищ зайцы, как правило, не делают. Только сильный мороз заставляет их выкопать в снегу норки. Днем же зверьки лежат в укромном месте под кустом или там, где много поваленных деревьев, ночью бодрствуют. Заяц ест траву, зимой — кору, ветки разных деревьев. | |
Росомаха |
Следы росомахи |
В глубине зарослей можно встретить росомах, которые охотятся и днем, и ночью. Они даже нападают на медведей и волков, чтобы отнять их добычу. | |
Волки |
Следы волка |
Лисица |
Следы лисицы |
Косуля сибирская |
Следы косули |
| ||||||||||||||
Тайна IV. Клесты и ели (математика) Летели клесты и встретились им ели. Когда сели они по одному на дерево, то одному клесту не хватило дерева, а когда на каждое дерево сели по два клеста, то одно дерево осталось незанятым. Сколько было клестов и сколько деревьев? | ||||||||||||||
Тайна VI. Кто живёт под корой ели? (биология) Артём учится в 5 классе. Его дед, Николай Прохорович, работает лесником в питомнике. Он защищает лес от пожаров, браконьеров, различных заболеваний. Для осмотра своих владений иногда берёт с собой внука. В последний раз дед был очень обеспокоен тем, что на коре нескольких деревьев появились отверстия и древесная мука. Почему это взволновало деда? Вы получили образец коры ели. Используя Приложение 4, сделайте вывод о состоянии здоровья дерева. | ||||||||||||||
Приложение 4 Жук короед-типограф похож на маленький черный цилиндрик. Он живет под корой старых, больных или поваленных елей. Его имя переводится с греческого как «пишущий, оставляющий письмена, отпечатки». Если внимательно присмотреться к старому еловому бревну, можно обнаружить в коре дырочки. А под отодранным куском коры на внутренней стороне ствола заметен рисунок. Он напоминает веточку без листьев. На конце каждой веточки — закругление. Это и есть гнездо типографа. На надкрыльях короеда заметна особая ямка с зубчиками — тачка. Прогрызая ходы, жук складывает в нее древесную муку. Когда тачка наполнится, он выползает наружу и вытряхивает ее. Ранней весной жук выходит из своего укрытия и летает в поисках подходящих для поселения деревьев. Когда же типограф находит ослабленную ель, то строит домик для личинок, прогрызая дырочку в ее коре. Туда он откладывает мелкие яички. Появившиеся личинки грызут древесину, и каждая из них прокладывает свою дорожку. | ||||||||||||||
Тайна VII. Какие растения защищает ель ? (биология) В еловом лесу обитают различные растения. О некоторых из них вы можете прочитать в Приложении 5 и ответить на вопросы викторины: Какое растение имеет шишки, напоминающие ягоды (они так и называются — шишкоягоды)? Какое растение, согласно одной из легенд, расселили по всему свету гномы? Листочки этого растения кладут в суп вместо щавеля или заваривают чай. А еще её называют заячьей капустой. Как называется растение? Это растение с одним единственным белым цветком, напоминающим звёздочку. Небольшие округлые кожистые листики находятся у самой земли. Они остаются зелеными и зимой. Как называется растение? Растение с одним единственным зимующим листком, занесено в Красную книгу РФ и Иркутской области. Как называется это растение? Отгадайте загадку: «Мягок, а не пух, зелен, а не трава». Какие это растения? | ||||||||||||||
Приложение 5 Растения елового леса
| ||||||||||||||
Тайна VIII. Как ель стала символом Нового года и Рождества Христова? (русский язык, история) Восстановите деформированный текст в соответствии с правилами орфографии и пунктуации. Запишите его. обычяйукрашятьновогоднююёлкупришолкнамизгерманиисуществуетпреданиеотомчтоначалотрадицииукрашятьелкуположилнемецМартинЛютерв1513году,возвращаясьдомойвканунРаждества, Лютербылочярованивосхищенкрасотойзвезд,усыпавшыхнебесныйсводтакгусто,чтоказалось,будтоикроныдеревьевискрятсязвёздочкамидомаонпоставилнастолёлочкуиукрасилеёсвечями,анаверхушкуводрузил звездувпамятьозвездеВифлеемской,указавшейпутькпещере,где родился Иисус. вроссиитрадицияукрашенияновогоднейёлкипоявиласьблагодаряПетруIПетр,ещёвмолодыегодыгостившыйнаРождествоусвоихнемецкихдрузей,былприятноудивлен,увидевстранноедерево:вродебыель,нонанейвместошышек яблокииконфетыбудущегоцаряэтопозабавилоставцарем,ПетрIиздалуказ отмечатьНовыйгот,каквпросвещеннойЕвропе. внёмпредписывалось:«...Побольшимипроезжимулицамзнатнымлюдямиудомовнарочитыхдуховногои мирскогочинапередворотыучинитьнекоторыеукрашенияотдревиветвейсосновыхиможжевеловых...». |
Список использованной литературы:
Ковалёва Г.С., Рослова Л.О. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1. М.: Просвещение, 2021
Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пос. для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. М., 2005.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. М., 2005.