Вводный урок «Профессии в туризме»
Введение в специальность.
Профессии в туризме.
Вводное занятие для обучающихся объединения «Международный туризм и страноведение. Менеджер по туризму» МБУДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся».
Возраст обучающихся: 15-18 лет
Количество обучающихся: группа из 12-14 человек.
Цель занятия: познакомить обучающихся учреждения дополнительного образования с особенностями профессиональной деятельности с сфере современного международного туризма.
Продолжительность занятия: два урока по 45 минут с обязательным перерывом 5 минут.
Материалы и оборудование: учебный класс, бумага для записей, ручки и карандаши.
Задачи занятия:
Образовательные: предложить к размышлению информацию о тех профессиях и специальностях, которые востребованы в настоящее время в сфере международного туризма.
Провести сравнительный анализ профессий в сфере туризма, систематизировать профессии по основным критериям (работа с людьми, работа с документацией, работа с информацией, сфера продаж и обслуживания и т.д.)
Воспитательные: воспитание уважительного отношения к труду людей сферы обслуживания, в том числе сотрудников туристической отрасли.
Развивающие: провести экспресс-диагностику склонностей обучающихся к той или иной профессии в сфере туризма.
План занятия:
1. Приветствие, создание рабочей атмосферы, знакомство с планом работы.
2. Опрос обучающихся об их личном опыте общения с сотрудниками турфирм, впечатления от их работы, впечатления о работе в сфере туризма.
3. Классификация специальностей в туризме, основанная на месте работы (туроператор или турагентство)
4. Игра-пятиминутка «Города и страны».
5. Перерыв
6. Классификация специальностей в туризме, основанная на характере работы (работа с людьми и работа с документацией)
7. Самоанализ обучающихся на предмет наиболее подходящей для них сферы деятельности с учетом их личностных особенностей.
8. Практическое задание. Визуализация «Один день из жизни….. (турагента, гида, сотрудника отдела бронирования и т.п.)
9. Заключение. Ответы на вопросы обучающихся. Задание для углубленного изучения темы.
Конспект занятия:
1. Приветствие. Блиц-опрос обучающихся по схеме:
имя,
возраст,
номер школы,
почему выбрал курс «Международный туризм» в качестве факультатива.
2. Цель блиц-опроса – познакомить подростком между собой, создание доверительной рабочей обстановки на занятии.
Сейчас я хотела бы вас попросить вспомнить, бывали ли вы сами клиентами турагентств, принимали ли участие в экскурсиях. Как, на ваш взгляд, сложно ли работать в туризме, какими знаниями надо обладать, чтобы успешно работать в турфирме. (Ответы детей).
Хорошо, теперь давайте сравним и запишем особенностей работы в турагентстве и туроператоре. Но сначала скажите мне, в чем отличие этих организаций (ответы детей).
3. Сравнительный анализ работодателей «турагентство» и «туроператор» по схеме
Размер организации
Требования к соискателю
Особенности карьерного роста
Сезонность работы
Способы формирования заработной платы (оклад или %% от продаж)
Продолжительность рабочего дня
Состав профессиональной деятельности
Педагог предоставляет информацию в устном виде, дети самостоятельно заполняют таблицу.
4. А теперь немного отвлечемся – игра «Города и страны». (У любого ученика педагог спрашивает месяц рождения. Выбирает страну, начинающуюся на ту же букву, что и месяц рождения ученика и предлагает рассказать как можно больше об этой стране: столица, политический строй, валюта, население, визовый режим, особенности национальной кухни, как до нее можно добраться и т.д. Ученики могут отвечать с места, игра проводится в форме беседы). Цель игры: расширение кругозора, отдых между большими теоретическими блоками информации, создание более дружественной обстановки в группе, знакомство детей между собой.
5. Перерыв, проветривание помещения.
6. Заполнение таблицы:
Все профессии, связанные с работой в туризме можно разделить на две условных группы: те, которые требуют постоянного общения с клиентами и те, которые не связанны с непосредственной коммуникацией. Первую группу профессий можно разделить а подгруппы: профессии, включающие в себя продажи и профессии, с продажами не связанные. Используя эту таблицу, легко понять, какие профессии для вас представляют наименьший интерес, так как способность к эффектному общению и способность продажам – это те свойства личности, которые сложно поддаются изменению. Иными словами, человек, который устает от непрерывного общения с другими людьми, с наименьшей степенью вероятности начнет получать от общения удовольствие, если на работе ему придется общаться с незнакомыми людьми ежедневно по несколько часов.
Таблицу можно оформить в произвольной форме, главное, чтобы вы смогли по ней сориентироваться в выборе дальнейшей специальности.
Итак, я буду перечислять профессии, а вам надо будет отнести их к одной из этих трех групп.
(Список профессий может варьироваться в зависимости от того, какие специальности дает обучение в данном учебном заведении. Если это профориентационный спецкурс, то список профессий целесообразно взять на региональном сайте актуальных вакансий, так как этот список для разных регионов может отличаться)
7. А теперь я хотела бы предложить вам ответить на несколько вопросов:
- я легко знакомлюсь с новыми людьми?
- мне нравится убеждать людей в своей правоте?
- для меня день без общения – это скучно?
- когда мои близкие злятся, у них не получается испортить настроение мне?
- я по-настоящему отдыхаю только тогда, когда рядом никого нет?
Отвечать не обязательно именно сейчас, нужно постараться понаблюдать за собой, это может занять несколько дней или недель – тогда вам будет проще понять, стоит ли вам выбирать профессию связанную с работой в тесном контакте с клиентами.
8. Сейчас, чтобы немного отдохнуть и отвлечься от теории, я предлагаю вам небольшое путешествие в ваше будущее. Сегодня вы познакомились некоторыми профессиями, с которыми может быть связана ваша карьера. Попробуйте примерить на себя одну из профессий – представить себя профессиональным (гидом, аниматором, хостетс, гест релейшн) через десять лет. Представьте, с чего начнется ваш рабочий день – во сколько вам надо будет встать, нужно ли вам будет носить униформу компании, в которой вы работаете, кем будут ваши коллеги, какой вид будет из вашего рабочего кабинета (рабочего места), во сколько закончится ваш рабочий день и каким будет ваш досуг.
9. Спасибо за внимание, если есть вопросы, я готова на них ответить. Для тех, кому хотелось бы побольше узнать о работе в туризме, я могу порекомендовать почитать профессиональный форум tonkosti.ru, раздел для профессионалов.