Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Тайны нашей речи» (3 класс)
Управление образования администрации муниципального района «Усть – Куломский»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Помоздинская средняя общеобразовательная школа им. В.Т. Чисталева.
Рассмотрено: на заседании педсовета протокол № 4 от 15.01.2020 г. | У тверждаю: Директор школы Шомысова Л.В. Приказ № 108 от 25.05.2020 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности «Тайны нашей речи»
Возраст обучающихся: 9 - 10 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
Педагог дополнительного образования
Игнатова Е.В.
с. Помоздино, 2020
Пояснительная записка
Программа «Тайны нашей речи» способствует развитию речи и творческих способностей обучающихся. Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью детьми необходимо целенаправленная работа над всеми видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом работа над устной речью – слушанию и говорению, должна опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников был разработана программа «Тайны нашей речи».
Программа ориентирована на активное развитие речи и творческих способностей у младших школьников.
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Тайны нашей речи» составлена в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства в сфере образования:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
• Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р)
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»
• Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018г. №196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные) (Приложение к Письму Министерства образования, науки и молодежной политики РК от 19.09.2019г.№ 07-13/631)
Новизна программы заключается в том, что направлена на развитие устной и письменной речи обучающихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача программы. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Актуальность программы заключается в том, что, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Выходом из этого положения является поиск форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа дает возможность вовлечь обучающихся в активную речевую деятельности.
Отличительная особенность данной программы в том, что узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение детьми письменных и устных заданий.
Основные характеристики | |||||||||
Адресат программы | Обучающиеся 9-10 лет наполняемость групп – 14-16 человек условия приема детей – по заявлению родителей(законных представителей) | ||||||||
Вид программы по уровню освоения | Базовый уровень; | ||||||||
Объем программы |
| ||||||||
Сроки реализации | 1 год | ||||||||
Формы обучения | Очная, очно-дистанционная. | ||||||||
Режим занятий | Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность 1 академического часа – 40 минут. Между занятиями перерыв не менее 10 минут. | ||||||||
Особенности организации образовательного процесса | Состав группы – постоянный; Форма проведения – групповая /работа в малых группах/ работа в парах/ индивидуально. |
Цель: создание условий для формирования языковой компетенции младших
школьников.
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать у детей основные виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо и чтение; развивать умение содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли; закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения; обогащать словарный запас обучающихся.
Развивающие:
- создавать условия для общего развития, реализации творческих способностей;
- развивать речь, в частности, умение выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
- развивать умение составлять тексты собственного сочинения различной тематики.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Содержание программы
Учебный план
№ | раздел | количество часов | | ||||||||
теория | практика | всего | Формы контроля | ||||||||
1. | Введение. | 1 |
|
1 | промежуточный | ||||||
2. | Речь. Техника и выразительность речи. | 5 | 5 | 10 | Выразитель ное чтение Инсценирование диалога | ||||||
| | | | | | | | ||||
3. | Слово. | 6 | 10 | 16 | Сочинение загадок | ||||||
| | | | | | | | ||||
4. | Предложение и словосочетание. | 3 | 5 | 8 | Редактирование текста. Выразительное чтение | ||||||
| | | | | | | | ||||
5. | Текст. | 8 | 10 | 18 | Составление текста в художественном стиле. Сочинение - повествование с элементами описания. | ||||||
| | | | | | ||||||
6. | Культура общения. | 6 | 8 | 14 | Практическая работа | ||||||
| | | | | | ||||||
7. | Итоговое занятие. | | 1 | 1 | выставка | ||||||
Итого: | 68 | |
Содержание программы
1.Введение. Тайны нашей речи.
2.Раздел. Речь. Техника и выразительность речи.
Теория. Речь. Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство.
Выразительность речи. Интонация.
Монолог и диалог.
Практика. Выразительное чтение произведения.
Инсценирование диалога.
3.Раздел. Слово.
Теория. Изобразительно-выразительные средства языка.
Слово, его значение. Словарная статья. Толковый словарь.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально-окрашенные.
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет.
Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора. Сравнение.
Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение.
Жизнь слова. Устаревшие и новые слова.
Практика. Работа с толковым словарём. Работа со стихотворным текстом (поиск изобразительно-выразительных средств). Сочинение загадок
4.Раздел. Предложение и словосочетание.
Теория. Предложение. Простое и сложное предложения. Предложение с однородными членами. Простое и сложносочинённое предложения.
Сложноподчинённое предложение.
Практика. Редактирование предложение. Выразительное чтение.
5.Раздел. Текст.
Теория. Тема. Основная мысль текста. Стили речи. Типы текста. Связь между предложениями в тексте. Разговорный стиль. Диалог. Художественный стиль.
Текст. Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи
Практика. Составление текста в художественном стиле. Лексическое редактирование текстов с цепной связью. Сочинение - повествование с элементами описания. Редактирование сочинения.
6.Раздел. Культура общения.
Теория. Волшебные слова. Правила поведения. Культура общения. Правила поведения в транспорте. Культура общения. Правила поведения в театре. Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.
Практика. Практическая работа (решение проблемных ситуаций).
7.Раздел. Итоговое занятие.
Практика.Обобщение знаний. Подготовка творческих работ к выставке.
Личностные
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Предметные
-первичное умение оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения;
-различать лексическое значение слов;
-различать предложения и слова;
-составлять предложения из слов, данных в начальной форме;
-различать синонимы, антонимы, многозначность слов;
-составлять текст;
-выбирать заголовок текста из ряда данных;
-учиться пользоваться орфографическим словарём.
-разработка мелких мышц руки;
-развивается умение логически мыслить;
-формируется устойчивое, сосредоточенное внимание;
-трудолюбие, усидчивость;
-формируется глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность;
-активизируются творческие способности.
Метапредметные
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с педагогом ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы;
- в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- осуществлять поиск необходимой информации, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
В конце обучения обучающиеся:
должны знать:
Основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, литературные и народные сказки, стихотворения, познавательные статьи, очерки и др.)
Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).
Что такое речь, предложение, текст.
Как писать изложение, сочинение.
должны уметь:
Пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения.
Соблюдать правила произношения, образования и изменения слов, зафиксированные в словарях.
Самостоятельно пользоваться этими словарями для решения возникающих языковых и речевых вопросов.
Различать омонимы, синонимы, антонимы.
Понимать тему и основную мысль текста, передавать их в заголовке, выделять части текста и составлять план.
Пользоваться планом при пересказе, изложении текста.
Составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица.
Озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового и создаваемого текста.
Письменно пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, тексты – рассуждения, сохраняя особенности оригинала.
Создавать тексты освоенных жанров.
Письменно воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица.
Создавать тексты освоенных жанров (рассказ, сказку, объяснение чего-либо и т.д.).
Использовать языковые средства с учетом жанра, а также требований правильности, точности, богатства, выразительности письменной речи.
Создавать небольшие устные и письменные сочинения на основе литературных впечатлений.
Создавать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение).
Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Дата проведения по факту |
1. | Тайны нашей речи. Вводное занятие. | 1 | | |
2 | 2.1 Речь. Культура речи. 2.2 Основные качества речи: правильность, точность, богатство. 2.3 Выразительность речи. Интонация. 2.4 Монолог и диалог. 2.5 Выразительное чтение произведения. | 2 2 2 2 2 | | |
3 | 3.1 Изобразительно-выразительные средства языка. 3.2 Слово, его значение. Словарная статья. Толковый словарь. 3.3 Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально-окрашенные. 3.4 Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет. 3.5 Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора. Сравнение. 3.6 Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение. 3.7 Сочинение загадок. 3.8 Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. | 2 2 2 2 2 2 2 2 | | |
4 | 4.1 Предложение. Простое и сложное предложения. Предложение с однородными членами. 4.2 Простое и сложносочинённое предложения. Редактирование. 4.3 Предложения с однородными членами. 4.4 Сложноподчинённое предложение. Выразительное чтение. | 2 2 2 2 | | |
5 | 5.1 Тема. Основная мысль текста. 5.2 Стили речи. 5.3 Типы текста. 5.4 Связь между предложениями в тексте. 5.5 Разговорный стиль. Диалог. 5.6 Художественный стиль. Составление текста в художественном стиле. 5.7 Текст. Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи. 5.8 Лексическое редактирование текстов с цепной связью. 5.9 Параллельное построение описательного текста. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | | |
6 | 6.1 Волшебные слова. Правила поведения. 6.2 Культура общения. Правила поведения в транспорте. 6.3 Культура общения. Правила поведения в театре. 6.4 Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. | 3 4 3 4 | | |
7 | Заключительное занятие. Выставка творческих работ. | 1 | | |
Планируемые результаты освоения курса к концу первого года обучения
Личностные результаты:
определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;
учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
нести ответственность за свои поступки.
Метапредметные результаты:
работать по плану, планировать свои действия;
высказывать и доказывать свою точку зрения;
анализировать свою работу.
пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;
анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы.
конструировать разные предложения, строить диалог.
уметь слушать и слышать речь собеседника;
уметь договариваться при совместной работе.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
пользоваться алфавитом;
различать гласные, согласные и неречевые звуки;
определять роль ударения в слове;
различать предложения по цели высказывания и интонации;
строить диалог;
правильно использовать в своей речи слова и предложения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться многозначными словами, словами-антонимами, словами-синонимами, словами-омонимами в своей речи;
находить информацию в этимологическом словаре.
Условия реализации:
Материально – техническое обеспечение программы
1.Учебный кабинет с хорошим освещением, учебные столы, стулья.
2. Компьютер, телевизор.
Справочники, энциклопедии;
Словари: орфографический, орфоэпический, этимологический, словарь синонимов
Электронно-программное обеспечение:
DVD-диски с дидактическими играми по русскому языку;
презентации по русскому языку.
Методическое обеспечение
В ходе занятий используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, разнообразный иллюстрированный материал, наглядные пособия, таблицы, образцы работ и др.). Проводятся конкурсы, познавательные и развивающие дидактические игры. Сами занятия часто проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях, а задачей педагога становится необходимость помочь детям в реализации их замыслов.
1.Подборка информационной и справочной литературы.
2.Сценарии массовых мероприятий, разработанных для организации досуга воспитанников объединения.
3.Наглядные пособия по темам.
4.Образцы творческих работ.
5.Диагностические методики для определения уровня знаний, умений и навыков воспитанников детского объединения.
Кадровое обеспечение
По данной программе работает педагог с высшим образованием, с первой квалификационной категорией.
Формы аттестации.
Для текущего контроля уровня достижений обучающихся используются такие способы, как:
наблюдение активности на занятии;
беседа с обучающимися, родителями;
анализ творческих работ.
Для проведения промежуточной аттестации: просмотр работ за истекший период, собеседование, тестирование.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется:
защита и презентация творческих работ и проектов;
тестирование.
Оценочные материалы
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Оценка овладения обучающимися речевыми компетентностями (после прохождения соответствующего раздела).
• Проведение выставок творческих работ обучающихся.
• Участие в конкурсах.
• Тестирование, собеседование.
Внешний контроль
После каждого раздела программы с целью подведения итогов и поощрения воспитанников проводятся выставки. Цель выставки – стимулирование творческого потенциала и активности воспитанников, привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ каждого воспитанника. Выставки детских работ позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям: качество исполнения, соответствие работы возрасту ребенка, оригинальность идеи.
Внутренний контроль
Предполагает использование диагностирования, личных наблюдений педагога, отслеживания результатов работ каждого ребёнка на занятии, самоконтроль.
Диагностировать полученные знания и умения позволяют различные методики - опрос, тестовые задания, наблюдения. Формой отчётности по педагогической диагностике является заполнение таблиц «Речевых компетенций» и карт речевой активности. На протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность детей самостоятельно выполнить практические задания.
Формы контроля уровня достижений учащихся
Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.
Критерии оценивания
Методическое обеспечение программы
Введение.
Форма занятий | методы и приёмы | дидактический материал | форма подведения итогов |
обучающая | объяснительно-иллюстративный | методические пособия | Экспресс опрос |
Речь. Техника и выразительность речи.
Форма занятий | методы и приёмы | дидактический материал | форма подведения итогов |
обучающая | объяснительно-иллюстративный; наглядные, словесные, практические | Аудиозаписи (образец выразительного чтения) | Выразительное чтение, исценирование диалога |
Слово
Форма занятий | методы и приёмы | дидактический материал | форма подведения итогов |
обучающая | объяснительно-иллюстративный; наглядные, словесные, практические | просмотр образцов творческих работ | сочинение |
Предложение и словосочетание.
Форма занятий | методы и приёмы | дидактический материал | форма подведения итогов |
обучающая | объяснительно-иллюстративный; наглядные, словесные, практические | Аудиозаписи (образец выразительного чтения) | Редактирование текстов, выразительное чтение |
Текст
Форма занятий | методы и приёмы | дидактический материал | форма подведения итогов |
обучающая | объяснительно-иллюстративный; наглядные, словесные, практические | образцы творческих работ | Составление текста в художественном стиле. Сочинение - повествование с элементами описания. |
Культура общения
Форма занятий | методы и приёмы | дидактический материал | форма подведения итогов |
обучающая | объяснительно-иллюстративный; наглядные, словесные, практические | презентации | Решение проблемных ситуаций |
Список литературы
для учащихся:
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под. ред. Л.А. Чешко. Изд. 3 – е, стереотип. М: Сов. Энциклопедия, 1971.
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – 3 – е изд., стереотип. М: Рус. яз., 1986.
Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся нац. Школ/ Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шацкий.- Л.: Просвещение, 1984.
Грушников П.А. Орфографический словарик: Пособие для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1981.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под. Ред. Л.Ф. Беловинского – М.: ОЛМА – ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004 .
Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. – М.: АО «Столетие», 1994.
Ладыженская Т.А. , Ладыженская Н.В. , Ладыженская Т.М. . Марысева О.В. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник-тетрадь для 4-го класса. – М.: Издательский дом «С-инфо», Издательство «Баласс», 1997.
Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980.
Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Книга для учащихся. Изд. 2 – е дополненное. Ленинград: Просвещение, 1969.
Список литературы
для педагога:
Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках. Ч. 1, Ч. 2. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981.
Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. / Н.Г. Белицкая, А.О. Орг. – 3-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007.
Введенская Л.А. и Саакьян Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1971.
Введенская Л.А. пословицы и поговорки в начальной школе. Пособие для учителя. М.:, 1963.
Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.
Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну Слов. – М.: Дрофа, 1995.
Горбушина Л.А. и Николаичева А.П. Выразительное чтение. Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ. – М.: «Просвещение», 1978.
Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. – М.: АО Столетие, 1994.
Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать сочинение. 3 класс, 4 класс. (Пособие для начальных классов). – М.: Грамотей, 2004 .
Журналы: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Начальная школа».
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985.
Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975.