Программа дополнительного образования кружка «Веселые пальчики» для детей младшего дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- д/с №6 «ЖАР-ПТИЦА» ГОРОДА АЛЬМЕТЬЕВСК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Программа
дополнительного образования кружка «Веселые пальчики» для детей младшего дошкольного возраста
Подготовила:
Воспитатель
первой квалификационной категории
Казнова Ольга Ивановна.
Альметьевск, 2024 год
Пояснительная записка
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.
Цели программы: Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формировать и воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.
совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 2-3 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий.
Задачи программы:
Развивать индивидуальную творческую деятельность. Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом. Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.
Знание индивидуальных особенностей ребенка, уровень его развития, состояние здоровья помогает решить эти задачи и осуществлять на этой основе личностно-ориентированный подход.
Развитие у детей речевой активности, фразовой и связной речи, обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.
Развитие, уточнение основных движений органов речи у детей (язык, челюсти, губы, посредством артикуляционной речевой гимнастики.
Развитие у детей фонематического (звукового) слуха, умения управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания).
Развитие у детей мелкой пальцевой моторики, посредством пальчиковой гимнастики, самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д.
Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.
Программа работы кружка "Веселые пальчики" для детей младшего дошкольного возраста рассчитана на обучение детей в возрасте от 2 до 3 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на МБДОУ «ЦРР-д/с №6 «Жар-птица»
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
После освоения образовательной программы дети готовы и способны:
- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
- манипулировать мелкими предметами;
- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
- владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;
- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
- владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.
Организация деятельности кружка:
Количество занятий в неделю: 1
Количество занятий в месяц: 4..
Колличество занятий в год: 30
Формы проведения занятий и методы:
подгрупповые;
рассматривание разнообразных игрушек;
составление описательные рассказов, сказочные путешествия;
дидактические подвижные игры на звукоподражание и развитие речевого дыхания;
заучивание считалок, стихов;
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
Артикуляционная гимнастика.
-пальчиковая гимнастика.
-изготовление дидактических игр, шнуровок.
-использование нетрадиционных техник рисования.
-использование нестандартного счетного материала.
-игры с кубиками, конструкторами.
-рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
Предельная наполняемость кружка в течение учебного года – не более 15человек.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:
наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений;
доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;
систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения;
индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка;
увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе;
сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
- манипулировать мелкими предметами;
- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
- владеть приемами работы с бумагой;
- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
- владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.
Оборудование и материалы:
Ноутбук «ICL»,магнитофон VITEK .
Атрибуты: Массажные шарики «Су-Джок», карандаши, природный материал (шишки, грецкие орехи, фасоль, горох и т.п.), щетки-ёжики, массажные мячики, пальчиковые краски, набор геометрических фигур, набор цв.веревочек, воздушные фломастеры, пластилин, прищепки, дидактические игры.
Музыкальный материал: Флеш – карта, аудио диски, проектор, интерактивная доска, пк.
Список литературы:
1. Дмитриева В.Г. 250 пятиминутных развивающих игр для малышей от 1 до 3 лет. М., АСТ; СПб.: Сова, 2007
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Москва «Просвещение» 1989
3. Дж. Силберг. 300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет. Минск: «Попури», 2008
4. Е.М. Косинова. Уроки логопеда: гры для развития речи. М.: Эксмо: Олисс, 2011
5. Т. М. Бондаренко. Комплексные занятия в первой младшей гуппе. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008
6. Н.В. Дубровская. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Наглядно- методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
8. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Издательство «Просвещение» Москва 1971
Тематический план кружка «Веселые пальчики»
№ | Тема | Кол-во занятий |
1 | Тема: Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием пуговичного материала. Игра «Застегни-расстегни» | 2 |
2 | Тема: Развитие мелкой моторики пальцев рук и использованием веревочного материала. «Играем ладушки» | 1 |
3 | Тема: Развитие мотрики рук с использованием природного материала (шишки). «Осенние забавы» | 1 |
4 | Тема: Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием суджоктерапии. «У Лариски - две редиски» | 1 |
5 | Тема: Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием семян фасоли. «Компот» | 1 |
6 | . «Компот» (повторение) | 1 |
7 | «За ягодами» | 1 |
8 | . «Засолка капусты» | 1 |
9 | «Рябинка» | 1 |
10 | «Встреча с Колобком» | 1 |
11 | «Весёлые мухоморы» | 1 |
12 | «Лошадки» | 1 |
13 | «Замок» | 1 |
14 | «Снежок» | 1 |
15 | «Маленькой елочке холодно зимой» | 1 |
16 | 1. «Ёлочка пушистая, нарядная». | 1 |
17 | «Мои любимые животные» | 1 |
18 | «Весёлый Снеговик» | 1 |
19 | «У кормушки птички» | 1 |
20 | «Кто как говорит?» | 1 |
21 | «Цветочек для папы» | 1 |
22 | «Мимоза для мамы» | 1 |
23 | . «Домик» | 1 |
24 | .«Дружба» | 1 |
25 | . «Солнышко» | 1 |
26 | «Капель» | 1 |
27 | . «Жили у бабуси два весёлых гуся» | 1 |
28 | . «Семья» | 1 |
29 | «Цветочек радуется солнышку» | 1 |
30 | «Травка» («Ласточка») | 1 |
Календарно-тематическое планирование
В календарно-тематическом планировании кружка «Веселые пальчики» использованы следующие формы работы:
- массаж пальцев кистей рук;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с предметами;
- упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
- нетрадиционные способы рисования;
- развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
Сентябрь
Занятие 1.
Игра «Застегни - расстегни»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
II. Физкультминутка «Мы ногами топ-топ»
Занятие 2
«Играем ладушки»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики»
III. Подвижная игра «Зайка серенький»
Игра «Завяжи и развяжи»
Занятие 3
«Осенние забавы»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Мы листики осенние»
Игра «Починим гребешок»
III. Физкультминутка «Мы топаем ногами»
Логоритмическое упражнение «В гости к мишке»
Занятие 4
«У Лариски - две редиски»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шариком Су-Джок.
II. Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски», «Я в ладошки хлопаю»
Игра «Сделай мебель»
III. Игра с пальчиками «Дождик лей», «Музыка дождя и грома»
Октябрь
Занятие 1(5)
«Компот»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.
II. Пальчиковая игра «Компот»
III. Игра «Ну-ка все встали в круг»
Занятие 2.(6)
«Компот» (повторение)
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.
II. Пальчиковая игра «Компот»
III. Игра «Ну-ка все встали в круг»
Занятие 3.(7)
«За ягодами»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «За ягодами»
III. Игра «Золушка» (сортировка семян фасоли и арбуза)
Занятие 4.(8)
«Засолка капусты»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Засолка капусты»
III. Игра «Сложим пополам» (складывание листа бумаги в разных направлениях)
Ноябрь
Занятие 1.(9)
«Рябинка»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук щеткой-ёжиком.
II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
III. Рисование «Рябинка»
Занятие 2.(10)
«Встреча с Колобком»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
III. Игра «Встреча с Колобком» (Обрывание бумаги).
Занятие 3.(11)
«Весёлые мухоморы»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
II. Пальчиковая игра «О левой и правой руке»
III. Рисование «Весёлые мухоморы»
Занятие 4.(12)
«Лошадки»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Лошадки»
III. Игра «На что это похоже?» (Выкладывание узоров из геометрических фигур)
Декабрь
Занятие 1.(13)
«Замок»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шариком Су-Джок.
II. Пальчиковая игра «Замок»
III. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях)
Занятие 2.(14)
«Снежок»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колодец».
II. Пальчиковая игра «Снежок»
III. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)
Занятие 3.(15)
«Маленькой елочке холодно зимой»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Ёлочка»
III. Рисование «Маленькой елочке холодно зимой»
Январь
Занятие 1.(16)
«Ёлочка пушистая, нарядная».
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Ёлочка»
III. Рисование «Ёлочка пушистая, нарядная».
Занятие 2.(17)
«Мои любимые животные»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «У оленя»
III. Рисование «Мои любимые животные». «Ежик»
Занятие 3.(18)
«Весёлый Снеговик»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
III. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).
Февраль
Занятие 1.(19)
«У кормушки птички»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Кормушка»
III. Игра «У кормушки следы птички»
Занятие 2.(20)
«Кто как говорит?»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
II. Пальчиковая игра «Кто как говорит?»
III. Игра «Бабушкины покупки»
Занятие 3.(21)
«Цветочек для папы»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Цветочек»
III. Рисование «Цветочек для папы»
Март
Занятие 1.(22)
«Мимоза для мамы»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Цветочек»
III. Рисование «Мимоза для мамы»
Занятие 2(23)
«Домик»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Домик»
III. Игра «Разные домики?» (Выкладывание домика из геометрических фигур или семян)
Занятие 3.(24)
«Дружба»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Дружба»
III. Игра «Шоферы»
Апрель
Занятие 1.(25)
«Солнышко»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Солнце и дождик»
III. Рисование «Солнышко»
Занятие 2.(26)
«Капель»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Капель»
III. Игра «Шоферы»
Занятие 3.(27)
«Жили у бабуси два весёлых гуся»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Гуси нападают»
III. Рисование «Жили у бабуси два весёлых гуся»
Май
Занятие 1.(28)
«Семья»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шариком Су-Джок.
II. Пальчиковая игра «Замок»
III. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях)
Занятие 2.(29)
«Цветочек радуется солнышку»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Цветочек»
Занятие 3. (30)
«Травка» («Ласточка»)
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
III. Рисование «Травка» («Ласточка»)
III. Игра «Бабушкины покупки»