Программа дополнительного образования кружка «Веселые пальчики» для детей младшего дошкольного возраста

0
0
Материал опубликован 6 December 2024 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- д/с №6 «ЖАР-ПТИЦА» ГОРОДА АЛЬМЕТЬЕВСК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН









Программа

дополнительного образования кружка «Веселые пальчики» для детей младшего дошкольного возраста















Подготовила:

Воспитатель

первой квалификационной категории

Казнова Ольга Ивановна.















Альметьевск, 2024 год

Пояснительная записка

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

Цели программы: Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формировать и воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения. 
совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 2-3 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий.

Задачи программы:

Развивать индивидуальную творческую деятельность. Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом. Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их. 
Знание индивидуальных особенностей ребенка, уровень его развития, состояние здоровья помогает решить эти задачи и осуществлять на этой основе личностно-ориентированный подход. 


Развитие у детей речевой активности, фразовой и связной речи, обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.

Развитие, уточнение основных движений органов речи у детей (язык, челюсти, губы, посредством артикуляционной речевой гимнастики.

Развитие у детей фонематического (звукового) слуха, умения управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания).

Развитие у детей мелкой пальцевой моторики, посредством пальчиковой гимнастики, самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д.

Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.

Программа работы кружка "Веселые пальчики" для детей младшего дошкольного возраста рассчитана на обучение детей в возрасте от 2 до 3 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на МБДОУ «ЦРР-д/с №6 «Жар-птица»



Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

После освоения образовательной программы дети готовы и способны:

- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;

- манипулировать мелкими предметами;

- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;

- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;

- владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;

- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;

- владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.

Организация деятельности   кружка: 

Количество занятий в неделю: 1

Количество занятий в месяц: 4..

Колличество занятий в год: 30

Формы проведения занятий и методы:

подгрупповые;

рассматривание разнообразных игрушек;

составление описательные рассказов, сказочные путешествия;

дидактические подвижные игры на звукоподражание и развитие речевого дыхания;

заучивание считалок, стихов;

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.

Артикуляционная гимнастика.

-пальчиковая гимнастика.

-изготовление дидактических игр, шнуровок.

-использование нетрадиционных техник рисования.

-использование нестандартного счетного материала.

-игры с кубиками, конструкторами.

-рисование с использованием шаблонов, трафаретов.




Предельная наполняемость  кружка в течение  учебного  года – не более 15человек.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:

наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений;

доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;

систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения;

индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка;

увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе;

сознательность – понимание выполняемых действий, активность.


ПРОГНОЗИРУЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:



После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;

- манипулировать мелкими предметами;

- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;

- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;

- владеть приемами работы с бумагой;

- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;

- владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.

  Оборудование и материалы:



Ноутбук «ICL»,магнитофон VITEK .

Атрибуты: Массажные шарики «Су-Джок», карандаши, природный материал (шишки, грецкие орехи, фасоль, горох и т.п.), щетки-ёжики, массажные мячики, пальчиковые краски, набор геометрических фигур, набор цв.веревочек, воздушные фломастеры, пластилин, прищепки, дидактические игры.

Музыкальный материал: Флеш – карта, аудио диски, проектор, интерактивная доска, пк.



























Список литературы:

1. Дмитриева В.Г. 250 пятиминутных развивающих игр для малышей от 1 до 3 лет. М., АСТ; СПб.: Сова, 2007

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Москва «Просвещение» 1989

3. Дж. Силберг. 300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет. Минск: «Попури», 2008

4. Е.М. Косинова. Уроки логопеда: гры для развития речи. М.: Эксмо: Олисс, 2011

5. Т. М. Бондаренко. Комплексные занятия в первой младшей гуппе. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008

6. Н.В. Дубровская. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Наглядно- методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

8. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Издательство «Просвещение» Москва 1971
























Тематический план кружка «Веселые пальчики»

Тема

Кол-во занятий

1

Тема: Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием пуговичного материала.

Игра «Застегни-расстегни»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
II. Физкультминутка «Мы ногами топ-топ» 

2

2

Тема: Развитие мелкой моторики пальцев рук и использованием веревочного материала.

«Играем ладушки»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики»
III. Подвижная игра «Зайка серенький» 
Игра «Завяжи и развяжи»

1

3

Тема: Развитие мотрики рук с использованием природного материала (шишки).

«Осенние забавы»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Мы листики осенние»
Игра «Починим гребешок»
III. Физкультминутка «Мы топаем ногами»
Логоритмическое упражнение «В гости к мишке»

1

4

Тема: Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием суджоктерапии.

«У Лариски - две редиски»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шариком Су-Джок.
II. Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски», «Я в ладошки хлопаю»
Игра «Сделай мебель»
III. Игра с пальчиками «Дождик лей», «Музыка дождя и грома»

1

5

Тема: Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием семян фасоли.

«Компот»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.
II. Пальчиковая игра «Компот»
III. Игра «Ну-ка все встали в круг»

1

6

. «Компот» (повторение)
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.
II. Пальчиковая игра «Компот»
III. Игра «Ну-ка все встали в круг»

1

7

«За ягодами»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «За ягодами»
III. Игра «Золушка» (сортировка семян фасоли и гороха)

1

8

. «Засолка капусты»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Засолка капусты»
III. Игра «Сложим пополам» (складывание листа бумаги в разных направлениях)

1

9

«Рябинка»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук щеткой-ёжиком.
II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
III. Рисование «Рябинка»

1

10

«Встреча с Колобком»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
III. Игра «Встреча с Колобком» (Обрывание бумаги) 

1

11

«Весёлые мухоморы»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
II. Пальчиковая игра «О левой и правой руке»
III. Рисование «Весёлые мухоморы»

1

12

«Лошадки»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Лошадки»
III. Игра «На что это похоже?» (Выкладывание узоров из геометрических фигур)

1

13

«Замок»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шариком Су-Джок.
II. Пальчиковая игра «Замок»
III. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях) 

1

14

«Снежок»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колодец».
II. Пальчиковая игра «Снежок»
III. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)

1

15

«Маленькой елочке холодно зимой»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Ёлочка» 
III. Рисование «Маленькой елочке холодно зимой»

1

16

1. «Ёлочка пушистая, нарядная».
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Ёлочка»
III. Рисование «Ёлочка пушистая, нарядная».

1

17

«Мои любимые животные» 
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «У оленя»
III. Рисование «Мои любимые животные». «Ежик»

1

18

«Весёлый Снеговик»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
III. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).

1

19

«У кормушки птички»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Кормушка»
III. Игра «У кормушки следы птички»

1

20

«Кто как говорит?»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
II. Пальчиковая игра «Кто как говорит?»
III. Игра «Бабушкины покупки» 

1

21

«Цветочек для папы»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Цветочек»
III. Рисование «Цветочек для папы»

1

22

«Мимоза для мамы»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Цветочек»
III. Рисование «Мимоза для мамы»

1

23

. «Домик»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Домик»
III. Игра «Разные домики?» (Выкладывание домика из геометрических фигур или семян)

1

24

.«Дружба» 
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Дружба»
III. Игра «Шоферы»

1

25

. «Солнышко»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Солнце и дождик»
III. Рисование «Солнышко»

1

26

«Капель»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Капель»
III. Игра «Шоферы» 

1

27

. «Жили у бабуси два весёлых гуся»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Гуси нападают»
III. Рисование «Жили у бабуси два весёлых гуся»

1

28

. «Семья»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шариком Су-Джок.
II. Пальчиковая игра «Замок»
III. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях)

1

29

«Цветочек радуется солнышку»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Цветочек»

1

30

«Травка» («Ласточка»)
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
III. Рисование «Травка» («Ласточка»)
III. Игра «Бабушкины покупки»


1











Календарно-тематическое планирование

В календарно-тематическом планировании кружка «Веселые пальчики» использованы следующие формы работы:

- массаж пальцев кистей рук;

- пальчиковая гимнастика;

- игры с предметами;

- упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;

- нетрадиционные способы рисования;

- развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

Сентябрь

Занятие 1.

Игра «Застегни - расстегни»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
II. Физкультминутка «Мы ногами топ-топ» 
Занятие 2

«Играем ладушки»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики»
III. Подвижная игра «Зайка серенький» 
Игра «Завяжи и развяжи»

Занятие 3

«Осенние забавы»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Мы листики осенние»
Игра «Починим гребешок»
III. Физкультминутка «Мы топаем ногами»
Логоритмическое упражнение «В гости к мишке»


Занятие 4

«У Лариски - две редиски»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шариком Су-Джок.
II. Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски», «Я в ладошки хлопаю»
Игра «Сделай мебель»
III. Игра с пальчиками «Дождик лей», «Музыка дождя и грома»


Октябрь 

Занятие 1(5)

«Компот»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.
II. Пальчиковая игра «Компот»
III. Игра «Ну-ка все встали в круг»


Занятие 2.(6)

«Компот» (повторение)
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.
II. Пальчиковая игра «Компот»
III. Игра «Ну-ка все встали в круг»


Занятие 3.(7)

«За ягодами»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «За ягодами»
III. Игра «Золушка» (сортировка семян фасоли и арбуза)


Занятие 4.(8)

«Засолка капусты»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Засолка капусты»
III. Игра «Сложим пополам» (складывание листа бумаги в разных направлениях)




Ноябрь 
Занятие 1.(9)

«Рябинка»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук щеткой-ёжиком.
II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
III. Рисование «Рябинка»


Занятие 2.(10)

«Встреча с Колобком»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
III. Игра «Встреча с Колобком» (Обрывание бумаги).


Занятие 3.(11)

«Весёлые мухоморы»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
II. Пальчиковая игра «О левой и правой руке»
III. Рисование «Весёлые мухоморы»


Занятие 4.(12)

«Лошадки»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Лошадки»
III. Игра «На что это похоже?» (Выкладывание узоров из геометрических фигур)


Декабрь 


Занятие 1.(13)

«Замок»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шариком Су-Джок.
II. Пальчиковая игра «Замок»
III. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях)

 
Занятие 2.(14)

«Снежок»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Колодец».
II. Пальчиковая игра «Снежок»
III. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)


Занятие 3.(15)

«Маленькой елочке холодно зимой»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Ёлочка» 
III. Рисование «Маленькой елочке холодно зимой»


Январь 
Занятие 1.(16)

«Ёлочка пушистая, нарядная».
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Ёлочка»
III. Рисование «Ёлочка пушистая, нарядная».


Занятие 2.(17)

«Мои любимые животные» 
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «У оленя»
III. Рисование «Мои любимые животные». «Ежик»


Занятие 3.(18)

«Весёлый Снеговик»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
III. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).




Февраль 
Занятие 1.(19)

«У кормушки птички»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Кормушка»
III. Игра «У кормушки следы птички»


Занятие 2.(20)

«Кто как говорит?»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
II. Пальчиковая игра «Кто как говорит?»
III. Игра «Бабушкины покупки»

 
Занятие 3.(21)

«Цветочек для папы»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Цветочек»
III. Рисование «Цветочек для папы»


Март 
Занятие 1.(22)

«Мимоза для мамы»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Цветочек»
III. Рисование «Мимоза для мамы»


Занятие 2(23)

«Домик»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Домик»
III. Игра «Разные домики?» (Выкладывание домика из геометрических фигур или семян)


Занятие 3.(24)

«Дружба» 
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Дружба»
III. Игра «Шоферы»
Апрель 


Занятие 1.(25)

«Солнышко»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Солнце и дождик»
III. Рисование «Солнышко»


Занятие 2.(26)

«Капель»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Капель»
III. Игра «Шоферы» 


Занятие 3.(27)

«Жили у бабуси два весёлых гуся»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Гуси нападают»
III. Рисование «Жили у бабуси два весёлых гуся»


Май 
Занятие 1.(28)

«Семья»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шариком Су-Джок.
II. Пальчиковая игра «Замок»
III. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях)




Занятие 2.(29)

«Цветочек радуется солнышку»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Цветочек»


Занятие 3. (30)

«Травка» («Ласточка»)
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
III. Рисование «Травка» («Ласточка»)
III. Игра «Бабушкины покупки»







































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации