Программа элективного курса «Вирусные заболевания млекопитающих»
ОмГПУ, должность, ФИО ответственного лица, утверждающего программу
Дата утверждения:
Элективные курсы по биологии
«Вирусные заболевания млекопитающих»
Автор:
Лузганова Анастасия Александровна,
Учитель биологии, БОУ г. Омска «Лицей БИТ»
Омск 2019
Пояснительная записка
На сегодняшний день в курсе биологии на изучение вирусных заболеваний отводится очень мало времени, а то и вообще оговаривается лишь на 2-3 уроках. Вопросы по данной теме встречаются в вопросах единого государственного экзамена по биологии, тем самым необходимы для глубокой детализации.
Цель курса:
Расширить знания у обучающихся о вирусных заболеваниях млекопитающих
Задачи курса:
Углубить знания учащихся о многообразие вирусов
Ознакомить учащихся с болезнями млекопитающих, вызываемыми вирусами, и их профилактикой.
Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, выделять и делать выводы.
Элективный курс «Вирусные заболевания млекопитающих» рассчитан на 11 учебных занятий в 10 классе (1 час в неделю) на повышенном уровне. Второе полугодие.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- строение, химический состав и жизнедеятельность вирусов
- классификацию вирусов и способы их распространения
- классификацию вирусных заболеваний, этапы заболевания, симптомы и способы борьбы
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать, анализировать и делать выводы
- выполнять и защищать презентации по вирусным заболеваниям
- выполнять исследовательскую работу.
В предлагаемую программу курса включены следующие вопросы: история открытия некоторых вирусов, классификация вирусов, взаимодействие вирусов с клетками организма, способы распространения вирусов и классификация болезней, вызываемых вирусами. А так же создание вакцины, способной ликвидировать возникшее вирусное заболевание
Особое место уделяется вирусам, возбуждающим бешенство млекопитающих. Рассмотрены этапы заболевании, виды и способы борьбы.
Тематическое планирование
№ п.п | Тема | Предметные результаты | Основные виды учебной деятельности | Деятельность обучающихся |
Введение (1 час) | ||||
1 | Введение в науку «Вирусология» | Давать определение понятию «Вирусологии». Различать основные исторические этапы становления науки | Лекция | Слушают лекцию, выполняют вводный контроль |
Строение и жизнедеятельность вирусов (3ч) | ||||
2 | Строение, химический состав вирусов | Уметь отличать вирусы от других форм жизни. Называть основные части строения вирусов и их функции. Определять химический состав вирусов. | Видео-лекция | Слушают и смотрят лекцию, работают с раздаточным материалом, объясняют строение и химический состав вирусов |
3 | Этапы взаимодействия вирусов с клеткой | Различать основные способы взаимодействия вирусов с клетками. | Лекция | Слушать лекцию, работать в группах выполнять построение кластера, объяснять особенности вирусных взаимодействий с клеткой. Защитить свой проект (кластер) |
4 | Классификация вирусов. Способы распространения и передачи вирусов. | Выявлять классификационный признак и классифицировать вирусы. Различать способы распространения вирусов. Знать способы передачи вирусов | Работа в группах по методу ТИОТ, викторина | Работать в группах, объяснять модуль своей темы другим учащимся, отвечать на вопросы викторины |
Вирусные заболевания млекопитающих (8ч) | ||||
5 | Бешенство диких и одомашненных животных. Этапы, симптомы, способы борьбы | Знать основные этапы бешенства, а так же способы борьбы с ними. Различать бешенство диких и одомашненный животных исходя из симптомов. | Встреча с интересными людьми | Работать с незнакомым человеком, работать в паре, работать в группе. Устанавливать различия в бешенствах разного вида. Защитить свой проект (кластер). |
6 | Оспа и оспоподобные заболевания. Этапы, симптомы, способы борьбы | Знать основные этапы оспоподобных заболеваний, а так же способы борьбы с ними. Различать оспу и оспоподобные заболевания исходя из симптомов. | Презентация учеников, доклад | Работа в группах, ответы на вопросы блиц опроса, сообщать доклады по темам: «Оспа», «Оспоподобные заболевания». Защищать презентации по теме доклада. |
7 | Чума, лейкоз плотоядных. Этапы, симптомы, способы борьбы | Знать основные этапы чумы и лейкоза. Выявлять симптомы чумы и лейкоза. Различать способы борьбы с чумой и лейкозом. | Презентация учеников, доклад | Работа в группах, ответы на вопросы блиц опроса, сообщать доклады по темам: «Чума», «Лейкоз плотоядных». Защищать презентации по теме доклада. |
8 | Вирусные заболевания человека. Этапы, симптомы, способы борьбы | Различать вирусные заболевания человека. Давать характеристику этим заболеваниям. | Круглый стол | Слушать одноклассников, дискутировать со сверстниками, составлять памятку «Вирус человека. Как не заболеть?». |
Исследовательская работа (2ч) | ||||
9 | Исследовательская работа «Изучение статистических данных об очагах возникновения вирусных заболеваниях животных Омска и Омской области» | | Доклады учеников | Работать с документами. Докладывать о полученных результатах исследования. |
Заключение (1 ч) | ||||
10 | Подведение итогов | - | Семинар | Отвечают на вопросы учителя, работают в группах, решают контрольный тест по всему изученному курсу. |
Содержание курса:
Тема 1. Введение (1 ч)
Вирусология – наука, изучающая неклеточные формы жизни, историю её появления, задачи и значения.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником и дополнительной литературой
Тема 2. Строение и жизнедеятельность вирусов (3 ч)
Строение вируса. Основные свойства и химический состав вирусов. Формы существования вирусов (внеклеточная, внутриклеточная). Жизнедеятельность вирусов. Размножение. Этапы взаимодействия вируса с клеткой (адсорбция, проникновение вируса в клетку, освобождение нуклеиновой кислоты вируса, транскрипция, репликация и трансляция). Взаимоотношение вирусов, ферментов и антител. Особенности бактериофагов. Различие между бактериями и вирусами.
Видео-лекция «Строение и химический состав вирусов». Работа в группах, обучение своему модулю оставшихся групп. Тест «Химический состав вирусов». Викторина «Способы распространения вирусов».
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
— работать в группе
— устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов взаимодействия вирусов с клеткой
— работать по виде-фрагменту
Тема 3. Вирусные заболевания млекопитающих (8 ч)
Бешенство диких и одомашненных животных. Этапы возникновения заболевания. Оспа и оспоподобные заболевания (оспа коров, овец, коз, миксоматоз кроликов). Чума, лейкоз плотоядных. Вирусные заболевания человека (СПИД, грипп, герпес, корь, вирусный гепатит, полиомиелит, краснуха, ветряная оспа, жёлтая лихорадка, свинка, простуда). Этапы, симптомы, способы борьбы.
Методика составления кластера. Блиц-опрос « Все об оспе». Памятка «Вирус в человеке. Как не заболеть». Создание и защита презентаций
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
— классифицировать вирусные заболевания
Тема 4. Исследовательская работа (2 ч)
Исследовательская работа по теме «Изучение статистических данных об очагах возникновения вирусных заболеваниях животных Омска и Омской области».
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
— работать с разными источниками информации, анализировать
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов
Тема 5. Заключение (1 ч)
Итоговое тестирование