Программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания и ее реализация посредством вовлечения обучающихся в социально-значимую деятельность «Истоки»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа № 2
396226, Воронежская обл., Тел.8 (47346) 52-9-38
Аннинский р-н, с. Садовое, E-mail: sadschool2@rambler.ru
ул. Мира, д.81
Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей __гуманитарного___________________________ цикла протокол №1 ___ от «_26» августа 2018 г. | Утверждено. Директор школы _________________Г.Н. Мамонова приказ №35_ от «26» августа 2018 г. |
Опробировано на муниципальном уровне
«ИСТОКИ»
Программа гражданско-патриотического
и духовно-нравственного воспитания
и ее реализация посредством вовлечения обучающихся в социально-значимую деятельность
Срок реализации: 4 года
Возраст: 11-15 лет
Разработчики:
Никитина Надежда Александровна,
учитель истории и обществознания
Садовое
2018
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение………………………………………………………………… 3
2.Пояснительная записка………………………………………………… 6
3.Планируемые результаты реализации программы…………………… 8
4. Содержание……………………………………………………………... 11
5.Учебно-тематический план…………………………………………….. 13
6. Календарно-тематическое планирование…………………………….. 15
7. Система оценки результатов…………………………………………… 27
8.Учебно-методическое обеспечение……………………………………. 28
ВВЕДЕНИЕ
В реформируемом российском государстве стратегическая цель социального развития сформирована как построение правового государства и гражданского общества. Следовательно, важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров.
Для учащихся школы предмет «История» интересен и доступен. Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного города.
Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
Работа по изучению истории страны, области, села содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей, повышению интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
Наши дети должны знать и любить прошлое родной земли, беречь ее природу – во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее любого народа – это новые поколения. Поэтому так важно, чтобы, вырастая, нынешние дети создавали крепкие и дружные семьи, становились хорошими отцами и матерями. Осваивать традиционные семейные ценности, в ряду прочих культурных сокровищ народа, и помогает курс «Родничок». Очевидно, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. Основой ее является народная культура. В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы; мудрой цикличности жизни отдельного человека как части мира и неумирающего человечества; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к отчей земле. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и потому интересен детям. Кроме того, с народной медициной, народной кухней дети встречаются и в повседневной жизни.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы – воспитание патриотизма, любви и уважения к своей Родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры.
Задачи:
научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
воспитывать преданность Родине;
воспитывать основы гражданского самосознания;
воспитывать основы гражданского самосознания;
воспитывать гуманное отношение к окружающим людям;
воспитывать любовь, уважение и гордость за свою Родину, и малую родину;
изучать духовное и культурное наследие русского народа;
воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали;
учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
Используемые методы работы
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии, наблюдения;
• целевые прогулки;
• моделирование и показ сказок;
знакомство с презентациями ранее выполненных социальных проектов;
просмотр видеороликов ронее выполненных проектов.
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• сообщение дополнительного материала;
• подготовка к презентации проекта.
Практический метод
Приоритетным направлением является разработка и реализация социальных проектов.
Формы работы с детьми
• создание творческих и социальных проектов проектов;
• проведение праздников;
• просмотр фильмов, использование мультимедийной установки, аудиозаписей;
• экскурсии;
• организация выставок.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Личностные результаты:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Характеристика планируемых результатов формирования универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты:
Учащиеся познакомятся с понятиями: «генеология»,«родословная», «поколение», «Родина».
узнают:
- историю возникновения имён и фамилий;
- степени родства в семье;
- о профессиях предков;
- о семейных увлечениях и традициях;
- виды народного творчества;
- историю родного края;
- этапы работы над социальным проектом;
- функционирование различных уровней властных структур.
научатся:
- различать изделия разных народных промыслов;
- составлять родословное дерево;
- самостоятельно разрабатывать план действий, дальнейших перспектив;
- деловому общению, оформлению и составлению деловых бумаг.
- осваивать новые формы поиска, обработки и анализа информации.
приобретут:
- навыки групповой работы;
- практические умения по работе с различными изобразительными материалами;
- трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
СОДЕРЖАНИЕ
1 год
Понятие родословной. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Географические названия – свидетели прошлого. Имена и прозвища в Древней Руси. Что означают наши имена. Откуда к нам пришли наши имена. Как родители выбирают имя ребёнку. Имя и ангел – хранитель. История возникновения фамилий и отчеств. Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.
Профессии моих родителей. Профессии моих предков. Степени родства в семье.
Что мы знаем о традициях. Мир семейных увлечений. Семейные обязанности. Семейные традиции. Фамильный герб и фамильный девиз.
Составление родословного дерева.
2 год
Народное искусство. Дымковская игрушка. Русская матрешка. Хохлома. Гжель. Городецкая роспись. Жостово. Вологодские кружева. Павлово-Посадские шали и платки. Подарки белоствольной красавицы. Русский народный костюм.
Орнаменты родного края. Возникновение села Садовое. Сельская изба. Сельская церковь.
Преданья старины глубокой. Былины. Песни земли воронежской. Частушки. Пословицы и поговорки. Традиционные праздники в нашем селе. День пожилых людей. День Победы. «Мамин праздник».
Подготовка и реализация социального проекта помощи проживающим в Садовском доме-интернате для инвалидов и престарелых «Шаги навстречу».
3 год
Понятие «Родина большая и малая». С чего начинается Родина? Как называлась Россия в разные исторические времена. Россия на карте. Мое село на карте Воронежской области. Как выглядит флаг РФ. История флага. Как выглядит герб РФ. История герба. Что такое гимн? История гимна РФ.
Что изучает история? Первые поселения. Тайны Русской земли. Кто такие русские? Первые поселения. Жилище. История вещей. Посуда. Орудия труда. Одежда.
История образования села Садовое. История строительства и реконструкции Богоявленского храма в селе Садовое. Образование Садовского сахарного завода. Организация колхоза имени Ленина. Садовская школа № 2. История создания. Учителя. Выпускники. Подвиг выпускника школы Мандрыкина Виктора. Садовская участковая больница: вчера и сегодня. Мемориал, павшим землякам. Память сильнее времени. Земляки, ветераны великой Отечественной войны. Трудовые подвиги земляков. Улицы моего села.
Подготовка и реализация социального проекта по установке мемориальной доски выпускнику школы воину-интернационалисту Мандрыкину В.А. «Мы помним, мы гордимся!»
4 год
Понятия «Родина большая и малая», «родной край». Граница Воронежской области. Области – соседи. Районы области. Герб Воронежской области. Герб п.г.т. Анна. Флаг Воронежской области. Что изучает история? Кто жил на территории нашего края в первобытные времена? Откуда произошло название города Воронежа. Кто такие кочевники? Что такое «курган»? Кто населял нынешнюю территорию Аннинского района. Воронеж – колыбель флота российского. Строительство первых кораблей. Флот Петра. Памятная медаль. Влад в строительство кораблей жителей села Садовое. Воронеж в годы Великой Отечественной войны. Песчаный лог. Чижовский плацдарм. Монумент на Задонском шоссе. Генерал Лизюков. Воронеж – город воинской славы. Мосты города. Поэты земли Воронежской. А.Кольцов. С. Никитин. И. Бунин. Библиотеки Воронежа. ВУЗы Воронежа. Храмы Воронежа. Воронеж театральный. Цирк. Улицы города. Парки и скверы Воронежа. Памятники города.
Подготовка и реализация социального проекта по проведению траурного шествия и митинга Памяти «Свеча в ладони» у мемориала погибшим землякам
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ № | Раздел | Количество часов | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||
l. | Моя история | 34 | - | - | - |
2. | Народные промыслы | - | 34 | - | - |
3. | Моя малая Родина | - | - | 34 | - |
4. | Мой родной Воронежский край | - | - | - | 34 |
1 год
№ № | Раздел | Кол-во часов | Всего | |
теория | практика | |||
Моя история | ||||
l. | Моя родословная | 3 | 3 | 6 |
2. | Я и моё имя | 5 | 5 | 10 |
3. | История моей семьи | 2 | 4 | 6 |
4. | Семейные обязанности и традиции | 2 | 10 | 12 |
| Итого: | 12 | 22 | 34 |
год
№ № | Раздел | Кол-во часов | Всего | |
теория | практика | |||
Народные промыслы | ||||
l. | России дивные узоры | 2 | 19 | 21 |
2. | Творчество родного края | 3 | 10 | 13 |
| Итого: | 5 | 29 | 34 |
год
№ № | Раздел | Кол-во часов | Всего | |
теория | практика | |||
Моя Россия | ||||
l. | Символы России | 3 | 3 | 6 |
2. | История России | 4 | 8 | 12 |
3. | История села Садовое | 5 | 11 | 16 |
| Итого: | 12 | 22 | 34 |
год
№ № | Раздел | Кол-во часов | Всего | |
теория | практика | |||
Мой родной Воронежский край | ||||
l. | Символы Воронежа и Воронежской области | 1 | 5 | 6 |
2. | История города Воронежа | 2 | 14 | 16 |
3. | Современный Воронеж | 1 | 11 | 12 |
| Итого: | 4 | 30 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1год
Моя история
№ | Тема занятия | Содержание | Дата | |
План | Факт/ Примечания | |||
Моя родословная – 6 ч.
| ||||
1 | Вводное занятие. Понятие о родословной. | Теория. У меня есть своя история. Понятие родословной. | | |
2 | Моя семья. | Практика. Фотоколлаж «Моя семья». | | |
3 | Поколение, потомки, предки. | Теория Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». | | |
4 | Родословное дерево. | Практика. Мини-проект «Родословное дерево» (начало работы). | | |
5 | Практическое значение родословных в прошлом. | Теория. Нужно ли знать свою родословную? | | |
6 | Составление родословного дерева семьи. | Теория. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Практика. Мини-проект «Родословное дерево» (завершение работы). Выставка творческих работ. | | |
Я и моё имя – 10 ч. | ||||
7 | «Кто я?» «Где живу?» | Теория. Географические названия – свидетели прошлого. | | |
8 | Что означают наши имена. | Практика. Работа с энциклопедическим и справочным материалом «Знакомство с историей возникновения имён». | | |
9 | Как родители выбирают имя ребёнку. | Практика. Работа с энциклопедическим и справочным материалом «Происхождение современных имён». | | |
10 | Имена и прозвища в Древней Руси. | Теория. Имя и прозвище. | | |
11 | Откуда к нам пришли наши имена. | Теория. Влияние различных культур на проникновение имён. | | |
12 | Тайны наших имён. | Практика. Работа с энциклопедическим и справочным материалом «Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена». | | |
13 | Имя и ангел – хранитель. | Практика. Работа с энциклопедическим и справочным материалом «Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины». | | |
14 | Моя фамилия. Моё отчество. | Теория. История возникновения фамилий и отчеств. | | |
15 | Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. | Теория. Имена и отчества в разные годы на Руси. | | |
16 | «Говорящие» фамилии. | Практика. Мини-сочинение «Что означает моя фамилия». | | |
История моей семьи – 6 ч. | ||||
17 | Профессии моих родителей. | Практика. Мини-сочинение « Профессии моих родителей». | | |
18 | Мои братья и сёстры. | Теория. Степени родства в семье. | | |
19 | Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники. | Практика. Инсценирование басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек». | | |
20 | Кто, кому и кем доводится. | Теория. Степени родства в семье. | | |
21 | Мои прабабушка и прадедушка. | Практика. «Путешествие по семейному альбому». | | |
22 | Профессии моих предков. | Практика. Работа с энциклопедическим и справочным материалом «Профессии моих предков» | | |
Семейные обязанности и традиции – 11 ч. | ||||
23-24 | Что мы знаем о традициях. | Теория. Знакомство с понятием «традиции». | | |
25-26 | Мир семейных увлечений. | Практика. Мини-проект «Увлечения моей семьи». | | |
27-28 | Семейные обязанности. | Практика. Выполнение серии рисунков на тему «Обязанности членов семьи». | | |
29-30 | Семейные традиции. | Практика. Выполнение серии рисунков на тему «Семейные традиции». | | |
31-33 | Фамильный герб и фамильный девиз. | Теория. Знакомство с символами: гербом и девизом. Правила составления гербов. Практика. Работа с энциклопедическим и справочным материалом «Известные русские фамильные гербы и фамильные девизы». | | |
34 | Итоговое занятие «Мы не свалились с Луны» | Теория. Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи. Практика. Викторина «Мы не свалились с Луны». Выставка творческих работ. | | |
2 год
Народные промыслы
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Дата | |
План | Факт/ Примечания | |||
России дивные узоры – 21 ч. | ||||
1 | Народное искусство. | Теория. Расширение представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. Подготовка к социальному проекту «Шаги навстречу». | | |
2-3 | Дымковская игрушка | Практика. Конструирование + рисование «Барышни-франтихи». Учить расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, нанесению мелких элементов поверх крупных; учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи куклы, цвет головного убора и жакета повторять в отдельных элементах узора на юбке; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус). Подготовка к реализации социального проекта «Шаги навстречу». | | |
4-5 | Русская матрешка | Практика. Лепка «Все они матрёшеньки, Все они милашеньки…» Обогащать знания детей о русской матрёшке; вызвать у детей интерес к образу, учить передавать фигурку из целого куска глины, лепить матрёшек разных по величине; воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству. Реализация социального проекта «Шаги на встречу» Подготовка к реализации социального проекта «Шаги навстречу». | | |
6-7 | Хохлома | Практика. Рисование «Украсим теремок для зверей». Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов. Используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком». Подготовка к реализации социального проекта «Шаги навстречу». | | |
8-9 | Гжель | Практика. Лепка «Гжельские фигурки». Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный), используя мотивы Гжели. Подготовка к реализации социального проекта «Шаги навстречу». | | |
10-11 | Городецкая роспись | Практика. Декоративное рисование «Городецкие узоры – сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске). Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками. Подготовка к реализации социального проекта «Шаги навстречу». | | |
12-13 | Жостово. | Практика. Декоративное рисование «Жостовские цветы». Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству. Подготовка к реализации социального проекта «Шаги навстречу». | | |
14-15 | Вологодские кружева. | Практика. Декоративное рисование «Что за дивные узоры». Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой воздушной сеткой, учить аккуратно старательно «плести» кружева – рисовать узор из знакомых форм. Реализация социального проекта «Шаги навстречу». | | |
16-17 | Павлово-Посадские шали и платки. | Практика. Декоративное рисование «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа, «холодный» батик). Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. Реализация социального проекта «Шаги навстречу». | | |
18-19 | Подарки белоствольной красавицы. | Практика. Декоративное рисование «Украшения из бересты». Продолжать знакомство детей с изделиями из бересты. Закрепить умение составлять узор для туеса из простых элементов узора (листьев, бутонов, цветов), располагать их на полосе, путём свертывания полосы (когда краска высохнет) сделать браслет, полюбоваться узором на объёмной форме. Реализация социального проекта «Шаги навстречу». | | |
20 | Русский народный костюм. | Теория. Русский народный костюм. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Реализация социального проекта «Шаги навстречу». | | |
21 | Русский народный костюм. | Практика. Выполнение эскиза русского народного костюма. Выставка творческих работ. | | |
Творчество родного края – 13 ч. | ||||
22 | Орнаменты родного края. | Теория. Знакомство с особенностями в орнаменте Воронежской области. | | |
23 | Орнаменты родного края. | Практика. Лепка «Родные мотивы». Побуждать детей к самостоятельному поиску способов лепки животных нашего округа (заяц, лиса, медведь, волк и т.д.), а также в национальной одежде по замыслу; развивать умение лепить человека в движении. Воспитывать любовь к родному краю. | | |
24 | Мое село. | Теория. Возникновение села Садовое. | | |
25 | Сельская изба. | Теория. Крестьянская изба. Основной строительный материал. Правила строительства. Окраска дома. Гармония цвета и природы. Практика. Рисунок фасада деревянной избы. | | |
26 | Сельская церковь. | Теория. История возникновения храма в селе Садовое. | | |
27 | Преданья старины глубокой. Былины. | Теория. Былина. История возникновения и эволюции былин. Тематика былинного эпоса. Практика. Обыгрывание с элементами театрализации отрывков былинных произведений. | | |
28 | Преданья старины глубокой. Песни земли воронежской. | Практика. Разучивание русской народной песни «Раз, два люблю тебя» и исполнение её с соблюдением песенных или особенностей (например, как исполняют бабушки). | | |
29 | Преданья старины глубокой. Частушки. Пословицы и поговорки. | Теория. Частушка. Язык частушек. Отражение в частушках условий быта, происходящих событий местного колорита. Разнообразие тематики. Самобытность пословиц и поговорок. Практика. Разучивание частушек, пословиц и поговорок. | | |
30 | Традиционные праздники в нашем селе. День пожилых людей. | Теория. Рассказ о Садовском доме-интернате для пожилых и инвалидов. Практика. Аппликация – открытка. | | |
31 | Традиционные праздники в нашем селе. День Победы. | Практика. Работа в группах. Рисование плаката ко Дню Победы. | | |
32 | Традиционные праздники в нашем селе. День села. | Практика. Выставка работ, выполненных в течение года. | | |
33 | «Мамин праздник» | Теория. Как на Руси относились к женщине – матери. Русские колыбельные песни. Практика. Беседа с элементами сюжетно – ролевой игры, разучивание колыбельных песен. | | |
34 | Итоговое занятие «Россия славится мастерами». | Практика. Викторина по материалу, пройденному за год. Выставка творческих работ. | | |
3 год
Моя малая Родина
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Дата | |
План | Факт/ Примечания | |||
Символы России – 6 ч. | ||||
1 | С чего начинается Родина? | Теория. Понятие «Родина большая и малая». Подготовка к социальному проекту «Мы помним, мы гордимся!» | | |
2 | Россия – родина моя. | Теория. Как называлась Россия в разные исторические времена. Подготовка к реализации социального проекта «Мы помним, мы гордимся!» | | |
3 | Теория. Как сейчас называется моя родина? Россия на карте. Мое село на карте Воронежской области. Практика. Фотовыставка «Мой любимый уголок Садового». Подготовка к реализации социального проекта «Мы помним, мы гордимся!» | | | |
4 | Флаг. | Теория. Как выглядит флаг РФ. История флага. Подготовка к реализации социального проекта «Мы помним, мы гордимся!» | | |
5 | Герб. | Теория. Как выглядит герб РФ. История герба. Подготовка к реализации социального проекта «Мы помним, мы гордимся!» | | |
6 | Гимн. | Теория. Что такое гимн? История гимна РФ. Практика. Разучивание гимна России. Подготовка к реализации социального проекта «Мы помним, мы гордимся!» | | |
История России – 12 ч. | ||||
7 | Что изучает история? | Теория. Что изучает история? Кого называют археологами? Подготовка к реализации социального проекта «Мы помним, мы гордимся!» | | |
8 | Первые поселения. | Теория. Кто жил на территории России в первобытные времена? Практика. Эскиз древнерусского города. Выставка творческих работ. Подготовка к реализации социального проекта «Мы помним, мы гордимся!» | | |
9 | Тайны Русской земли. | Практика. Работа с энциклопедическим и справочным материалом «Кто такие славяне?» Подготовка к реализации социального проекта «Мы помним, мы гордимся!» | | |
10 | Тайны Русской земли. | Практика. Мини – сочинение «Как я очутился в поселении древних славян». Реализации социального проекта «Мы помним, мы гордимся!» | | |
11-12 | Кто такие русские? | Теория. История происхождения. Различные версии. Реализации социального проекта «Мы помним, мы гордимся!» | | |
13 | Первые поселения. | Теория. Виды поселений. Практика. Работа с энциклопедическим и справочным материалом «Виды поселений». Реализации социального проекта «Мы помним, мы гордимся!» | | |
14 | Жилище. | Теория. Что такое «хата», «дом»? Реализации социального проекта «Мы помним, мы гордимся!» | | |
15 | Жилище. | Практика. Рисунок внутреннего интерьера русской избы. Реализации социального проекта «Мы помним, мы гордимся!» | | |
16 | История вещей. Посуда. | Теория. Деревянная, глиняная посуда, плетенные изделия. Практика. Лепка посуды. | | |
17 | История вещей. Орудия труда. | Практика. Лепка орудий труда. Выставка творческих работ. | | |
18 | История вещей. Одежда. | Теория. Русская национальная одежда. Украшения. Практика. Работа в группах. Выполнение эскизов одежды будущего. | | |
История села Садовое – 16 ч. | ||||
19 | История образования села Садовое. | Теория. История образования села Садовое. Практика. Рисунок герба Садовского сельского поселения. | | |
20 | История строительства и реконструкции Богоявленского храма в селе Садовое. | Теория. История строительства и реконструкции Богоявленского храма в селе Садовое. Практика. Экскурсия на прихрамовую территорию. | | |
21 | Образование Садовского сахарного завода. | Теория. История образование Садовского сахарного завода. | | |
22 | Организация колхоза имени Ленина. | Теория. История организации колхоза имени Ленина. | | |
23 | Садовская школа № 2. История создания. | Теория. История создания Садовской школа № 2. Практика. Сочинение «Моя школа в будущем». | | |
24 | Садовская школа № 2. Учителя. | Теория. Рассказ о первых учителях школы. | | |
25 | Садовская школа № 2. Выпускники. | Теория. Рассказ об известных выпускниках школы. Практика. Сочинение «Мои родственники – учились в Садовской школе № 2». | | |
26 | Садовская школа № 2. Подвиг выпускника школы Мандрыкина Виктора. | Практика рассказ учащимся 1-4 классов о выпускнике школы, воине-интернационалисте, погибшем в республике Афганистан, Мандрыкине Викторе Александровиче. | | |
27 | Садовская участковая больница: вчера и сегодня. | Теория. Рассказ об образовании Садовской участковой больницы. Жизни больницы в годы войны. Сегодняшний день больницы. | | |
28 | Мемориал, павшим землякам. Память сильнее времени. | Практика. Просмотр киноролика, снятого во время проведения траурного шествия и митинга памяти в селе Садовое, подготовленных учащимися школы. | | |
29-30 | Земляки, ветераны великой Отечественной войны. | Теория. Рассказ о земляках, ветеранах великой Отечественной войны. Практика. Сочинение «Мои родственники, ветераны Великой Отечественной войны. | | |
31 | Трудовые подвиги земляков. | Теория. Рассказ о земляках, добившихся высоких результатов в труде. Практика. Сочинение «Трудовые достижения моих бабушек и дедушек». | | |
32-33 | Улицы моего села. | Теория. Происхождение названий улиц села Садовое. Практика. Рисунок «Моя улица». | | |
34 | Итоговое занятие «Мое село на краешке земли». | Практика. Викторина «Мое село на краешке земли». Выставка творческих работ. | | |
4 год
Мой родной Воронежский край
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Дата | |
План | Факт/ Примечания | |||
Символы Воронежа и Воронежской области – 6 ч. | ||||
1 | С чего начинается Родина? | Теория. Понятия «Родина большая и малая», «родной край». Практика. Рисунок на тему «Моя малая Родина» | | |
2 | Воронежский край – мой край! | Теория. Граница Воронежской области. Области – соседи. Районы области. | | |
3 | Воронежский край – мой край! | Практика. Сочинение «Каким я увидел город Воронеж». | | |
4 | Герб Воронежской области. | Теория. Как выглядит герб Воронежской области. История герба. Практика. Рисунок на тему «Герб Воронежской области». | | |
5 | Герб п.г.т. Анна | Теория. Как выглядит герб п.г.т. Анны. История создания герба. Практика. Рисунок на тему «Герб Анны». | | |
6 | Флаг Воронежской области. | Теория. История флага города Воронежа. Практика. Работа в группах. Лепка флага города Воронежа. Выставка творческих работ. | | |
История города Воронежа – 16 ч. | ||||
7 | Что изучает история? | Теория. Что изучает история? Кого называют археологами? | | |
8 | «Ворон» и «Ёж» | Теория. Кто жил на территории нашего края в первобытные времена? Откуда произошло название города Воронежа. Практика. Работа с энциклопедическим и справочным материалом, в том числе поиск информации в Интернет. | | |
9- 10 | Тайны Воронежской земли. | Теория. Кто такие кочевники? Что такое «курган»? Кто населял нынешнюю территорию Аннинского района. Практика. Работа с энциклопедическим и справочным материалом, в том числе поиск информации в Интернет. | | |
11-12 | Воронеж – колыбель флота российского. | Теория. Строительство первых кораблей. Флот Петра. Памятная медаль. Влад в строительство кораблей жителей села Садовое. Практика. Работа с энциклопедическим и справочным материалом, в том числе поиск информации в Интернет. | | |
13 | Воронеж в годы Великой Отечественной войны. Песчаный лог. | Теория. Воронеж в годы Великой Отечественной войны. Место массового расстрела мирных жителей Воронежа в песчаном логу. Мемориал Песчаный лог. Практика. Сочинение «Письмо ровеснику в 1942 год». | | |
14 | Воронеж в годы Великой Отечественной войны. Чижовский плацдарм. | Теория. Воронеж в годы Великой Отечественной войны. Защитники города. Мемориал защитникам на Чижовском плацдарме. Практика. Сочинение «Письмо защитнику города Воронежа». | | |
15 | Воронеж в годы Великой Отечественной войны. Монумент на Задонском шоссе. | Теория. Воронеж в годы Великой Отечественной войны. Защитники города. Монумент на Задонском шоссе. | | |
16 | Воронеж в годы Великой Отечественной войны. Генерал Лизюков. | Теория. Воронеж в годы Великой Отечественной войны. Защитники города. Практика. Работа с энциклопедическим и справочным материалом, в том числе поиск информации в Интернет. | | |
17 | Воронеж – город воинской славы. | Теория. Воронеж в годы Великой Отечественной войны. Защитники города. Присвоение городу почетного звания – город воинской славы. Города России, носящие это почетное звание. | | |
18-19 | Мосты города. | Теория. Знакомство с архитектурными памятниками города – старинными мостами: Чернавский мост, первый в Воронеже каменный мост и др. Практика. Эскиз моста через реку Битюг. Выставка творческих работ. | | |
20 | Поэты земли Воронежской. А.Кольцов | Теория. Знакомство с биографией и произведениями А.Кольцова. Практика. Чтение стихов А.Кольцова. Подготовка к социальному проекту «Свеча в ладони» | | |
21 | Поэты земли Воронежской. С. Никитин. | Теория. Знакомство с биографией и произведениями С. Никитина. Практика. Чтение стихов С. Никитина. Подготовка к реализации социального проекта «Свеча в ладони» | | |
22 | Поэты земли Воронежской. И. Бунин. | Теория. Знакомство с биографией и произведениями И.Бунина. Практика. Чтение стихов и отрывков из произведений И.Бунина. Подготовка к социальному проекту «Свеча в ладони» | | |
Современный Воронеж – 12 ч. | ||||
23 | Библиотеки Воронежа. | Теория. Онлайн –путешествие по библиотекам города Воронежа. Практика. Сочинение «Почему я хочу посетить библиотеку имени С.Никитина» Подготовка к социальному проекту «Свеча в ладони» | | |
24 | ВУЗы Воронежа. | Теория. Онлайн –путешествие по ВУЗам города Воронежа. Практика. Сочинение «Кем я мечтаю стать» Подготовка к социальному проекту «Свеча в ладони» | | |
25-26 | Храмы Воронежа о Воронежской области. | Теория. Знакомство с храмами города и области: Благовещенский собор, Покровский собор и др. Практика: Сочинение о храме села Садовое. Подготовка к социальному проекту «Свеча в ладони» | | |
27 | Воронеж театральный | Теория. Знакомство с Воронежским академическим театром драмы им. А.Кольцова: история создания, постановки, ведущие актеры. Практика. Работа в группах. Театральная афиша. Подготовка к социальному проекту «Свеча в ладони» | | |
28 | Цирк. | Теория. Знакомство с историей цирка, современной жизнью. Практика. Работа в группах. Инсценирование мини- выступлений клоунов. Подготовка к социальному проекту «Свеча в ладони» | | |
29-30 | Улицы города. | Теория. Онлайн –путешествие по улицам города Воронежа. История названий городских улиц. Практика. Работа с энциклопедическим и справочным материалом, в том числе поиск информации в Интернет. Подготовка к социальному проекту «Свеча в ладони» | | |
31 | Парки и скверы Воронежа. | Теория. Онлайн –путешествие по паркам и скверам города Воронежа. Подготовка к социальному проекту «Свеча в ладони» | | |
32-33 | Памятники города. | Теория. Знакомство с памятниками города, с биографией людей в чью честь поставлены памятники. «Смешные» композиции (Котёнок с улицы Лизюкова). Практика. Работа с энциклопедическим и справочным материалом, в том числе поиск информации в Интернет. Реализация социального проекта «Свеча в ладони» | | |
34 | Итоговой занятие. «Воронеж вчера, сегодня, завтра». | Практика. Викторина «Воронеж вчера, сегодня, завтра». Выставка творческих работ. | | |
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является реализация социальных проектов, которые способствуют становлению личности ребёнка, требуют большой организационной работы и позволяют детям обмениваться опытом, сравнивать свою работу с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, анализировать собственные действия для дальнейшей реализации полученных компетенций.
Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 год: беседы, мини-проекты, викторины, сочинения, выставки.
2-4 год: творческие и социальные проекты, викторины, сочинения, выставки.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Волков В.М. Русская деревня. – М., Просвещение, 2004.
3. Книга для чтения в начальной школе «Природа и история родного края», авторы М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревская, издательство «Баропресс», г. Ростов – на- Дону, 2006 г.
4. «Казачий Дон», очерки истории, издательство Ростовского ОблИУУ, г. Ростов – на - Дону, 1995 г.
5. Казачье образование, «Домоводство на Дону: дом, кухня, костюм», НПК «Гефест», г. Ростов – на - Дону, 2002 г.
6. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – М., 2001.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
8. Латышина Д.И. Живая Русь. – М., Просвещение, 1995.
9. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
10. Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980.
11. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3_х ч. – М., 1998.
12. Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001. 16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г 13. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
14. Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
16. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина
17. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.
18. Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
19. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
28