Программа "Хоровое пение"

0
0
Материал опубликован 9 December

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.А. ГОРИШНЕГО» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ






ПРИНЯТО


Педагогическим советом


Протокол №

От « » 20 г.


УТВЕРЖДАЮ


Директор


______ Клименко И.А.


Приказ № от « » 20 г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»





Направленность: художественная

Срок реализации программы: 1 год

Вид программы: модифицированная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся 7-10 лет




Составитель: Горшкова А.Г.

учитель музыки




г.Симферополь, 2024

Содержание программы


Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Цель и задачи программы

Воспитательный потенциал программы

Содержание программы

Планируемые результаты


  1. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Условия реализации программы

Формы аттестации

Список литературы


  1. Приложение

Календарный учебный график (таблица). 3.2.Оценочные материалы.

3.3.Методические материалы. 3.4.Календарно-тематическое планирование. 3.5.План воспитательной работы.

Лист корректировки

  1. Комплекс основных характеристик программы


Пояснительная записка

Основой разработки настоящей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы явилась следующая нормативно-правовая база:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 14 июля 2022 г.);

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»(с изменениями на 31 июля 2020 года);

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;

Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. 16);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту

«Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года

№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 6 июля 2015 года 131-ЗРК/2015 изменениями на 10 сентября 2019 года);

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11 августа 2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»;

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования

«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ. способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;

«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»;

Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05

«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»;

Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А. Горишнего» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым;

Локальны акты МБОУ «СОШ № 6 им.В.А.Горишнего» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Программа модифицированная и составлена на основе программы «Хоровой класс» с поправками и изменениями (автор составитель Вельмогина М.А.) основана на авторской программе для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ. Составители: профессор В.С.Попов, ст. методист М.Р.Иодко, профессор П.В. Халабузарь, М.Р. Иодко, П.В. Халабузарь.

Направленность (профиль) программы -художественная (музыка), ориентирована на развитие творческих способностей детей в области вокально-хорового искусства, эстетического вкуса, эмоционального восприятия и образного мышления, формирование стремлений к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должно быть ориентировано на:

1) создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

2) удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

3) формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей и молодежи;

4) обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового и этнокультурного воспитания учащихся, сохранение народного творчества, традиций, ремесел, культурного наследия регионов;

5) формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

6) выявление и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры; мотивации вовлечения обучающихся в массовый спорт, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.


Актуальность программы восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.

Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.

Большую роль в этом играют: концертная деятельность; участие в фестивалях, конкурсах.

Важным составляющим программы является – выявление в каждом ученике самых лучших его физических и человеческих качеств. Необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка, воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.

Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В первом классе закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются.

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками.

Новизна программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа «хоровое пение» — это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Пение школьников хором. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Отличительные особенности программы - заключается в том, что позволяет в условиях дополнительного образования расширить возможности ребенка в области хорового пения, чистого интонирования.

Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что каждый обучающийся находит возможность для творческого самовыражения через академическое пение. Хоровые занятия развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей, решают оздоровительно- коррекционную задачу, благотворно влияют на развитие голоса, слуха и помогают строить плавную и непрерывную речь.

Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся 7-10 лет. В хор принимаются мальчики и девочки, имеющие природные музыкальные данные. Учащиеся распределяются по группам, в зависимости от возраста. Группы формируются по 30 человек, по принципу группового обучения с индивидуальным подходом. Учитывается общее развитие, круг интересов, личностных характеристик, присущих для младших школьников: развитие новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации.

Объем и сроки освоения программы. Срок обучения по программе - 1 год. Объем программы - 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

Уровень программы

- ознакомительный. Это уровень ознакомления со спецификой дисциплины. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы материала.

Формы обучения - очная, возможно обучение дистанционное в случае необходимости.

Особенности организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса осуществляется на основании учебного плана, календарного-учебного графика, программы дополнительного образования и разработанного на ее основе календарно-тематического планирования. Обучающиеся могут быть сформированы в одновозрастные и разновозрастные группы, в зависимости от степени знаний и являются основным составом хора. Состав группы– постоянный. Занятия групповые, возможно деление на подгруппы. Виды занятий определяются содержанием программы. Условия дополнительного набора: в группу могут быть зачислены обучающиеся, успешно прошедшие прослушивание, если имеются свободные места в группе, в связи с переездом детей или иными обстоятельствами, не позволяющими ребенку далее посещать занятия.

Как происходит прием в кружки

Если через Навигатор, то писать: Для зачисления на обучение по программе родителю (законному представителю) необходимо подать заявку через АИС «Навигатор дополнительного образования Республики Крым».

Режим занятий. Каждая группа занимается два раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Перерывы между академическими часами могут быть от 5 до 10 минут, между группами от 10 до 15 минут.


    1. Цель и задачи программы

Цель программы: Выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства; практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.

Задачи программы:


Образовательные

- способствовать формированию целостного представления о хоровом искусстве;

- познакомить со спецификой хорового пения, его видами и жанрами;

- сформировать вокально-хоровые навыки;

- сформировать навык правильной речи, включая артикуляцию, дыхание, звукообразование, дикцию, интонационные и логические ударения;

- обучить пониманию основ дирижёрского жеста, приобрести умение перевода содержания музыкального языка в мимику, жесты, пластику движения;

- обучить навыкам грамотной и выразительной речи;

- познакомить учащихся с историей возникновения детского хорового пения в России, выдающимися хоровыми деятелями России;

развивающие

- развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;

- развивать творческий потенциал ребенка;

- развивать музыкальные способности, навыки эмоционального, выразительного исполнения;

- развивать музыкальную одаренность ребенка;

- развивать художественный вкус;

- формировать навыки межличностного общения со сверстниками и взрослыми;

- развивать коммуникативные способности.

воспитательные

- воспитывать художественно-эстетический вкус, эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства;

- воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру;

- формировать стремление к активному участию в деятельности детского коллектива;

- формировать нравственные качества и этическую культуру.


    1. Воспитательный потенциал программы

Воспитательная работа в рамках программы направлена на духовно-нравственное развитие через вхождение в мир музыкального искусства; практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности. Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы обучающиеся привлекаются к участию в мероприятиях города, школы, объединения: благотворительных акциях, творческих концертах, беседах, в конкурсных программах различного уровня.

Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся, привлечение родителей к активному участию в работе хора.










    1. Содержание программы

Учебно-тематический план

Наименование темы

Кол-во часов

Форма контроля

Общее

Теория

Практика

Вводное занятие

2

1

1

Беседа

Интонация.

6

2

4

Педагогическое наблюдение

Звукообразование.

6

2

4

Педагогическое наблюдение

Дыхание.


6

2

4

Педагогическое наблюдение

Артикуляция.

14

3

11

Педагогическое наблюдение, прослушивание

Детские музыкальные инструменты Шумовые музыкальные инструменты,

Мелодические музыкальные инструменты. Инструментальное сопровождение пения

3

1

2

Педагогическое наблюдение, прослушивание

Ансамбль.


19

1

18

Педагогическое наблюдение, прослушивание

Дирижерский жест.


14

1

13

Педагогическое наблюдение, опрос

Разучивание и исполнение репертуара.


44

3

41

Педагогическое наблюдение, прослушивание

Концертная деятельность.

28

1

27

Концерт.

Итоговые занятия.

2

1

1

Итоговый

контроль

ИТОГО:

144

18

126



Содержание программы

Вводное занятие. Знакомство с программой на учебный год. План творческих мероприятий на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детьми. Прослушивание детей с целью определения уровня их музыкального развития: диапазона голоса, качества звукообразования, наличия координации между слухом и голосом, музыкальной памяти; наличия отклонений в работе голосового аппарата. Выявление заболеваний органов дыхания и заикания.

Интонация.

Теория: Интонация. Координация слуха и голоса. Унисон. Значение координации между слухом и голосом.

Практическая часть. Пение вокально-хоровых упражнений на развитие координации между слухом и голосом, используя «ручные знаки». Работа над чистым интонированием в диапазоне: «ре1– до2». Работа над чистым интонированием в песнях с инструментальным сопровождением и без сопровождения. Пение упражнений на построение унисона. Пение легких произведений в унисон.

  1. Звукообразование.

Теория: Атака звука. Значение правильной атаки. Мягкая атака. Звуковедение. Звуковедение -legato-. Штрихи. Штрих -legato-.

Практическая часть. Исполнение вокально-хоровых упражнений и произведений для закрепления навыка пения мягкой атакой звука, -legato-

, спокойным и свободным (но не расслабленным), легким и звонким (но не форсированным) звуком.

  1. Дыхание.

Теория: Процесс дыхания. Значение правильного дыхания для хориста. Дыхание «в живот». Фраза. Ровное распределение дыхания по фразам.

Практическая часть. Различные упражнения для развития навыка дыхания «в живот». Пение упражнений и легких песен для развития навыка равномерного распределения дыхания на короткие фразы.

  1. Артикуляция.

Теория: Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее небо). Свободная работа артикуляционного аппарата. Гласные звуки.

Практическая часть. Пение вокально-хоровых упражнений для закрепления навыка свободной работы артикуляционного аппарата. Освоение и закрепление навыка осмысленного и выразительного произношения текста песен, округлого и ясного звучания гласных (особое внимание уделяется гласным «а», «о», «и»).

  1. Детские музыкальные инструменты.

Теория: Разнообразие детских музыкальных инструментов. Шумовые музыкальные инструменты. Знакомство с инструментами: ложки, трещотка, колокольчик, бубен, колотушка. Их краткая характеристика и применение. Элементарное устройство и особенность конструкций. Выразительные возможности и особенности инструментов. Мелодические музыкальные инструменты: колокольчики, свирели.

Практическая часть. Показ педагогом художественных возможностей инструментов. Освоение инструментов. Способы звукообразования и приемы игры. Отстукивание слов и повтор ритмичного рисунка на инструментах. Элементарное музицирование. Инструментальное сопровождение пения.

  1. Ансамбль.

Теория: Ансамбль. Ритмический и дикционный ансамбль.

Практическая часть. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз.

  1. Дирижерский жест.

Теория: Рассказ о профессии дирижера. Роль дирижера в хоре. Знакомство с понятиями динамики и агогики.

Практическая часть. Организация внимания коллектива. Работа над пониманием дирижерских жестов: внимание, дыхание, снятие, усиление или ослабление звучности, изменение темпа - замедление или ускорение. Понятие ауфтакт.

  1. Разучивание и исполнение репертуара.

Теория: Рассказы о творчестве композиторов, написавших разучиваемые произведения, авторах слов. Анализ разучиваемых произведений.

Практическая часть. Разучивание репертуара современных авторов, классических произведений с сопровождением и без сопровождения в постоянном единстве художественного и технического. Показ исполнения репертуара. Раскрытие содержания..

  1. Концертная деятельность.

Теория: Правила поведения на сцене и в концертном зале.

Практическая часть. Репетиции. Подготовка и выступления на фестивалях, концертах и конкурсах.

Итоговые занятия. Подведение итогов обучения. Анализ концертных выступлений. Характеристика успешности каждого обучающегося


    1. Планируемые результаты

В конце обучения обучающиеся будут:

знать:

правила поведения в коллективе, на сцене и в концертном зале;

основы гигиены голоса хориста;

иметь представление о:

интонации, атаке звука, фразировке, процессе дыхания, штрихах, артикуляции и артикуляционном аппарате, значении координации между слухом и голосом;

профессии дирижера, творчестве композиторов, написавших разучиваемые произведения, авторах слов;

системе «ручных знаков»;

детских музыкальных инструментах;

культуре поведения на занятиях;

уметь:

быстро и бесшумно брать дыхание в живот, ровно распределять его сначала на короткие, затем на более протяженные фразы;

начинать петь с мягкой атаки, хорошо и свободно открывая рот;

чисто интонировать свою партию в песнях с инструментальным сопровождением и без сопровождения;

сливаться в чистый унисон, слушать себя и соседей;

осмысленно и выразительно произносить текст песен;

ясно выпевать все гласные (особое внимание гласным «а», «о», «и»), округляя их звучание;

петь спокойно и свободно (но не расслабленно) легким, звонким (не форсированным), напевным звуком в диапазоне от «ре-1» до «до-2»;

одновременно со всем коллективом усиливать или ослаблять звучность;

петь вместе в одном темпе, по руке дирижера уметь менять темп (замедлять ускорять);

правильно исполнять ритмические рисунки; одновременно произносить слова;

вместе начинать и заканчивать произведение и отдельные его фразы.

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений: наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству; реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; позитивная оценка своих музыкально – творческих способностей.

Регулятивные: умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме; осуществление элементов

синтеза как составление целого из частей; умение формулировать собственное мнение.умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.

Познавательные: умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями и произведениями изобразительного искусства, по заданным в учебнике критериям; умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.

Коммуникативные: наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач; участие в музыкальной жизни учреждения, города; умение применять знания о музыке вне учебного процесса.

    1. Комплекс организационно-педагогических условий


Календарный учебный график

Календарный учебный график - это составная часть образовательной программы, определяет количество учебных недель и количество учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы.

Начало учебного года – 1 сентября. Конец учебного года 31 мая. Начало учебных занятий не ранее 9.00, окончание – не позднее 20.00.

Продолжительность учебного года 36 недель.

Учебные занятия проводятся согласно расписанию,

МБОУ «СОШ № 6 им. В. А. Горишнего», включая каникулы.


      1. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие аспекты:

кадровое обеспечение: Важнейшим условием реализации программы кружка является кадровое обеспечение учебного процесса в соответствии с

«Единым квалификационным справочником». Реализацию программы обеспечивает опытный педагог, который организует деятельность учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; созданию педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворению потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплению здоровья, организует свободное временя; обеспечивает достижение учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

материально-техническое обеспечение: кабинет, сцена, актовый зал; технические средства обучения (аудио аппаратура инструмент, синтезатор), выход в интернет

Методическое обеспечение образовательной программы:

Детские голоса имеют много специфических особенностей, что является важным фактором при обучении детей. Методика рационального развития возможностей детского голоса позволяет применять индивидуальный подход к специфики возрастных категорий. В программе раскрыты педагогические принципы постепенности, последовательности в изучении учебного материала, применение различных подходов к обучающимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки. Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных обучающегося зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный

учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития обучающегося.

Особенности организации образовательного процесса. Обучение организовано в очной форме, возможно обучение дистанционно в случае необходимости. Возможна реализация образовательных программ с использованием электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ)

Основными элементами системы ЭО и ДОТ являються:

использование модуля Дистанционное обучение Навигатора дополнительного образования Республики Крым, интернет площадок, мессенджеров;

облачные сервисы, сообщества;

электронные носители мультимедийных приложений к ученикам, электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности;

образовательные онлайн-платформы;

цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;

Сопровождение образовательного процесса может осуществляться в следующих режимах: онлайн-тестирование, онлайн-консультации, предоставление методических материалов.

При отсутствии доступа к электронным образовательным ресурсам (отсутствие Интернета, компьютера или иные причины) обучающийся может получить задание, обратившись к педагогу в телефонном режиме.

Методы обучения:

Словесный. Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника исполнения в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение и т.д.

Наглядный. Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемому материалу. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание музыки. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию певческого навыка.

Практический. Практический метод основан на активной деятельности самих обучающихся.

Игровой метод используется при проведении музыкально ритмических игр.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация;

Формы организации образовательного процесса: индивидуально- групповая, групповая;

Возможные формы организации учебного занятия: теоретические, практические, комбинированные занятия, конкурсы, концерты, открытые уроки, фестивали, встречи с профессиональными вокалистами, руководителями хоров.

словесный: рассказ, беседа, объяснение;

наглядный: демонстрация;

практический: упражнение, репетиция, работа над ошибками.

Педагогические технологии - технология группового обучения; технология коллективной творческой деятельности; технология дифференцированного обучения; технология развивающего обучения; технология проблемного обучения; технология игровой деятельности; коммуникативная технология обучения; здоровье сберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия: подготовка помещения к проведению занятия, подготовка необходимых материалов; организационный момент; мотивирование к учебной деятельности обучающегося; актуализация опорных знаний; целеполагание; постановка цели и задач занятия; изучение нового материала; первичное закрепление новых знаний; физкультминутка; практическая деятельность; применение полученных знаний; подведение итогов; рефлексия.

Методические и дидактические материалы: методическая и специальная литература; видео и аудио материалы; нотный материал; наглядные пособия (схемы, таблицы). Дидактические материалы: мастер-классы на электронном носителе: распевки; гибкость вокального голоса; работа над песней; согласные звуки в песне; папки с информационным и дидактическим материалом: гигиена голоса; техника пения; роль дыхания во время пения; вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения; учебная и справочная литература.

Учебно-методическое и информационное обеспечение включает в себя перечень используемого дидактического материала, современных источников отражены в разделе «Литература для педагога», нормативно-правовые акты и документы, отражены в Пояснительной записке; основная и дополнительная литература. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Для повышения интереса занимающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются

разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Большое внимание на занятиях уделяется работе над ошибками, активности и самоконтролю своего поведения. Основной формой проведения занятий является комбинированное занятие. В рамках одного занятия, используется столько форм и методов обучения, сколько необходимо для реализации поставленных цели и задач.

Наглядный материал следующих видов:

схематический или символический (схемы, рисунки, плакаты);

картинный и картинно-динамический (иллюстрации, фотоматериалы);

звуковой (аудиозаписи);

смешанный (видеозаписи);

дидактические пособия (вопросы и задания для устного опроса, тесты, практические задания);

интернет-ресурсы:

/ [Электронный ресурс] // Песни для детей : [сайт]. — URL: http://s-f- k.forum2x2.ru/index.htm (дата обращения: 17.02.2023).

/ [Электронный ресурс] // Виталий Алексеев. Песни и музыка для детских коллективов : [сайт]. — URL: http://alekseev.numi.ru/ (дата обращения: 17.02.2023).

Примерный музыкальный репертуарный

Вокально-хоровой репертуар (примерный).

1. Адлер Е. «Тишина»

2. Балаев Г. «Донские кони», «Улетают птиы»

3. Брамс. И «Колыбельная», «Петрушка».

4. Бетховен Л. «Сурок», «Пастушья песня», «Малиновка».

5. Бах И. «Жизнь хороша», «За рекою старый дом», «Ты шуми, зеленый бор».«Хоралы», переложение для детского хора на немецком языке.

6. Витлин В. Сборник детских песен. Ноты для детского хора « С добрым утром»

7. Воскресенский Д. Песни из авторского сборника.

8. Гаврилов. С «Зеленые ботинки».

9. Грубер. Ф «Ночь тиха».

10. Гайдн И. «Мы дружим с музыкой».

11. Глиэр Р. «Вербочки».

12. ГлинкаМ.. «Жаворонок», «Соловушка».

13. Гречанинов А. «Про теленочка», «Маки, маковочки».«Призыв весны».

14. Ермолов А. «Гимн музыке».

15. Зарицкая.Е «Музыкант».

16. Каноны: «Во поле береза стояла», «В сыром бору тропина», «Братец Яков», английская народная песня «ComeFollow».

17. Карш Н. «Песенка на крокодильем языке», «Ночная история», «Рыбка».

18. Калинников. В. «Журавель», «Мишка».

19. Кулыгин А. «Метелки» из театрализованной кантаты для детского хора по мотивам русского фольклора.

20. Кудряшов А. «Спасибо ,Россия»

21. ЛядовА. «Зайчик», «Колыбельная», «Забавная».

22. Литовко Ю. «Старые часы».

23. Малевич М. Песни из сборников о Рождестве и Пасхе.

24. Металлиди. Ж. Песни из авторских сборников.

25. Моцарт В. «Весенняя», Аллилуйя (канон). «Детские игры», Хор из оперы «Волшебная флейта».

26.Минков М. «Дельфины».

27. Металлиди. Ж «Музыкальные качели», «Снегопад».

28. Паулс Р «Кашалот», «Идилия летнего вечера.

29. Подвала В. Песни-загадки: «Сова», «Белка», «Дятел», «Черепаха».

30. Рыбников А. «Аллилуйя» хор из рока – оперы «Юнона и Авось».

31. Ройтерштейн М. «Хоровые забавы».

32. Рыбкин Е. «Учительский вальс».

33.Ройтерштейн М. «Хоровые забавы», «Ой, ладушки», «Петушок».

34. Русские народные песни: «Как у наших у ворот», «Как пошли наши подружки», «В сыром бору тропина», обр. Л. Абеляна), «Ходила младешенька», «В хороводе были мы». «Как пошли наши подружки», «Ой, на дворе дождь» (обр. В. Попова).

35. Римский-Корсаков.Н. «Проводы зимы», «Здравствуй, гостья зима».

36.Сокольская Е. «Дождь на Рождество».

37. Славкин М. «Маячок».

38. Сборник «Хоровых произведений ростовских композиторов» Составитель Е. Клиничева.

39. Сборник « Песни и хоры для детей» Составитель : Ходош В.

40.Сборник «Композиторы Дона –детям».Составитель: Бабасинов Л.

41. Смирнова Н. «Дитя любви»

42. Триколич С. «Велосипед».

43. Фернхельст. О.«Аве Мария».

44. Фадеев. С. «Робин-Бобин».

45. Хромушин О. «Песенка про иностранные языки».

46. Цеслюкевич И. Рождество.

47. Чайковский П. «Осень», «Мой садик».

48. Шаинский В. «Уголок России».

49. Шуберт. Ф. «Литания», «AveMaria».




      1. Формы аттестации

Итоговый контроль проводится для определения результативности освоения программы, призван отражать достижения цели и задач образовательной программы и может быть: отчетный концерт, открытый урок, тестирование, беседа.

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, материал тестирования.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: концерт, открытое занятие.

Формы контроля.

Входной контроль - проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива, изучаются отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные качества ребенка, самостоятельное исполнение песни, направлен на выявление требуемых на начало обучения знаний, дает информацию об уровне подготовки обучающихся.

Текущий контроль - проводится в течение года, возможен на каждом занятии; определяет степень усвоения обучающимися учебного материала, готовность к восприятию нового материала, позволяет педагогу подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.

Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе с целью определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка, его творческих способностей, определения результатов обучения.

Промежуточный контроль не предусмотрен, т.к. программа реализуется

1 год.

Формы проведения контроля учащихся определяются педагогом в

соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой: педагогическое наблюдение, опрос, викторина, тесты, концерт, выступления и т.д.

К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования: индивидуальный характер, требующий осуществления отслеживания работы каждого обучающегося, всесторонность, т.е. должна обеспечиваться проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков обучающихся; дифференцированный подход. Сдача партий — один из основных и эффективных методов контроля за уровнем освоения вокального-хорового репертуара. Проходит в форме прослушивания индивидуально или ансамблями. Обучающийся должен стремиться интонационно чисто и музыкально грамотно исполнить свои партии.

Диагностика результатов работы по программе связана с демонстрацией достижений, обучающихся на отчётных концертах, конкурсах, открытых уроках и т.д. Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, усвоение музыкального материала, воспитание и развитие навыков творческой, самостоятельной работы, развитие умения творчески реализоваться на сцене, формирование эстетического вкуса. Подведение итогов реализации программы проводится путём организации выступлений различного уровня.

Параметры оценивания

Знания: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической

информации; понимание терминологии, осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Практические навыки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям, качество исполнения репертуара; техничность исполнения; артистичность, эмоциональность и образность исполнения; взаимодействие воспитанников в ансамбле в процессе исполнения.

Уровень развития воспитанности: культура исполнения и поведения во время выступления (внешний вид, собранность, отношение к слушателям); ответственность при работе; дисциплина.

По итогу освоения программы педагогом проводится отчетный концерт для родителей.

Оценочные материалы прилагаются (Приложение 2).


2.4 Список литературы

Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: «МГПИ», 1983.

Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000.

Емельянов В. Развитие голоса, координация и тренинг. СПб., 1997.

Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Л.: «Музыка», 1986.

Паров Юлиус. Азбука дыхания. – Минск: «Полымя», 1988.

Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. // Педагогика и психология. - №7с –М.: «Знание», 1980.

Словарь иностранных музыкальных терминов. // Издание 7. - М.: «Музыка», 1988.

Стулова Г.П. развитие детского голоса в процессе обучения пению. –М.:

«Прометей», 1992.

Фролов Ю. Пение и речь в свете учения И. П. Павлова. - М.: «Музыка», 1996.

Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. М.,2007.

Баренбай Л.А. Путь к музицированию. М., 1998

Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. М, 2004

Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998

Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003

Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", сборник упражнений, Павлодар, 2012г.

Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. –М., 2000

Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром.

– С.П., 1997

Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой— М, 2000

Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998

«Работа с детским хором» под редакцией Соколова Вл. М., «Музыка», 1981.

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Ростов на-Дону: Феникс, 2007. – С. 11-37.

Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. М., 1964. С. 34-42.

Емельянов В.В. Развитие голоса. – СПб., 2004. – С. 4-37.

«Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы». М., АПН СССР, 1982.

Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. - М., Изд. МГПИ, 1983.

Всрбов А. «Техника постановки голоса». М., ГМИ, 1961.

3. Приложение


Приложение1


Начало учебного года – 1 сентября. Конец учебного года – 31 мая. Начало учебных занятий не ранее 9.00, окончание–не позднее 20.00. Продолжительность учебного года 36 недель. Учебные занятия проводятся с понедельника по субботу согласно расписаниюМБОУ «СОШ № 6 им. В. А. Горишнего», включая каникулы. Календарный учебный график единый для всех групп.


месяц

Сен.

Октб.

Ноябр.

Декабр.

Янв.

Февр.

Март.

Апр.

Май

Неделя обучения

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Количество часов

4*4

4*4

4*4

4*4

4*4

4*4

4*4

4*4

4*4

Всего

16

16

16

16

16

16

16

16

16


Объем программы 144 часов.

Приложение 2

Оценочные материалы к дополнительной общеобразовательной программе «Хоровое пение»

В качестве оценочных материалов служат поощрительные Грамоты и Дипломы, которыми награждаются дети на отчетном занятии-концерте.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: наличие музыкально-ладового чувства; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.


Параметры оценки учащихся

Высокий

чисто интонирует всю мелодию, чисто интонирует отдельные фрагменты мелодии, интонирует общее направление мелодии, интонирует 1-2 звука;

слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения.

Средний

- грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, неполное донесение образа исполняемого произведения

Низкий

- слабая интонация и чувство ритма, не выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения.


Тестирование:


1. Найди лишнее:

Названия колокольных звонов России:

а) Благовест

б) Праздничный трезвон

в) Набат

г) Пустозвон

2. Найди лишнее:

Три «кита» в музыке – это...

а) Песня

б) Танец

в) Вальс

г) Марш

3. Выбери верный ответ:

Какой колокольный звон сообщал радостную новость?

а) Благовест

б) Праздничный трезвон

в) Набат

4. Назови Святых земли русской:

а) Александр Александров

б) Александр Невский

в) Сергий Радонежский

5. Назови государственный музыкальный символ России:

а) Гимн России

б) Флаг России

в) Герб России

6. Что такое темп?

а) сила звучания

б) скорость музыки

в) окраска звука

7. Назови русский народный праздник, одним из обычаев которого было колядование:

а) Новый год

б) Рождество Христово

в) Пасха

8. Выбери верное утверждение:

а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.

б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.

в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку

9. Кто изображен на картине?

10. Определи жанр произведений П. Чайковского:

1) «Нянина сказка» а) Марш

2) «Похороны куклы» б) Песня

3) «Вальс» в) Танец

11. Приведи в соответствие:

1) «Гимн России» а) П.Чайковский

2) «Утренняя молитва» б) С.Прокофьев

3) «Александр Невский» в) А.Александров
































Приложение 3

Оценочные материалы к дополнительной общеобразовательной программе

«Хоровое пение»

План-конспект занятия:


Предмет:  хоровой класс.

Тема урока:  «Артикуляция и дикция на уроках хора».

Форма проведения: коллективная

Тип урока:  урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель: развитие и закрепление навыков вокальной дикции.

Психологические условия на уроке: утверждение атмосферы радости и доброжелательности на уроке.

Задачи: 

Образовательная:

подготовить артикуляционный аппарат;

закрепить правила вокальной дикции;

развить навык исполнения текста в речевом каноне;

уметь оценивать качество дикции в пении;


Развивающая:

развивать музыкальную восприимчивость, то есть умение слушать и слышать, умение анализировать, сопоставлять;

расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар;

Воспитательная:

воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;

воспитание организованности;

Методы обучения:

наглядный (слуховой, зрительный);

словесный(образные сравнения, словесная оценка исполнения);

проблемно-поисковый;

Методические приемы:

творческие задания и вопросы. стимулирующие мысленную деятельность и создающие поисковые ситуации;

применение индивидуального подхода, групповой и индивидуальный опрос;

вариантность заданий при повторении упражнений;


Планируемый результат: формирование умения четко исполнять слова песен в соответствии с правилами вокальной дикции.

В ходе занятия используется проблемная ситуация, в поиске решения которой обучающиеся овладевают новыми способами деятельности.


План занятия

I.Организационный этап.

приветствие, психологический настрой учащихся;

сообщение темы урока и его задач;





II. Основной этап.

1. Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой;

2. Артикуляционная гимнастика В.Емельянова;

3. Распевка.

4 Работа над дикцией в скороговорках.

5. Работа над произведениями.

 

III. Заключительный этап.

  Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).

Ход урока.


I.Организационный этап.

 (П – преподаватель, О – обучающиеся) ( краткая беседа с учениками об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации).

П: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Сегодня в гости к нам пришли преподаватели нашей школы, чтобы послушать чему мы научились за полгода наших занятий в хоровом классе. А еще наш урок будет транслироваться по телевидению на весь мир! Но не пугайтесь, «про весь мир» я пошутила, но наш урок запишут на видеокамеру и покажут в другой школе.

Ребята, сегодня мы начнем наш урок необычно. Я вам предлагаю исполнить для наших гостей «Песенку о дикции» Л.Абелян, ведь тема нашего сегодняшнего урока так и называется : «Дикция». И эта песня будет эпиграфом к нашему уроку.

(сб. «Как Рыжик научился петь»)

Хор исполняет песню.

П: Сейчас мы с Татьяной Геннадьевной исполним для вас хорошо знакомую песню. Слушайте внимательно! (Л.Абелян «Петь приятно и удобно»- исполняется с хорошей и плохой дикцией).

Ребята, вы узнали песню? Конечно. А чем отличалось исполнение. Правильно- дикцией. Первый раз я специально плохо и невнятно проговаривала слова, а во втором исполнение старалась четко проговорить текст.

 П: Ребята, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?

Предполагаемый ответ учеников: голос – это наш инструмент.

П: А чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

О.: Настроить его,  разогреть голосовой аппарат, распеться

П: Правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его настроить – значит правильно петь. Ребята, а как вы думаете, что является наиболее важным в пении?

О.: Правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование.

П: Верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

О: Без чёткой дикции и слов.

П.: Совершенно верно!

II. Основной этап.


Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение, (пропевание) всех звуков и  слов текста.

Замечательный русский бас Ф.И.Шаляпин говорил: «Хорошо сказанное слово - уже наполовину пропето».

Сегодня на занятии мы продолжим работу над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, то есть над дикцией.

П.: Что мы делаем вначале каждого урока?

О. : дыхательную гимнастику.,артикуляционную гимнастику,распеваемся.


1. Дыхательной гимнастики А.Н.   Стрельниковой.  


П.. А от чего зависит хорошая дикция?

О: Ответ учеников.

П: Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.

П: Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?

О: щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань
П: Верно, всё это  называется артикуляционным аппаратом.  К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

(Показ на листе А4: строение голосового аппарата).

Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.

Попробуйте без участия губ или языка произнести  «Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его». 

О. ученики выполняют.

П: Видите, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?  Все органы артикуляционного аппарата должны работать активно.


2. Артикуляционная гимнастика В.В.Емельянова -это следующие упражнения, которые мы делаем на каждом уроке.

3.Распевка- следующий этап работы.

П:Упражнения для распевания мы поем разные: на гласные звуки (в основном) и согласные. Сейчас мы споем три упражнения на слоги «трр», «ри» и «бра-брэ-бри-бро-бру».( Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание  на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.)

4.Работа над дикцией в Скороговорках.

П: Ребята, в начале учебного года мы с вами пели коротенькие попевки, тексты которых вначале проговаривали, прохлопывали их ритм и даже пытались петь каноном. Несколько уроков назад мы продолжили эту работу только на другом уровне. Начали проговаривать Скороговорки, что очень полезно для работы над дикцией.



В словаре  С.И. Ожегова, скороговорка – это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

Как разучивать скороговорки?

Сейчас мы с вами покажем несколько этапов работы над скороговорками.

Сначала скороговорки нужно проговаривать в медленном темпе, потом темп  увеличивать: «Тик-так,тик-так,тик-так, тик-так кто там в часах стучится так?»

Также очень полезно сначала проговорить скороговорку беззвучно и медленно, потом произнести вслух,постепенно увеличивая темп: «Бык-тупогуб, тупогубенький бычок».

Вот еще один способ разучивания скороговорки- работа с мячом. Возьмем в руки мяч, ритмично подбрасывая и ловя его, проговорим: «От топота копыт, пыль по полю летит». Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или слог, можно передавать его друг другу.

Проговорить скороговорку можно , прохлопывая ритм ладошками.

Речевой канон.Можно читать выученную скороговорку всем вместе, а также разделившись на группы: «От топота копыт, пыль по полю летит».

«Пробалтывание» текста в «никуда», безо всякого смысла,  не принесёт пользы. Важно видеть  то, о чём идет речь в скороговорке, рисовать в своём воображении различные жизненные обстоятельств, представлять, например, 


то ласковую просьбу, то взволнованный рассказ, то требовательное обращение.  И таким образом,  одну и ту же скороговорку можно произнести с совершенно разными эмоциональными оттенками.

Помимо проговаривания нужно обязательно пропевать скороговорки, так как произношение слов в пении и в речи несколько различно. Можно петь скороговорки на одном звуке, по звукам трезвучия, по звукам гаммы , с различными динамическими оттенками: «Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его». 


5.Работа над дикцией в вокальном произведении .              

 П: Ребята , мы с вами разучиваем несколько песен. В каждой из них есть свои трудности. Сегодня я хочу предложить вниманию наших гостей работу над песней композитора З.Левиной на слова Т.Спендиаровой «Тик-так». Показывая работу над скороговорками , мы уже проговорили с вами 1 куплет этой песни. Сейчас поработаем над 4 куплетом. Прочитаем его медленно про себя, хорошо работая губами и хлопая ритм, как будто выключили звук телевизора. Теперь – медленно и вслух. Затем быстро, громко и четко. Добавим движения руками. А сейчас исполним для наших гостей всю песню.



 III. Заключительный этап. Подведение итогов.

П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата. артикуляции, дикции. Работали над согласными звуками в упражнениях, скороговорках, песнях.Что же такое –дикция?

О: ответ обучающихся.

П: Правильно. Дикция- это четкое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Дикция зависит от хорошей артикуляции и правильного дыхания.

урок окончен. До свидания, ребята.










План-конспект воспитательного мероприятия на тему:

«Игра на шумовых инструментах»



Тема занятия: «Игра на шумовых инструментах»

Цель: Привлечь внимание учащегося к богатому и разнообразному миру звуков, издаваемых на разных шумовых музыкальных инструментах. Развить у учащегося воображение, фантазию, природные способности, метроритмическое чувство, мелкую моторику рук и формировать элементарный навык игры на шумовых музыкальных инструментах.

Задачи:

- образовательная – формирование интереса к музыке и звучанию на разных шумовых инструментах, развитие тонкости и чуткости слуха в богатстве и разнообразии красок в мире звуков, издаваемых предметами и шумовыми инструментами.

- развивающая – развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, музыкальной памяти, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха). Развитие творческих навыков (импровизация).

- воспитательная – воспитание чувства ритма и интерес к игре на шумовых музыкальных инструментах.

коррекционные задачи:

- нормализация психических процессов и свойств;

- тренировка двигательного аппарата;

- упорядочивание темпа движения и пения;

- моделирование поведения с помощью музыки;

- гармонизация общего состояния учащегося;

- развитие моторики.

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: традиционный

Форма организации: индивидуальная

Оборудование: фортепиано, сборники нот, наглядности, шумовые инструменты, ноутбук.


Ход занятия:

1. Организационная часть

Поздороваться, проверить правильность посадки, настроить учащегося на занятие.

2. Повторение пройденного материала.

Музыкально-пальчиковые упражнения, игра гаммы до мажора двумя руками в две октавы. Игра этюдов и пьес. Игра на шумовых инструментах.

3. Проверка домашнего задания

Музыкально-пальчиковые упражнения, игра гаммы соль мажор отдельно руками. Угадывание по слуху мажорных и минорных трезвучий. Игра пьес. Игра на шумовых инструментах.

4. Сообщение темы и цели занятия. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Мотивация.

Тема занятия: «Игра на шумовых инструментах».

Цель: Привлечь внимание учащегося к богатому и разнообразному миру звуков, издаваемых на разных шумовых музыкальных инструментах. Развить у учащегося воображение, фантазию, природные способности, метроритмическое чувство, мелкую моторику рук и формировать элементарный навык игры на шумовых музыкальных инструментах.

5. Теоретическая часть.

Мир, который нас окружает, насыщен всевозможными звуками. От шорохов и скрипа, шума дождя, до раскатов грома. Природа всегда была для человека великим учителем. Познавая, слушая природу, люди учились использовать эти звуки. Так возникли музыкальные инструменты.

С самых древних времен на Руси ни один праздник, ни одно гуляние или деревенские посиделки не обходились без задорной музыки, задушевных песен и веселой пляски. Неотъемлемой частью веселья была игра на музыкальных инструментах.

Для древнего танца большое значение имел ритм, поэтому танцы сопровождались хлопаньем в ладоши, постукиванием о различные предметы, притопыванием. Поэтому древнейшими музыкальными инструментами стали трещотки и барабаны, с помощью которых очень четко можно передать ритм танца.

Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд.

Русские народные инструменты создавались из того, что было под рукой.

Новизна опыта заключается в интеграции известной методики К. Орфа, которая предусматривает использование мобильных пособий.

Особенно ярко проявляется реакция детей на ритмо-моторную сферу этой музыки. Доступность технических средств сочетается в этих произведениях с простотой и ясностью гомофонно-гармонического изложения. Их жанровое богатство обуславливает применение различных приёмов исполнительского воплощения.

Для пьес подвижного характера характерны чёткая синтаксическая расчленённость изложения, острота ритмической пульсации, частые смены артикуляционных штрихов, яркие динамические сопоставления. Одним из типичных свойств фактуры является связь технических средств с метроритмом, влияющая на естественное усвоение учащимся, как ритма, так и двигательных навыков в их единстве.

Так что же такое шум?

Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Педагог:

Как ты думаешь, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

Учащийся:

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желанию музицировать. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.

В результате игры на шумовых инструментах у учащегося развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

6. Практическая часть.

1) Воспроизведение ритмических рисунков на основе игры «Музыкальный кубик рубик».

2). Импровизация звуковых картин на заданную тему

3). Звуковая иллюстрация стихов

4). Игра под фонограмму на шумовых инструментах

5). Творческие задания.

Игра с раздаточным материалом «Определи по ритму».Загадываем свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаём его звучание в определённом ритме на выбранном шумовом инструменте. Затем отгадываем эту загадку, находя карточку с его изображением. Выигрывает тот, чья загадка будет разгадана.

7. Анализ понимания нового материала.

Усвоили новые музыкально-пальчиковые упражнения, новые попевки, играя их на шумовых инструментах и на фортепиано, новые ритмические рисунки.

8. Закрепление нового материала.

Исполнение нового упражнения, новых песенок с разнообразием ритмических рисунков на шумовых инструментах и на фортепиано.

9. Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

Гаммы играть в умеренном темпе без остановок крепкими подушечками пальцев с направляющим движением кисти. Этюд играть чётко, легко и энергично, не забалтывая. Работать пунктирным ритмом в сложных местах, где встречаются звуковые неровности, учить методом вычленения, играть крепкими пальцами в спокойном темпе. Учить наизусть пьесы, считать пьесы вслух, определить все сильные и слабые доли в тактах на заданные в пьесах размеры 2/4,4/4. Особенно прочувствовать особенность трёхдольного ритма в вальсе обратить внимание на акценты, динамику, репризы. Работать над музыкальными фразами. Слушать и угадывать на слух трезвучия и интервалы. Отработать новое музыкально-пальчиковое упражнение. Играть на шумовых инструментах ритмично без замедлений и ускорений под звучание песенок из мультфильмов разных по характеру и темпу. Повторять ансамбль. Стараться играть ансамбль синхронно, контролируя себя в чёткости ритма и развивая слуховой контроль. Восьмые и шестнадцатые играть легко, игриво и весело. Добиваться острого стаккато. Работать над характером и художественным образом произведений.

10.Репертуарный список этюды:

Песенки, ансамбли и этюды из сборника И. Корольковой «Кроха-музыкант», пьесы из сборника О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью»

11. Список использованной литературы:

1) Е. Поддубная «Музыкально-пльчиковые игры»

2) И. Королькова «Крохе-музыканту» 1 часть и 2 часть

3) О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью»






























Приложение 3


Календарно-тематическое планирование к дополнительной общеобразовательной программе «Хоровое пение»






Тема занятия

Часы

теория практи

ка

Кол-во

Дата по плану

Дата по факту

1

Организационное занятие.Инструктаж по ТБ

1

-

1




2

Теория петь естественным голосом, без выкриков, прислушиваться к пению других детей. Практика правильно передавать мелодию,интонация

1

1

2




3

Практика импровизировать на

заданную музыкальную тему


1

1




4

Практика чистое интонирование,ритм


1

1




5

Практика расширение диапазона


1

1




6

Теория сравнивать произведения с одинаковым названием. Инсценировать песню.Практика петь не напрягаясь,

естественным голосом,мелодия,текст

1

1

2




7

.Практика:сравнивать и анализировать музыкальные произвед.


1

1




8

Теория различать одно-, двух-, трех- частную формы.Практика: петь слитно протяжно,без выкриков,фразировка

1

1

2




9

.Практика игры- ролевые,сказочные музыкал.персонажи


1

1




10

Теория имитировать легкие движения ветра, листочков.Практика исполнять

попевки на одном звуке

1

1

2




11

Теория воспитывать интерес к музыке П. И. Чайковского;Практика различать тембры музыкаль-ных инструментов

1

1

2




12

Теория- сравнивать и анализировать музыкальные произведения.Практика исполнять спокойные, неторопливые песни.Расширение диапазона

1

1

2




13

Теория:передавать особенности музыки в движениях.Практика:дыхание.

1

1

2



14









Тема занятия

Часы

теория практи

ка

Кол-во

Дата по

плану

Дата по

факту


Практика-

петь разнохарактерные песни


1

1




15

Теория знакомить со звучанием клавесина, с творчеством Баха

Практика чисто брать звуки 1-октавы

1

1

2




16

Практика удерживать

интонацию до конца песни,темп ,ритм


2

2




17

Практика петь легким звуком,

без напряжения,с выражением


2

2




18

Практика:сказочные музыкальные персонажи ролевые игры


1

1




19

.Практика двигаться

ритмично, соблюдая темп музыки


2

2



20

Теория отличать сильную долю

Практика пределять жанры музыки


1

1




21

Практика петь легким звуком, без

напряжения,с выражением


2

2




22

Практика

песенность, танцевальность, марш


1

1



23

Практика Закрепление


1

1




24

Практика точно интони

ровать мелодию в пределах октавы


1

1



25

Практика попевки,частушки,игры


4

4




26

Теория музыкальные образы,персонажи

Практика пение в живот,интонация

1

2

3




27

Практика разбор песен,текст,мелодия


1

1




28

Практика петь разнохарактер.песни


5

5



29

.Практика:дыхание


5

5




30

.Практика исполнять

попевки на одном звуке


1

1






Тема занятия

Часы

теория практи

ка

Кол-во

Дата по

плану

Дата по

факту


31

Практика расширение диапазона


1

1




32

Практика чистое интонирование,ритм


5

5



33

Практика дыхание,звукообразов


1

1



34

.

Практика звуковедение,мягкое пение


1

1



35

Практика исполнение репертуара


1

1



36

Теория сольфеджио,слуховой анализ

Практика анализ музыкал.произведен.

1

1

2




37

Практика

песенность, танцевальность, марш


1

1



. 38

Закрепление материала


1

1



39

Теория ролевые игры,сказочные персо-

нажи.Практика дыхание,звукообразов

1

1

2



40

Практика:дыхание


2

2




41

Практика исполнять спокойные, неторопливые

песни.Расширение диапазона


1

1




42

Практика петь разнохарактер.песни


4

4




43

Практика удерживать

интонацию до конца песни,темп ,ритм


1

1




44

Практика двигаться

ритмично, соблюдая темп музыки


2

2



45

Практика дыхание,звукообразов


2

2



46

Практика попевки,частушки,игры


1

1




47

Практика исполнять попевки на одном звуке


2

2



48

Практика сюжетные инсценировки


3

3



49

Теория выразит. средства,динамика

Практика округление гласных звуков

1

1

2



50

Практика повтор произведений


1

1






Тема занятия

Часы

теория практи

ка

Кол-во

Дата по

плану

Дата по

факту


51

Практика удерживать

интонацию до конца песни,темп ,ритм


1

1




52

Практика петь разнохарактер.песни


10

10



53

Практика:дыхание


3

3




54

Теория- сравнивать и анализировать музыкальные произведения.Практика исполнять спокойные, неторопливые

песни.Расширение диапазона

1

1

2



55

Практика округление гласных звуков


1

1



56

Практика дыхание,звукообразов


1

1



57

Практика анализ музыкал.произведен


1

1



58

Практика дыхание,звукообразов


1

1




59

Практика петь разнохарактер.песни


1

1




60

Практика удерживать

интонацию до конца песни,темп ,ритм


1

1



61

Закрепление материала


1

1



62

Практика попевки,частушки,игры


1

1




63

Практика чисто брать звуки 1-октавы


3

3




64

Практика: петь слитно

протяжно,без выкриков,фразировка


1

1



65

Практика округление гласных звуков


3

3




66

Практика чистое интонирование,ритм


1

1




67

Практика двигаться

ритмично, соблюдая темп музыки


6

6



68


Практика звуковедение,мягкое пение


1

1






Тема занятия

Часы

теория практи

ка

Кол-во

Дата по

плану

Дата по

факту


69

Теория различать средства выразитель-ности,передавать настроение музыки

Практика петь разнохарактер.песни

1

2

3



70

Теория динамичес.оттенки.Практика

ролевые игры,сказочные персонажи

1

1

2



71

Закрепление материала

1

2

3



72

Итоговое занятие


4

4




ИТОГО:

18

126

144




Приложение 5


План воспитательной работы

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Хоровое пение»


Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

Гражданско-патриотическое - воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Нравственное и духовное воспитание - формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания; воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству - формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства.

Интеллектуальное воспитание - развитие способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни; формирование интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.

Здоровьесберегающее воспитание - использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения; обучение правилам безопасного поведения обучающихся на улице и дорогах; обучение ОБЖ; воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Социокультурное и медиакультурное воспитание - формирование у учащихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как

«социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм».

Культуротворческое и эстетическое воспитание: создание условий для проявления обучающимися в объединениях инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения.

Правовое воспитание и культура безопасности - формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры.

Воспитание семейных ценностей - формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; формирование активной педагогической позиции родителей; активное участие родителей в воспитании детей.

Формирование коммуникативной культуры - формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию.

Цель: создание благоприятной среды для воспитания разносторонне развитой личности и создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворение потребности в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии.

Задачи:

формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и национальное самосознание учащихся;

развивать творческий потенциал и лидерские качества учащихся;

создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.

Ожидаемые результаты:

вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и повышение уровня сплоченности коллектива;

улучшение психического и физического здоровья учащихся;

сокращение детского и подросткового травматизма;

развитие разносторонних интересов и увлечений детей.


Наименование мероприятия

Срок проведени я

Отмет ка о выполне нии

Работа с обучающимися

1

Контроль уровня воспитанности обучающихся, социально- психологического климата коллектива

Постоянно


2

Контроль за посещением занятий учащимися

Постоянно


3

Беседы:

Безопасность дорожного движения.

Здоровый образ жизни.

Антитеррористическая безопасность.

Информационная безопасность в сети Интернет.

О правилах поведения при поступлении сигнала

«Воздушная тревога!».

О необходимости сообщать родителям, законным представителям о своем местонахождении при выходе из дома.

О запрете поднимать на улице, в общественных местах бесхозные вещи и предметы.

О правилах поведения с незнакомыми людьми при появлении их возле двери квартиры, дома и на улице.

О безопасном использовании пиротехнических изделий.

О правилах электробезопасности и обращения с газовыми приборами в быту.

О правилах поведения на льду на водных объектах.

О правилах безопасного нахождения дома возле открытых окон.

О запрете нахождения несовершеннолетних вблизи и на объектах незавершенного строительства.

Об опасности разжигания костров и порядке действий в случае пожара.

О запрете курения, распития спиртосодержащей продукции с разъяснением норм действующего законодательства Российской Федерации обучающимися старше 12 лет).

О безопасном поведении во дворах.

Симферополь в годы ВОВ.

Марш Великой Победы.

Азбука здоровья.

О правилах безопасного передвижения на велосипедах и средствах индивидуальной мобильности,


Сентябрь Октябрь



Ноябрь





Декабрь




Январь




Февраль



Март Апрель Май


Наименование мероприятия

Срок проведени я

Отмет ка о выполне

нии


световозвращающих элементах.

Поведение и правила безопасности во время летних каникул



4

Занятия с обучающимися по действиям при возникновении

угрозы вооруженного нападения и пожара

Октябрь


5

Анкетирование учащихся

Март


Участие в мероприятиях и конкурсах

1




2




3




4




5




Работа с родителями

1

Информирование родителей о работе кружка



2

Проведение консультаций на разнообразные темы



3

Анкетирование родителей



4

Индивидуальные беседы



5




6

Родительские собрания: 1.


2.




Приложение 6


Лист корректировки

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Хоровое пение»


п/п

Дата

корректировки

Причина корректировки

Согласование с руководителем учреждения










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.