Программа по внеурочной деятельности "Краеведы"Я-Комсомольчанин"
к рабочей программе по учебному курсу внеурочной деятельности
начального общего образования
«Краеведы «Я-Комсомольчанин»
1.Нормативные документы
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (с изменениями: приказ Минпросвещения РФ от 18.07.2022 № 569);
Основная общеобразовательная программа начального общего образования.
Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности
Цель курса «Краеведы «Я-Комсомольчанин»: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Хабаровского края, г Комсомольска-на-Амуре, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край. В первый год обучения рассматривается "Практическая экология". Курс второго года обучения содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края». Курс третьего года обучения повторяется, углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия города и памятные места. Практическая направленность курса позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс ориентирован на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане
Курс «Краеведы «Я-Комсомольчанин» рассчитан для детей в возрасте от 9 до 11 лет. Он включает 102 занятия: 1 занятие в неделю, 34 занятия за учебный год.
I.Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления «Краеведы «Я- Комсомольчанин» ООО НОО (далее программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и реализуется с учетом рабочей программы воспитания.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования;
обеспечение гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;
ориентация образовательного процесса на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;
формированием общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающей социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества;
формированием Я-концепции, включающей культурную и этническую самоиндентификацию.
Данная программа является вариативной в блоке гражданско-патриотического направления.
Цель программы: привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества на основе изучения истории и культуры родного края.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:
изучить историю родного края, обычаи, традиции и духовную культуру своего народа;
сформировать активную гражданскую позицию, бережному отношению к прошлому, настоящему и будущему родного края.
принимать участие в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности;
научить работе с краеведческой информацией: поиску, анализу, преобразованию, передаче, хранению, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, происходит прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Виды личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Литература:
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Работаем по программам «Программы внеурочной деятельности»: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. -Москва «Просвещение», 2011.- 87 с.
Соляина Н.Л., канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Рекомендации по написанию рабочей программы внеурочной деятельности для образовательных учреждений // Справочник заместителя директора школы – 2011 - №6 – С.21.
Ю. Шевченко «Город Юности», детская литература 1982 г;
Г. Хлебников, Е Дороднов «Адрес подвига – Дальний Восток»;
Г. Хлебников, Е Дороднов «Подвиг на Амуре»;
«Река – Времени», и.д. приамурские ведомости 2007 г,
М. Кузьмина «Комсомольск начинался с палаток» изд. Комсомольск-на-Амуре 2007г.;
С.Д. Шлотгауэр «Времена года» и.д. приамурские ведомости 2002 г.;
Е.В. Дороднов Путеводитель-справочник, Хабаровское книжное издательство 1980 г.;
Л. Герчиков «Это наш город, город на заре …», М. московский рабочий 1982 г.;
Ю. Жуков, Р. Измайлова «Первостроители», М. молодая гвардия 1982 г.
Программа учебного курса реализуется через внеурочную деятельность:
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
Воспитательный потенциал курса реализуется через:
- приобщение обучающихся к российскому патриотическому воспитанию, традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
- историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся
- развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
- усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций;
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с новым ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.)
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с новым ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
II.СОДЕРАЖНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Настоящая программа рассчитана на 3 года занятий, объем занятий -102 ч. Обучение по рограмме рекомендуется начинать со 2-3 класса. Программа предполагает как проведение внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю), так и возможность организовать занятия крупными блоками.
Класс | Количество часов - год | Количество недель | Количество часов в неделю |
1 год обучения | 34 | 34 | 1 |
2 год обучения | 34 | 34 | 1 |
3 год обучения | 34 | 34 | 1 |
III.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают:
обще учебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Обще учебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, инсценированные представления, экскурсии, комбинированные уроки, краеведческие викторины, ребусы, кроссворды, сканворды, создание презентаций, видеороликов, оформление фотоальбомов, создание видеофильмов. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Предлагаемый внеурочный курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:
доступность: содержание внеурочного курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, площадей, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.
интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине.
фольклористика: внеурочный курс включает в себя различные направления народного творчества. В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края в прошлом веке и декоративно – прикладным искусством современности.
уникальность: наш край по – своему уникален – историческая планировка города, застройка, сетка улиц, ансамблей, природный ландшафт и памятные исторические места.
экологизация: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения:
тематические праздники, КТД;
художественное творчество учащихся;
экскурсии и походы по родному краю;
устные журналы, беседы;
выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
проектная и исследовательская деятельность учащихся;
участие в районных, областных, российских, международных конкурсах по краеведению;
встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий;
музейные уроки.
Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
Программа состоит из пяти направлений. Каждое направление включает теоретические и практические знания. У каждого направления свои предметные цели и задачи.
«Комсомольск-на–Амуре - это родина моя».
Цель – знакомство с историей и современной экономической ситуацией в городе.
Основные задачи:
познакомить с историей развития и становления города Комсомольска-на-Амуре;
определить роль градообразующих предприятий в стабилизации экономической ситуации в городе.
«Малочисленные народности Приамурья».
Цель – знакомство с бытом малочисленных народностей Приамурья.
Основные задачи:
познакомить с древней историей края;
изучить историю заселения и освоения Хабаровского края, быта малочисленных народностей Приамурья.
«Писатели Хабаровского края».
Цель – знакомство с творчеством писателей Хабаровского края
Основные задачи:
изучить культурное наследие писателей Хабаровского края;
познакомить с творческими людьми родного края.
«Уникальные памятники природы, истории и культуры Хабаровского края».
Цель – знакомство с памятниками Хабаровского края.
Основные задачи:
ознакомление с памятниками истории, культуры и природы;
определить значение памятников: как научное, художественное, историческое наследие.
«Уникальные памятники природы, истории и культуры Хабаровского края».
Цель – знакомство с памятниками Хабаровского края.
Основные задачи:
ознакомление с памятниками истории и культуры и природы;
определить значение памятников: как научное, художественное, историческое наследие.
Направления настоящей программы базируются на общеобразовательных дисциплинах, преподаваемых в школе: география, биология, история, информатика и компьютерные технологии и др.
Тематическое планирование
1 год обучения
№ | Тема урока |
1 | Введение. Край, в котором мы живём. |
2 | Федерация. Субъект федерации. |
3 | Хабаровск — краевой центр. История появления города и его названия. |
4 | Переселенцы, их быт и труд. |
5 | Дальневосточный федеральный округ. |
6 | Народы, проживающие на Дальнем Востоке. |
7 | Соседи Хабаровского края в стране и за рубежом |
8 | Туризм |
9 | Наша малая Родина. |
10 | Население и символика |
11 | Административный паспорт Хабаровского края. |
12 | История района в лицах и судьбах его жителей. |
13 | Организация условий для досуга. Здоровый образ жизни. |
14 | Мир игр. Игры национальные. |
15 | Спортивные школы и секции города |
16 | Экономика и экология Хабаровского края. |
17 | Производители. Товар. Услуга. |
18 | Природные ресурсы |
19 | Страны, торгующие с Хабаровским краем. |
20 | Транспорт и основные дорожные магистрали |
21 | Ярмарка продуктов, изготовленных в Хабаровском крае. |
22 | Азбука экологии. |
23 | Конституция Российской Федерации об охране окружающей среды. |
24 | Международные отношения в сфере сохранения природы Земли |
25 | Семья, мир, здоровье, родина, дружба – общечеловеческие ценности. |
26 | Золотые правила общения и поведения. |
27 | Правила знакомства. |
28 | Что помогает совершить выбор. Варианты выборов. |
29 | Миролюбие. |
30 | Поколение, предки, потомки, род. |
31 | Родовые семейные традиции. |
32 | Семейные фотоальбомы и письма. |
33 | ОБЖ детей летом. |
34 | Дневничок личных летних планов. |
2 год обучения
№ п/п | Тема |
1 | Организационное вводное занятие. |
2 | Главные музей города |
3 | История создания музеев города Комсомольска-на-Амуре |
4 | Экскурсия в краеведческий музей |
5 | Знакомство с художественным музеем |
6 | Оформление карты наблюдений |
7 | Мини рассказ. |
8 | Я знаю — город будет (история строительства города) |
9 | Работа с энциклопедией, словарем |
10 | Первые улицы города Юности |
11 | Презентация. |
12 | Экскурсия по городу |
13 | История рождения улиц Комсомольска-на-Амуре |
14 | Новые улицы города Юности |
15 | Чем знамениты улицы города? |
16 | Экскурсия по городу |
17 | Подвиги комсомольчан в годы Великой Отечественной войны |
18 | «Люди и подвиги в историях». |
19 | Экскурсия на мемориальный комплекс |
20 | Военные события |
21 | Экскурсия на мемориальный комплекс |
22 | Минута памяти. |
23 | Парки города |
24 | Показ-презентация |
25 | Экскурсия в парк «Силинский» |
26 | Города – спутники, город-побратим |
27 | Видео-Экскурс на озеро Амут |
28 | «Животные и растения, занесенные в Красную книгу» |
29 | Знатные люди города |
30 | Писатели, поэты |
31 | Встречи |
32 | Город-Юности — промышленный город |
33 | История в презентациях |
34 | Итоговый урок |
3 год обучения
№ п/п | Тема |
1 | Организационное вводное занятие. |
2 | Город-Юности — промышленный город |
3 | Беседа. |
4 | Экскурсии на заводы |
5 | Пожарную часть |
6 | История- «Дакгомз – молочный король города». |
7 | Экскурсия |
8 | История- «Хлебозаводы – кормильцы города» |
9 | Экскурсия |
10 | На страже порядка города… ГАИ |
11 | |
12 | Культурный мир города (театры). |
13 | Экскурсия |
14 | Духовный мир города. |
15 | Строительства Храма |
16 | Духовный мир города. |
17 | Экскурсия в Храм |
18 | Экскурсия в Храм |
19 | Наукоград (пед и тех университеты). |
20 | История. |
21 | Здравоохранение |
22 | Кто он В.Л.Пендрие? |
23 | Пройтись по «книжным улочкам» родного города |
24 | Первые школы |
25 | Первые школы Ленинского округа |
26 | Образование |
27 | Училище |
28 | Автобусом по городу… |
29 | Памятные места |
30 | Мемориальный комплекс |
31 | Итоговое занятие. |
32 | Проект- «Город будущего» |
33 | Защита проекта |
34 | Итоговый урок |
Итого:102