12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Логовских Татьяна Ивановна1388
В школе работаю больше 20 лет, а вот учителем технологии - четыре года. Работаю с детьми с ОВЗ. Еще всему учусь. Все что связано с профессией мне очень интересно
Россия, Алтайский край, село Шарчино
 

РАССМОТРЕНО

На методическом совете,

Протокол №______ от _______________

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ

Шарчинская СОШ

_______от «_____» _______________ г.

Директор__________________________

Программа внеурочной деятельности

«Рисуем на стекле»

детского объединения

(срок реализации – 1 год, возраст детей – 11-17 лет)

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:

Логовских Татьяна Ивановна, учитель технологии, информатики и ИКТ

с.Шарчино

 2016

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной работой детского объединения «Рисуем на стекле» являются занятия декоративно-прикладным творчеством с детьми.

Программа имеет художественную направленность, рассчитана на один года обучения, разработана с учётом потребностей и возможностей учащихся. Занятия способствуют раскрытию творческого потенциала детей, их нравственному и эстетическому воспитанию.

Одна из задач творчества - помочь детям по - настоящему объединиться, научиться плодотворно взаимодействовать на разных уровнях, создать психологическую основу для взаимопомощи в возрастных и житейских кризисных ситуациях.

Каждый ребенок – это свой внутренний мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, духовность и быт. Практически у всех есть способности, таланты, увлечения. Но немногие этими умениями делятся. Бывают такие ситуации, когда сделать это внутри семьи не удается. А это предпосылки для того, чтобы прийти на занятия , увлечься и научиться, помочь другим детям.

В настоящее время невозможно представить эстетическое и художественное воспитание детей без занятий декоративно-прикладными видами искусства. В условиях коренного изменения технологического образования, дополнительное образование детей приобретает одну из ведущих ролей в школе.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать свои творческие способности, тем самым помогая утвердиться в социуме, что способствует гармоничному развитию личности в целом.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Программой предусмотрена обработка различных материалов: природного и бросового, стекла. В процессе изготовления изделий, учащиеся овладевают приемами пользования ручными инструментами, узнают о свойствах материалов, их применении в быту. Освоение основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, бытовой культуры.

Занятия по программе «Рисуем на стекле» направлены на закрепление обучающих, развивающих, воспитательных задач с использованием нетрадиционных приемов и техник. Работа с различными материалами позволяет расширить знания об окружающем мире и формирует эмоционально-эстетическое отношение к явлениям действительности.

Выполнение групповых и индивидуальных творческих работ по заданным темам способствует не только привитию, совершенствованию трудовых навыков и умений, но и развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, его художественного вкуса.

Новизна и отличительные особенности программы состоят в том, что данная программа разработана специально для занятий в детском объединении творчества. В процессе обучения дети выполняют творческие задания, сами учатся новому, сближаются с другими детьми. Совместная творческая деятельность помогает ученикам больше понять внутренний мир других детей, стать ближе и роднее, а каждому воспитаннику в отдельности - раскрыть и реализовать свои творческие способности.

В программу может вводиться реорганизация в содержательный компонент. Содержание корректируется в зависимости от потребностей всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагога, обучающихся, родителей, образовательного учреждения.

В детское объединение учащиеся принимаются по желанию.

Формы и режим занятий:

Занятия могут быть групповыми и индивидуальными. Предусмотрена совместная, индивидуальная и самостоятельная работа. Принимаются все желающие. В процессе занятий они знакомятся с различными способами художественной обработки материалов Обучение рассчитано на совершенствование навыков и умений, знакомство с новыми видами декоративно-прикладного творчества (роспись по стеклу )

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Задания учитывают постепенное нарастание сложности технологического исполнения и композиционного построения. Все технические приемы осваиваются в процессе выполнения нужных и полезных в быту изделий (панно, сувениры, и др.) Накапливая практический опыт, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к выполнению более сложных. Место педагога в деятельности по обучению детей меняется по мере овладения детьми навыками Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.

Сроки реализации программы. Программа обучения предназначена для учащихся 11-17 лет и рассчитана на один год. Общая продолжительность реализации программы составляет 68 часов.

Продолжительность и количество групповых и индивидуальных занятий регулируется.

Характеристика группы.

Детям предлагаются 2 формы работы:

- групповая

- индивидуальная

Индивидуальные занятия обеспечивают более глубокий подход к личности каждого обучаемого и организацию его самостоятельной творческой деятельности. Обязательным в работе с детьми должен быть результат – выполнение работы и участие в различных конкурсах и выставках

Цель программы:

Создание условий для развития различных форм воспитания, для полноценного (духовного, интеллектуального, физического, творческого) гармоничного развития, формирование творчески мыслящей личности посредством знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества, содействие жизненному самоопределению обучаемых и умению реализовать на практике свои художественные замыслы.

Задачи:

- регулятивные

- развитие способности действовать согласно словесной инструкции и закрепление самостоятельности на основе организационно-практических умений;

-умение ставит перед собой цель, и достигать её

- аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;

- общая культура поведения, навыки культуры труда, ЗОЖ;

- личностные

- активное эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру;

- развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания, мелкой моторики рук, сенсорного восприятия (величина, форма, цвет)

- развитие художественно-творческих способностей обучаемых;

- создание творческой атмосферы в объединении на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

- развитие положительного эмоционального отношения к работе и ее результатам.

- познавательные

- знакомство с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

- обучение технологиям различных видов творческва;

-обучение безопасным, в соответствии с ТБ, способам и приемам работы;

-формирование технических навыков работы с художественными материалами и инструментами;

- определение свойства и качества материала

- привитие навыка анализа и самоанализа применительно к творческой деятельности.

- наблюдение за действиями педагога и сверстников, совершение действий по подражанию и показу;

-коммуникативные

-планирование сотрудничества в группе

- формирование воли, усидчивости, трудолюбия, уважения к своему труду и труду окружающих,

- формирование опыта совместного творчества

-формирование умения оценки действий партнера, стремления к достижению результата, поставленной цели

Формы подведения итогов. В первые дни обучения проводится анкетирование родителей и предварительный контроль в форме собеседования, что позволяет увидеть исходную подготовку каждого ребенка, его индивидуальные вкусы, способности, склонности.

В течение учебного процесса проводиться текущий контроль с целью проверки и оценки результативности освоения обучающимися программы, своевременного выявления нуждающихся в поддержке педагога при проведении занятий, а так же проявляющих творческие способности.

В течение всего периода обучения проводятся итоговые (контрольные) занятия каждого раздела: выставки и блиц-опросы теоретических знаний обучаемых. Лучшие работы демонстрируются на тематических выставках, которые являются средством информации о деятельности студии семейного творчества.

В конце года обучения подводятся итоги усвоения программы (теоретической и практической части), направленные на выявления творческой личности, развитие познавательных процессов, уважения к своему труду и труду других людей. Теоретическая часть проверяется итоговым блиц-опросом, проводится внутри объединения конкурс «Лучшая работа» и итоговая выставка всех работ, которая показывает уровень усвоения практической части программы. Выбор работ на выставки проводится с учетом интереса и возрастных особенностей обучающегося. Кроме того, на заключительном занятии в конце года подводятся итоги работы студии за год, анализируются общие достижения и допущенные ошибки, поощряются лучшие учащиеся.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы. Оценка должна быть объективной и обоснованной. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных изделий. Коллективные просмотры и обсуждения выставленных работ помогают обучаемым еще раз закрепить полученные знания и умения, учесть свои ошибки и приучают справедливо и объективно оценивать работу свою и других.

Критерии оценки результативности реализации программы

Входной контроль осуществляется в начале обучения в виде собеседования, анкетирования и тестирования (тест-наблюдение «Изобразительное искусство).

Тестирование –наблюдение «Изобразительное искусство»

-предметы и инструменты разложены в беспорядке, хаотично

-неправильно держит карандаш, кисточку, ножницы, работает неуверенно

(1-2 балла)

-пытается разложить предметы и инструменты по местам

-инструментами пользуется правильно, но работы выполняет не совсем точно и аккуратно

(3-4 балла)

-все инструменты и материалы раскладывает четко по местам, старается работать быстро и аккуратно

-в рисунке анализирует цвет, но не умеет анализировать размеры деталей

(5-6 баллов)

-работает уверенно, линии четкие, умеет работать широкой и тонкой кисточками

- в работе хорошо анализирует форму и размеры деталей, цвет, но композиционное решение не отвечает требованиям

(7-8 баллов)

-в рисунке четко знает сюжетную композицию, умеет в рисунке передать пространственные взаимоотношения объектов, располагает работу на всем поде, владеет всеми видами линий и основными техниками

- в работе правильно использует цветовое и композиционное решение

(9-10 баллов)

Текущий контроль осуществляется в ходе беседы и практических работ на занятиях. Оценка теоретических знаний обучающихся проводится в процессе собеседований и блиц-опросов. При этом учитывается правильность изложения материала, умение применять полученные знания на практике при выполнении творческих работ.

Результаты обучения отражаются в творческих работ, учитывается наличие и количество оригинальных работ, наличие индивидуальных творческих проектов, уровень творческих способностей, желание работать, аккуратность выполнения.

Проверка направления личности воспитанника проводится виде мониторинга в начале и в конце года с учетом возраста и подразделяется на десять уровней.

 

Мониторинг «Направление личности воспитанника»

Средние классы 5-6 класс

Уровень проявления критериев, баллы

Критерии направление личности воспитанника

Добросовестность в труде

Отношение к труду в коллективе

Настойчивость в преодолении трудностей

1

Добросовестность в труде проявляет редко, так как не имеет необходимых для этого знаний и умений

К труду в коллективе относится безответственно, не желает работать сам и мешая другим, в поведении нередко демонстративен

В преодолении трудностей редко проявляет настойчивость и то, только с чьей-либо помощью, так как не обладает необходимыми для этого умениями и навыками

2

За порученное дело берется с желанием, владея знаниями и умениями, но желание это быстро исчезает и активность падает, так как элементарно не хватает терпения

В коллективе работает без интереса и то только по принуждению и из боязни наказания. Если же контроля нет, работу прекращает или работает небрежно

В любой работе трудности пытается преодолеть только с чьей либо помощью, так как всегда в себе не уверен.

3

Владеет необходимыми знаниями и умениями, но работает только по принуждению и из боязни наказания

В коллективе охотно работает, зная что получит за свой труд награду

Пытается преодолеть трудности сам и без чьей-либо помощи, но только чтобы избежать осуждения или наказания.

4

Работает без принуждения проявляя при этом добросовестность, если хочет получить за свой труд поощрение

В коллективном труде активно участвует, если это сулит ему личный успех и первенство. Но если быть первым не получается, интерес к делу пропадает

Стремиться преодолеть трудности сам, зная что получит за это поощрение.

5

Добросовестно трудиться, стремиться сделать работу лучше других

Трудится ответственно, добросовестно, творчески и безотказно, не ожидая никакой похвалы, если заинтересован самим процессом труда или его содержанием.

В преодолении трудностей всегда проявляет самостоятельность, отказывается от помощи, стремиться самоутвердиться и доказать что работает лучше всех

6

Проявляет бескорыстную добросовестность, если увлечен самим процессом труда или его содержанием

Охотно участвует в коллективном труде, потому что в нем заняты его близкие друзья, и он хочет быть с ними вместе.

В преодолении трудностей обычно настойчив, если увлечен самим процессом труда или его содержанием

7

Добросовестен, стремясь сделать своим трудом кому-либо приятное или принести пользу

Охотно трудится в коллективе, так как всегда стремиться быть вместе с другими. Хотя среди них может и не быть близких ему друзей.

В преодолении трудностей настойчив, если знает что своим трудом может принести какую-то пользу или кого-либо порадовать

8

Если уверен в необходимости своей работы, выполняет её добросовестно.

Охотно и добросовестно участвует в коллективном труде, стремясь принести наибольший успех своему коллективу

Будучи уверен в необходимости своего труда, настойчив в борьбе с трудностями, до тех пор пока их не преодолеет

9

Любую работу выполняет добросовестно, считая что иначе поступать нельзя.

В коллективе работает безотказно, активно, инициативно, творчески и бескорыстно, если знает что выполняемая коллективная работа необходима и важна (классу, школе, району, городу, селу)

Трудностей в работе не боится, всегда настойчив в их преодолении, считая, что иначе поступать нельзя.

10

Свои знания и умения стремиться совершенствовать, что бы работать еще лучше

Понимая, что предстоящий коллективный труд имеет общественную пользу, всегда готов включиться в него и работать активно, безотказно и добросовестно, не считаясь с личными интересами.

Свои знания и умения стремиться совершенствовать, считая, что это помогает в борьбе с трудностями.

Старшие подростки (7-9 класс)

Уровень проявления критериев, баллы

Критерии направление личности воспитанника

Творческое отношение к труду

Отношение к коллективу в совместной деятельности

Стремление к самовоспитанию

1

В работе равняется на лучших.

Игнорируя мнение коллектива, часто относится к нему без уважения

Хорошо осознает свои недостатки и критически к ним относится.

2

Работает самостоятельно

Работая в коллективе может с другими не конфликтовать, но лишь из боязни наказания или осуждения.

Свои недостатки стремиться истправить.

3

Работает инициативно

Работает в коллективе, не конфликтует, зная, что получит за свой труд поощрение либо награду. Успехи товарищей вызывают в нем чувство ревности и зависти.

Верит в свои силы и возможности, чтобы исправить собственные недостатки.

4

Имеющиеся знания умения и навыки использует в новых для себя видах деятельности

В отношениях с товарищами претендует на лидерство. Может быть с ними вежлив и корректен, если заинтересован в них.

Может поставить разумные цели и задачи по само-совершенствованию.

5

Постоянно совершенствует свои знания и умения, работая с дополнительной литературой и справочным материалом

Удачи и неудачи членов коллектива волнуют его настолько, насколько они могут повлиять на результат его собственного труда, в коем он лично заинтересован

Может выбрать разумную программу действий по само-совершенствованию.

6

Рационально использует свое рабочее время и место

В отношениях с товарищами дружелюбен, охотно помогает им, так как главное для него – быть с ними вместе и действовать сообща

Может не отступать от поставленных целей и задач по самосовершенствованию, проявляя при этом терпение, мужество и ответственность за взятые перед собой обязательства.

7

Вносит элементы

усовершенствования в процесс своего труда, рационально его организуя.

Бескорыстно относится к товарищам, активно содействуя успеху своего коллектива. Но успехи других коллективов вызывают в нем чувство ревности и зависти в следствии чего им в помощи отказывает.

Может жить и работать по плану, стараясь придерживаться его неукоснительно и проявляя при этом терпение, мужество и товетственность.

8

Постоянно стремиться совершенствовать содержание своего труда

Доброжелателен и бескорыстен по отношению к товарищам не только своего, но и других коллективов, в том числе, когда их связывает общее дело

Может осуществлять контроль над своими действиями и поступками в процессе самовоспитания, анализируя причины своих успехов и неудач.

9

В своей деятельности всегда стремиться к новому и разнообразному, пытаясь найти в любом деле что-то интересное и необычное.

Приходит на помощь членам не только своего, но и других коллективов, в том случае если труд приносит общественную пользу

Стремиться извдечь максимальную пользу из критики в свой адрес, положительного или отрицательного опыта своих друзей, близких, знакомых, не чурается советов авторитетных людей.

10

Никогда не останавливается на достигнутом всегда ищет возможности дальнейшего улучшения и совершенствования что бы в каждый последующий раз было лучше чем в предыдущий.

Зная, что предстоит важное, общественно-полезное дело готов работать в коллективе не считаясь с личными интересами.

Стремиться овладеть методикой самовоспитания, ищет рациональные пути и средства самосовершенствования, овладевает науками, которые помогают лучше познать себя.

С момента поступления обучающего в объединение, ведется диагностика его творческого развития. Результаты фиксируются в карте диагностики, которая составляется на начало, середину и конец каждого учебного года, с целью выявления уровня развития творческих способностей и определения заданий для выполнения индивидуальных работ, что позволяет отслеживать динамику образовательных результатов обучаемого по отношению к другим обучаемым и к самому себе, выявлять собственные успехи по сравнению с начальным уровнем. Разумно организованная система контроля и оценки результатов обучающихся дают возможность определить степень освоения обучаемыми программы, а также проследить развитие личностных качеств обучаемых, оказать им своевременную помощь и поддержку. В конце каждого учебного года по карте диагностики составляется круговая диаграмма диагностики усвоения программы всей группой в целом. В объяснительной записке отмечаются результаты проводимой диагностики в начале и конце года.

Кроме того, в течение всего периода обучения собирается и составляется «портфолио», которое является современной, наглядной и эффективной формой оценивания творческих достижений обучаемого и семьи в целом, включающее общую информацию об обучаемом, официальные документы, творческие работы, отзывы и отражает результаты индивидуальной образовательной активности.

Учебно-тематическое планирование курса «Рисуем на стекле» 68 часов.

Тема

Часы

Теор-и

Прак-и

1

Вводное занятие. Правила ТБ. Оборудование, инструменты, приспособления, материалы.

1

 

2

Цветоведение. Подготовка эскиза. Перенос эскиза на поверхность. Правила ухода за расписными изделиями.

1

3

 

Роспись по стеклу. Изучение приемов росписи в технике «витраж». История возникновения технологии росписи витража по стеклу.

1

3

 

Запуск проекта « Осень» Выбор эскиза.

Выполнение основных элементов росписи. Отработка.

1

6

 

Выполнение мелких деталей росписи. Отработка.

 

4

 

Выполнение фона. Отработка.

 

1

7

Закрепление рисунка.

 

1

8

Итоговая проектная работа.

 

4

9

Запуск проекта «Зима» Выбор эскиза.

Выполнение основных элементов росписи. Отработка.

1

6

1

Выполнение мелких деталей росписи. Отработка.

 

4

1

Выполнение фона. Отработка.

 

1

1

Закрепление рисунка.

 

1

 

Итоговая проектная работа.

 

4

 

Запуск проекта «Весна» Выбор эскиза.

Выполнение основных элементов росписи. Отработка.

1

6

 

Выполнение мелких деталей росписи. Отработка.

 

4

 

Выполнение фона. Отработка.

 

1

 

Закрепление рисунка.

 

1

 

Итоговая проектная работа.

 

4

 

Подготовка керамической, фарфоровой или стеклянной не ровной поверхности (стакан, ваза, тарелка, бутылка и т.д. (обезжиривание). Рисование по эскизу или без предварительного эскиза.

 

2

 

Выполнение основных элементов росписи. Отработка.

 

2

3

Выполнение мелких деталей росписи. Отработка.

 

2

4

Выполнение фона. Отработка.

 

1

5

Организация выставки работ.

 

1

6

Итого:

6

62


 

Содержание программы

1. Вводное занятие

Знакомство с группой. Анкетирование . Порядок и содержание работы объединения на год. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами, красками, электрофеном. Оборудование, инструменты, приспособления, материалы.

2.Роспись по стеклу . Основные занятия.

Витражная роспись - работа на плоском стекле . Роспись по стеклу. Изучение приемов росписи в технике «витраж». История возникновения технологии росписи витража по стеклу. Запуск проекта « Осень» Выбор эскиза. Выполнение основных элементов росписи. Отработка. Выполнение мелких деталей росписи. Отработка. Выполнение фона. Отработка. Закрепление рисунка. Итоговая проектная работа. Запуск проекта « Зима» Выбор эскиза. Выполнение основных элементов росписи. Отработка. Выполнение мелких деталей росписи. Отработка. Выполнение фона. Отработка. Закрепление рисунка. Итоговая проектная работа. Запуск проекта « Весна» Выбор эскиза. Выполнение основных элементов росписи. Отработка. Выполнение мелких деталей росписи. Отработка. Выполнение фона. Отработка. Закрепление рисунка. Итоговая проектная работа .Подготовка керамической, фарфоровой или стеклянной поверхности (обезжиривание). Рисование по эскизу или без предварительного эскиза. Выполнение основных элементов росписи. Отработка. Выполнение мелких деталей росписи. Отработка. Выполнение фона. Отработка. Организация выставки работ.

3. Заключительные занятия

Просмотр и подготовка изделий к итоговой выставке. Оформление выставки. Проведение конкурса «Лучшая работа года».

Подведение итогов за год. Награждение грамотами и благодарностями за активную работу в объединении.

Ожидаемые результаты

К концу освоения данной программы, обучающиеся должны овладеть теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, предусмотренными программой.

По окончании курса учащиеся должны знать:

основные правила работы со специальными технологиями рисунка;

основные цветовые сочетания и виды гармонии;

историю росписи по стеклу;

основы композиции;

виды и свойства красок для росписи по стеклу и керамике.

Учащиеся должны уметь:

организовывать свою деятельность: своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;

исследовать особенности предлагаемых изделий;

участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении всех видов работ и несложных проектов;

осуществлять самоконтроль и коррекцию хода работы и конечного результата;

применять национальный колорит и определять расход красок для росписи различных изделий из стекла и керамики;

разрабатывать несложные композиции декоративного оформления;

определить конкретную социальную направленность (адрес) своего проекта.

Методическое обеспечение.

Форма занятий. Одновременно в группе могут заниматься 15 человек.

Каждое занятие по темам программы включает теоретическую и практическую часть: рассказ с целью получения знаний (теоретическая часть), познавательные беседы; практическая часть (совместная, индивидуальная, самостоятельная работа над проектом ), выставки и конкурс на лучшую работу

В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с возникновением и развитием разных направлений декоративно-прикладного искусства, раскрывая их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей.

Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые являются основной формой обучения. В процессе практической работы, последовательно обучающие осваивают отдельные приемы и методы обработки различных материалов. Целью каждой практической работы ставится законченный значимый результат. Обучаемые получают практические навыки работы с различными материалами и инструментами, активизируют мускулатуру рук, что способствует умственному развитию, снятию тревожности и агрессивности.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей обучаемых. Все предлагаемые для выполнения изделия подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость;

Приемы и методы. При объяснении нового материала используется метод фронтальной работы – демонстрация рисунков, иллюстрированных альбомов, готовых изделий или образцов с пояснением.

Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных пособий. Цель показа готовых образцов и изделий – научить правильно использовать эти образцы и вызвать желание творить самому, изменять и совершенствовать. На теоретических занятиях изучаются только те методы и приемы, которые будут использоваться в последующей практической работе.

Занятия построены так, что теоретические знания и практические навыки даются всей группе, в дальнейшем используется индивидуально-дифференцированный подход к выполнению творческих работ.

В конце занятия по каждой выполненной работе всем предлагается высказать свое мнение, отмечая достоинства и недостатки. Это помогает еще раз закрепить полученные знания и умения, учесть ошибки.

В процессе работы педагог не только предлагает, направляет и подсказывает направление выполнения работы, но и выбирает лучшие идеи обучаемых, тем самым развивая творческие способности и их талант. После изучения основного количества тем проходит обобщающее занятие: блиц-опросы по пройденной теме и обзор выполненных работ с оформлением выставки в ОУ.

Методы:

наглядно – действенный (практический показ с объяснением);

наглядный (демонстрация чего – либо);

словесный (рассказ, инструктаж, беседа);

практический (самостоятельная работа и по замыслу);

индивидуально – дифференцированный подход (учитывает возможности, способности обучающихся);

метод проектирования (от планирования до контроля);

проблемный (метод проб и ошибок).

Приемы:

наглядно – действенный (показ: частичный, полный);

наглядный (демонстрация образа, шаблона, иллюстрации, фотографии);

словесный (совет, пояснение, указание, объяснение)

индивидуальная работа


 

Дидактические материалы. Для реализации программы требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухим, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением.

Учебное помещение должно быть эстетично оформленным и чистым. Правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Это дисциплинирует обучающихся, способствует повышению культуры труда и творческой активности.

Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий. В помещении должны быть комбинированные шкафы, застекленные и открытые, где можно поместить выставку работ. Закрытую часть шкафа используют для хранения наглядного материала, инструментов, приспособлений и расходного материала.

Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении материала. Средства наглядности позволяют дать разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении определенного задания, способствуют прочному усвоению материала. Наглядные пособия (образцы, готовые изделия, рисунки-схемы, различный иллюстративный (открытки, альбомы, книги) и фотоматериал) демонстрируются при объяснении нового материала или в процессе выполнения.

Для организации образовательного процесса необходимы следующие материалы и инструменты: акриловые и витражные краски, кисти для красок , цветная бумага, линейка, ножницы; контуры для стекла , жидкость для обезжиривания поверхности.

Материальное обеспечение:

1. Краски для росписи по стеклу (адаптированные для творчества детей):

- ОАО Гамма “Витраж”, набор красок по стеклу на водной основе

- ОАО Невская палитра “Декола”, акриловые краски по стеклу и керамике.

- ООО Експрибор “Тинта-вива”, краски по стеклу во флаконах с дозаторами, водорастворимые полупрозрачные.

- ЗАО завод художественных красок “Сонет”, акриловая краска по стеклу “Металлик”.

2. Краска-аутлайнер ( разных цветов), в металлическом тюбике и пластиковом флаконе с конусовидной насадкой, через которую выжимается краска.

- ЗАО художественных красок “Невская палитра”, контуры по стеклу и керамике “Декола”.

3. Кисти  (круглые кисти, беличьи или колонковые, щетинные ).

4. Губки.

5. Ножницы. 

6. Фен для волос. 

7. Ветошь.

Форма подведения итогов работы объединения станет подготовка и проведение выставки работ в сельском доме культуры. Просмотр и подготовка изделий к итоговой выставке позволит учащимся произвести самооценку своих работ, выбрать лучшие. Оформление выставки. Проведение конкурса «Лучшая работа года». Подведение итогов за год. Награждение грамотами и благодарностями за активную работу в объединении.


 

Список литературы:

Вагенер А., «Декорирование стекла» - М.: АРТ-Родник, 2008

Величко Н. Русская роспись. Техника, приёмы, изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.

Гир Алан, Фристоун Барри. Роспись по стеклу. - М: Издательство “АРТ-Родник”, 2004. - 105.

Давыдов С.П. “Батик” М. АСТ-Пресс Книга 2005.

Каменева Е.О., «Какого цвета радуга» - М.: Детская литература, 1975

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 120.

Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М., 2008

Медуэй Дж. «Учимся рисовать. Шаг за шагом».- М. Арт-Астрель 2009

Миловский А. «Народные промыслы» , М., 2004.

Синеглазова М.О. Роспись по стеклу. - М.: Издательский дом МСП, 2005. - 112.

Скребцова Т.О. Фантазии со стеклом: витражи, картины, роспись. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 188.

Шорохов Е.В. Композиция. – М., 2005.

Журналы: «Эстетика», «Композиция» и т.д.

Энциклопедия «Подарки. Техники, приемы, изделия» - М.: Аст-пресс, 1999

Энциклопедический словарь юного художника - М.: Педагогика, 1983

Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте РАО Сайт программы «Обучение для будущего»

Рекомендуемая литература для учащихся:

Арбат Ю.А., «Добрым людям на загляденье. Рассказы о мастерах народного искусства» - М.,1981

Гальперштейн Л.Я., «Поделки» - М.: Росмэн, 1996

Каменева Е.О. «Какого цвета радуга» - М.: Детская литература, 1975

Корабельников В. А., «Краски природы» - М.: Просвещение, 1989

Майорова Л.М., «Книга полезных советов» - М., Малыш, 1985

Попова В.С., Каплан Н.И., «Русские художественные промыслы» - М.,1984

Приложение 1

Серьезное внимание уделяется соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда.

При проведении теоретических занятий соблюдается режим труда и отдыха («Сборник нормативных документов по охране труда» - М.,2000). При проведении практических работ обучающиеся пользуются разрешенным оборудованием: электрофен, ножницы. Перед выполнением практических работ проводится инструктаж о порядке выполнения работы и ТБ. Контроль за выполнением учащимися правил техники безопасности во время занятий осуществляют педагог. Обучающим, нарушающим установленные правила, делается замечание и повторно проводится инструктаж по ТБ.

Правила техники безопасности при работе с феном.

1. Перед включением электрического фена необходимо встать на диэлектрический коврик.

2. Включать электрический фен в сеть и выключать можно только сухими руками.

3. При работе следить за тем, чтобы горячая часть фена не ка­салась электрического шнура.

4.Во избежание ожога рук не касаться горячих стеклянных поверхностей

5. Не направлять горячую струю воздуха в лицо.

6. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электри­ческий фен без присмотра.

7. Следить за нормальной работой фена, не давать ему перегреваться.

Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами

1. Хранить ножницы необходимо в футляре.

2. Передавать ножницы можно кольцами вперед, только с сомкнутыми концами.

3. На стол ножницы кладутся кольцами к себе, нельзя оставлять их раскрытыми.

4. Булавки должны храниться в игольнице или на спец.подушечке.

5. Нельзя брать булавки в рот и вкалывать в одежду.


 

Приложение 2

Комплекс упражнений ФМ для снятия локального напряжения

Занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения ФМ (физкультминуток) для снятия локального утомления. Физкульминутки для учащихся младшего школьного возраста лучше проводить в игровой форме.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе, 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе, 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3 - 4 – то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе, 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе, 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх, 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову, 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову, 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь, 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.