Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Святые имена Древней Руси»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 128 Дзержинского района Волгограда»
«УТВЕРЖДАЮ» Рассмотрено
на заседании экспертного совета
Директор МОУ СШ № 128 протокол № 1 от _______2019 г.
______________ /Е.В. Харина/ ____________ /Е.В.Харина
___ __________ 2019 г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по духовно-нравственному направлению
«Святые имена Древней Руси»
Программа для учащихся 8-9 классов
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Учитель русского языка и литературы
МОУ СШ № 128
Шинкаренко Ольга Петровна
Волгоград
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Святые имена Древней Руси» для 8-9 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на формирование и развитие духовно-нравственных качеств учащихся 8-9 классов, воспитание личности подростков на примере духовно-нравственных подвигов святых Древней Руси.
В программу входят:
1.Результаты освоения программы внеурочной деятельности;
2.Содержание программы внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3. Календарно-тематическое планирование.
Цели и задачи курса :
Формирование устойчивых знаний о духовной культуре Руси.
Развитие интереса к истории родной страны.
Развитие возможности реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности: работа с компьютером, художественные способности, навыки фото, речевые способности.
Воспитание духовно - нравственной личности гражданина России, нравственных норм, устойчивых ценностных установок.
Духовно-нравственное воспитание в современной системе школьного образования при современном состоянии общества стала чрезвычайно актуальным. Дошкольные образовательные учреждения и школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, если осуществление духовно-нравственного воспитания станет одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса.
В связи с этим школа должна способствовать осуществлению на практике задач духовно-нравственного воспитания граждан России.
Сегодняшний этап развития российского общества характеризуется размыванием нравственных норм, устойчивых ценностных установок. поэтому очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникнет только тогда, когда человек начнет осваивать их с детского возраста.
В настоящее время особо стоит вопрос осмысления развития мировых цивилизаций, познания движущих сил этого развития. Познание духовной культуры Руси представляет собой целостное рассмотрение процессов формирования культурного пространства Руси различных эпох .
В программе предусмотрено понимание особенностей православной культуры как традиционной культуры.
В значительной степени от уровня нравственной культуры зависит успех тех или иных социальных преобразований, их направленность. Уровень нравственности личности и общества в целом зависят от многих факторов и от нашей нравственной просвещенности, нравственных отношений. Духовно- нравственное воспитание - это развитие всего иерархического строя личности, его духа (духовных мотиваций), души (ума, чувства и воли) и тела, особенно хорошо это получается на примерах особенных людей.
Направленность программы.
Программа «Святые имена Древней Руси» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению - общекультурной, по форме организации - курсовой, по времени реализации- 1 учебного года..
Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов, он является межпредметным и рассчитан на 17 часов.
Программа составлена в соответствии с
Федеральным законом о свободе совести ст. 5,
Конституцией РФ ст. 28,29,44,
Конвенцией о правах ребенка ст. 13,14,15,
Семейным кодексом ст. 54, 55, 56, 57, 58,59,60,
Законом об образовании,
Письмом 04.06.99 ст.14 «О предоставлении помещений в учебных учреждениях для обучения детей религии».
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.(ФГОС ООО)
Планируемые результаты обучения учащихся на данных курсах
В ходе освоения программы школьники получат возможность формирования универсальных учебных действий:
в сфере |
|
||
личностных универсальных учебных действий |
регулятивных универсальных учебных действий |
познавательных универсальных учебных действий |
коммуникативных универсальных учебных действий |
-оценивать свой духовно-нравственный уровень; -осознавать важ-ность соблюдения моральных правил, установления добрых, уважите-льных взаимоотно-шений; -осознавать свою ответственность за свои поступки и их обоснования.; -понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова в рамках христианской морали. |
-определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; -учиться подчинять своѐ высказывание задаче вза-имодействия; -аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты, пословицы, поговорки, афоризмы.
|
-анализировать инфор-мацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюс-трация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; -продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; -перерабатывать информацию: осуществлять под-робный, краткий и выборочный пересказ текста; -знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать ком-поненты речевой ситуа-ции, записывать ключе-вые слова, план; пред-ставлять рисунок, схему; -репетировать выступление и т.д. |
-критически осмы-сливать свой опыт общения, выявлять причины удач и не-удач при взаимо-действии; -в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила морали и общения, выбирать уместные, эффектив- ные средства решения нрасивенных ситуаций..
|
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
Знать имен русских святых, их жития,
уметь анализировать их духовный и гражданский подвиг,
знать духовную христианскую терминологии,
познакомиться с молитвословом всем святым,
получить пример для подражания.
Новизна программы в углубленном преподавании основ православной культуры. Содержание дополнено самостоятельно разработанными занятиями, игровыми и практическими заданиями.
С учащимися планируется использовать следующие методы и формы работы: Программа предусматривает теоретические и практические занятия, индивидуальные и групповые виды деятельности с презентацией результатов работы каждой группы, лекционно-семинарские занятия, коммуникативные методы (обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, и т.п.), выполнение исследовательских и творческих работ, использование видео, компьютерных программ и т.п.
Здоровьесберегающие характеристики программы: программа рассчитана на укрепление, в первую очередь, духовного, психического здоровья учащихся.
Данный курс обеспечен следующими учебными и вспомогательными материалами:
Супрун В. И Православия святые имена; Учеб. пособие для шк.: / Под редакцией А. Агеева, С. Кремнева. — Волгоград: кооператив «Книга», Международный Центр просвещения «Вайланд— Волгоград», 1996 г. —176 с
В этой книге рассказано о подвигах тридцати пяти наиболее почитаемых русских святых. .Исторически на Руси православные святые были образцами для подражания. Со временем их имена стали забываться — новые герои завладели умами и сердцами. Но в наши дни настала пора вспомнить святые имена — они могут и должны стать для нас примерами.
Книга представляет собой учебное пособие для школьников по истории религии. Она также будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся возникновением и развитием ведущих мировых религий.
2. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М.: Изда
тельский отдел Московского Патриархата, 1993. Том 1.
3.Христианство.Словарь.М.:Республика, 1994
4. Видеофильм «Андрей Рублев» режиссер Тарковский А.
5. Видеофильм «Остров» режиссер П. С. Лунгин и др.
Формы отчётности учащихся за данный курс: Словарь имен святых русских людей, выполненными работами, творческая работа, проекты, который может быть вложен в портфолио ученика, может выйти на школьный, районный и городской этап конкурса исследовательских или проектных работ учащихся.
Формы контроля: продвижение, рост ученика будет фиксироваться через выполнение проверочных, тестовых работ, презентаций проектов, формирование отношения к предмету - через анкетирование, эссе (мини-сочинения на темы «Чем мне был полезен и (или) интересен данный курс», «Что нового и полезного я почерпнул из данного курса и т.п.)
Содержание программы внеурочной деятельности
«Святые имена Древней Руси»
№ п/п |
Наименование разделов и тем занятий |
Основное содержание |
|
||
1 |
Введение |
Знакомство с курсом, учебной и др.литературой. Жития святых. Знакомство с понятиями: христианский подвиг. мученик, первомученик, великомученик, новомученик, исповедник, святитель и т.д. |
2 |
Первоучитель Кирилл и Мефодий. |
Познакомить с понятиеями: вселенские святые, первоучители, жизненный путь Кирилла и Мефодия. Познакомиться с материалами презентаций о Кирилле и Мефодии, как о создателях славянской азбуки. |
3 |
Благоверная княгиня Ольга и Владимир Святой |
Первая русская христианка княгиня Ольга и Креститель Руси Владимир Святой – их жизненный путь. Познакомить с понятиями: Язычество, языческие капища. Христианское смирение. Чтение, анализ глав «Повести временных лет…» Легенды о княгине Ольге и Владимире |
4 |
Страстотерпцы Борис и Глеб |
Создание краткосрочного проекта с презентацией «Христианский подвиг Святых Бориса и Глеба» |
5 |
Святые монахи. |
Знакомство с понятиями: монашество, инок, отшельничество, келья, старец, агиография. Повторить понятия: летописец, летопись, проповедь. миссионерство Познакомить с жизнью и деятельностью Антония и Феодосия Печерских, Нестора-летописца, Ефросинии Полоцкой, Стефан Пермский. Научить составлять проповедническое слово, обращение к слушателям. |
6 |
Святые русские князья Михаил Черниговский и Михаил Тверской. |
Познакомить с мирским и христианским подвигом Михаила Черниговского и Михаила Тверского. Познакомить с понятиями: миротворец, княжич, сподвижник, ярлык и др. |
7 |
Православная любовь. Сказание о Петре и Февронии Муромских |
Благочестивая жизнь Петра и Февронии Муромских. Знакомство с «Повестью о Петре и Февронии Муромских» Ермолая –Еразма. Петр и Февронья – покровители супружества. |
8 |
Святые полководцы |
Вспомнить христианский подвиг Александра Невского и Дмитрия Донского. Краткосрочный проект с показом презентации «Святые полководцы современности», « Русские полководцы с именем Бога» |
9 |
Великие русские старцы. Сергий Радонежский. |
Житие Сергия Радонежского. Сергий Радонежский – покровитель студентов и учеников. Краткосрочный проект « Великие русские старцы» |
10 |
Обобщающее занятие, |
Мини-сочинения на темы «Чем мне был полезен и или интересен данный курс», «Что нового и полезного я почерпнул из данного курса»
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименования разделов и тем |
часы |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Теоретич занятия |
Практич занятия |
Дата. |
1-2 |
Введение |
2 |
Лекция с обратной связью Работа в словарях. Просмотр презентации. Эссе «Подвиг в обычной жизни» |
1 |
1 |
|
3 |
Первоучитель Кирилл и Мефодий. |
1 |
Лекция с обратной связью, просмотр презентации о Кирилле и Мефодие , составление словарной статьи в словаре |
1 |
|
|
4-5 |
Благоверная княгиня Ольга и Владимир Святой |
2 |
Лекция с обратной связью просмотр презентации о княгине Ольге и князе Владимире. Просмотр отрывков из фильма «Викинг», анализ отрывков из «Повести временных лет» |
1 |
1 |
|
6-7 |
Страстотерпцы Борис и Глеб |
2 |
Лекция с обратной связью, работа со словарем, работа над собственным проектом и создание презентации проекта. |
|
2 |
|
8-10 |
Святые монахи. |
3 |
Лекция с обратной связью Работа в словарях. Просмотр презентаций и видеофильмов. Составление проповеднического слова, обращения к слушателям. |
2 |
1 |
|
11 |
Святые русские князья Михаил Черниговский и Михаил Тверской. |
1 |
Лекция с обратной связью Работа в словарях. Просмотр и обсуждение презентаций. Составление словарной этимологической статьи « Миротворец» |
1 |
|
|
12 |
Православная любовь. Сказание о Петре и Февронии Муромских |
1 |
Лекция с обратной связью Работа в словарях. Чтение повести о Петре и Февронии муромских. Дебаты « День Петра и Февронии Муромских» или «День Святого Валентина» |
1 |
|
|
13-14 |
Святые полководцы |
2 |
Лекция с обратной связью Работа в словарях.Анализ «Повести о житии Александра Невского», просмотр презентаций. Эссе «Как вы понимаете фразу «не в силе Бог, но в Правде» |
1 |
1 |
|
15-16 |
Великие русские старцы. Сергий Радонежский. |
2 |
Лекция с обратной связью Работа в словарях. Анализ повести «Сергий Радонежский» Создание проекта «Великие русские старцы» |
1 |
1 |
|
17 |
Обобщающее занятие. |
1 |
Мини-сочинения на темы «Чем мне был полезен и или интересен данный курс», «Что нового и полезного я почерпнул из данного курса»
|
|
1 |
|
Литература для учителей:
Супрун В. И Православия святые имена; Учеб. пособие для шк.: / Под редакцией А. Агеева, С. Кремнева. — Волгоград: кооператив «Книга», Международный Центр просвещения «Вайланд— Волгоград», 1996 г. —176 с.:
Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Ми-
ней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительным примечаниями и изображениями святых. 12 томов.
а) СПб.: ТОО «ИРЛЕН», ТОО «Комета», ТОО «НЕОквинт» 1992.
б) Козельск: Введенская Оптина пустынь, 1992-1993.
в) М.: Златоуст, 1994.(Репринтные воспроизведения издания Московской синодальной типографии, 1903-1908).
Жития русских святых. 4 тома.Козельск: Введенская Оптина пустынь,
1993 (Репринтное воспроизведение издания Московской синодальной типографии,
Д908).
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М.: Изда
тельский отдел Московского Патриархата, 1993. Том 1. (Репринтное воспроизве
дение издания 1913 г.)
Канонизация святых. ПоместныйСобор Русской Православной Церкви, пос
вященный юбилею 1000-летця Крещения Руси. Троице-Сергиева лавра, 6-9 июня 1988 г. М.: Издание Московского Патриархата, 1988.
Киево-Печерский патерик, или Сказание о житии и подвигах святых угодни
ков Киево-Печерской лавры. Киев:, Лыбидь, 1991 (репринтное издание).
Литература для детей.
Бахметова А. Н. Рассказы из русской церковной истории. Чтение для детей старшего возраста. М.:« Современник »,Свято-Успенский Псково-Печерский мо
настырь, 1995. (Переиздание книги 1883-1884 гг.).
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. Свято-
Троицкая Сергиева лавра, б. г. (Репринтное издание книги 1905 г.).
Православный церковный календарь.М.: Издание Московского Патриархата,
1993-1996.
Федотов Г. П. Святые древней Руси.М.: Московский рабочий, 1990.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. М.: концерн
«Возрождение», 1992.2 тома (репринтное издание).
Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская
Энциклопедия, 1993-1995. 3 тома.
Христианство. Словарь. М.: Республика, 1994.
Журнал Московской Патриархии.1988-1995.