12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шинкаренко Ольга Петровна31

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 128 Дзержинского района Волгограда»

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ» Рассмотрено

на заседании экспертного совета

Директор МОУ СШ № 128 протокол № 1 от _______2019 г.

______________ /Е.В. Харина/ ____________ /Е.В.Харина

___ __________ 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по духовно-нравственному направлению

«Святые имена Древней Руси»

 

Программа для учащихся 8-9 классов

Срок реализации программы: 1 год

 

 

 

 

 

Составитель:

Учитель русского языка и литературы

МОУ СШ № 128

Шинкаренко Ольга Петровна

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Святые имена Древней Руси» для 8-9 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на формирование и развитие духовно-нравственных качеств учащихся 8-9 классов, воспитание личности подростков на примере духовно-нравственных подвигов святых Древней Руси.

В программу входят:

1.Результаты освоения программы внеурочной деятельности;

2.Содержание программы внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3. Календарно-тематическое планирование.

Цели и задачи курса :

Формирование устойчивых знаний о духовной культуре Руси.

Развитие интереса к истории родной страны.

Развитие возможности реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности: работа с компьютером, художественные способности, навыки фото, речевые способности.

Воспитание духовно - нравственной личности гражданина России, нравственных норм, устойчивых ценностных установок.


 

Духовно-нравственное воспитание в современной системе школьного образования при современном состоянии общества стала чрезвычайно актуальным. Дошкольные образовательные учреждения и школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, если осуществление духовно-нравственного воспитания станет одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим школа должна способствовать осуществлению на практике задач духовно-нравственного воспитания граждан России.

Сегодняшний этап развития российского общества характеризуется размыванием нравственных норм, устойчивых ценностных установок. поэтому очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникнет только тогда, когда человек начнет осваивать их с детского возраста.

В настоящее время особо стоит вопрос осмысления развития мировых цивилизаций, познания движущих сил этого развития. Познание духовной культуры Руси представляет собой целостное рассмотрение процессов формирования культурного пространства Руси различных эпох .

В программе предусмотрено понимание особенностей православной культуры как традиционной культуры.

В значительной степени от уровня нравственной культуры зависит успех тех или иных социальных преобразований, их направленность. Уровень нравственности личности и общества в целом зависят от многих факторов и от нашей нравственной просвещенности, нравственных отношений. Духовно- нравственное воспитание - это развитие всего иерархического строя личности, его духа (духовных мотиваций), души (ума, чувства и воли) и тела, особенно хорошо это получается на примерах особенных людей.

Направленность программы.

Программа «Святые имена Древней Руси» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению - общекультурной, по форме организации - курсовой, по времени реализации- 1 учебного года..

Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов, он является межпредметным и рассчитан на 17 часов.

Программа составлена в соответствии с  

Федеральным законом о свободе совести ст. 5,

Конституцией РФ ст. 28,29,44,

Конвенцией о правах ребенка ст. 13,14,15,

Семейным кодексом ст. 54, 55, 56, 57, 58,59,60,

Законом об образовании,

Письмом 04.06.99 ст.14 «О предоставлении помещений в учебных учреждениях для обучения детей религии».

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.(ФГОС ООО)

 

Планируемые результаты обучения учащихся на данных курсах

В ходе освоения программы школьники получат возможность формирования универсальных учебных действий:

в сфере

 

личностных универсальных учебных действий

регулятивных универсальных учебных действий

познавательных универсальных учебных действий

коммуникативных универсальных учебных действий

-оценивать свой духовно-нравственный уровень;

-осознавать важ-ность соблюдения моральных правил, установления добрых, уважите-льных взаимоотно-шений;

-осознавать свою ответственность за свои поступки и их обоснования.;

-понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова в рамках христианской морали.

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

-учиться подчинять своѐ высказывание задаче вза-имодействия;

-аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты, пословицы, поговорки, афоризмы.

 

-анализировать инфор-мацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюс-трация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

-продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

-перерабатывать информацию: осуществлять под-робный, краткий и выборочный пересказ текста;

-знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать ком-поненты речевой ситуа-ции, записывать ключе-вые слова, план; пред-ставлять рисунок, схему; -репетировать выступление и т.д.

-критически осмы-сливать свой опыт общения, выявлять причины удач и не-удач при взаимо-действии;

-в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила морали и общения, выбирать уместные, эффектив-

ные средства решения нрасивенных ситуаций..

 


 


 

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

Знать имен русских святых, их жития,

уметь анализировать их духовный и гражданский подвиг,

знать духовную христианскую терминологии,

познакомиться с молитвословом всем святым,

получить пример для подражания.

Новизна программы в углубленном преподавании основ православной культуры. Содержание дополнено самостоятельно разработанными занятиями, игровыми и практическими заданиями.

С учащимися планируется использовать следующие методы и формы работы: Программа предусматривает теоретические и практические занятия, индивидуальные и групповые виды деятельности с презентацией результатов работы каждой группы, лекционно-семинарские занятия, коммуникативные методы (обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, и т.п.), выполнение исследовательских и творческих работ, использование видео, компьютерных программ и т.п.

Здоровьесберегающие характеристики программы: программа рассчитана на укрепление, в первую очередь, духовного, психического здоровья учащихся.


 

Данный курс обеспечен следующими учебными и вспомогательными материалами:

Супрун В. И Православия святые имена; Учеб. пособие для шк.: / Под редакцией А. Агеева, С. Кремнева. — Волгоград: кооператив «Книга», Международный Центр просвещения «Вайланд— Волгоград», 1996 г. —176 с

В этой книге рассказано о подвигах тридцати пяти наиболее почитаемых русских святых. .Исторически на Руси православные святые были образцами для подражания. Со временем их имена стали забываться — новые герои завладели умами и сердцами. Но в наши дни настала пора вспомнить святые имена — они могут и должны стать для нас примерами.

Книга представляет собой учебное пособие для школьников по истории религии. Она также будет полезна широкому кругу читате­лей, интересующихся возникновением и развитием ведущих мировых религий.

2. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М.: Изда­
тельский отдел Московского Патриарха­та, 1993. Том 1.

3.Христианство.Словарь.М.:Рес­публика, 1994

4. Видеофильм «Андрей Рублев» режиссер Тарковский А.

5. Видеофильм «Остров» режиссер П. С. Лунгин и др.

Формы отчётности учащихся за данный курс: Словарь имен святых русских людей, выполненными работами, творческая работа, проекты, который может быть вложен в портфолио ученика, может выйти на школьный, районный и городской этап конкурса исследовательских или проектных работ учащихся.

Формы контроля: продвижение, рост ученика будет фиксироваться через выполнение проверочных, тестовых работ, презентаций проектов, формирование отношения к предмету - через анкетирование, эссе (мини-сочинения на темы «Чем мне был полезен и (или) интересен данный курс», «Что нового и полезного я почерпнул из данного курса и т.п.)

 

Содержание программы внеурочной деятельности

«Святые имена Древней Руси»


 

п/п

Наименование разделов и тем занятий

Основное содержание

 

1

Введение

Знакомство с курсом, учебной и др.литературой. Жития святых. Знакомство с понятиями: христианский подвиг. мученик, первомученик, великомученик, новомученик, исповедник, святитель и т.д.

2

Первоучитель Кирилл и Мефодий.

Познакомить с понятиеями: вселенские святые, первоучители, жизненный путь Кирилла и Мефодия. Познакомиться с материалами презентаций о Кирилле и Мефодии, как о создателях славянской азбуки.

3

Благоверная княгиня Ольга и Владимир Святой

Первая русская христианка княгиня Ольга и Креститель Руси Владимир Святой – их жизненный путь. Познакомить с понятиями: Язычество, языческие капища. Христианское смирение. Чтение, анализ глав «Повести временных лет…» Легенды о княгине Ольге и Владимире

4

Страстотерпцы Борис и Глеб

Создание краткосрочного проекта с презентацией «Христианский подвиг Святых Бориса и Глеба»

5

Святые монахи.

Знакомство с понятиями: монашество, инок, отшельничество, келья, старец, агиография. Повторить понятия: летописец, летопись, проповедь. миссионерство Познакомить с жизнью и деятельностью Антония и Феодосия Печерских, Нестора-летописца, Ефросинии Полоцкой, Стефан Пермский. Научить составлять проповедническое слово, обращение к слушателям.

6

Святые русские князья Михаил Черниговский и Михаил Тверской.

Познакомить с мирским и христианским подвигом Михаила Черниговского и Михаила Тверского. Познакомить с понятиями: миротворец, княжич, сподвижник, ярлык и др.

7

Православная любовь. Сказание о Петре и Февронии Муромских

Благочестивая жизнь Петра и Февронии Муромских. Знакомство с «Повестью о Петре и Февронии Муромских» Ермолая –Еразма. Петр и Февронья – покровители супружества.

8

Святые полководцы

Вспомнить христианский подвиг Александра Невского и Дмитрия Донского. Краткосрочный проект с показом презентации «Святые полководцы современности», « Русские полководцы с именем Бога»

9

Великие русские старцы. Сергий Радонежский.

Житие Сергия Радонежского. Сергий Радонежский – покровитель студентов и учеников. Краткосрочный проект « Великие русские старцы»

10

Обобщающее занятие,

Мини-сочинения на темы «Чем мне был полезен и или интересен данный курс», «Что нового и полезного я почерпнул из данного курса»

 


 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименования разделов и тем

часы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Теоретич занятия

Практич занятия

Дата.

1-2

Введение

2

Лекция с обратной связью Работа в словарях. Просмотр презентации. Эссе «Подвиг в обычной жизни»

1

1

 

3

Первоучитель Кирилл и Мефодий.

1

Лекция с обратной связью, просмотр презентации о Кирилле и Мефодие , составление словарной статьи в словаре

1

 

 

4-5

Благоверная княгиня Ольга и Владимир Святой

2

Лекция с обратной связью просмотр презентации о княгине Ольге и князе Владимире. Просмотр отрывков из фильма «Викинг», анализ отрывков из «Повести временных лет»

1

1

 

6-7

Страстотерпцы Борис и Глеб

2

Лекция с обратной связью, работа со словарем, работа над собственным проектом и создание презентации проекта.

 

2

 

8-10

Святые монахи.

3

Лекция с обратной связью Работа в словарях. Просмотр презентаций и видеофильмов. Составление проповеднического слова, обращения к слушателям.

2

1

 

11

Святые русские князья Михаил Черниговский и Михаил Тверской.

1

Лекция с обратной связью Работа в словарях. Просмотр и обсуждение презентаций. Составление словарной этимологической статьи

« Миротворец»

1

 

 

12

Православная любовь. Сказание о Петре и Февронии Муромских

1

Лекция с обратной связью Работа в словарях. Чтение повести о Петре и Февронии муромских. Дебаты « День Петра и Февронии Муромских» или «День Святого Валентина»

1

 

 

13-14

Святые полководцы

2

Лекция с обратной связью Работа в словарях.Анализ «Повести о житии Александра Невского», просмотр презентаций. Эссе «Как вы понимаете фразу «не в силе Бог, но в Правде»

1

1

 

15-16

Великие русские старцы. Сергий Радонежский.

2

Лекция с обратной связью Работа в словарях. Анализ повести «Сергий Радонежский» Создание проекта «Великие русские старцы»

1

1

 

17

Обобщающее занятие.

1

Мини-сочинения на темы «Чем мне был полезен и или интересен данный курс», «Что нового и полезного я почерпнул из данного курса»

 

 

1

 


 


 

Литература для учителей:

Супрун В. И Православия святые имена; Учеб. пособие для шк.: / Под редакцией А. Агеева, С. Кремнева. — Волгоград: кооператив «Книга», Международный Центр просвещения «Вайланд— Волгоград», 1996 г. —176 с.:


 

Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Ми-
ней св. Димитрия Ростовского с дополне­ниями, объяснительным примечаниями и изображениями святых. 12 томов.

а) СПб.: ТОО «ИРЛЕН», ТОО «Коме­та», ТОО «НЕОквинт» 1992.

б) Козельск: Введенская Оптина пус­тынь, 1992-1993.

в) М.: Златоуст, 1994.(Репринтные воспроизведения издания Московской синодальной типографии, 1903-1908).

Жития русских святых. 4 тома.Козельск: Введенская Оптина пустынь,
1993 (Репринтное воспроизведение изда­ния Московской синодальной типографии,
Д908).

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М.: Изда­
тельский отдел Московского Патриарха­та, 1993. Том 1. (Репринтное воспроизве­
дение издания 1913 г.)

Канонизация святых. ПоместныйСобор Русской Православной Церкви, пос­
вященный юбилею 1000-летця Крещения Руси. Троице-Сергиева лавра, 6-9 июня 1988 г. М.: Издание Московского Патри­архата, 1988.

Киево-Печерский патерик, или Ска­зание о житии и подвигах святых угодни­
ков Киево-Печерской лавры. Киев:, Лыбидь, 1991 (репринтное издание).


 

Литература для детей.

Бахметова А. Н. Рассказы из рус­ской церковной истории. Чтение для детей старшего возраста. М.:« Современник »,Свято-Успенский Псково-Печерский мо­
настырь, 1995. (Переиздание книги 1883-1884 гг.).

Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. Свято-
Троицкая Сергиева лавра, б. г. (Репринт­ное издание книги 1905 г.).

Православный церковный календарь.М.: Издание Московского Патриархата,
1993-1996.

Федотов Г. П. Святые древней Руси.М.: Московский рабочий, 1990.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. М.: концерн
«Возрождение», 1992.2 тома (репринтное издание).


 

Христианство. Энциклопедичес­кий словарь. М.: Большая Российская
Энциклопедия, 1993-1995. 3 тома.

Христианство. Словарь. М.: Рес­публика, 1994.

Журнал Московской Патриархии.1988-1995.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.