Программа внеурочной деятельности по развитию речи для учащихся 2 класса с ОВЗ
Программа развития речи с учащимися 2 класса.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с содержанием Концепции духовно – нравственного развития и восприятия личности гражданина России, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад – начальная школа) под редакцией Л.И. Плаксиной, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана учреждения на _________ учебный год. Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по русскому языку и другим предметам, разработана с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой, О.В.Елецкой, Е.В. Мазановой, Н.Ю.Горбачевской.
Данная программа обеспечивает развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, связной речи, что обуславливает у учащихся 2 класса формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом. В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Т. Б. Филичевой, Т.Б.Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева по проблеме нарушений устной и письменной речи.
Дети с нарушениями зрения часто не имеют возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Кроме того, довольно часто нарушается соотнесенность слова и предмета, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. Дети со зрительными нарушениями имеют особенности усвоения и использования неязыковых средств общения, мимики, жестов, интонации. Для детей с нарушением зрения, опирающимся в своей работе на осязание и слух, важна слышимость во всех зонах группы. Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10минут непрерывной работы. На занятиях следует обращать внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.
Во 2 классе обучаются 8 учащихся с ОВЗ. При усвоении учебного материала используется индивидуальный дифференцированный подход, щадящий режим подачи материала. Требования к учащимся предъявляются с учетом психофизических особенностей. При обучении детей с низким уровнем готовности учитывается: зрительное и пространственное восприятие, мышление, память, внимание, зрительно-моторные координации, неврологический статус.
Предполагаемые результаты коррекционной работы.
Личностные результаты:
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2.Готовность к социальной роли обучающегося, к развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения.
3.Осознание языка как основного средства человеческого общения;
4.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
5.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
1.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
2.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
3.Использование знаково-символических средств представления информации.
4.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
5.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Предметные результаты:
1.Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения
2.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
3.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
4.Формирование выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
5.Овладение сведениями о сущности и особенностях речевых процессов и явлений .
6.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать выполнение поставленной задачи и условия её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
7.Овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Основные формы внеурочной деятельности обучающихся |
1 | Речь.Слово. | 1 | Игровые упражнения. |
2 | Состав слова. Образование слов. | 1 | Творческое задание, слушание, восприятие, |
3 | Словообразование. Суффиксы. | 1 | Слушание, восприятие, осмысление. |
4 | Слоговой сосотав слова. Ударение. | 1 | Поисковое задание, слушание, восприятие, |
5 | Слоговой сосотав слова. Безударные гласные. | 1 | Тренировочные упражнения, слушание, восприятие. |
6 | Словарный диктант. | 1 | Слушание, восприятие, поисковое задание. |
7 | Звуки и буквы. Дифференциация Ы-И. | 1 | Слушание, восприятие, тренировочные упражнения. |
8 | Звуки и буквы. Дифференциация А-Я. | 1 | Тренировочные упражнения. |
9 | Звуки и буквы. Дифференциация О-Ё. | 1 | Поисковое задание, слушание, восприятие, |
10 | Звуки и буквы. Дифференциация У-Ю. | 1 | Слушание, восприятие, тренировочные упражнения. |
11 | Звуки и буквы. Дифференциация глассных звуков первого и второго ряда. | 1 | Поисковое задание, слушание, восприятие. |
12 | Звуки и буквы. Дифференциация З-С. | 1 | Слушание, восприятие, творческое задание. |
13 | Звуки и буквы. Дифференциация Т-Д . | 1 | Слушание, восприятие, тренировочные упражнения. |
14 | Звуки и буквы. Дифференциация Б-П. | 1 | Поисковое задание, слушание, восприятие. |
15 | Зрительный диктант. | 1 | Слушание, восприятие, осмысление. |
16 | Звуки и буквы. Дифференциация Г-К. | 1 | Слушание, восприятие, тренировочные упражнения. |
17 | Звуки и буквы. Дифференциация Ж-Ш. | 1 | Творческое задание, слушание, восприятие. |
18 | Звуки и буквы. Дифференциация В-Ф. | 1 | Слушание, восприятие, игровые упражнения. |
19 | Звуки и буквы. Дифференциация звонких и глухих согласных. | 1 | Викторина. |
20 | Слуховой диктант. | 1 | Слушание, восприятие, поисковое задание. |
21 | Звуки и буквы. Дифференциация Ч-Щ. | 1 | Поисковое задание, слушание, восприятие. |
22 | Звуки и буквы. Дифференциация Ч-Ш. | 1 | Слушание, восприятие, творческое задание. |
23 | Звуки и буквы. Дифференциация Ч-Ц. | 1 | Слушание, восприятие, тренировочные упражнения. |
24 | Звуки и буквы. Дифференциация С-Ш. | 1 | Поисковое задание, слушание, восприятие. |
25 | Звуки и буквы. Дифференциация З-Ж. | 1 | Слушание, восприятие, тренировочные упражнения. |
26 | Звуки и буквы. Дифференциация С - Ц. | 1 | Творческое задание, слушание, восприятие. |
27 | Словарный диктант. | 1 | Слушание, восприятие, поисковое задание. |
28 | Слово.Правописание сочетаний ЧН – ЧК. | 1 | Слушание, восприятие, поисковое задание, тренировочные упражнения. |
29 | Слово.Правописание сочетаний ЧА – ЩА. | 1 | Поисковое задание, слушание, тренировочные упражнения. |
30 | Слово.Правописание сочетаний ЧУ - ЩУ | 1 | Поисковое задание, слушание, тренировочные упражнения. |
31 | Предложение. Составление предложения при помощи опорных слов. | 1 | Слушание, восприятие, поисковое задание. |
32 | Предложение. Главные члены предложения. | 1 | Слушание, восприятие, поисковое задание. |
33 | Текст. Составление текста на заданную тему. | 1 | Слушание, восприятие, творческое задание. |
34 | Итоговое занятие | 1 | Викторина. |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Раздел, тема | Количество часов | Дата про-ведения по плану | Дата про-ведения по факту |
1 | Речь.Слово. | 1 | | |
2 | Состав слова. Образование слов. | 1 | | |
3 | Словообразование. Суффиксы. | 1 | | |
4 | Слоговой сосотав слова. Ударение. | 1 | | |
5 | Слоговой сосотав слова. Безударные гласные. | 1 | | |
6 | Словарный диктант. | | | |
7 | Звуки и буквы. Дифференциация Ы-И. | 1 | | |
8 | Звуки и буквы. Дифференциация А-Я. | 1 | | |
9 | Звуки и буквы. Дифференциация О-Ё. | 1 | | |
10 | Звуки и буквы. Дифференциация У-Ю. | 1 | | |
11 | Звуки и буквы. Дифференциация глассных звуков первого и второго ряда. | 1 | | |
12 | Звуки и буквы. Дифференциация З-С. | 1 | | |
13 | Звуки и буквы. Дифференциация Т-Д . | 1 | | |
14 | Звуки и буквы. Дифференциация Б-П. | 1 | | |
15 | Зрительный диктант. | 1 | | |
16 | Звуки и буквы. Дифференциация Г-К. | 1 | | |
17 | Звуки и буквы. Дифференциация Ж-Ш. | 1 | | |
18 | Звуки и буквы. Дифференциация В-Ф. | 1 | | |
19 | Звуки и буквы. Дифференциация звонких и глухих согласных. | 1 | | |
20 | Слуховой диктант. | 1 | | |
21 | Звуки и буквы. Дифференциация Ч-Щ. | 1 | | |
22 | Звуки и буквы. Дифференциация Ч-Ш. | 1 | | |
23 | Звуки и буквы. Дифференциация Ч-Ц. | 1 | | |
24 | Звуки и буквы. Дифференциация С-Ш. | 1 | | |
25 | Звуки и буквы. Дифференциация З-Ж. | 1 | | |
26 | Звуки и буквы. Дифференциация С - Ц. | 1 | | |
27 | Словарный диктант | 1 | | |
28 | Слово.Правописание сочетаний ЧН – ЧК. | 1 | | |
29 | Слово.Правописание сочетаний ЧА–ЩА | 1 | | |
30 | Слово.Правописание сочетаний ЧУ - ЩУ | 1 | | |
31 | Предложение. Составление пред-ложения при помощи опорных слов. | 1 | | |
32 | Предложение. Главные члены предложения. | 1 | | |
33 | Текст. Составление текста на заданную тему. | 1 | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | |
| ||||
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |