МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ БАГРАТИОНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»
МБУ ЦЕНТР ППСП БАГРАТИОНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
238420 Калининградская область, г. Багратионовск, ул. Пограничная, д.80 тел./факс 8-(40156)3-32-24 E-mail: ppmsc39@mail.ru
Рассмотрена и принята на педагогическом совете МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа «____» __________________ 2017 г. |
«Утверждаю» Директор МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа «______» __________________2017 г. Л.И. Гладилина |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И ДЕТЕЙ ИЗ ДВУЯЗЫЧНЫХ СЕМЕЙ»
Модуль «Я сам!» (Социально-бытовое ориентирование)
Направленность: коррекционно-развивающая
Модуль ориентирован на детей 7 – 12 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Разработчик:
учитель-дефектолог Смирнова И.В.
г. Багратионовск
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
-
Педагогическая целесообразность программы 5
Отличительные особенности программы 6
Ключевые понятия программы 7
Основные формы и методы работы 10
Возраст детей, участвующих в реализации программы 10
Возрастные особенности детей 10
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты 12
Организационно-педагогические условия
В настоящее время интерес к проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья значительно возрос.
Главной задачей является развитие потенциальных познавательных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекция поведения, привитие трудовых и других значительных навыков и умений.
Каждому ребёнку с ОВЗ, и в первую очередь ребенку-инвалиду, необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и выполнять социально значимую работу. Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.
Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество.
Социальная адаптация представляет собой механизм социализации, позволяющий детям с интеллектуальной недостаточностью принимать активное участие в посильном труде, в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе.
Задачей социального педагога состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности детей-инвалидов.
Таким образом, формирование социально – бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально бытовой ориентировке, в процессе которых воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде. Данный процесс осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих детей с ограниченными возможностями здоровья, так и педагогов, оказывающих им помощь и поддержку.
Программный модуль «Я сам!» (Социально-бытовое ориентирование детей с ОВЗ) дополнительной общеразвиваюшей программы «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из двуязычных семей» (далее — Модуль, Программа) Муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической и социальной помощи» (далее — Учреждение, МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа) разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Конституцией РФ
Конвенцией ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 г. № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»
Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»
Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)
Данный программный модуль составлен на основе программ:
В.В.Воронковой, С.А. Казаковой «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5 – 9 классов»
Девятковой Т.А., Кочетковой Л.Л., Петриковой А.Г. и др. «Социально-бытовая ориентировка» (Сборник «Типовые образовательные программы» под редакцией В.В. Воронковой, допущенный Министерством образования Российской Федерации для школ VIII вида, гуманитарный издательский Центр «ВЛАДОС», 2006).
Направленность программного модуля: коррекционно-развивающая.
Актуальность программного модуля базируется на анализе социальных проблем российского социума, одной из актуальных проблем которого является социально-экономическая и демографическая проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодёжи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны.
В связи с этим формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества посредством реализации программного модуля по социально-бытовому ориентированию могло бы значительно улучшить ситуацию и способствовать интеграции детей и подростков с ОВЗ (а впоследствии и взрослых) в социум. При этом интеграция в социум должна быть активной, дающей детям и подросткам с ОВЗ возможность стать равноправными и активными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, но уважительного партнерского отношения.
Педагогическая целесообразность программного модуля заключается в соответствии форм и методов реализации возрастным, психологическим и физическим возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья, в возможности индивидуального подхода к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым подростком с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.
В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках организации и реализации дополнительной образовательной программы, конкретно выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности (в соответствии с поставленными целями и задачами).
Отличительные особенности программного модуля. Программный модуль ориентирован на детей и подростков 7 – 12 лет. Возможен вариант, когда разделы программы изучаются детьми и подростками более старшего возраста (до 18 лет включительно). В каждом разделе дана тема занятий по социально – бытовой ориентировке, определено содержание практических работ и упражнений.
Принципы программного модуля:
Дидактический принцип возможности и особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей.
Воспитывающая и развивающая направленность обучения.
Научность и доступность обучения.
Систематичность и последовательность обучения.
Связь обучения с жизнью.
Принцип коррекции в обучении.
Принцип наглядности.
Сознательность и активность воспитанников.
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Прочность знаний, умений и навыков.
Принцип практической направленности обучения.
Программный модуль составлен с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний, умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.
Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программный модуль.
Идея гуманизации образования – ориентации ее на личность ребенка, на максимально возможное развитие его уникальных способностей, на приоритет человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными ценностями.
Идея демократизации образования – идея о предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Принцип демократизации образования реализуется через соблюдение правил: создавать открытый для общественного контроля и влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение; обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся. Реализация этого принципа способствует расширению возможностей учащихся, родителей и педагогов в определении содержания образования, выборе технологии обучения.
Идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающейся личности.
Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества педагогов и воспитанников.
Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; (Ст.2 п.14 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (Ст.2 п.9 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Дополнительная общеобразовательная программа – документ, определяющий содержание дополнительного образования
Учебный план – документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (Ст.2 п.22 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)
Рабочая программа – часть образовательной программы, определяющий объем, содержание и порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ. (Ст. 48 п.1 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»). Рабочая программа полежит утверждению на уровне образовательной организации.
Направленность программы – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (Ст.2 п.25 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы; (Ст.33 п.2 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Ребенок с ОВЗ (ребёнок с ограниченными возможностями здоровья) — ребёнок с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
Ребенок-инвалид — ребёнок от 0 до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.
Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. (Ст.2 п.26 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Цель программного модуля: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграция их в общество.
Задачи программного модуля:
Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.
Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.
Формировать представления о чистоте и порядке в помещении: дома, на территории детского сада (школы), других учреждений.
Формирование представлений и знаний о нормах культуры поведения, накопление соответствующего опыта.
Формирование социального поведения, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия.
Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости.
Развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально – волевой сферы.
Воспитание позитивных качеств личности.
Воспитание уважительного отношения к труду людей.
Принципы отбора содержания программного модуля.
Личностный подход к формированию и развитию личности воспитанника с позиции его уникальности и индивидуальности.
Единство требований и действий к ребенку в семье и творческом коллективе.
Доступность. Системность.
Вариативность, разнообразие и разноуровневость обучения.
Целостность.
Последовательность и преемственность содержания.
Культуросообразность (воспитание учащихся согласно их полу и возрасту, ответственности за самих себя, за последствие своих действий и поведения).
Сотрудничество и сотворчество старших и младших воспитанников, детей и взрослых, взаимоуважение и доверие на параллели: ребенок – ребенок, ребенок – педагог.
Принцип гуманистической направленности
Принцип результативности деятельности направленной на воспитание и обучение.
Основные формы и методы работы. При реализации программного модуля предполагается использовать следующие формы и методы работы:
Формы работы:
Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые, коллективные).
Экскурсии.
Практические работы.
Моделирование реальной ситуации.
Совместная деятельность (праздники, конкурсы и развлечения).
Трудовая деятельность.
Методы работы:
Практические методы (дидактические игры, упражнения, задания, самостоятельная работа).
Наглядные методы (натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные объекты: помещение, учреждение; муляжи, игрушки, изображения: предметные, сюжетные).
Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа).
Возраст детей и их психологические и физические особенности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5 – 7 (старшие дошкольники), 7 — 11 лет (младшие школьники), 11 — 12 лет (школьники среднего звена).
Возрастные особенности детей 7 – 11 лет (младший школьный возраст):
Физиологические особенности:
Дети 7—11 лет могут успешно овладевать тонкими и координационно-сложными движениями, если они умеренны по амплитуде и не требуют большой силы.
руки и ноги растут быстрее тела;
рост тела мальчиков быстрее, чем у девочек;
сердечно-сосудистая система развивается медленнее других органов и систем тела, в результате у детей наблюдается быстрая утомляемость, особенно при выполнении однообразных движений;
нервная система развивается очень активно;
опорный аппарат и мускулатура еще не окрепли, особенно мышцы спины и пресса, что необходимо учитывать при проведении занятий, так как это повышает возможность различных травм (например, растяжение связок), нарушение осанки.
Психологические особенности
высокий уровень активности; Детям этого возраста свойственна также высокая возбудимость нервных центров и слабость процессов внутреннего торможения. Отсюда у них менее устойчиво внимание и большая утомляемость
значимая награда – похвала;
рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном);
требуют в постоянной деятельности и внимания;
бурно проявляют эмоции;
достаточно часто проявление беспокойного состояния;
при неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида деятельности;
Основные формы задержки психического развития детей (по К.С. Лебединской):
Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический инфантилизм). Эмоционально-волевая сфера у детей с этой формой задержки психического развития находится как бы на более ранней ступени развития. Затруднения в обучении связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом (преобладают игровые интересы).
Задержка психического развития соматогенного происхождения, обусловленная длительной соматической недостаточностью: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития. Стойкая астения снижает не только общий, но и психический тонус (учебная мотивация снижена из-за неблагоприятного физического и психического состояния).
Задержка психического развития психогенного происхождения, связанная с неблагоприятными условиями воспитания. Социальный генез этой аномалии не исключает ее патологического характера (эмпирический опыт показывает, что в подростковом периоде при этом типе задержки чаще всего наблюдается нежелание учиться).
Задержка психического развития церебрально-органического происхождения вызывается негрубой органической недостаточностью центральной нервной системы. Этот тип ЗПР встречается чаще других вышеописанных типов, обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. При задержке психического развития церебрально-органического происхождения, как и при остальных ее типах, учебная мотивация значительно снижена
Психологические особенности умственно отсталых детей:
недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании;
неполные, а порой искаженные представления об окружающем, бедность опыта;
дефектность восприятия, первой ступени познания, обусловленное снижением слуха, зрения, недоразвития речи, а также в случаях сохранности анализаторов;
нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми; меньшая дифференцированность;
потребность в значительно большем времени для восприятия предлагаемого материала (картины, текста и т. п.);
затруднения в выделении главного, не понимание внутренних связей между частями, персонажами и пр.
замедленный темп узнавания, ошибки в узнавании графически сходных букв, цифр, предметов, сходных по звучанию звуков, слов и т. п.
узость объема восприятия; умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал;
нарушение избирательности восприятия.
Особенности набора детей. свободный; набор в группу осуществляется в период с мая по август включительно на добровольной основе по заявлению родителей несовершеннолетних (лиц, их заменяющих).
Прогнозируемые результаты. Основные требования к знаниям и умениям
Обучающиеся должны знать:
Свои имя и фамилию, имена окружающих, название города, адрес проживания, последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девушки, правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических средств, название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя.
Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.
Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.
Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях.
Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома.
Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний), порядок приобретения билетов, правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте.
Элементарные правила уличного движения.
Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них.
Основные средства связи, виды почтовых отправлений.
Виды медицинской помощи, медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов, способы вызова врача на дом, основной состав домашней аптечки, виды доврачебной помощи.
Обучающиеся должны уметь:
Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за собой.
Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, составлять меню.
Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
Убирать жилые помещения, проводить сухую и влажную уборку, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения).
Выбирать продукты, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.
Писать адреса на конверте
Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке, пользоваться термометром, обрабатывать раны и накладывать повязки.
Практические работы
Выполнение утреннего и вечернего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос, заполнение почтового адреса на конверте, сервировка стола к чаю, изготовление знаков дорожного движения, мелкий ремонт, чистка и сушка повседневной одежды, обуви.
Механизм оценивания образовательных результатов включает в себя:
Показатели эффективности усвоения программного модуля обучающимися
Формы текущего и итогового контроля усвоения программного модуля обучающимися
Методика оценивания достижений обучающихся
Анализ результатов оценивания эффективности усвоения программного модуля обучающимися в аналитическом отчёте педагога
Использование результатов оценивания достижений обучающихся в процедуре аттестации педагога, в портфолио профессиональной деятельности.
Формы подведения итогов и способы определения результативности освоения программного модуля:
Метод включённого наблюдения
Собеседование, игровые конкурсы, викторины, открытые занятия
Участие в мероприятиях Учреждения и т.п. (согласно плану работы МБУ Центр ПМСС Багратионовского городского округа и с учётом возрастных и психо-физиологических особенностей детей)
Организационно-педагогические условия реализации программного модуля.
Требования к материально-техническому обеспечению. Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию условий для проведения практических занятий, наличие необходимого натурного фонда, учебно-методический материал.
№№ п/п |
Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обучения |
Количество |
|
Кабинет |
1 |
|
Стулья для детей |
12 – 15 |
|
Стул для педагога |
1 |
|
Стол педагога |
1 |
|
Столы (парты) для детей |
6 – 8 |
|
Стеллаж для хранения принадлежностей |
1 – 3 |
|
Расходный материал |
Бумага, гуашь, акварельные краски, карандаши, ручки и т.д. |
|
Выставочные стенды |
3 – 4 (по возможности) |
Учебно-методический материал |
||
|
— |
|
|
По возможности |
|
Технические средства обучения |
||
|
Компьютер (ноутбук) |
1 |
|
Проектор |
1 |
|
Фотоаппарат (видеокамера) |
1 (по возможности) |
|
Сетевой фильтр-удлинитель |
1 |
|
Внешний жесткий диск и/или флеш-память |
1 – 3 (по возможности) |
|
Музыкальный центр |
1 (по возможности) |
Учебно-практическое и наглядное оборудование |
||
|
Натурный фонд (куклы, муляжи, изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, модель фигуры человека, предметы быта (кофейники, блюдо, самовары, подносы и др.) |
По возможности |
|
Подборка иллюстративного материала (по темам) |
По возможности |
Реализация программного модуля включает три этапа.
Первый этап – подготовительный. На подготовительном этапе проводится диагностическая работа, уточняются индивидуальные и групповые характеристики детей и подростков.
Второй этап – основной. Основной этап заключается в групповой или индивидуальной работе с детьми и подростками. На втором этапе проводится промежуточная диагностика, вносятся возможные корректировки в программу.
Третий этап – аналитический. На аналитическом этапе проводится итоговая диагностическая работа и оценка соответствия полученных результатов ожидаемым. Анализируются причины возникших сложностей, вносятся возможные корректировки в программу.
Режим реализации программного модуля. Программный модуль рассчитан на 72 занятия продолжительностью 45 мин, допускается проведение спаренных занятий. Предполагаемая частота занятий – 2 раза раз в неделю по 1 академическом часу. При проведении спаренных занятий предусмотрен перерыв 15 минут.
Общее количество часов, отведённых на реализацию программного модуля – 72 академических часа.
№ занятия |
Тема |
Количество часов |
|||||||
Всего |
Теория |
Практика |
Самоподготовка |
||||||
Первый учебный (аудиторный) период |
|||||||||
Раздел 1 «Личная гигиена» (10 часов) |
|||||||||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
2 |
Правила личной гигиены в течение дня. Предметы и средства личной гигиены |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
3 – 4 |
«Уход за волосами» (мытье, прическа). |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
||||
5 |
«Уход за полостью рта» |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
6 |
«Уход за кожей рук и лица с помощью косметических средств» |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
7 |
«Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора, гимнастика для глаз)» |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
8 – 9 |
«Личная гигиена ребёнка (мальчики и девочки)» |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
||||
10 |
Обобщающее повторение. Викторина. |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
Раздел 2. «Культура поведения» (10 часов) |
|||||||||
9 – 10 |
Что такое этикет? Поведение в музее, кино, театре |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
||||
11 |
Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
12 |
Формы обращения с просьбой к сверстникам и старшим |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
13 – 14 |
«В гости мы приглашены!» Правила поведения в гостях. |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
||||
15 |
Поведение за столом при приеме пищи |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
16 – 17 |
«Подарок на день рождения» |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
||||
18 |
Обобщающее повторение. Викторина |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
Раздел 3. «Одежда, обувь» (8 часов) |
|||||||||
19 |
Виды одежды и головных уборов, их назначение |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
20 – 21 |
Повседневный уход за одеждой |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
||||
22 |
Виды обуви, их назначение |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
23 |
Повседневный уход за обувью |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
24 |
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность. |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
25 |
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность. |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
26 |
Обобщающее повторение. Викторина |
2 |
0,5 |
0,75 |
0 |
||||
Раздел 4. «Жилище» (6 часов) |
|||||||||
27 |
«Дом, в котором я живу». Виды жилых помещений в городе и деревне |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
||||
28 |
Прихожая, гостиная, кухня, спальня, |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
29 |
«Моя комната» |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
30 |
«Убирайте комнату, чтоб она блестела!» (В. Маяковский) |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
31 |
«Что нам стоит дом построить!» |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
32 |
«Пишите письма!». Почтовый адрес дома (квартиры) |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
33 |
«Мой город» |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
34 |
Обобщающее повторение Викторина |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
Всего за первый учебный (аудиторный) период |
34 |
8,5 |
25,5 |
0 |
|||||
Второй учебный (аудиторный) период |
|||||||||
Раздел 5. «Транспорт» (6 часов) |
|||||||||
35 – 36 |
Виды транспорта |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
||||
37 |
Оплата проезда в автобусе |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
38 |
Правила поведения в транспорте, на улице |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
39 – 40 |
Правила дорожного движения |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
||||
41 |
Обобщающее повторение. Викторина |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
Раздел 6. «Торговля» (8 часов) |
|||||||||
42 |
Основные виды магазинов, их назначение |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
43 |
Правила поведения в магазине |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
44 |
Порядок покупки товаров в продовольственном магазине |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
45 |
«Я сам!» Поход в магазин. Самостоятельная покупка. |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
47 |
Обобщающее повторение Викторина |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
Раздел 7. «Средства связи» (7 часов) |
|||||||||
48 |
Основные средства связи (почта, телефон) |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
49 |
Виды почтовых отправлений |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
50 |
Виды писем. Назначение адреса на конверте |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
51 |
Экскурсия на почту |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
52 – 53 |
Электронная почта. |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
||||
54 |
Обобщающее повторение. Викторина |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
Раздел 8. «Медицинская помощь» (5 часов) |
|||||||||
55 |
«Приходи ко мне лечиться!» Виды медицинских учреждений |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
56 |
«Виды медицинской помощи» |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
57 – 58 |
«Я сам!» Практическое занятие. |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
||||
59 |
Экскурсия в медицинский кабинет |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
60 |
«Вредные привычки» |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
61 |
Обобщающее повторение. Викторина |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
Раздел 9. «Питание» (11 часов) |
|||||||||
62 – 63 |
Значение продуктов питания для здоровья человека |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
||||
64 – 65 |
Кухонная посуда, приборы, назначение |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
||||
66 – 67 |
Столовая посуда, приборы, назначение |
2 |
0,5 |
1,5 |
0 |
||||
68 |
«Кто готовит пищу» |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
69 |
Чайная посуда |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
70 |
Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
71 |
«Я сам!» Практическое занятие. |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
72 |
Обобщающее повторение. Викторина |
1 |
0,25 |
0,75 |
0 |
||||
Всего за второй учебный (аудиторный) период |
38 |
9,5 |
28,5 |
0 |
|||||
Итого аудиторных занятий |
72 |
18 |
54 |
0 |
|||||
Самоподготовка (16 недель) |
|||||||||
73 |
Не предусмотрена |
— |
— |
— |
0 |
||||
Итого внеаудиторных занятий |
— |
— |
— |
0 |
|||||
Общее количество часов |
72 |
18 |
54 |
0 |
Срок реализации программного модуля – 1 учебный год.
Форма обучения: групповая. При необходимости (рекомендации ПМПК, пожелание родителей (законных представителей) ребёнка) возможна индивидуальная форма обучения.
Программный модуль основан на принципах:
Принцип учёта возрастных особенностей
Содержание программного модуля
Программный модуль состоит из 9 разделов:
«ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»
«КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»
«ОДЕЖДА, ОБУВЬ»
«ЖИЛИЩЕ»
«ТРАНСПОРТ»
«ТОРГОВЛЯ»
«СРЕДСТВА СВЯЗИ»
«МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ»
«ПИТАНИЕ»
№ занятия |
Тема |
Содержание |
Количество часов |
||||||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||||
Первый учебный (аудиторный) период |
|||||||||
Раздел 1 «Личная гигиена» (10 часов) |
|||||||||
1 |
Вводное занятие. |
Знакомство. Игры на снятие тревожности. Техника безопасности на занятии. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
2 |
Правила личной гигиены в течение дня. Предметы и средства личной гигиены |
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая работа, самостоятельная работа. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
3 – 4 |
«Уход за волосами» (мытье, прическа). |
Беседа, игровые задания на заданную тему, упражнения, практическая деятельность, самостоятельная работа, сюжетно – ролевая игра. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||
5 |
«Уход за полостью рта» |
Беседа, упражнения, практическая деятельность, чтение художественных произведений. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
6 |
«Уход за кожей рук и лица с помощью косметических средств» |
Познавательно – развлекательные игры, чтение художественных произведений, практическая деятельность. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
7 |
«Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора, гимнастика для глаз)» |
Беседа, упражнения, практическая деятельность, дидактическая игра, сюжетно – ролевая игра. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
8 |
«Личная гигиена ребёнка (мальчики и девочки)» |
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
9 |
Обобщающее повторение |
Викторина |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
Раздел 2. «Культура поведения» (10 часов) |
|||||||||
10 – 11 |
Что такое этикет? Поведение в музее, кино, театре |
Беседа, игровые задания, упражнения, экскурсия. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||
12 |
Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании |
Беседа, игровые задания на заданную тему, упражнения, сюжетно-ролевая игра. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
13 |
Формы обращения с просьбой к сверстникам и старшим |
Беседа, упражнения, моделирование жизненной ситуации, экскурсия. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
14 |
«В гости мы приглашены!» Правила поведения в гостях. |
Беседа, чтение художественных произведений, просмотр иллюстраций, сюжетно-ролевая игра. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
15 |
Поведение за столом при приеме пищи |
Поведение за столом при приеме пищи |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
16 – 17 |
«Подарок на день рождения» |
Беседа, упражнения, практическая работа (выбор подарка и его изготовление). |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||
18 |
Обобщающее повторение |
Викторина |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
Раздел 3. «Одежда, обувь» (8 часов) |
|||||||||
19 |
Виды одежды и головных уборов, их назначение |
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
20 – 21 |
Повседневный уход за одеждой |
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||
22 |
Виды обуви, их назначение |
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
23 |
Повседневный уход за обувью |
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
24 |
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность. |
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
25 |
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность. |
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
26 |
Обобщающее повторение. |
Викторина |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
Раздел 4. «Жилище» (6 часов) |
|||||||||
27 |
«Дом, в котором я живу». Виды жилых помещений в городе и деревне |
Беседа, рисование, аппликация, просмотр фильмов, экскурсия, дидактические игры. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
28 |
Прихожая, гостиная, кухня, спальня, |
Беседа |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
29 |
«Моя комната» |
Беседа, презентация, |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
30 |
«Убирайте комнату, чтоб она блестела!» (В. Маяковский) |
Беседа, моделирование ситуации (уборка в комнате) |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
31 |
«Что нам стоит дом построить!» |
Беседа «Как строят дом», презентация |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
32 |
«Пишите письма!». Почтовый адрес дома (квартиры) |
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
33 |
«Мой город» |
Беседа. Правила безопасности в городе. Экскурсия. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
34 |
Обобщающее повторение |
Викторина |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
Всего за первый учебный (аудиторный) период |
34 |
8,5 |
25,5 |
||||||
Второй учебный период |
|||||||||
Раздел 5. «Транспорт» (6 часов) |
|||||||||
35 – 36 |
Виды транспорта |
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность, экскурсия, просмотр фильмов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||
37 |
Оплата проезда в автобусе |
Беседа, упражнения, моделирование ситуаций. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
38 |
Правила поведения в транспорте, на улице |
Познавательно – развлекательные игры, загадки, кроссворды, моделирование реальной ситуации, экскурсия. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
39 – 40 |
Правила дорожного движения |
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность, экскурсия, просмотр фильмов. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||
41 |
Обобщающее повторение. |
Викторина |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
Раздел 6. «Торговля» (8 часов) |
|||||||||
42 |
Основные виды магазинов, их назначение |
Беседа, упражнения, сюжетно – ролевые игры, экскурсии, просмотр фильмов, иллюстраций. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
43 |
Правила поведения в магазине |
Правила поведения в магазине |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
44 |
Порядок покупки товаров в продовольственном магазине |
Беседа, упражнения, практическая работа, сюжетно – ролевая игра. Экскурсия, просмотр фильмов, иллюстраций. |
1 |
0,25 |
1,75 |
||||
45 |
«Я сам!» |
Поход магазин. Самостоятельная покупка. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
47 |
Обобщающее повторение |
Викторина |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
Раздел 7. «Средства связи» (7 часов) |
|||||||||
48 |
Основные средства связи (почта, телефон) |
Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, тренировочные упражнения по написанию адреса на конверте, составлению текста открытки, чтение произведения С.Я. Маршака «Почта», просмотр фильмов. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
49 |
Виды почтовых отправлений |
Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, моделирование жизненной ситуации. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
50 |
Виды писем. Назначение адреса на конверте |
Беседа, практическая работа. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
51 |
Экскурсия на почту |
Беседа. Экскурсия на почту. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
52 – 53 |
Электронная почта. |
Беседа. Практическое занятие. Создание почтового аккаунта. Отправление электронного письма. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||
54 |
Обобщающее повторение. |
Викторина |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
Раздел 8. «Медицинская помощь» (5 часов) |
|||||||||
55 |
«Приходи ко мне лечиться!» Виды медицинских учреждений |
Беседа, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, практическая работа. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
56 |
«Виды медицинской помощи» |
Беседа, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, практическая работа, моделирование ситуации. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
57 – 58 |
«Я сам!» |
Практическое занятие. Измерение температуры. Обработка царапин, ссадин. Наложение бинтовой повязки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||
59 |
Экскурсия в медицинский кабинет |
Беседа. Просмотр фильма |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
60 |
«Вредные привычки» |
Беседа, просмотр фильмов, практическая работа, показ картинок. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
61 |
Обобщающее повторение |
Викторина |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
Раздел 9. «Питание» (11 часов) |
|||||||||
62 – 63 |
Значение продуктов питания для здоровья человека |
Беседа, чтение произведения, просмотр картинок, показ натуральных продуктов, просмотр видеофильма. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||
64 – 65 |
Кухонная посуда, приборы, назначение |
Беседа, практическая работа, сюжетно – ролевая игра, показ иллюстраций. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||
66 – 67 |
Столовая посуда, приборы, назначение |
Беседа, практическая работа, сюжетно – ролевая игра, показ иллюстраций. |
2 |
0,5 |
1,5 |
||||
68 |
«Кто готовит пищу» |
Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
69 |
Чайная посуда |
Беседа, практическая работа, сюжетно-ролевая игра, моделирование жизненной ситуации. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
70 |
Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи |
Беседа, практическая работа, упражнения, игровые задания. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
71 |
«Я сам!» |
Практическое занятие. Приготовление бутерброда. |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
72 |
Обобщающее повторение |
Викторина |
1 |
0,25 |
0,75 |
||||
Всего за второй учебный (аудиторный) период |
38 |
9,5 |
28,5 |
||||||
Итого за учебный (аудиторный) период |
72 |
18 |
54 |
||||||
САМОПОДГОТОВКА |
|||||||||
73 |
Не предусмотрена |
Не предусмотрена |
|||||||
Итого внеаудиторных занятий (итого часов самоподготовки) |
0 |
0 |
0 |
||||||
Общее количество часов |
72 |
18 |
54 |
Методическое обеспечение
Обучение социально-бытовому ориентированию располагает целой системой разнообразных методов:
Целостный метод – практически любое практическое упражнение (композиция), трудность которого соответствует уровню подготовки воспитанников, может быть освоено целостно. Вместе с тем, следует учитывать, что использование целостного метода обучения подразумевает наличие определённого опыта, полученного ранее (например – рисование в дошкольном учреждении).
Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных приёмов, а также для коррекции учебного навыка, для исправления некоторых ошибок или работы над выразительностью рисунка.
Метод слова (метод устного изложения) – рассказ, описание, объяснение, беседа.
Наглядный метод (метод иллюстрации и демонстрации): (фотоиллюстрации, демонстрация презентаций, словесная наглядность, вызывающая образы, представления, понятия.
Практический метод – упражнения, приучение, самостоятельно выполняемые детьми действия.
Метод закрепления изучаемого материала (метод повторности движений) – повторение пройденного материала до 3-х раз).
Метод авансирования успеха – создание ситуации успеха для каждого ребенка, стимулирование.
Метод игры — использование игровых сюжетов в структуре занятий.
Метод самостоятельной работы воспитанников по осмысливанию и усвоение нового материала;
Метод работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, открытые занятия;
Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков воспитанников: повседневное наблюдение за воспитанниками, устный опрос (индивидуальный, групповой), контрольные занятия, соревнования, программированный контроль.
Оценочные материалы
Для фиксации результатов усвоения Программы обучающимися в зависимости от особенностей группы могут быть использованы следующие оценочные материалы:
Информационная карта социально-психологического развития обучающихся МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа и освоения ими образовательной программ
Информационная карта «Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы»
Диагностическая карта «Мониторинг развития качеств личности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы»
«Мониторинг развития качеств личности обучающихся» (критерии, оценка)
Информационная карта социально-психологического развития обучающихся МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа и освоения ими образовательной программ |
|||||||||||||||||||
Название программы |
педагог |
№ группы |
Год обучения |
Дата заполнения |
|||||||||||||||
№. ФИО обучающегося |
Параметры результативности освоения программы (Максимальная сумма баллов – 12) |
Параметры социально-психологического развития (Максимальная сумма баллов – 9) |
|||||||||||||||||
Опыт освоения теории |
Опыт освоения практической деятельности |
Опыт творчес-кой деятель-ности |
Опыт социально-значимой деятель-ности |
Общая сумма баллов |
%% |
Воспитан-ность |
Коммуника-тивность |
Эмоцио-нальный компонент |
Общая сумма баллов |
%% |
|||||||||
1 |
|||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||||
9 |
|||||||||||||||||||
10 |
|||||||||||||||||||
11 |
|||||||||||||||||||
12 |
|||||||||||||||||||
13 |
|||||||||||||||||||
14 |
|||||||||||||||||||
15 |
|||||||||||||||||||
ИТОГО БАЛЛОВ В ГРУППЕ: |
|||||||||||||||||||
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ГРУППЕ В % |
|||||||||||||||||||
Критерии оценки: 1-низкий уровень, незначительный рост, 2- средний уровень, заметный рост. 3-высокий уровень, переход на новый качественный уровень. Выводы педагога по данной группе: Подпись педагога |
Информационная карта
«Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Число баллов |
Методы диагностики |
Теоретическая подготовка |
||||
Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы |
Соответствие теоретических знаний программным требованиям |
практически не усвоил теоретическое содержание программы; овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; объем усвоенных знаний составляет более ½; освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период |
0 1 2 3 |
Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
не употребляет специальные термины; знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять; сочетает специальную терминологию с бытовой; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. |
0 1 2 3 |
Наблюдение, собеседование |
Практическая подготовка |
||||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы) |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
практически не овладел умениями и навыками; овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков; объем усвоенных умений и навыков составляет более ½; овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период |
0 1 2 3 |
Наблюдение, контрольное задание |
Владение специальным оборудованием и оснащением |
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
не может пользоваться специальным оборудованием; испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; работает с оборудованием с помощью педагога; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей |
0 1 2 3 |
Наблюдение, контрольное задание |
Творческие навыки |
Креативность в выполнении практических заданий |
начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца; творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно. |
0 1 2 3 |
Наблюдение, контрольное задание |
Основные компетентности |
||||
Учебно-интеллектуальные Подбирать и анализировать специальную литературу |
Самостоятельность в подборе и работе с литературой |
учебную литературу не использует, работать с ней не умеет; испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога; работает с литературой с помощью педагога или родителей; работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. |
0 1 2 3 |
Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ |
Пользоваться компьютерными источниками информации |
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации |
Уровни и баллы – по аналогии с пунктом выше |
||
Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.) |
Самостоятельность в учебно-исследовательской работе |
Уровни и баллы – по аналогии с пунктом выше |
||
Коммуникативные Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей |
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает; испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию; слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминаниии контроле, иногда принимает во внимание мнение других; сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других. |
0 1 2 3 |
|
Выступать перед аудиторией |
Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации |
перед аудиторией не выступает; испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации; готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога; самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию. |
0 1 2 3 |
|
Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения |
Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств |
участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает; испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога; участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога; самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения. |
0 1 2 3 |
|
Организационные Организовывать свое рабочее (учебное) место |
Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой |
рабочее место организовывать не умеет; испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога; самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой |
0 1 2 3 |
Наблюдение Наблюдение, собеседование |
Планировать и организовать работу, распределять учебное время |
Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время |
организовывать работу и распределять время не умеет; испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей; планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей; самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. |
0 1 2 3 |
|
Аккуратно, ответственно выполнять работу |
Аккуратность и ответственность в работе |
безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится; испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога; аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам. |
0 1 2 3 |
|
Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности |
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям |
правила ТБ не запоминает и не выполняет; овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой; объем усвоенных навыков составляет более ½; освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы. |
0 1 2 3 |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
«Мониторинг развития качеств личности обучающихся
в результате освоения дополнительной образовательной программы»
Группа ______________________________________ Образовательная программа _______________________________________________
Год обучения_______________ Педагог __________________________________________________ Уч. год__________________________
№ |
Фамилия, имя | Кл. | К а ч е с т в а л и ч н о с т и и п р и з н а к и п р о я в л е н и я | ||||||||||||||||||
Активность, организаторские способности |
Коммуникативные навыки, коллективизм |
Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность |
Нравственность, гуманность |
Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности |
|||||||||||||||||
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
МОНИТОРИНГ
развития качеств личности обучающихся
Качества личности |
Признаки проявления качеств личности | |||
Ярко проявляются: 3 балла |
Проявляются: 2 балла |
Слабо проявляются: 1 балл |
Не проявляются: 0 баллов |
|
1 1. Активность, организаторские способности |
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других. |
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов. |
Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая. |
Пропускает занятия, мешает другим. |
2 2. Коммуникативные навыки, коллективизм |
Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией. |
Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией. |
Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает. |
Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов. |
3. Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность |
Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других. |
Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других. |
Неохотно выполняет поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца. Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей. |
Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия. |
4. Нравственность, гуманность |
Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям, |
Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других. |
Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб. |
Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен. |
5 5. Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности |
Имеет высокий творческий потенциал. Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий. |
Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы. |
Может работать в исследовательско-проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы. |
В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный. |
Литература
В.В. Воронкова, С.А. Казакова. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5 – 9 классов».
Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г. и др. «Социально-бытовая ориентировка» (Сборник «Типовые образовательные программы» под редакцией В.В. Воронковой, допущенный Министерством образования Российской Федерации для школ VIII вида, гуманитарный издательский Центр «ВЛАДОС», 2006).
Интернет-источники: