Программный модуль «Я сам! Социально-бытовое ориентирование»

2
0
Материал опубликован 2 July 2018 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ БАГРАТИОНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»

МБУ ЦЕНТР ППСП БАГРАТИОНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

238420 Калининградская область, г. Багратионовск, ул. Пограничная, д.80 тел./факс 8-(40156)3-32-24 E-mail: ppmsc39@mail.ru

Рассмотрена и принята

на педагогическом совете

МБУ Центр ППСП Багратионовского

городского округа

«____» __________________ 2017 г.

«Утверждаю»

Директор

МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа

«______» __________________2017 г.

Л.И. Гладилина


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

И ДЕТЕЙ ИЗ ДВУЯЗЫЧНЫХ СЕМЕЙ»


 

Модуль «Я сам!» (Социально-бытовое ориентирование)

Направленность: коррекционно-развивающая

Модуль ориентирован на детей 7 – 12 лет

Срок реализации: 1 учебный год


 

Разработчик:

учитель-дефектолог Смирнова И.В.


 


 


 

г. Багратионовск

2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Пояснительная записка 4

  1. Нормативные документы 4

    Направленность программы 5

    Актуальность программы 5

    Педагогическая целесообразность программы 5

    Отличительные особенности программы 6

    Ведущие педагогические идеи 6

    Ключевые понятия программы 7

    Основная цель программы 8

    Задачи программы 9

    Принципы отбора содержания 9

    Основные формы и методы работы 10

    Возраст детей, участвующих в реализации программы 10

    Возрастные особенности детей 10

    Особенности набора детей 12

    Прогнозируемые (ожидаемые) результаты 12

    Механизм оценивания образовательных результатов (способ определения результативности освоения программы) 14

    Организационно-педагогические условия

реализации программы 15

Учебный план 16

Учебно-тематический план 17

Содержание программы 21

Методическое обеспечение 23

Оценочные материалы 26

Список литературы 35


 

Введение

В настоящее время интерес к проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья значительно возрос.

Главной задачей является развитие потенциальных познавательных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекция поведения, привитие трудовых и других значительных навыков и умений.

Каждому ребёнку с ОВЗ, и в первую очередь ребенку-инвалиду, необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и выполнять социально значимую работу. Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.

Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество.

Социальная адаптация представляет собой механизм социализации, позволяющий детям с интеллектуальной недостаточностью принимать активное участие в посильном труде, в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе.

Задачей социального педагога состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности детей-инвалидов.

Таким образом, формирование социально – бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально бытовой ориентировке, в процессе которых воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде. Данный процесс осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих детей с ограниченными возможностями здоровья, так и педагогов, оказывающих им помощь и поддержку.

Пояснительная записка

Программный модуль «Я сам!» (Социально-бытовое ориентирование детей с ОВЗ) дополнительной общеразвиваюшей программы «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из двуязычных семей» (далее — Модуль, Программа) Муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической и социальной помощи» (далее — Учреждение, МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа) разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Конституцией РФ

Конвенцией ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)

Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 г. № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»

Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»

Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)


 

Данный программный модуль составлен на основе программ:

В.В.Воронковой, С.А. Казаковой «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5 – 9 классов»

Девятковой Т.А., Кочетковой Л.Л., Петриковой А.Г. и др. «Социально-бытовая ориентировка» (Сборник «Типовые образовательные программы» под редакцией В.В. Воронковой, допущенный Министерством образования Российской Федерации для школ VIII вида, гуманитарный издательский Центр «ВЛАДОС», 2006).

Направленность программного модуля: коррекционно-развивающая.

Актуальность программного модуля базируется на анализе социальных проблем российского социума, одной из актуальных проблем которого является социально-экономическая и демографическая проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодёжи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны.

В связи с этим формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества посредством реализации программного модуля по социально-бытовому ориентированию могло бы значительно улучшить ситуацию и способствовать интеграции детей и подростков с ОВЗ (а впоследствии и взрослых) в социум. При этом интеграция в социум должна быть активной, дающей детям и подросткам с ОВЗ возможность стать равноправными и активными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, но уважительного партнерского отношения.

Педагогическая целесообразность программного модуля заключается в соответствии форм и методов реализации возрастным, психологическим и физическим возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья, в возможности индивидуального подхода к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым подростком с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.

В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках организации и реализации дополнительной образовательной программы, конкретно выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности (в соответствии с поставленными целями и задачами).

Отличительные особенности программного модуля. Программный модуль ориентирован на детей и подростков 7 – 12 лет. Возможен вариант, когда разделы программы изучаются детьми и подростками более старшего возраста (до 18 лет включительно). В каждом разделе дана тема занятий по социально – бытовой ориентировке, определено содержание практических работ и упражнений.

Принципы программного модуля:

Дидактический принцип возможности и особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей.

Воспитывающая и развивающая направленность обучения.

Научность и доступность обучения.

Систематичность и последовательность обучения.

Связь обучения с жизнью.

Принцип коррекции в обучении.

Принцип наглядности.

Сознательность и активность воспитанников.

Индивидуальный и дифференцированный подход.

Прочность знаний, умений и навыков.

Принцип практической направленности обучения.

Программный модуль составлен с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний, умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.


 

Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программный модуль.

Идея гуманизации образования – ориентации ее на личность ребенка, на максимально возможное развитие его уникальных способностей, на приоритет человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными ценностями.

Идея демократизации образования – идея о предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Принцип демократизации образования реализуется через соблюдение правил: создавать открытый для общественного контроля и влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение; обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся. Реализация этого принципа способствует расширению возможностей учащихся, родителей и педагогов в определении содержания образования, выборе технологии обучения.

Идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающейся личности.

Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества педагогов и воспитанников.

Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Ключевые понятия.

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; (Ст.2 п.14 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (Ст.2 п.9 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).

Дополнительная общеобразовательная программа – документ, определяющий содержание дополнительного образования

Учебный план – документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (Ст.2 п.22 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)

Рабочая программа – часть образовательной программы, определяющий объем, содержание и порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ. (Ст. 48 п.1 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»). Рабочая программа полежит утверждению на уровне образовательной организации.

Направленность программы – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (Ст.2 п.25 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).

Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы; (Ст.33 п.2 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).

Ребенок с ОВЗ (ребёнок с ограниченными возможностями здоровья) — ребёнок с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

Ребенок-инвалид — ребёнок от 0 до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.

Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. (Ст.2 п.26 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).

Цель программного модуля: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграция их в общество.

Задачи программного модуля:

Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.

Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.

Формировать представления о чистоте и порядке в помещении: дома, на территории детского сада (школы), других учреждений.

Формирование представлений и знаний о нормах культуры поведения, накопление соответствующего опыта.

Формирование социального поведения, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия.

Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости.

Развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально – волевой сферы.

Воспитание позитивных качеств личности.

Воспитание уважительного отношения к труду людей.

Принципы отбора содержания программного модуля.

Личностный подход к формированию и развитию личности воспитанника с позиции его уникальности и индивидуальности.

Единство требований и действий к ребенку в семье и творческом коллективе.

Доступность. Системность.

Вариативность, разнообразие и разноуровневость обучения.

Целостность.

Последовательность и преемственность содержания.

Культуросообразность (воспитание учащихся согласно их полу и возрасту, ответственности за самих себя, за последствие своих действий и поведения).

Сотрудничество и сотворчество старших и младших воспитанников, детей и взрослых, взаимоуважение и доверие на параллели: ребенок – ребенок, ребенок – педагог.

Принцип гуманистической направленности

Принцип результативности деятельности направленной на воспитание и обучение.

Основные формы и методы работы. При реализации программного модуля предполагается использовать следующие формы и методы работы:

Формы работы:

Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые, коллективные).

Экскурсии.

Практические работы.

Моделирование реальной ситуации.

Совместная деятельность (праздники, конкурсы и развлечения).

Трудовая деятельность.

Методы работы:

Практические методы (дидактические игры, упражнения, задания, самостоятельная работа).

Наглядные методы (натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные объекты: помещение, учреждение; муляжи, игрушки, изображения: предметные, сюжетные).

Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа).

Возраст детей и их психологические и физические особенности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5 – 7 (старшие дошкольники), 7 — 11 лет (младшие школьники), 11 — 12 лет (школьники среднего звена).

Возрастные особенности детей 7 – 11 лет (младший школьный возраст):

Физиологические особенности:

Дети 7—11 лет могут успешно овладевать тонкими и координационно-сложными движениями, если они умеренны по амплитуде и не требуют большой силы.

руки и ноги растут быстрее тела;

рост тела мальчиков быстрее, чем у девочек;

сердечно-сосудистая система развивается медленнее других органов и систем тела, в результате у детей наблюдается быстрая утомляемость, особенно при выполнении однообразных движений;

нервная система развивается очень активно;

опорный аппарат и мускулатура еще не окрепли, особенно мышцы спины и пресса, что необходимо учитывать при проведении занятий, так как это повышает возможность различных травм (например, растяжение связок), нарушение осанки.

Психологические особенности

высокий уровень активности; Детям этого возраста свойственна также высокая возбудимость нервных центров и слабость процессов внутреннего торможения. Отсюда у них менее устойчиво внимание и большая утомляемость

значимая награда – похвала;

рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном);

требуют в постоянной деятельности и внимания;

бурно проявляют эмоции;

достаточно часто проявление беспокойного состояния;

при неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида деятельности;

Основные формы задержки психического развития детей (по К.С. Лебединской):

Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический инфантилизм). Эмоционально-волевая сфера у детей с этой формой задержки психического развития находится как бы на более ранней ступени развития. Затруднения в обучении связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом (преобладают игровые интересы).

Задержка психического развития соматогенного происхождения, обусловленная длительной соматической недостаточностью: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития. Стойкая астения снижает не только общий, но и психический тонус (учебная мотивация снижена из-за неблагоприятного физического и психического состояния).

Задержка психического развития психогенного происхождения, связанная с неблагоприятными условиями воспитания. Социальный генез этой аномалии не исключает ее патологического характера (эмпирический опыт показывает, что в подростковом периоде при этом типе задержки чаще всего наблюдается нежелание учиться).

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения вызывается негрубой органической недостаточностью центральной нервной системы. Этот тип ЗПР встречается чаще других вышеописанных типов, обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. При задержке психического развития церебрально-органического происхождения, как и при остальных ее типах, учебная мотивация значительно снижена

Психологические особенности умственно отсталых детей:

недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании;

неполные, а порой искаженные представления об окружающем, бедность опыта;

дефектность восприятия, первой ступени познания, обусловленное снижением слуха, зрения, недоразвития речи, а также в случаях сохранности анализаторов;

нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми; меньшая дифференцированность;

потребность в значительно большем времени для восприятия предлагаемого материала (картины, текста и т. п.);

затруднения в выделении главного, не понимание внутренних связей между частями, персонажами и пр.

замедленный темп узнавания, ошибки в узнавании графически сходных букв, цифр, предметов, сходных по звучанию звуков, слов и т. п.

узость объема восприятия; умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал;

нарушение избирательности восприятия.

Особенности набора детей. свободный; набор в группу осуществляется в период с мая по август включительно на добровольной основе по заявлению родителей несовершеннолетних (лиц, их заменяющих).


 


 

Прогнозируемые результаты. Основные требования к знаниям и умениям

Обучающиеся должны знать:

Свои имя и фамилию, имена окружающих, название города, адрес проживания, последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девушки, правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических средств, название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя.

Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.

Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.

Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях.

Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома.

Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний), порядок приобретения билетов, правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте.

Элементарные правила уличного движения.

Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них.

Основные средства связи, виды почтовых отправлений.

Виды медицинской помощи, медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов, способы вызова врача на дом, основной состав домашней аптечки, виды доврачебной помощи.

Обучающиеся должны уметь:

Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за собой.

Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.

Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, составлять меню.

Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).

Убирать жилые помещения, проводить сухую и влажную уборку, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.

Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения).

Выбирать продукты, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.

Писать адреса на конверте

Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке, пользоваться термометром, обрабатывать раны и накладывать повязки.

Практические работы

Выполнение утреннего и вечернего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос, заполнение почтового адреса на конверте, сервировка стола к чаю, изготовление знаков дорожного движения, мелкий ремонт, чистка и сушка повседневной одежды, обуви.


 

Механизм оценивания образовательных результатов включает в себя:

Показатели эффективности усвоения программного модуля обучающимися

Формы текущего и итогового контроля усвоения программного модуля обучающимися

Методика оценивания достижений обучающихся

Анализ результатов оценивания эффективности усвоения программного модуля обучающимися в аналитическом отчёте педагога

Использование результатов оценивания достижений обучающихся в процедуре аттестации педагога, в портфолио профессиональной деятельности.

Формы подведения итогов и способы определения результативности освоения программного модуля:

Метод включённого наблюдения

Собеседование, игровые конкурсы, викторины, открытые занятия

Участие в мероприятиях Учреждения и т.п. (согласно плану работы МБУ Центр ПМСС Багратионовского городского округа и с учётом возрастных и психо-физиологических особенностей детей)

Организационно-педагогические условия реализации программного модуля.

Требования к материально-техническому обеспечению. Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию условий для проведения практических занятий, наличие необходимого натурного фонда, учебно-методический материал.

№№ п/п

Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обучения

Количество

 

Кабинет

1

 

Стулья для детей

12 – 15

 

Стул для педагога

1

 

Стол педагога

1

 

Столы (парты) для детей

6 – 8

 

Стеллаж для хранения принадлежностей

1 – 3

 

Расходный материал

Бумага, гуашь, акварельные краски, карандаши, ручки и т.д.

 

Выставочные стенды

3 – 4 (по возможности)

Учебно-методический материал

 

 

 

 

По возможности

Технические средства обучения

 

Компьютер (ноутбук)

1

 

Проектор

1

 

Фотоаппарат (видеокамера)

1 (по возможности)

 

Сетевой фильтр-удлинитель

1

 

Внешний жесткий диск и/или флеш-память

1 – 3 (по возможности)

 

Музыкальный центр

1 (по возможности)

Учебно-практическое и наглядное оборудование

 

Натурный фонд (куклы, муляжи, изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, модель фигуры человека, предметы быта (кофейники, блюдо, самовары, подносы и др.)

По возможности

 

Подборка иллюстративного материала (по темам)

По возможности

Реализация программного модуля включает три этапа.

Первый этап – подготовительный. На подготовительном этапе проводится диагностическая работа, уточняются индивидуальные и групповые характеристики детей и подростков.

Второй этап – основной. Основной этап заключается в групповой или индивидуальной работе с детьми и подростками. На втором этапе проводится промежуточная диагностика, вносятся возможные корректировки в программу.

Третий этап – аналитический. На аналитическом этапе проводится итоговая диагностическая работа и оценка соответствия полученных результатов ожидаемым. Анализируются причины возникших сложностей, вносятся возможные корректировки в программу.

Режим реализации программного модуля. Программный модуль рассчитан на 72 занятия продолжительностью 45 мин, допускается проведение спаренных занятий. Предполагаемая частота занятий – 2 раза раз в неделю по 1 академическом часу. При проведении спаренных занятий предусмотрен перерыв 15 минут.

Общее количество часов, отведённых на реализацию программного модуля – 72 академических часа.

Учебно-тематический план.

занятия

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Самоподготовка

Первый учебный (аудиторный) период

Раздел 1 «Личная гигиена» (10 часов)

1

Вводное занятие.

1

0,25

0,75

0

2

Правила личной гигиены в течение дня.

Предметы и средства личной гигиены

1

0,25

0,75

0

3 – 4

«Уход за волосами»

(мытье, прическа).

2

0,5

1,5

0

5

«Уход за полостью рта»

1

0,25

0,75

0

6

«Уход за кожей рук и лица с помощью косметических средств»

1

0,25

0,75

0

7

«Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора, гимнастика для глаз)»

1

0,25

0,75

0

8 – 9

«Личная гигиена ребёнка (мальчики и девочки)»

2

0,5

1,5

0

10

Обобщающее повторение. Викторина.

1

0,25

0,75

0

Раздел 2. «Культура поведения» (10 часов)

9 – 10

Что такое этикет? Поведение в музее, кино, театре

2

0,5

1,5

0

11

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании

1

0,25

0,75

0

12

Формы обращения с просьбой к сверстникам и старшим

1

0,25

0,75

0

13 – 14

«В гости мы приглашены!» Правила поведения в гостях.

2

0,5

1,5

0

15

Поведение за столом

при приеме пищи

1

0,25

0,75

0

16 – 17

«Подарок на день рождения»

2

0,5

1,5

0

18

Обобщающее повторение. Викторина

1

0,25

0,75

0

Раздел 3. «Одежда, обувь» (8 часов)

19

Виды одежды и головных уборов, их назначение

1

0,25

0,75

0

20 – 21

Повседневный уход за одеждой

2

0,5

1,5

0

22

Виды обуви, их назначение

1

0,25

0,75

0

23

Повседневный уход за обувью

1

0,25

0,75

0

24

Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

1

0,25

0,75

0

25

Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

1

0,25

0,75

0

26

Обобщающее повторение. Викторина

2

0,5

0,75

0

Раздел 4. «Жилище» (6 часов)

27

«Дом, в котором я живу». Виды жилых помещений в городе и деревне

2

0,5

1,5

0

28

Прихожая, гостиная, кухня, спальня,

1

0,25

0,75

0

29

«Моя комната»

1

0,25

0,75

0

30

«Убирайте комнату, чтоб она блестела!» (В. Маяковский)

1

0,25

0,75

0

31

«Что нам стоит дом построить!»

1

0,25

0,75

0

32

«Пишите письма!». Почтовый адрес дома (квартиры)

1

0,25

0,75

0

33

«Мой город»

1

0,25

0,75

0

34

Обобщающее повторение Викторина

1

0,25

0,75

0

Всего за первый учебный (аудиторный) период

34

8,5

25,5

0

Второй учебный (аудиторный) период

Раздел 5. «Транспорт» (6 часов)

35 – 36

Виды транспорта

2

0,5

1,5

0

37

Оплата проезда в автобусе

1

0,25

0,75

0

38

Правила поведения в транспорте, на улице

1

0,25

0,75

0

39 – 40

Правила дорожного движения

2

0,5

1,5

0

41

Обобщающее повторение. Викторина

1

0,25

0,75

0

Раздел 6. «Торговля» (8 часов)

42

Основные виды магазинов, их назначение

1

0,25

0,75

0

43

Правила поведения в магазине

1

0,25

0,75

0

44

Порядок покупки товаров в продовольственном магазине

1

0,25

0,75

0

45

«Я сам!» Поход в магазин. Самостоятельная покупка.

1

0,25

0,75

0

47

Обобщающее повторение Викторина

1

0,25

0,75

0

Раздел 7. «Средства связи» (7 часов)

48

Основные средства связи

(почта, телефон)

1

0,25

0,75

0

49

Виды почтовых отправлений

1

0,25

0,75

0

50

Виды писем. Назначение адреса на конверте

1

0,25

0,75

0

51

Экскурсия на почту

1

0,25

0,75

0

52 – 53

Электронная почта.

2

0,5

1,5

0

54

Обобщающее повторение. Викторина

1

0,25

0,75

0

Раздел 8. «Медицинская помощь» (5 часов)

55

«Приходи ко мне лечиться!» Виды медицинских учреждений

1

0,25

0,75

0

56

«Виды медицинской помощи»

1

0,25

0,75

0

57 – 58

«Я сам!» Практическое занятие.

2

0,5

1,5

0

59

Экскурсия в медицинский кабинет

1

0,25

0,75

0

60

«Вредные привычки»

1

0,25

0,75

0

61

Обобщающее повторение. Викторина

1

0,25

0,75

0

Раздел 9. «Питание» (11 часов)

62 – 63

Значение продуктов питания для здоровья человека

2

0,5

1,5

0

64 – 65

Кухонная посуда, приборы, назначение

2

0,5

1,5

0

66 – 67

Столовая посуда, приборы, назначение

2

0,5

1,5

0

68

«Кто готовит пищу»

1

0,25

0,75

0

69

Чайная посуда

1

0,25

0,75

0

70

Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи

1

0,25

0,75

0

71

«Я сам!» Практическое занятие.

1

0,25

0,75

0

72

Обобщающее повторение. Викторина

1

0,25

0,75

0

Всего за второй учебный (аудиторный) период

38

9,5

28,5

0

Итого аудиторных занятий

72

18

54

0

Самоподготовка (16 недель)

73

Не предусмотрена

0

Итого внеаудиторных занятий

0

Общее количество часов

72

18

54

0

 

Срок реализации программного модуля – 1 учебный год.

Форма обучения: групповая. При необходимости (рекомендации ПМПК, пожелание родителей (законных представителей) ребёнка) возможна индивидуальная форма обучения.

Программный модуль основан на принципах:

Принцип учёта возрастных особенностей


 

Содержание программного модуля

Программный модуль состоит из 9 разделов:

«ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

«КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»

«ОДЕЖДА, ОБУВЬ»

«ЖИЛИЩЕ»

«ТРАНСПОРТ»

«ТОРГОВЛЯ»

«СРЕДСТВА СВЯЗИ»

«МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ»

«ПИТАНИЕ»

занятия

Тема

Содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Первый учебный (аудиторный) период

Раздел 1 «Личная гигиена» (10 часов)

1

Вводное занятие.

Знакомство. Игры на снятие тревожности. Техника безопасности на занятии.

1

0,25

0,75

2

Правила личной гигиены в течение дня.

Предметы и средства личной гигиены

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая работа, самостоятельная работа.

1

0,25

0,75

3 – 4

«Уход за волосами»

(мытье, прическа).

Беседа, игровые задания на заданную тему, упражнения, практическая деятельность, самостоятельная работа,

сюжетно – ролевая игра.

2

0,5

1,5

5

«Уход за полостью рта»

Беседа, упражнения, практическая деятельность, чтение художественных произведений.

1

0,25

0,75

6

«Уход за кожей рук и лица с помощью косметических средств»

Познавательно – развлекательные игры, чтение художественных произведений, практическая деятельность.

1

0,25

0,75

7

«Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора, гимнастика для глаз)»

Беседа, упражнения, практическая деятельность, дидактическая игра, сюжетно – ролевая игра.

1

0,25

0,75

8

«Личная гигиена ребёнка (мальчики и девочки)»

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.

1

0,25

0,75

9

Обобщающее повторение

Викторина

1

0,25

0,75

Раздел 2. «Культура поведения» (10 часов)

10 – 11

Что такое этикет? Поведение в музее, кино, театре

Беседа, игровые задания, упражнения, экскурсия.

2

0,5

1,5

12

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании

Беседа, игровые задания на заданную тему, упражнения, сюжетно-ролевая игра.

1

0,25

0,75

13

Формы обращения с просьбой к сверстникам и старшим

Беседа, упражнения, моделирование жизненной ситуации, экскурсия.

1

0,25

0,75

14

«В гости мы приглашены!» Правила поведения в гостях.

Беседа, чтение художественных произведений, просмотр иллюстраций, сюжетно-ролевая игра.

1

0,25

0,75

15

Поведение за столом

при приеме пищи

Поведение за столом

при приеме пищи

1

0,25

0,75

16 – 17

«Подарок на день рождения»

Беседа, упражнения, практическая работа (выбор подарка и его изготовление).

2

0,5

1,5

18

Обобщающее повторение

Викторина

1

0,25

0,75

Раздел 3. «Одежда, обувь» (8 часов)

19

Виды одежды и головных уборов, их назначение

Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

1

0,25

0,75

20 – 21

Повседневный уход за одеждой

Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

2

0,5

1,5

22

Виды обуви, их назначение

Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

1

0,25

0,75

23

Повседневный уход за обувью

Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

1

0,25

0,75

24

Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

1

0,25

0,75

25

Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

1

0,25

0,75

26

Обобщающее повторение.

Викторина

1

0,25

0,75

Раздел 4. «Жилище» (6 часов)

27

«Дом, в котором я живу». Виды жилых помещений в городе и деревне

Беседа, рисование, аппликация, просмотр фильмов, экскурсия, дидактические игры.

1

0,25

0,75

28

Прихожая, гостиная, кухня, спальня,

Беседа

1

0,25

0,75

29

«Моя комната»

Беседа, презентация,

1

0,25

0,75

30

«Убирайте комнату, чтоб она блестела!» (В. Маяковский)

Беседа, моделирование ситуации (уборка в комнате)

1

0,25

0,75

31

«Что нам стоит дом построить!»

Беседа «Как строят дом», презентация

1

0,25

0,75

32

«Пишите письма!». Почтовый адрес дома (квартиры)

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.

1

0,25

0,75

33

«Мой город»

Беседа. Правила безопасности в городе. Экскурсия.

1

0,25

0,75

34

Обобщающее повторение

Викторина

1

0,25

0,75

Всего за первый учебный (аудиторный) период

34

8,5

25,5

Второй учебный период

Раздел 5. «Транспорт» (6 часов)

35 – 36

Виды транспорта

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность, экскурсия, просмотр фильмов.

2

0,5

1,5

37

Оплата проезда в автобусе

Беседа, упражнения, моделирование ситуаций.

1

0,25

0,75

38

Правила поведения в транспорте, на улице

Познавательно – развлекательные игры, загадки, кроссворды, моделирование реальной ситуации, экскурсия.

1

0,25

0,75

39 – 40

Правила дорожного движения

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность, экскурсия, просмотр фильмов.

2

0,5

1,5

41

Обобщающее повторение.

Викторина

1

0,25

0,75

 

Раздел 6. «Торговля» (8 часов)

42

Основные виды магазинов, их назначение

Беседа, упражнения, сюжетно – ролевые игры, экскурсии, просмотр фильмов, иллюстраций.

1

0,25

0,75

43

Правила поведения в магазине

Правила поведения в магазине

1

0,25

0,75

44

Порядок покупки товаров в продовольственном магазине

Беседа, упражнения, практическая работа, сюжетно – ролевая игра. Экскурсия, просмотр фильмов, иллюстраций.

1

0,25

1,75

45

«Я сам!»

Поход магазин. Самостоятельная покупка.

1

0,25

0,75

47

Обобщающее повторение

Викторина

1

0,25

0,75

 

Раздел 7. «Средства связи» (7 часов)

48

Основные средства связи

(почта, телефон)

Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, тренировочные упражнения по написанию адреса на конверте, составлению текста открытки, чтение произведения С.Я. Маршака «Почта», просмотр фильмов.

1

0,25

0,75

49

Виды почтовых отправлений

Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, моделирование жизненной ситуации.

1

0,25

0,75

50

Виды писем. Назначение адреса на конверте

Беседа, практическая работа.

1

0,25

0,75

51

Экскурсия на почту

Беседа. Экскурсия на почту.

1

0,25

0,75

52 – 53

Электронная почта.

Беседа. Практическое занятие. Создание почтового аккаунта. Отправление электронного письма.

2

0,5

1,5

54

Обобщающее повторение.

Викторина

1

0,25

0,75

 

Раздел 8. «Медицинская помощь» (5 часов)

55

«Приходи ко мне лечиться!» Виды медицинских учреждений

Беседа, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, практическая работа.

1

0,25

0,75

56

«Виды медицинской помощи»

Беседа, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, практическая работа, моделирование ситуации.

1

0,25

0,75

57 – 58

«Я сам!»

Практическое занятие. Измерение температуры. Обработка царапин, ссадин. Наложение бинтовой повязки.

2

0,5

1,5

59

Экскурсия в медицинский кабинет

Беседа. Просмотр фильма

1

0,25

0,75

60

«Вредные привычки»

Беседа, просмотр фильмов, практическая работа, показ картинок.

1

0,25

0,75

61

Обобщающее повторение

Викторина

1

0,25

0,75

Раздел 9. «Питание» (11 часов)

62 – 63

Значение продуктов питания для здоровья человека

Беседа, чтение произведения, просмотр картинок, показ натуральных продуктов, просмотр видеофильма.

2

0,5

1,5

64 – 65

Кухонная посуда, приборы, назначение

Беседа, практическая работа, сюжетно – ролевая игра, показ иллюстраций.

2

0,5

1,5

66 – 67

Столовая посуда, приборы, назначение

Беседа, практическая работа, сюжетно – ролевая игра, показ иллюстраций.

2

0,5

1,5

68

«Кто готовит пищу»

Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра.

1

0,25

0,75

69

Чайная посуда

Беседа, практическая работа, сюжетно-ролевая игра, моделирование жизненной ситуации.

1

0,25

0,75

70

Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи

Беседа, практическая работа, упражнения, игровые задания.

1

0,25

0,75

71

«Я сам!»

Практическое занятие. Приготовление бутерброда.

1

0,25

0,75

72

Обобщающее повторение

Викторина

1

0,25

0,75

Всего за второй учебный (аудиторный) период

38

9,5

28,5

Итого за учебный (аудиторный) период

72

18

54

САМОПОДГОТОВКА

73

Не предусмотрена

Не предусмотрена

     

Итого внеаудиторных занятий (итого часов самоподготовки)

0

0

0

Общее количество часов

72

18

54

 

Методическое обеспечение

Обучение социально-бытовому ориентированию располагает целой системой разнообразных методов:

Целостный метод – практически любое практическое упражнение (композиция), трудность которого соответствует уровню подготовки воспитанников, может быть освоено целостно. Вместе с тем, следует учитывать, что использование целостного метода обучения подразумевает наличие определённого опыта, полученного ранее (например – рисование в дошкольном учреждении).

Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных приёмов, а также для коррекции учебного навыка, для исправления некоторых ошибок или работы над выразительностью рисунка.

Метод слова (метод устного изложения) – рассказ, описание, объяснение, беседа.

Наглядный метод (метод иллюстрации и демонстрации): (фотоиллюстрации, демонстрация презентаций, словесная наглядность, вызывающая образы, представления, понятия.

Практический метод – упражнения, приучение, самостоятельно выполняемые детьми действия.

Метод закрепления изучаемого материала (метод повторности движений) – повторение пройденного материала до 3-х раз).

Метод авансирования успеха – создание ситуации успеха для каждого ребенка, стимулирование.

Метод игры — использование игровых сюжетов в структуре занятий.

Метод самостоятельной работы воспитанников по осмысливанию и усвоение нового материала;

Метод работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, открытые занятия;

Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков воспитанников: повседневное наблюдение за воспитанниками, устный опрос (индивидуальный, групповой), контрольные занятия, соревнования, программированный контроль.

Оценочные материалы

Для фиксации результатов усвоения Программы обучающимися в зависимости от особенностей группы могут быть использованы следующие оценочные материалы:

Информационная карта социально-психологического развития обучающихся МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа и освоения ими образовательной программ

Информационная карта «Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы»

Диагностическая карта «Мониторинг развития качеств личности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы»

«Мониторинг развития качеств личности обучающихся» (критерии, оценка)


 


 

Информационная карта социально-психологического развития обучающихся МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа и освоения ими образовательной программ

Название программы

педагог

группы

Год обучения

Дата заполнения

. ФИО обучающегося

Параметры результативности освоения программы

(Максимальная сумма баллов – 12)

Параметры социально-психологического развития (Максимальная сумма баллов – 9)

Опыт освоения теории

Опыт освоения практической деятельности

Опыт творчес-кой деятель-ности

Опыт социально-значимой деятель-ности

Общая сумма баллов

%%

Воспитан-ность

Коммуника-тивность

Эмоцио-нальный компонент

Общая сумма баллов

%%

1

                     

2

                     

3

                     

4

                     

5

                     

6

                     

7

                     

8

                     

9

                     

10

                     

11

                     

12

                     

13

                     

14

                     

15

                     

ИТОГО БАЛЛОВ В ГРУППЕ:

       

УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ГРУППЕ В %

       

Критерии оценки: 1-низкий уровень, незначительный рост, 2- средний уровень, заметный рост. 3-высокий уровень, переход на новый качественный уровень.

Выводы педагога по данной группе: Подпись педагога

Информационная карта

«Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Теоретическая подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

практически не усвоил теоретическое содержание программы;

овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;

объем усвоенных знаний составляет более ½;

освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

не употребляет специальные термины;

знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;

сочетает специальную терминологию с бытовой;

специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

0

1

2

3

Наблюдение, собеседование

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

практически не овладел умениями и навыками;

овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;

объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;

овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

не может пользоваться специальным оборудованием;

испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;

работает с оборудованием с помощью педагога;

работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;

творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;

творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Основные компетентности

Учебно-интеллектуальные

Подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и работе с литературой

учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;

испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;

работает с литературой с помощью педагога или родителей;

работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

0

1

2

3

Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ

Пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни и баллы – по аналогии с пунктом выше

 

Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни и баллы – по аналогии с пунктом выше

 

Коммуникативные

Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает;

испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию;

слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминаниии контроле, иногда принимает во внимание мнение других;

сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает

информацию, уважает мнении других.

0

1

2

3

 

Выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации

перед аудиторией не выступает;

испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации;

готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога;

самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию.

0

1

2

3

Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения

Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств

участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает;

испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога;

участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога;

самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения.

0

1

2

3

Организационные

Организовывать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой

рабочее место организовывать не умеет;

испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога;

самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

0

1

2

3

Наблюдение

Наблюдение, собеседование

Планировать и организовать работу, распределять учебное время

Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

организовывать работу и распределять время не умеет;

испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей;

планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей;

самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

0

1

2

3

Аккуратно, ответственно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;

испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога;

аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам.

0

1

2

3

Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

правила ТБ не запоминает и не выполняет;

овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;

объем усвоенных навыков составляет более ½;

освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.

0

1

2

3

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

«Мониторинг развития качеств личности обучающихся

в результате освоения дополнительной образовательной программы»

Группа ______________________________________ Образовательная программа _______________________________________________

Год обучения_______________ Педагог __________________________________________________ Уч. год__________________________

Фамилия, имя Кл. К а ч е с т в а л и ч н о с т и и п р и з н а к и п р о я в л е н и я

Активность,

организаторские способности

Коммуникативные навыки, коллективизм

Ответственность,

самостоятельность,

дисциплинированность

Нравственность,

гуманность

Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

                             

 

                                 

 

                                 

 

                                 

 

                                 

 

                                 

 

                                 

 

                                 

 

                                 

 

                                 

 

                                 

 

                                 

 

                                 

 

                                 

 

                                 

 

                                 

МОНИТОРИНГ

развития качеств личности обучающихся

Качества

личности

Признаки проявления качеств личности

Ярко проявляются:

3 балла

Проявляются:

2 балла

Слабо проявляются:

1 балл

Не проявляются:

0 баллов

1 1. Активность,

организаторские способности

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других.

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов.

Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая.

Пропускает занятия, мешает другим.

2 2. Коммуникативные навыки, коллективизм

Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией.

Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией.

Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает.

Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов.

3. Ответственность,

самостоятельность,

дисциплинированность

Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других.

Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других.

Неохотно выполняет поручения.

Начинает работу, но часто не доводит ее до конца.

Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей.

Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия.

4. Нравственность,

гуманность

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям,

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других.

Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб.

Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен.

5 5. Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности

Имеет высокий творческий потенциал.

Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий.

Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.

Может работать в исследовательско-проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.

В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный.


 

V. Источники

Литература

В.В. Воронкова, С.А. Казакова. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5 – 9 классов».

Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г. и др. «Социально-бытовая ориентировка» (Сборник «Типовые образовательные программы» под редакцией В.В. Воронковой, допущенный Министерством образования Российской Федерации для школ VIII вида, гуманитарный издательский Центр «ВЛАДОС», 2006).

Интернет-источники:

Учебно-методический портал. Татьяна Золотухина. Авторская программа по социально-бытовой ориентировке "Будущее в моих руках"


 

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.