Сценарий квест-игры по развитию речевой деятельности в подготовительной группе «Проказы Злючки-Закорючки»

3
0
Материал опубликован 20 June 2021

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21»









Сценарий квест –игры по развитию речевой деятельности

в подготовительной группе

«Проказы Злючки - Закорючки»




Воспитатель: Кутилова Ольга Юрьевна










Вологда

2021



Образовательная область: «Речевое  развитие»

Вид: познавательно-речевое

Форма проведения: квест- игра Цель: закрепление и применение полученных  знаний, умений и навыков.

Задачи: Образовательные: -закрепить знания детей о единицах речи: слог, звук, буква, гласный звук, согласный звук;
-
закреплять умения составлять слова и читать их

-упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных слов, слов – антонимов -продолжать упражнять в умении отличать гласные звуки от согласных, выделять первый звук в слове

-продолжать учить ориентироваться в звуковой системе языка -закрепить навыки правильного звукопроизношения
-совершенствовать навыки словоизменения и словообразования
Развивающие:
-развивать внимание, память, логическое мышление
-развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы -развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности посредством кинезиологических упражнений - развитие мелкой моторики пальцев рук

развивать речевое дыхание -развивать умение действовать в команде Воспитательные: -создавать у детей положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать в детях самостоятельность, активность, уверенность в своих силах.
Здоровьесберегающие: -предупреждать  утомляемость детей -продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе. Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка. Демонстрационный материал: письмо от Злючки-Закорючки, карточки для определения первого звука в слове и 2 коробочки для игры «Собери картинки в свои коробочки», флеш-носитель и CD-диск с заданиями, мяч, воздушный шарик с заданием-шифром, игрушка-Петрушка, корзинка с муляжами грибов и яблок, медали на каждого ребенка, ленты 3-х цветов для рефлексии. Раздаточный материал: карточки и фломастеры для игры «Отгадай слово» Словарная работагласный, согласный, слог, преграда, расшифровать, слова противоположные по смыслу, соломенная, лисий. Методы и приемы: словесный (пояснение, ответы на вопросы, загадки), наглядный (картинки, игрушки), практический (кинезиологическое упражнение, дыхательное упражнение), игровой (игры), ИКТ ( звуко- и видео-файлы)

Содержание

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте друг другу улыбнемся и ласково поздороваемся друг с другом. (По кругу по часовой стрелке, прикасаясь к плечу соседа, ребенок произносит: «Здравствуй, Димочка!», «Здравствуй, Катенька!», «Здравствуй, Сонечка» и т. д. Напоминать детям называть своего соседа ласково.)

(Дети садятся на стулья)

Сюрпризный момент 

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кто это к нам стучит? Кто там? 

(под музыку вбегает Почтальон Печкин).

Почтальон Печкин: Это я – Почтальон Печкин! Здравствуйте, взрослые и ребята! Я к вам очень торопился на своём велосипеде! Вам пришло заказное письмо. Получите и распишитесь!

Воспитатель (берёт письмо, расписывается, Печкин уходит): Спасибо, Почтальон Печкин! Интересно, кто же нам прислал заказное письмо? Сейчас узнаем. Ребята, давайте прочитаем письмо

Проблемная ситуация

Письмо: «Здравствуйте, детишки-шалунишки! Меня зовут Злючка-Закорючка. Сегодня утром пока в саду никого не было, я пробралась к вам в группу и спрятала все ваши карандаши и тетрадки. Теперь вы не сможете заниматься. Хи-Хи. Но если вы такие умные и отгадаете все задания, то найдете свои школьные принадлежности. Ха-Ха».

Воспитатель: Вот так дела! Ох, и вредная эта Закорючка! Что же делать, ребята? Вам же скоро в школу, надо готовиться, нам очень нужны тетради и карандаши! Как быть?

(Предложения детей)

Воспитатель: А вы готовы справиться с заданиями Закорючки и найти тетрадки? (Да!)

Основной этап

Воспитатель: Тогда в путь! Мне кажется, Закорючка приготовила для вас непростые задания, которые потребуют от вас большого внимания и сосредоточенности. Давайте подготовимся к работе и выполним упражнение:

Кинезиологическое упражнение «Колечко»

(Поочередно и как можно быстрее дети перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.)

Воспитатель: Ну вот, мы готовы. Только с чего же начать наши поиски? (заглядывает в конверт). Ой, ребята, а здесь еще что-то лежит.

Загадка:

Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь — и в ответ
Он засмеётся тоже…

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем говорится в загадке?

Дети: О зеркале.

Воспитатель: А зачем нам Закорючка оставила эту загадку, как думаете?

(Предположения детей: начать поиски с зеркала, которое находится в группе)

(Дети с воспитателем подходят к зеркалу, осматривают его. Находят 2 коробочки – красного и синего цвета и картинки с изображением различных предметов для каждого ребенка, вопросы от Закорючки)

Воспитатель: Ребята, Злючка-Закорючка оставила для вас игру и вопросы, давайте ответим на них:

-Что такое буква? (буквы мы пишем и видим). -Что такое звук? (звуки мы слышим и произносим). -Какие бывают звуки? (гласные и согласные). -Как мы узнаем, что звук гласный? (при произнесении звука голос не встречает преграды).

-Согласный? (преграда в виде языка и зубов). -Каким цветом условно обозначают гласные? (красным). - Согласные? (синим).

- Что такое слог? (слияние нескольких звуков).

Дидактическая игра «Собери картинки в свои коробочки».

Воспитатель: Ребята, нам нужно распределить предметы, которые начинаются с гласного звука – в красную коробочку, а с согласного звука – в синюю.
(Дети распределяют картинки, объясняя свой выбор) Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы справились с первым заданием Закорючки. Надо двигаться дальше. Но куда? (осматривают коробочки, на дне обратной стороны загадка:

Он с бубенчиком в руке
В сине - красном колпаке
Он - веселая игрушка,
А зовут его ...( Петрушка)

(Дети, перемещаясь по группе, находят игрушку Петрушку. Осматривают его. В руке Петрушки находят флеш-носитель).

Воспитатель: Давайте посмотрим, какое задание приготовила нам Закорючка. (Включает флеш-носитель, на экране задание «Отгадай слово» )


Воспитатель: Закорючка хочет проверить, как вы знаете буквы. Она придумал для вас необычные загадки. Посмотрите внимательно на картинку. Что несет в корзинке ежик? А что несёт в мешке медведь? (Ответы детей)

Воспитатель: На самом деле вы не сможете точно ответить на этот вопрос. Поскольку корзинка ежика закрыта платочком, а мешок медведя завязан.
Сейчас я раскрою вам эти секреты! В этом мне помогут волшебные таблицы.
 

Если ты узнать захочешь
Что в корзинке, что в мешке?
Зачеркни скорее буквы  
Те, что встретишь ты по две.
А оставшиеся буквы
В слово ты скорей сложи
И тогда узнать ты сможешь
То, что спрятано внутри.
(Дети выполняют задание за столами индивидуально). Воспитатель: Ребята, у кого какое слово получилось? (Дети читают «яблоки» и «грибы»).

Воспитатель: Ребята, а куда теперь нам двигаться в поисках наших тетрадей? Как думаете? (дети осматриваются, видят корзинку с муляжами грибов и яблок, делают предположения. Подходят к корзинке, находят загадку:

У Непоседы — паренька. Круглые бока. Ударишь — не плачет, А всё выше скачет… (мяч)

(Дети находят в группе мяч, под ним листок с вопросами для игры «Скажи правильно»)

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Я вам буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы правильно на него отвечать и бросать мне мяч обратно.

На берегу росла сосна – а рядом с нею … (сосны)
Горит прекрасная звезда – а рядом с нею … 
(звезды)
Стал красным – красным помидор – а рядом … 
(помидоры)
Вот гном один, вот гном второй – а вместе это … 
(гномы).

Гиря тяжелая, а пушинка …. (легкая)
Черепаха двигается медленно, а заяц …(быстро)
Платья разные, а носки …. (одинаковые)
Ствол у березы тонкий, а у дуба … (толстый)
Один клоун грустный, а другой  … (веселый)
Камень твердый, а подушка … (мягкая) Хвост лисы – (лисий) хвост
Ведро из железа –
(железное) ведро
Ложка из дерева –
(деревянная) ложка
Шляпа из соломы –
(соломенная) шляпа Варенье из малины – (малиновое) варенье.

(Раздается стук в дверь. Заходит помощник воспитателя и сообщает, что, когда она открыла окно, в раздевалку налетело много снежинок. Воспитатель предлагает детям пройти в раздевальную комнату и рассмотреть первый осенний снег. Дети с воспитателем выходят в раздевальную комнату, видят на столе гору снежинок).

Воспитатель: Ребята, а какие снежинки? (Ответы детей: легкие, белые, пушистые, воздушные и т.д.)

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, правда ли снежинки легкие и воздушные. Давайте подуем на них.

Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку» (когда дети сдуют все снежинки со стола, на столе останется конверт с компьютерным диском)

Воспитатель: Ребята, мне кажется здесь еще одно задание от Злючки-Закорючки. Пойдемте скорее, посмотрим, что на этот раз она для вас приготовила.

(На экране игра «Рассыпанные слова» )

Воспитатель:

Эти слоги - вот беда!
Разлетелись кто куда
Место слога отыщите,
Слоги в слово соберите.
мо-ны-ли- лимоны, на-ны-ба - бананы
пус-та-ка- капуста, по-до-ми-ры - помидоры
(при правильно выполненном задании, на экране появляется картинка – ответ)

Дидактическая игра «Найди слова» (Дети  расшифровывают слова) СлОеКс-  СОК,   лес

ТсИлГоРн-  ТИГР,   слон

СлТуОкЛ-   СТОЛ,   лук

СуОхНо-   СОН,  ухо

ОрСоАт-   ОСА,   рот (В группу влетает воздушный шарик с запиской).

Воспитатель (читает записку): Ребята, здесь какой-то шифр. Вам нужно сложить из букв слово, которое поможет понять, куда пойти и где спрятаны ваши тетради и карандаши.

Заключительный этап

Дидактическая игра «Составь слово». ( А – 3, С – 1, Я – 7, П – 2, Л – 4, Н – 6, Ь – 5) (Дети выкладывают слово «СПАЛЬНЯ», отправляются в спальню и находят там свои школьные принадлежности с письмом)

Письмо: «Дорогие ребята! Если вы нашли свои тетрадки и карандаши, значит вы справились со всеми моими заданиями. Вы молодцы! Я придумала для вас эти задания, чтобы проверить, готовы ли вы к школе. Теперь вижу, что вы и в самом деле будущие первоклассники и большие знатоки грамоты! Вы отлично справились со всеми заданиями. За это вы получаете от меня награды (медали). (Воспитатель вручает медали детям). И последнее. Чтобы стать настоящим будущим первоклассником необходимо принять клятву, поднеся руку в медали:

1. Никогда не опаздывать в школу (Клянемся)

2.Быть внимательным на уроке (Клянемся)

3. быть вежливым и не забывать здороваться с учителями (Клянемся)

4.Добросовестно готовить домашние задания (Клянемся)

5. Не получать плохих отметок (Клянемся).

Рефлексия

Воспитатель: Ну вот, ребята, и закончилось наше необычное приключение. Вы были большие молодцы! Смогли справиться со всеми трудностями, ответить на все вопросы и справиться с заданиями Закорючки. Что мы сегодня искали? А что получили в награду? Трудно ли вам было сегодня на занятии? Какие задания Закорючки вам показались трудными? Я предлагаю сейчас поиграть в игру

«Заплетем косичку».

(Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение: красная – весело, интересно, занимательно; коричневая – трудно, волнительно; белая – безразличие, скука, усталость)

Воспитатель: Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета. Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия. (Анализ выбранных детьми лент, плетение косички настроения)











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации