Психологические аспекты патриотического воспитания
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ростова-на-Дону
«Дворец творчества детей и молодежи»
Психологические аспекты патриотического воспитания
Выполнила методист,
педагог-организатор
Боярских Н.Н.
Ростов-на-Дону
2025 год
В Большой советской энциклопедии патриотизм определяется как «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам». Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям.
Многие исследователи говорят о патриотических чувствах как об одном из нравственных качеств. Они формируются у людей, которые в полной мере развиты, проявляясь в постоянной работе для того, чтобы Родина процветала, была лучше. Патриотические чувства являются проявлением политического сознания. Гордость за государство, любовь к Родине, осознание ценности культурного наследия, это те качества личности, которые могут проявляться во многих сферах деятельности человека и входят в состав патриотических чувств.
Психологические аспекты патриотизма – мотивации, эмоции, ценности и убеждения, которые оказывают влияние на индивидуальное понимание и проявление патриотизма.
Одним из ключевых психологических аспектов патриотизма является национальная идентичность. Люди, имеющие сильную национальную идентичность, часто проявляют более высокую степень патриотизма, поскольку они ощущают себя связанными с общей историей, традициями и ценностями своей нации. Национальная идентичность может формироваться через образование, семейное воспитание или через социальные принадлежности, такие как язык, культура и религия. Однако психологический аспект патриотизма также включает в себя негативные факторы. Чрезмерный патриотизм или национализм может привести к созданию стереотипов, предубеждений и даже ксенофобии. Патриотические установки могут также усиливать конфликты между различными культурами и нациями, ведя к напряженным международным отношениям. Поэтому одной из задач патриотического воспитания является развитие толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма.
Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Если патриотизм – это любовь к Отчизне, то патриотическое воспитание – это воспитание, направленное на формирование у подрастающего поколения этого высокого, великого чувства. Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину.
Основные задачи патриотического воспитания
- воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
- формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
- воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны;
- воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека;
- воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма среди молодежи;
- формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа;
- формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.
Задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы, организуя опыт патриотического поведения учащихся, формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Все основные виды деятельности учащегося: учение, общественная работа, спорт, туризм, игра – могут решать эту задачу. В каждом из этих видов деятельности учащийся может совершать патриотические поступки и дела в ходе которых у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к родине.
Возрастные особенности учащихся характеризуются повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в истинность всего, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, образовательное учреждение должно формировать чувства патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
С ранних лет необходимо давать детям представление о месте и роли страны в мире, воспитывать уважение к боевому прошлому нашей Родины, показывать могущество нашей страны. Необходимо добиваться, чтобы патриотические чувства учащихся находили выражение в полезных делах на благо Отечества. Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, деятельность. Также необходимо уделять большое внимание психологическому развитию личности, становлению эмоционального интеллекта детей. Исследования показывают, что люди с высокой эмоциональной стабильностью и низкой тревожностью могут иметь более высокую степень патриотического отношения. Также наблюдается связь между психологическим благополучием и патриотизмом – люди, имеющие более высокий уровень счастья и удовлетворенности жизнью, склонны проявлять большую патриотическую приверженность.
Психологические аспекты патриотического воспитания связаны с формированием личности, с ее потребностно-мотивационной, эмоционально и волевой сферой, индивидуально-психологическими особенностями, морально-волевыми качествами. В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности. Патриотические чувства формируются у в полной мере развитых людей, проявляясь в постоянной работе для того, чтобы Родина процветала, была лучше. Таким образом, дополнительное образование формирует наиболее полноценную среду для воспитания патриотических чувств.
Основным содержанием гражданско-патриотического воспитания и социализации являются базовые ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Дополнительное образование, в частности его туристско-краеведческая направленность, открывают ребенку доступ к изучению традиций и культурных ценностей, дает возможность изучать свою малую Родину, научится любить ее.
Психологические аспекты патриотического воспитания являются предметом активных дискуссий и исследований. Это поле психологии помогает нам лучше понять причины и последствия патриотического поведения в индивидуальном и коллективном уровне, что дает новые возможности для развития патриотизма у подрастающего поколения.
Источники
- https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/8596/1/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%87%D1%83%D0%BA%20%D0%95.%D0%98._%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E%D0%B1_1403.pdf
- https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/chto-takoe
- https://infourok.ru/statya-psihologicheskie-osnovi-patrioticheskogo-vospitaniya-3005320.html
- https://multiurok.ru/files/psikhologhichieskii-aspiekt-ghrazhdanskogho-i-patr.html
- https://multiurok.ru/files/psikhologhichieskii-aspiekt-ghrazhdanskogho-i-patr.html
- https://ru.anyquestion.info/a/rassuzhdeniya-o-patriotizme-psihologicheskiy-aspekt