Психологические барьебы и стереотипы участников инклюзивной образовательной среды или образование детей с особыми образовательными потребностями
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ И СТЕРЕОТИПЫ УЧАСТНИКОВ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ или образование детей с особыми образовательными потребностями.
Мир «особого» ребенка
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка –
Допускает лишь своих.
Н. А. Калиман
В образовательные учреждения пришли дети с «особыми» образовательными потребностями. Первые, кто их встретил, конечно учителя начальной школы. Именно начальная школа является тем важнейшим звеном в цепи инклюзивного образования в современной школе. Готовы ли учителя? С точки зрения спецподготовки – скорее нет, чем да. Но мы быстро учимся. Масса предлагаемых курсовых подготовок и переподготовок пополнили багаж наших знаний специального коррекционного характера в обучении и воспитании. О том, как учить, чтобы не навредить, не напугать, чтобы стать «своим» в мире «особенных» детей. Работа учителя на уроке многопрофильна: и артистом, и врачом, и психологом, поскольку основы личностного отношения к сверстникам с ОВЗ наиболее эффективно закладываются у школьников на начальном этапе обучения. Работая с данной категорией детей, учителю часто приходится полностью перестраивать весь заранее намеченный план урока, включать дополнительные паузы, минутки релаксации, и вообще сочинять на ходу.
А вот вторая сторона медали – психологический барьер. Не каждому учителю под силу справиться с собой, когда помимо знаний и умений, которые надо вложить в ученика, ему надо вытереть нос, рот, успеть отвернуться, когда он кашляет или чихает, разбрызгивая мокроту… Очень легко рассуждать теоретически об организации обучения «особенных» детей. Я – учитель-практик. Во-первых, надо подготовить родителей обучающихся, что в классе будет ребенок с «особыми» образовательными потребностями и родителей «особенного» ребенка, чтобы были толерантны и терпеливы по отношению друг к другу. Привожу, как пример, слова писательницы Эстер Селсдон: «Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени». И здесь важнее не первая половина высказывания, а вторая. Потому что тенденция в родительских кругах: «Я много работаю, мне некогда!...»
Следующий этап – подготовить детей, но уже имея в союзниках родителей, которые-то уже знают о пользе пребывания в классе «особенных» детей в воспитании толерантности, чувства сопереживания, взаимопомощи, взаимовыручки, ответственного отношения к окружающим.
Освоение новой среды детьми с особыми образовательными потребностями происходит в несколько раз медленнее, тут нужно терпение и выдержка со стороны и педагога, и учащихся. Темп включения в работу, соответственно разный. На помощь приходят дифференцированные задания для всех учеников класса: одним - чтобы не заскучали от безделия, другим – по силам, чтобы можно было похвалить и тех, и других. Ведь одобрение – путь к успешному обучению.
В нашем образовательном учреждении большую помощь в работе с «особенными» детьми, а иногда и их родителями оказывает педагог-психолог. По каждому ребенку мы выстраиваем индивидуальную линию образования.
Хочу привести слова Ш. Амонашвили: «Нет случайно родившихся детей. Он родился потому, что именно его не хватало миру!»
Это должны помнить учителя, это должны понимать и принимать все участники образовательного процесса.
Источники:
Картинка https://cloud.prezentacii.org/19/04/142950/images/screen2.jpg
Организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве школы. https://www.1urok.ru/categories/21/articles/19632
Сущность инклюзивного образования и принципы его реализации. https://urok.1sept.ru/articles/675120
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Потамошнева Наталья Алексеевна