12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Потамошнева Наталья Алексеевна79592 Учитель начальных классов, ВКК. Россия, Воронежская обл., Воронеж Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ И СТЕРЕОТИПЫ УЧАСТНИКОВ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ или образование детей с особыми образовательными потребностями.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ И СТЕРЕОТИПЫ УЧАСТНИКОВ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ или образование детей с особыми образовательными потребностями.
Мир «особого» ребенка
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка –
Допускает лишь своих.
Н. А. Калиман
А вот вторая сторона медали – психологический барьер. Не каждому учителю под силу справиться с собой, когда помимо знаний и умений, которые надо вложить в ученика, ему надо вытереть нос, рот, успеть отвернуться, когда он кашляет или чихает, разбрызгивая мокроту… Очень легко рассуждать теоретически об организации обучения «особенных» детей. Я – учитель-практик. Во-первых, надо подготовить родителей обучающихся, что в классе будет ребенок с «особыми» образовательными потребностями и родителей «особенного» ребенка, чтобы были толерантны и терпеливы по отношению друг к другу. Привожу, как пример, слова писательницы Эстер Селсдон: «Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени». И здесь важнее не первая половина высказывания, а вторая. Потому что тенденция в родительских кругах: «Я много работаю, мне некогда!...»
Следующий этап – подготовить детей, но уже имея в союзниках родителей, которые-то уже знают о пользе пребывания в классе «особенных» детей в воспитании толерантности, чувства сопереживания, взаимопомощи, взаимовыручки, ответственного отношения к окружающим.
Освоение новой среды детьми с особыми образовательными потребностями происходит в несколько раз медленнее, тут нужно терпение и выдержка со стороны и педагога, и учащихся. Темп включения в работу, соответственно разный. На помощь приходят дифференцированные задания для всех учеников класса: одним - чтобы не заскучали от безделия, другим – по силам, чтобы можно было похвалить и тех, и других. Ведь одобрение – путь к успешному обучению.
В нашем образовательном учреждении большую помощь в работе с «особенными» детьми, а иногда и их родителями оказывает педагог-психолог. По каждому ребенку мы выстраиваем индивидуальную линию образования.
Хочу привести слова Ш. Амонашвили: «Нет случайно родившихся детей. Он родился потому, что именно его не хватало миру!»
Это должны помнить учителя, это должны понимать и принимать все участники образовательного процесса.
Источники:
Картинка
Организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве школы.
Сущность инклюзивного образования и принципы его реализации.
Комментарии (5)
Отредактировано 05-07-2021 20:53