Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста.
Каждый возраст человека – это особый период человеческого развития, отличающийся своими признаками и чертами. В течение всей жизни у человека можно выделить различные возрастные периоды. В соответствии с этим период, в который ребенок посещает детский сад, выделяется в отдельный дошкольный возраст. Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6–7 лет.. Наибольший вклад в изучение старшего дошкольного возраста внесли такие ученые как Л.И. Божович, А.Н. Веракса, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, В.Г. Каменская, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.
Эльконин Д.Б. выделяет период дошкольного детства с 3 до 7 лет, и характеризует его следующими изменениями:
- Социальная ситуация развития: распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности.
- Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра.
- Новообразования: преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя внутреннего мира, возникновения внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться), знаково-символическая функция сознания (возможность использовать один предмет в качестве заместителя другого).
Переход от дошкольного детства к следующему периоду происходит вследствие преодоления кризиса 7 лет. Этот кризис связан с формированием внутренних переживаний, опосредующих отношение ребёнка к миру. Основные симптомы кризиса:
- потеря непосредственности: появляется дополнительное обдумывание последствий своих действий, его переживания и желания не соответствуют поведению, у ребёнка появляются секреты.
- манерничание: ребёнок в некоторых ситуациях начинает играть определённую роль, что-то из себя изображая;
- феномен «горькой конфеты»: мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое. Ребёнок может не радоваться тому, что получил нечестно.
Л.С. Выготский относит к дошкольному периоду возраст от 3 до 6– 7 лет и отмечает исключительное значение этого периода в развитии психики ребенка.
С точки зрения Л.С. Выготского «развитие – это, прежде всего, возникновение нового, то есть стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, то есть качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но это новое появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источник развития – социальная среда – социальная ситуация развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой».
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляется новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии. Четыре основных закона детского развития:
1. Цикличность. Темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема интеллектуального развития сменяются периодами спада (замедления): память, речь интеллект – имеют свои циклы развития.
2. Неравномерность развития: С 3-х лет – развивается память, но она связана с восприятием. Итак, с раннего возраста доминирует восприятие; в дошкольном – память, младшие школьники – мышление.
3. «Метаморфозы» в детском развитии – развитие это не количественные изменения, а качественные (превращение одной формы в другую). То есть постепенно приобретение «нужного» опыта.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. То есть процессы «обратного развития», как бы, вплетены в ход эволюции: то, что развилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, говорить – перестает лепетать; у младшего школьник исчезают интересы дошкольника. Но наблюдаются и запоздалые инволюционные процессы. Например, инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняются детские старые черты.
В.С. Мухина в рамках предложенной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). В.С. Мухина также отмечает, что в рамках этого периода под влиянием воспитания происходит активное развитие психики ребёнка.
В дошкольном возрасте, по мнению В.С. Мухиной, «ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей».
В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.
В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. В этот период продолжают бурно развиваться речь, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности.
Веракса Н.Е. выделяет ранний дошкольный возраст (2-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет), и старший дошкольный возраст (6-7 лет).
В раннем дошкольном возрасте происходит существенный сдвиг в развитии игровой деятельности детей. Он заключается прежде всего в том, что у ребенка начинает появляться представление о роли, которую выполняет взрослый в реальном взаимодействии с другими людьми. Игра носит процессуальный характер, поэтому для ее развития ребенка необходимо обучать различным действиям с игровыми предметами, при этом важно, чтобы ребенок повторял и действия, и слова взрослого.
Так же в этом возрасте у детей интенсивно развивается активная речь, которая характеризуется самостоятельным произнесением слов и предложений, обращенных, как правило, ко взрослому. Если раньше ребенок в большинстве случаев использовал пассивную речь, то есть он слушал инструкции взрослого и делал то, что он говорит, то теперь малыш сам начинает активно обращаться ко взрослому.
Становление детской психики связано с развитием восприятия, малыш способен исследовать свойства объекта, с которым он взаимодействует, и строить его образ.
Этот период жизни ребенка является переходным периодом от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.
В среднем дошкольном возрасте социальная ситуация характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. Игровые действия он начинает выполнять не ради них самих, а ради игрового смысла, поэтому насыщение роли игровыми действиями позволяет одновременно обогатить смысл детских игр.
На этом этапе развития продолжает развиваться воображение, которое осуществляет познавательную функцию, позволяя ребенку построить целостное представление о мире.
У детей этого возраста продолжает развиваться восприятие: они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Совершенствуется ориентация в пространстве.
В этом возрасте интенсивно развивается образное мышление – дети способны решать различные задачи, используя схематизированное изображение. Развитие образного мышления обусловлено общим развитием интеллекта.
В этом возрасте продолжается развитие внимания. Теперь ребенок может заниматься интересной для него деятельностью 15–20 и более минут. Также происходит увеличение концентрации и распределения внимания – дошкольник способен действовать одновременно с несколькими предметами. Однако эти свойства внимания проявляются преимущественно в игровой деятельности.
В старшем дошкольном возрасте игровая деятельность детей достигает своего максимального развития. В ней обнаруживаются все структурные компоненты (роль, игровые действия, ролевое взаимодействие и т. д.). Кроме того, у дошкольников происходит формирование мотивации к учебной деятельности.
Высокого уровня развития достигает речь ребенка в этом периоде развития. Ребенок этого возраста изменяет слова по падежам, правильно согласует слова в предложении. Также происходит развитие лексической стороны речи ребенка. Он может объяснить значение сложных многозначных слов, а также точно выражать свое эмоциональное состояние.
Развитие мышления в данном возрасте определяется доминированием наглядно-образного мышления и переходом к словесно-логическому.
Важным показателем развития старшего дошкольника является его готовность к школьному обучению.
Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень
познавательного развития (или интеллектуальную готовность). Она включает в себя высокий уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления.
К концу дошкольного возраста продолжается личностное развитие ребенка. Происходит развитие самосознания, что позволяет ему более точно и адекватно рассчитывать свои возможности. Он правильно воспринимает отношение к нему других людей.
Но к сожалению не все дети могут развиваться согласно вышеизложенным характеристикам, есть дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют различные отклонения, которые в свою очередь препятствуют гармоничному развитию личности и усвоению программ. Поподробнее остановимся дальше на развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.