Урок «Путешествие в музыкальный зоопарк» (Музыка, 1 класс)

4
1
Материал опубликован 7 February 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока музыки

Тема урока: «Путешествие в музыкальный зоопарк»

Продолжительность урока: 45 мин.

Целевая аудитория: обучающиеся 1  класса

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: комбинированный

Цель урока: создание эмоционального впечатления учащихся посредством соотнесения звуковых, зрительных и словесных образов.

знакомятся с разнохарактерными музыкальными “портретами” животных;

Задачи урока:

1. Организовать деятельность учащихся для знакомства с новым композитором К. Сен-Сансом, его произведениями из сюиты «Карнавал животных», отрабатывать умения определять характер музыки, давать характеристику музыкальному произведению и повадкам животных.

2. Обеспечить развитие у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, развивать творческое воображение, эмоциональный отклик на музыкальные произведения, формировать слухо-зрительный анализ вокально-хоровых навыков при исполнении песни «Черепаха» из репертуара шоу-группы «Улыбка радуги», умение общаться, развивать монологическую и диалогическую речь школьников.

3. Содействовать пробуждению у детей интереса к музыкальному искусству, способствовать воспитанию слушательской культуры, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой.

Планируемые результаты:

Знать композитора К.Сен-Санса и его пьесы с разнохарактерными музыкальными «портретами» животных.

Уметь определять характер музыки, давать характеристику музыкального произведения.

Использовать полученные знания в практической деятельности: самостоятельное общение с высокохудожественной музыкой.

Методы и приёмы: словесные (стихи, диалог, вопросы к детям, ответы детей, уточнения, пояснения и др.); наглядные (демонстрация презентации, пригласительный билет (оформлен в виде карты по зоопарк), «Поезд впечатлений» - для проведения рефлексии, выразительное исполнение песни, артикуляция отдельных звуков и др.); практические (исполнение песни, двигательная импровизация, игра на ДМИ, слушание музыки и др.); методы контроля и самоконтроля.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран, диапроектор.

Дополнительное оборудование:

Пригласительный билет, оформленный в виде карты по зоопарку (каждому ученику) – Приложение №1;

Фишки 3-х цветов: красного, зеленого, синего;

3 коробки;

Маленькие игрушки: лев, слон, черепаха;

ДМИ (металлический треугольник, колокольчик, деревянные ложки, металлофон, маракас, рубель, барабан, кастаньеты, трещотка);

Карточки 3-х цветов: красного, зеленого, синего – Приложение №2;

«Поезд впечатление» из 7 вагонов для проведения рефлексии – Приложение №3.

Музыкальный материал:

Песенка приветствие – «Добрый день»;

сл.З.Петровой, муз.А.Островского – «В зоопарке»

К.Сен-Санс пьесы из сюиты «Карнавал животных»: «Королевский марш льва», «Слон», «Черепаха»;

Видео ролик на музыку К.Сен-Санса – «Слон танцует»;

Песня «Черепаха» - из репертуара шоу-группы «Улыбка радуги»;

– песня «Светит солнышко для всех»

русская народная песня – «Ах, ярмарка»

Основные термины и понятия:

Изобразительность в музыке

Марш

Танец

Песня

Контрабас

Бас

Этап урока

Ход урока

Формируемые УДД

Организационный момент

Слайд №1

Цель этапа: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку.

Дети входят в класс.

Со звонком ученики встают и поют музыкальное приветствие: «Добрый день»

Учитель:Добрый день,

Дети: Добрый день,

Говорим мы каждый день

Этими словами здороваемся с Вами.

Учитель: Как вы уже поняли ребята, у нас сегодня необычный урок.

- А необычный он почему?

Дети: К нам на урок пришли гости

Познавательные: быстрое включение учащихся в деловой ритм

Коммуникативная: распределение ролей и исполнение приветствия выразительно, соблюдая певческую установку.

Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Эмоциональный настрой

Учитель: Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей! Машем ручкой.

- А теперь друг к другу повернитесь,

- А теперь друг другу улыбнитесь.

Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.

Регулятивные: настроится на продуктивную работу.

Актуализация знаний.

Слайд №2

Цель этапа:

мотивирование учебной деятельности; формирование способности формулировать учебную задачу.

Слайд №3

Слайд №4

анимация

Учитель: Садитесь ребята. У вас на партах лежат листы. Возьмите их к себе поближе и рассмотрите их. Что там написано?

Ответы детей. Пригласительный первокласснику.

- Как вы думаете, кто и куда нас приглашает?

Дети: Животные и Птицы. В зоопарк.

Учитель:

- Ребята, а кто из вас знает, что такое зоопарк?

Дети: Зоопарк – это место, где живет много птиц, зверей, рыб из разных уголков планеты.

Учитель: Поднимите ручки, кто из вас был в зоопарке? (Разговор о том, что видели в зоопарке).

Учитель:

- А хотите пойти со мной в зоопарк? Ответы детей.

- Только зоопарк, куда я вас приглашаю, особенный. Почему, как вы думаете?

Дети: потому что он музыкальный.

Учитель:

В музыкальный зоопарк

Приглашаю я ребят.

- А чтобы нам в дороге было веселей давайте споём с вами песенку.

- Я думаю, вот такая подойдет. Перелистывает слайд.

- Ой! Что такое, слова в песенке разбежались. Но я уверена, вы мне поможете все исправить. И мы обязательно её исполним.

Познавательные: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; обосновывать своё мнение; выдвижение гипотезы и её обоснование.

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и партнерами во фронтальной работе.

Регулятивные:

принятие учебной задачи

 

Задача учеников вставить слова в текст песни по смыслу. Учитель задает наводящие вопросы.

День сегодня очень ясный, Сегодня очень ясный что? Ясным бывает что?

Ручейки звенят кругом. Звенят весной что?

Со зверями в зоопарке В зоопарке мы с кем идём здороваться?

Мы здороваться идём.

- Как зимой вы поживали?- У зверей мы что?

Мы спросили у зверей.-

Не болели, не скучали? Нам очень хочется, чтобы звери нам скорей все

Расскажите нам скорей о себе, что?

Исполнение 1 куплета песни «В зоопарке» - сл. З. Петровой, муз. А. Островского

Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную информацию.

Коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Объяснение нового материала

Слайд №5

Цель этапа:

Знакомство с композитором К.Сен-Сансом и его пьесами из сюиты «Карнавал животных»

Слайд №6

анимация

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

анимация

Слайд №17

Слайд №18

Слайд №19

Слайд №20

анимация

Слайд №21

Слайд №22

Слайд №23

Слайд №24

анимация

Слайд №25

Слайд №26

Слайд №27

Организация вокально-хоровой и исполнительской деятельности

Объяснение нового материала.

- Вот мы и на месте.

- Но кто нас встречает? Послушайте, музыка вам, ребята, расскажет.

Звучит пьеса «Королевский марш льва» К. Сен-Санса.

Учитель обращается к ученикам.

- Настя, как ты думаешь, кто нас встречал, какое животное?

- Женя, а ты как считаешь?

- Я соглашусь с вами. Это лев.

Ребята, приготовьте фишки.

- Катя, сколько у нас фишек? – 3 фишки

- Карина, каких цветов у нас фишки? – красная, зеленая, синяя.

- Одной из них на карте мы должны обозначить клетку льва. Вопрос! Какой? Обоснуйте свой выбор.

Красный – Цвет предупреждения.

Внимание! Будь осторожен. Шутить со львом опасно.

- Возьмите красную фишку и поставьте её на клетку с животным. Молодцы.

- Ребята, а как лев нас приветствовал? (учитель наигрывает фрагмент на фортепиано)

Дети: Он рычал.

Учитель: Грозно рычал (звук).

- Ребята, давайте попробуем изобразить, как рычит лев (изображают).

- Молодцы, у вас отлично получается.

С детства, знаю, он привык

Издавать из клетки рык

И на взрослых, на детей:

Как - никак, а царь зверей.

И рычит так, осмелев,

Потому что это – лев.

- А кто из вас, ребята знает, как лев передвигается?

Дети: Он прыгает, бегает, шагает.

- А что делает сейчас? (слушают музыкальный фрагмент).

Дети: Шагает.

Учитель: А как он шагает по клетке? Выберите из предложенного.

Подберите слова (работа с доской) Грозно, важно, уверенно, торжественно, сердито.

- Покажите, как он это делает (дети изображают).

Как здорово у вас получается. Предлагают попробовать сделать это под музыку.

Звучит музыка

- Дети, как называется музыка, под которую удобно шагать?

Дети: марш.

- А у нас шагал кто? Лев.

- Используя мои подсказки, попробуете в паре придумать название к прослушанной нами пьесе (марш, лев, корона).

Дети озвучивают свои варианты.

Учитель:

Французский композитор Камиль Сен-Санс дал этой пьесе название: «Королевский марш льва».

____________________________________________________

А наша прогулка по музыкальному зоопарку продолжается.

Звучит пьеса К.Сен-Санса - «Слон».

Учитель:

- Так, так, а кто живет в этой клетке….

- Давайте определимся. Я вам буду задавать вопросы, а вы, если согласны поднимаете ручки вверх, если нет – опускаете их вниз (учитель показывает действия ученикам).

Как вам кажется, это животное маленькое? Большое?

Сердитое? Доброе?

Настроение у него веселое? Грустное?

Он любит топать? Шагать? Танцевать?

- Кто же это? Ответы детей.

- Слон.

- Какой фишкой зеленой или синей мы обозначить клетку слона на карте? Обоснуйте свой выбор.

- Конечно «зеленый» - цвет травы. Слоны – травоядные животные.

Африканский взрослый слон

Весит семь иль восемь тонн.

- Чтобы изобразить в музыке его величину, как вы думаете какому из представленных инструментов (флейта, тромбон, скрипка, контрабас, арфа) композитор это доверил?

- Верно контрабасу, а почему? Контрабас самый большой инструмент в оркестре.

- А как вы думаете, какой голос у этого инструмента (высокий, средний или низкий)?

Дети: низкий.

Учитель: Контрабас. Бас - в музыке это низкий голос (слушают фрагмент).

- Внимательно послушайте, как он звучит.

- Как вы думаете, что делал слон в музыке, которую вы только что слушали?

Дети: Танцевал.

- Как вы думаете, хорошо у него это получается? А почему не очень? Он большой и неповоротливый, но он очень старается.

- Ребята, давайте его поддержим и станцуем вместе с ним.

- А какие мы будем выполнять движения, чтобы изобразить танцующего слона?

(танцевальная импровизация).

Видео ролик. Слон танцует.

____________________________________________________

Танцевали мы, кружились.

И у клетки очутились…

Кто живет, ребята, в ней

Узнавайте-ка скорей!

Слушают пьесу К.Сен-Санса «Черепаха»

- Как звучала музыка этой пьесы? Медленно, тихо, неторопливо, плавно

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет, кто ….. черепаха.

Учитель играет мелодию припева песенки «Черепаха».

Чере-чере-чере-чере-паха
Чере-чере-чере-чере-паха-ха.

- Фишка синего цвета досталась, кому? Черепахе.

- А почему?

Дети: Есть черепахи, которые любят воду. Синей цвет – это цвет воды.

Учитель: соглашусь с вами, а еще синий цвет – это цвет спокойствия, мира.

Черепаха – очень миролюбивое животное, неторопливое, любознательное и рассудительное. Давайте все вместе споем про нее песенку.

Исполнение песни «Черепаха»
 

Познавательные: слушать музыкальное произведение, размышляя над вопросом учителя.

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

контролируют правильность ответов при работе с картой.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями поставленной задачи.

Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкального произведения.

Познавательные: устанавливают отношения между услышанным (пьесой) и вопросом.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками (парная работа)

Познавательные: получение первоначальных представлений о музыкальном творчестве композитора К. Сен-Санса

Познавательные: знакомство с пьесой из сюиты К.Сен-Санса – «Слон»; размышлять и рассуждать о музыкальной пьесе, с опорой на характер музыки.

Регулятивные:

контролируют правильность ответов при работе с картой.

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и одноклассниками во фронтальной работе

Регулятивные: возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности (танцевальной импровизации)

Познавательные: слушают музыкальную пьесу и предполагают, кто бы это мог быть…

 

Познавательные: размышляют о характере музыки, называя слова характеристики

Познавательные: выразительно исполнять песню, следить за интонированием и соблюдением певческой установки.

Коммуникативные: исполнять музыкальное произведение со сверстниками – хором, при этом выполняя различные танцевальные движения

Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в вокально-хоровой деятельности

Практическая работа

Слайд №28

Цель этапа: развитие у учащихся творческого воображения, музыкальной памяти и эмоционального отклика на музыкальные произведения.

Слайд №29

Лучше всякого подарка посещенье зоопарка!

Ведь сюда со всей земли нам зверюшек привезли.
Черепаху и слона, и царя зверей всех – льва (учитель, озвучивая животных раздает по рядам коробочки с изображением животного).

Игра с ДМИ.

Каждый ряд получил сейчас коробочку с музыкальными инструментами и карточку с изображением животного. Ваша задача. Собраться в группы: 1-ый ряд, 2-ой, 3-ий и в течение 2 мин., решить, какой из предложенных инструментов может охарактеризовать предложенное вам животное.

1 коробка – лев (рубель, металлический треугольник, колокольчик)

2 коробка – черепаха (маракас, деревянные ложки, металлофон)

3 коробка – слон (барабан, кастаньеты, трещотка)

Представление групп

Познавательные: соотносить звучание инструментов с предлагаемыми образами животных их повадками;

Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, учитывая разные мнения;

Игра

- Ребята, а вы хотите поиграть с нашими новыми друзьями? Дети: Да.

Учитель:

- Тогда под парту загляните. И картинку там найдите.

- Кто нашел картинку, поднимите её вверх.

Я вижу картинки трех цветов: красные, зеленые и синие. Таким образом, мы быстро смогли разделиться на три группы: слоны, львы и черепахи.

В начале игры мы все вместе говорим следующие слова:

В зоопарке зверям - деткам

Тяжело сидеть по клеткам.

Клетку, музыка, открой,

Веселись, пляши и пой.

Далее будет звучать музыкальный фрагмент, услышанная вами музыка будет изображать либо льва, либо черепаху, либо слона. Если вы считаете, что это музыка изображает животное, указанное у вас на карточке, встаете у своего места, а карточку поднимаете вверх.

Итак, мы начинаем. Будьте внимательны!

Познавательные: внимательно слушать музыкальный фрагмент и соотносить его с полученной карточкой;

Личностные: ориентация на успех;

Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в игре

Обобщение

Цель этапа: контроль и оценка своей деятельности

Подведение итогов:

Учитель:

- Вот и снова мы вспомнили музыку композитора К.Сен-Санса, и она помогла нам поиграть и провести время весело и интересно.

- А что еще интересного и нового вы узнали на уроке?

- Кого мы встретили в музыкальном зоопарке?

- Катя, какая из пьес тебе понравилась больше всего? Почему?

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные: выражение своего отношения к музыкальным произведениям, его героям

Рефлексия

Оформление на доске

Учитель:

А еще мне бы очень хотелось узнать, а что на уроке вам сегодня больше всего понравилось делать: слушать музыку, петь, отвечать на вопросы, работать в парах, группах, играть в игру и др.

- Перед вами «Поезд впечатлений», когда вы будете уходить, в одном из вагончиков оставьте жетоны.

Выходить под музыку будут по очереди. 1 ряд, 2 – ряд, 3 – ряд.

Личностные: дают оценку своего эмоционального состояния и аргументируют свою позицию

Завершение урока

Слайд №30

Учитель:

Вот и всё! Признаюсь честно,

Мне с вами было интересно

Слушать, петь, играть ребята!

А вам понравились зверята?

И пошёл, надеюсь, впрок

Мой, друзья, для вас урок!
 

- К сожалению, наша прогулка по музыкальному зоопарку заканчивается, а сколько еще зверей ждут нас в гости! На следующей встрече познакомимся и с ними.
Презентация к уроку Путешествие в муз.зоопарк
PPTX / 32.84 Мб




 

Приложение №1
DOCX / 9.05 Мб

 

Приложение №3
DOCX / 13.8 Кб

Приложение №2
DOCX / 13.06 Кб

Предварительный просмотр презентации

ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗООПАРК

______ сегодня очень ясный, _________ звенят кругом. ____________ в зоопарке Мы здороваться идём. Как зимой вы поживали? Мы __________ у зверей Не болели, не скучали? _____________ нам скорей. ДЕНЬ РУЧЕЙКИ СО ЗВЕРЯМИ РАССКАЖИТЕ СПРОСИЛИ

ЛЕВ ?

ЛЕВ РЫЧИТ

ЛЕВ

ВАЖНО УВЕРЕННО ГРОЗНО НЕЖНО ИГРИВО ЖАЛОБНО ПЛАВНО

ЛЕВ

МАРШ

Камиль Сен - Санс КОРОЛЕВСКИЙ МАРШ ЛЬВА

? ДА НЕТ

СЛОН

Африканский взрослый слон Весит семь иль восемь тонн

1 2 3 4 5

КОНТРАБАС КОНТРАБАС 2

СЛОН ТАНЦУЕТ

?

ЧЕРЕПАХА Чере-чере-чере-чере-паха

ЧЕРЕПАХА

В зоопарке зверям – деткам Тяжело сидеть по клеткам. Клетку, музыка, открой, Веселись, пляши и пой.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Поздравляю с победой! Очень достойный урок!

25 April 2018