Рабочая программа 1 класса по физической культуре
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Байтеряковская средняя общеобразовательная школа.
«Рассмотрено» На заседании ШМО Классных руководителей ___________ Гаврилова С.М. Протокол № ___ от «____»____________2019 г. | «Принято» На заседании педагогического совета школы Протокол № ____ от «____» ______________ 2019 г. | «Утверждено» Директор Байтеряковской СОШ _____________С.А.Шушпанов. Приказ № ___ от «___»______________2019г. |
Рабочая программа
по физической культуре.
1 класс, базовый уровень /99 часов/
2019-2020 учебный год.
Составитель:
Пестов Алексей Петрович,
учитель физической культуры.
Байтеряково
2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная Рабочая программа курса по Физической культуре в 1 классе для общеобразовательных школ составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2011 год).
учебника для общеобразовательных учреждений «Физическая культура. 1—4 классы» автор В.И. Лях (М.: Просвещение).
Примерной программы учебного предмета «Физическая культура» в веденый приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.
Учебного плана МБОУ Байтеряковской СОШ начального общего образования на 2019-2020 год.
Положения о рабочей программе учителя МБОУ Байтеряковской СОШ, реализующего ФГОС начального и основного общего образования.
Курс входит в предметную область «Физическая культура»
Согласно учебному плану МБОУ Байтеряковская СОШ на курс «Физическая культура» в 1 классе отводится 99 часов, по 3 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) данная рабочая программа для 1 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,осознание этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей,ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического,социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физи
ческое, интеллектуальное, эмоциональное,социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации, здорового образа жкзни.
Знания о физической культуре. Что такое координация движений; что такое дистанция; как возникли физическая культура и спорт. Ученики получат первоначальные сведения об Олимпийских играх - когда появились, кто воссоздал символы и традиции; что такое физическая культура; получат представление о том, что такое темп и ритм, для чего они нужны и как влияют на выполнение упражнений; что такое личная гигиена человека; получат первоначальные сведения о внутренних органах человека и его скелете; узнают, что такое гимнастика, где появилась и почему так названа; что такое осанка.
Гимнастика с элементами акробатики. Ученики научатся строиться в шеренгу и колонну; размыкаться на руки в стороны; перестраиваться разведением в две колонны; выполнять повороты направо, налево, кругом; команды «равняйсь», «смирно», «по порядку рассчитайсь», «на первый-второй рас-считайсь», «налево в обход шагом марш», «шагом марш», «бегом марш»; выполнять разминку, направленную на развитие координации движений; запоминать короткие временные отрезки; подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа; выполнять вис на время; проходить станции круговой тренировки; выполнять различные перекаты, кувырок вперед, «мост», стойку на лопатках, стойку на голове; лазать и перелезать по гимнастической стенке; лазать по канату; выполнять висы на перекладине; прыжки со скакалкой, в скакалку, вращение обруча; вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись и переворот на гимнастических кольцах.
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног,
туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
Легкая атлетика. Ученики научатся технике высокого старта; пробегать на скорость дистанцию 30 м; выполнять челночный бег 3 х 10 м; беговую разминку; метание как на дальность, так и на точность; технике прыжка в длину с места; выполнять прыжок в высоту с прямого разбега, а также прыжок в высоту спиной вперед; бегать различные варианты эстафет; выполнять броски набивного мяча от груди и снизу.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6_минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
Лыжная подготовка. Ученики научатся переносить лыжи по команде «на плечо», «под рукой»; выполнять ступающий и скользящий шаг как с палками, так и без, повороты переступанием как с палками, так и без, подъем на склон «полуелочкой» с лыжными палками и без них, спуск под уклон в основной стойке с лыжными палками и без них; торможение падением; проходить дистанцию 1,5 км; кататься на лыжах «змейкой».
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Подвижные игры. Ученики научатся играть в подвижные игры: «Ловишка», «Ловишка с мешочком на голове», «Прерванные пятнашки», «Гуси-лебеди», «Горелки», «Колдунчики», «Мышеловка», «Салки», «Салки с домиками», «Два Мороза»; «Волк во рву», «Охотник и зайцы», «Кто быстрее схватит», «Совуш-ка», «Осада города», «Вышибалы», «Ночная охота», «Удочка», «Успей убрать», «Волшебные елочки», «Шмель», «Береги предмет», «Попрыгунчики-воробушки», «Белки в лесу», «Белочка-защитница», «Бегуны и прыгуны», «Грибы-шалуны», «Котел», «Охотники и утки», «Антивышибалы», «Забросай противника мячами», «Вышибалы через сетку», «Точно в цель», «Собачки», «Лес, болото, озеро», «Запрещенное движение», «Хвостики», «Хвостики», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Игра в птиц», «Игра в птиц с мячом», «День и ночь»; выполнять ловлю и броски мяча в парах, ведение мяча правой и левой рукой, броски мяча через волейбольную сетку.
Футбол. Перемещения. Передачи. Остановки. Ведение. Удары. Двусторонняя игра, удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».
Русская лапта. Игровая площадка и ее размеры.Штрафная зона. Пригород. Бита.мяч . Секторы запасных игроков играющих команд.Правила судейства. Начало игры. Разминка.Подача и удары по мячу. Возвращение мяча в дом. Перебежки.Осаливание.Самоосаливание.Ловля мяча с лета. Результат игры .Очки. Поражение.Спорный мяч. Нарушения и наказания. Игра «Русская лапта».
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча;ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема. | Количество часов. |
Легкая атлетика. | 21 |
Подвижные игры. | 18 |
Русская лапта. | 4 |
Баскетбол. | 8 |
Гимнастика с элементами акробатики. | 18 |
Лыжная подготовка. | 28 |
Футбол. | 3 |
Итого | 99 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Нормы выявления физической подготовленности учащихся 1 класса
Контрольные упражнения | Уровень | |||||
Высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
Мальчики | Девочки | |||||
Подтягивание | 14 – 16 | 8 – 13 | 5 – 7 | 13 – 15 | 8 – 12 | 5 – 7 |
Прыжок в длину с места, см | 143 –150 | 128 – 142 | 119 – 127 | 136 – 146 | 118 – 135 | 108 – 117 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцам ипола | Коснутьсялбом колен | Коснуться ладоням ипола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м | 6,0 – 5,8 | 6,7 – 6,1 | 7,0 – 6,8 | 6,2 – 6,0 | 6,7 – 6,3 | 7,0 – 6,8 |
Бег 1000 м | Без учета времени |
Классификация ошибок и недочетов.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении. Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного.
К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела ( кол-во уроков по разделу) | № урока п/п. | наименование урока. |
Легкая атлетика ( 10 ч.) | Разновидности ходьбы. Обычный бег. Техника безопасности на уроках по легкой атлетике. | |
Высокий старт. Бег 30 м. | ||
История зарождения древних Олимпийских игр.Строевые упражнения.Разновидности ходьбы. | ||
Бег 30 м. Прыжки в длину с места. Игра «Третий лишний». | ||
Челночный бег 3х10 м. Прыжки в длину с разбега. | ||
Наклоны из положения стоя. Метание мяча. | ||
Прыжки в длину с места. | ||
Метание мяча. Строевые упражнения | ||
Кросс 1000 м. Сгибание- разгибание рук в упоре лежа. (д) Игра « Третий лишний». | ||
Строевые упражнения.Разновидности ходьбы. Игра «Третий лишний». | ||
Подвижные игры 6 ч. | Инструктаж по ТБ. | |
«Охотники и утки», «Зайцы в огороде». Эстафеты. | ||
«Воробьи вороны», «Точный расчет». Эстафеты. | ||
«Охотники и утки». | ||
« Охотники». «Ночные снайперы». Эстафеты | ||
«Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты. | ||
Русская лапта ( 4 ч. ) | Инструктаж по ТБ. | |
Ловля и передача мяча. Игра « Лапта». | ||
Удары по мячу.Ловля и передача мяча. | ||
Ловля и передача мяча. Игра « Лапта». | ||
Баскетбол ( 8 ч.) | Инструктаж по ТБ.Ведение мяча. Передача мяча. | |
Передача мяча двумя руками. Ведение мяча.« Мяч соседу» | ||
Ловля и передача мяча двумя руками из-за головы. Броски в цель. | ||
Ловля и передача мяча двумя руками из – за головы. Ведение мяча. | ||
Броски в цель. Ловля и передача мяча. « Передал – садись!» | ||
Ведение мяча. « Попади в обруч» | ||
Ведение мяча. « Попади в обруч» | ||
Гимнастика с элементами акробатики 18 часов | Инструктаж ТБ. Комплекс упражнений для утренней гимнастики.Строевые упражнения. | |
Группировка. Перекаты в группировке. | ||
ОРУ с предметами. Перекаты в группировке. | ||
Кувырок вперед. Кувырок назад. | ||
Два кувырка вперед слитно. | ||
Упражнения в равновесии. | ||
Смешанные висы и упоры. Упражнения в равновесии. | ||
Мост из положения лежа. Стойка на лопатках | ||
Мост из положения лежа. | ||
Мост из положения лежа. Игра «Удочка». | ||
Прыжки с поворотом на 180* и 360*.Игра «Медведи и пчелы». | ||
Вращение обруча.Игра «Жмурки» | ||
Прыжки с поворотом на 180* и 360*. Игра «Ловля обезьян». | ||
Вращение обруча.Игра «Совушка» | ||
Мост из положения лежа. Игра «Удочка». | ||
Смешанные висы и упоры. Упражнения в равновесии. | ||
Прыжки с поворотом на 180* и 360*.Игра «Медведи и пчелы». | ||
Вращение обруча.Игра «Совушка» | ||
Подвижные игры 3 часа | Инструктаж по ТБ. «К своим флажкам»,«Два мороза». Эстафеты. | |
«Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Эстафеты. | ||
«Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты. | ||
Лыжная подготовка 28 часов | Инструктаж по ТБ. Подбор, переноска и надевание лыж. | |
Ступающий шаг.Повороты на месте. | ||
Ступающий шаг.Игра «Кто дальше прокатится» | ||
Ступающий шаг.Игра «Кто дальше прокатится» | ||
Ступающий шагПовороты на месте. | ||
Скользящий шаг.Игра «Проехать через ворота». | ||
Передвижение скользящим шагом без палок | ||
Передвижение скользящим и ступающим шагом с палками. | ||
Подъемы и спуски под уклонИгра «Кто дальше прокатится» | ||
Поворот переступанием на месте.Подъемы и спуски под уклон | ||
Поворот переступанием на месте.Подъемы и спуски под уклон | ||
Прохождение дистанции 1 км.Подвижная игра на лыжах «Подними предмет!» | ||
Прохождение дистанции 1 км. | ||
Прохождение дистанции 1 км. | ||
Поворот переступанием на месте.Подъемы и спуски под уклон | ||
Поворот переступанием на месте.Подъемы и спуски под уклон | ||
Поворот переступанием на месте.Подъемы и спуски под уклон | ||
Прохождение дистанции 1 км.Подвижная игра на лыжах «Подними предмет!» | ||
Прохождение дистанции 1 км. Подвижная игра на лыжах «Подними предмет!» | ||
Поворот переступанием на месте. Подъемы и спуски под уклон | ||
Передвижение скользящим и ступающим шагом с палками. | ||
| Передвижение скользящим и ступающим шагом с палками. | |
Поворот переступанием на месте.Подъемы и спуски под уклон | ||
Подъемы и спуски под уклонИгра «Кто дальше прокатится» | ||
Прохождение дистанции 1 км. | ||
Подъемы и спуски под уклон | ||
Скользящий шаг. Игра «Проехать через ворота». | ||
Прохождение по дистанции. Подъемы и спуски под уклон. | ||
Футбол 3 часа | Инструктаж по технике безопасности на занятиях по футболу. Правила игры | |
Передача мяча.Остановка мяча.Ведение мяча. | ||
Ведение мяча.Игра « Рывок за мячом»
| ||
Подвижные игры 9 часов | Инструктаж по ТБ. «К своим флажкам», «Два мороза». Эстафеты | |
«Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Эстафеты. | ||
Игры «К своим флажкам»,«Мудрая сова». Эстафеты. | ||
«Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Эстафеты. | ||
«Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты. | ||
«Перестрелка».« Море волнуется …» | ||
« Охотники». «Ночные снайперы». Эстафеты | ||
«Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты. | ||
«К своим флажкам»,«Два мороза». Эстафеты. | ||
Легкая атлетика 11 часов | Техника безопасности на уроках по легкой атлетике. Разновидности ходьбы. Обычный бег. | |
Высокий старт. Бег 30 м. | ||
Челночный бег 3х10 м.Прыжки в длину с разбега. | ||
Строевые упражнения.Разновидности ходьбы. | ||
Метание мяча. Подтягивание. | ||
6-и минутный бег. Сгибание- разгибание рук в упоре лежа. Игра « Третий лишний». | ||
Прыжки в длину с места.Прыжки на скакалке. | ||
Эстафетный бег.Бег к мячам. | ||
Строевые упражнения.Наклоны из положения стоя. | ||
Подтягивание на низкой перекладине. Игра « Третий лишний». | ||
Сгибание- разгибание рук в упоре лежа. Игра « Вышибалы» |
Учебно – методическое обеспечение.
Зимние подвижные игры. 1—4 классы / Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. М.: ВАКО, 2009.
Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы:Учебник для общеобразовательных учреждений.
М.: Просвещение, 2011.
Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха.
1—4 классы: Пособие для учителя. М.: Просвещение,2011.
4. Патрикеев А.Ю. Поурочные разработки по физической культуре. 1 класс. М.: ВАКО, 2013.
5. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010.
6. Подвижные игры. 1-4 классы / Авт сост. А.Ю. Патрикеев. М.: ВАКО, 2007.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образовани.
М.: Просвещение, 2011.
8. Физическая культура. 1 класс: Система уроков по учебнику А.П. Матвеева /Авт.-сост. А.Ю.Патрикеев. Волгоград: Учитель, 2012