Закрыть [9]

Рабочая программа дополнительного образования «Очумелые ручки» (для детей 6–7 лет)

9
0
Материал опубликован 19 September 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Направление художественно-эстетическое

Программа предназначена для детей от 6 до 7 лет

(срок освоения  один год)

 

Содержание  стр.

Пояснительная записка 2

Цели и задачи программы, её место в образовательном процессе 4-5

Требования к уровню освоения содержания программы 6

Объём программы и виды образовательной работы 6

Содержание программы 8

  1. Цели

    Задачи

    Место (роль) программы в образовательном процессе

Диагностика 15

7. Методическое обеспечение программы 16

7.1.Рекомендуемая литература

7.1.1. Основная литература

7.1.2. Дополнительная литература

7.2. Средства обеспечения для освоения программы

7.2.1. Аудио- и видео пособия

7.2.2. Наглядный материал

8. Материально-техническое обеспечение 19

8.1. Специализированные учебные помещения и участки

8.2. Основное учебное оборудование

Пояснительная записка

   Актуальность

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с разными материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Работа кружка «Очумелые ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами .

Выделяются  пять разделов:

Работа с бумагой и картоном.

Работа с крупами.

Работа с бросовым материалом.

Работа с природным материалом

Работа с соленым тестом.


 

Работа с бумагой и  картоном.

Работа в технике «Оригами».  Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния   оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук ,внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия Оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата : «книжкой» и «косынкой».    В процессе занятий  и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели , ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата  (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д. ), признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих  в Японии.  Занятия оригами  несут в себе культурологические сведения.   При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.

 Работа с бросовым материалом.

      Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при  их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.    

   Работа с природным материалом.

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только  их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых  лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

Лепка из соленого теста.

Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста – упоминается в летописях уже в Xll веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью всегда будут водиться на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «ХЛЕБОСОЛ». Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивающим мелкую моторику рук, способствующим развитию творческого воображения. Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто  в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослыми.

Можно говорить о том, что работа с соленым тестом – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

2. Цели и задачи программы, её место в образовательном процессе

2.2. Цели

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного творчества детей и взрослых.

Создание благоприятных условий для развития у детей творческих способностей

Помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом.


 

2.3 Задачи

Обучающие:

- формировать умения элементарно выражать в художественных образах предметы и явления действительности,

- познакомить с нетрадиционными способами ручного труда,

- формировать умения и навыки детей в процессе овладения тем или иным способом деятельности,

- формировать умение решения творческих задач, формировать умение оформлять в речи передачу освоенных способов и алгоритмов действий формировать умение действовать по схеме, модели

- Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

Развивающие:

- Активизировать интерес к рисованию ,аппликации, лепке.

- Развивать мелкую моторику;

- Обогащать эмоциональную сферу ребенка.

- Расширять кругозор детей, способствовать формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.

- Вырабатывать художественный вкус,  умение наблюдать,  выделять главное,  умение не только смотреть,  но и видеть.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность, внимание, эстетический вкус.

- Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая  их творческие способности.

Принципы построения программы:

Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);

Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;

Принцип единства развития и воспитания;

Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения; Принцип общедоступности;

Принцип преемственность;

Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

Принцип свободы выбора;

Принцип успешности;

Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.

Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.

Принцип системности.

Методы:

наглядный; исследовательский; практический, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.


 

2.4 Место (роль) программы в образовательном процессе

Программа составлена с учетом реализации связей по образовательным областям.

«Познавательное развитие» - Для занятий по ручному труду подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяющие уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. Занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

«Художественно – эстетическое развитие» - побуждение детей к творчеству, развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомство с приёмами работы различными инструментами, развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Использование поделок в оформлении помещений дошкольной организации, интерьера группы, в качестве украшений к праздникам, Включение в ход занятия музыкального оформление для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств, дети учатся слышать фоновую музыку, включаемую в процессе работы.

«Речевое развитие» - активизацию мелкой моторики рук, развитии мелких мышц кисти, развитии воображения, фантазии, памяти. В ходе выполнения практических действий дошкольники пополняют активный и пассивный словарь многими новыми словами, терминами, понятиями. Совместная деятельность способствует развитию коммуникативной функции речи, развитию связной речи

«Социально – коммуникативное развитие» - дети знакомятся с новыми материалами и их свойствами, организовывают свою деятельность совместно с другими детьми. На занятиях используется прием комментированного действия. В ходе самого процесса изготовления поделки и дальнейшего обыгрывания сюжета ведется непрерывный разговор с детьми, детей друг с другом, проходит обсуждение работ. Поощряется общественная значимость работ.

«Физическое развитие» - использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки

Возраст детей: 6-7 лет

Продолжительность занятий: 30 минут

Количество занятий в неделю: 1

Длительность программы: 9 месяцев

Диагностика проводится 1 раз в год – в мае.

3. Требования к уровню освоения содержания программы

Ожидаемые результаты:

Приобретение навыков работы в коллективе.

Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками.

Выявление и осознание ребенком своих способностей.

Формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

  Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения.

 Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

 Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.

Овладение навыками культуры труда.

 

4. Объём программы и виды образовательной работы

Тема

Кол-во занятий

Содержание

1

В некотором царстве, бумажном государстве

8

Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать бумагу разными способами. Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали.

2

Новая жизнь ненужных вещей

6

Знакомить детей с различными материалами, с их свойствами, разнообразной структурой. учить детей делать поделки из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы; развивать интерес, творчество.

3

Картины и поделки из круп

6

Учить различать различные виды круп. Закрепить знания детей о словах обобщениях; формировать навыки наклеивания крупы, умение работать с клеем. Воспитывать самостоятельность, желание создавать поделку, развивать фантазию.

4

Тестопластика

10

Знакомить со способами деятельности – лепка игрушки, барельеф, овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками.

5

Природа и фантазия (поделки из природного материала)

6

Учить детей делать поделки из разных природных материалов: (листья, кора деревьев, веточки, ягоды, шишки, семечки). Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Всего

36 занятий (1080 мин, 18 часов )

5. Содержание программы

Тематический план.

Тема

Задачи

Содержание

Дата проведения

 

В некотором царстве, бумажном государстве

1

Что такое оригами. Давайте поиграем.

Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них.

/4, стр.7/

апрель

2

Бабочка и лягушка

Закрепить умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера. Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами.

/4, стр.8/

апрель

3

Отгадай загадку

Учить изготавливать новые поделки в технике оригами, поощрять творческую инициативу детей, развивать глазомер.

/4, стр.9/

май

4

Ветка рябины

Учить самостоятельно читать операционную карту, закрепить умение мастерить поделки из базовой формы, воспитывать умение работать в коллективе.

/4, стр.15/

май

5

День защитника Отечества

Совершенствовать навыки работы с бумагой, воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины, закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт.

/4, стр.85/

февраль

6

Хризантема

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, совершенствовать речь детей, продолжать учить работать в коллективе.

/4, стр.86/

май

7

Грач, птицы на ветке

Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, совершенствовать навыки работы с бумагой, воспитывать самостоятельность, аккуратность.

/4, стр.87/

май

8

День космонавтики

Уточнить знания детей о празднике «День космонавтики», научить закреплять две части поделки, вставляя одну в другую, учить детей работать в парах, воспитывать аккуратность, развивать творческое воображение, фантазию детей.

/4, стр.90/

апрель

Новая жизнь ненужных вещей

1

Не выбрасывайте - пригодится

Познакомить детей с различными материалами, с их свойствами, разнообразной структурой. учить детей делать поделки из разнообразного бросового материала; развивать интерес, творчество.

 

декабрь

2

Новогодние колокольчики

Знакомить детей с различными материалами, с их свойствами, разнообразной структурой. учить детей делать поделки из бросового материала – ячейки от яичной упаковки ; развивать интерес, творчество.

/5, стр.52/

декабрь

3

Жар-птица из фантиков

Научить детей работать с бросовым материалом – фантиками от конфет, развивать фантазию, мелкую моторику рук.

/5, стр.108/

март

4

Игра-лабиринт

Научить детей работать с бросовым материалом – картонными коробками, развивать фантазию, мелкую моторику рук. Показать детям, как ненужная вещь, превращается в шедевр.

/1, стр.48/

декабрь

5

Чайный сервиз

Заинтересовать и вовлечь в работу с бросовым материалом. Показать детям, как ненужная вещь, превращается в шедевр; развить индивидуальные способности воспитанников; привить эстетический вкус; воспитать бережное отношение к планете и её ресурсам. Развивать мелкую моторику рук; композиционные навыки.

/1, стр.96/

апрель

6

Смайлик для папы

Продолжать обучать приемам работы с бросовым материалом. Формирование творческих способностей детей, через изготовление украшений из обрезков кожи.

/5, стр.83/

февраль

Картины и поделки из круп

1

Вкусный гриб

Учить использовать различные виды круп. Развить у ребенка чувство красоты, фантазию, мелкую моторику рук, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца.

/5, стр.102/

октябрь

2

Красный цветок

Воспитывать у детей желание создавать красивые композиции из круп и семян различных растений, комбинируя разнообразные материалы.

/2/

октябрь

3

Веселый жираф

Продолжать воспитывать у детей желание создавать красивые композиции из круп и семян различных растений, комбинируя разнообразные материалы. Развивать творческое воображение и эстетическое восприятие окружающего мира.

/2/

ноябрь

4

Улитка

Обучить приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием сыпучих круп; развивать художественно – творческие способности детей; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

/2/

ноябрь

5

Золотая рыбка

Продолжать воспитывать у детей желание создавать красивые композиции из круп и семян различных растений, комбинируя разнообразные материалы. Развивать творческое воображение и эстетическое восприятие окружающего мира.

/2/

ноябрь

6

Декоративная бутылка

Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию, произвольность, ритмичность и точность движений, мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческое воображение и эстетическое восприятие окружающего мира.

/2/

ноябрь

Тестопластика

1

Знакомство с соленым тестом

Заинтересовать ребенка лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, крендели, калачи. Упражнять в умении использовать в своей работе приёмы для создания основных форм изделий (раскатывание, сплющивание, скручивание, сворачивание в кольцо, скатывание). Воспитывать аккуратность в работе.

 

ноябрь

2

Фигурки-подвески рождественские

Учить работать с солёным тестом. Развивать мелкую моторику, чувство формы, личностное творческое начало. Воспитывать интерес к истории и традициям народной культуры.

/3, стр.113/

январь

3

Рождественский венок

Продолжать учить работать с солёным тестом. Развивать мелкую моторику, чувство формы, личностное творческое начало. Воспитывать интерес к истории и традициям народной культуры.

/3, стр.113/

декабрь

4

Натюрморт с самоваром

Продолжать учить работать с солёным тестом. Развивать способности к формообразованию композиции. Развивать мелкую моторику, чувство формы, личностное творческое начало.

/3, стр.125/

март

5

Сердечко-подвеска

Продолжать учить работать с солёным тестом. Развивать творческое воображение, художественный вкус, воспитывать аккуратность. Учить бережно относиться к используемым материалам и готовому изделию. Формировать эстетическую оценку.

/3, стр.129/

февраль

6

Колокольчики

Учить лепить колокольчик на основе конусообразной формы. Развивать мелкую моторику рук. Развивать интерес к лепке из соленого теста.

/3, стр.135/

январь

7

Соленая картина

Продолжать учить работе с тестом. Развивать мелкую моторику пальцев рук; творческую инициативу и воображение; эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.

/3, стр.139/

январь

8

Соленая картина (продолжение)

Продолжать учить работе с тестом. Побуждать воспитанников вносить в работу элементы фантазии, разнообразие.

/3, стр.139/

февраль

9

Подсвечники

Продолжать закреплять навыки работы с тестом. Развивать мелкую моторику пальцев рук; творческую инициативу и воображение; эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.

/3, стр.142/

март

10

Панно «Дерево жизни»

Продолжать закреплять навыки работы с соленым тестом на плоскости. Воспитывать аккуратность; развивать творчество, фантазию. Учить бережно относиться к используемым материалам и готовому изделию.

/3, стр.152/

март

Природа и фантазия (поделки из природного материала)

1

Сбор материала для поделок

Познакомить детей с различным природным материалом – листьями, каштанами, желудями, необходимым для составления поделок. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

 

сентябрь

2

Без красок и карандашей

Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала –засушенных листьев, лепестков, семян. Воспитывать художественный вкус.

/1, стр.58/

сентябрь

3

Веселый лужок

Продолжать учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала –засушенных листьев, лепестков, семян. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

/3, стр. 19/

сентябрь

4

Изготовление поделки на выставку

Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала – каштанов, желудей, песка и т.д. Развивать чувство композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

 

сентябрь

5

Необычные ромашки

Учить детей создавать красивый образ ромашки из разных материалов. Продолжать развивать чувство композиции. Воспитывать художественный вкус.

/5, стр.10/

октябрь

6

Сюжетная композиция «Морская картина»

Продолжать учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала –засушенных листьев, лепестков, семян. Продолжать развивать чувство композиции. Воспитывать художественный вкус.

/3, стр.22/

октябрь

Диагностика

Формы контроля

Итогом реализации программы являются: выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); участие на конкурсах различного уровня. При помощи наблюдений за деятельностью дошкольников на занятиях, в свободной творческой деятельности, а также путём анализа детских работ выявляются результаты.


Критерии качества освоения ребенком ручного труда

Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

Владеет приемами работы с различными материалами.

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

Выполняет работу по замыслу.

Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

Показывает уровень воображения и фантазии.

Использует в работе разные способы ручного труда.


 

Ф.И. ребенка

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей

Мелкая моторика

Природный

Бросовый

Соленое тесто

Крупы

Оригами

   
                 

 

Сформирован – 2

На стадии формирования - 1

Не сформирован – 0

 

Педагогическое обследование детей по художественному и ручному труду (подготовительная к школе группа)

Задания, вопросы

Используемый материал при выполнении задания

Знания, умения, навыки

сформированы

на стадии формирования

1

Узнай и назови вид материала и его свойства

Небольшие детали или фрагменты дерева, бумаги, кожи, металла, пластика, поролона, бересты, бросового и природного материалов.

Знает и называет не менее 8-10 видов материала и 5 свойств. Знает и называет не менее 7 видов материала и свойств

Знает и называет не менее 7 видов материала и свойств

2

Овладение приемами работы с материалами

Ножницы, клей, бумага, тесто, бросовый материал

Владеет приемами: режет, склеивает, скрепляет, складывает, раскатывает, скручивает и т.д.

Владеет несколькими приемами

3

Развитие конструктивных способностей и художественного вкуса

Природный, бросовый и вспомогательны й материал

Придумывает и самостоятельн о выполняет сложную поделку и украшает ее

Делает работу с помощью взрослого или ребенка

4

Мелкая моторика рук

Мелкие вспомогательные детали, мозаика

Прочно скрепляет детали самостоятельно

Пытается скреплять самостоятельно или с помощью взрослого

7. Методическое обеспечение программы

7.1. Рекомендуемая литература

7.1.1. Основная литература

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издательство, год издания

1

 

Золотая коллекция идей для детского досуга

М,: Эксмо, 2007.

2

Каминская Е.А.

Мозаика из крупы и семян

М.:РИПОЛ классик, 2011.

3

Лыкова И.А.

Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала.

М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008.

4

Мусиенко С.И.

Оригами в детском саду: пособие для воспитателей детского сада.

М.: Обруч, 2010.

5

Под ред. Майоровой Ю.А.

Поделки. Мастерим вместе с детьми.

Н. Новгород, 2010,

7.1.2. Дополнительная литература

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издательство, год издания

1

Афонькин С.А

Оригами для начинающих

Вильнюс, 2012,

2

Гусева И.В.

Игрушки из соленого теста

СПб., 2011

4

Трифонова Н.М.

Кукольный театр своими руками

М.: Рольф, 2001, 192с.

7.2. Средства обеспечения для освоения программы

7.2.1. Аудио- и видео пособия

Вид аудио- и видео пособия

Наименование пособия

видеофильм,

кинофильмы

слайды

аудио-

пособие

 
   

+

Музыка занятий

   

+

Музыка для слушания

Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета

Шуберт «Серенада»

Глинка «Жаворонрок»

Чайковский П.И. «Колыбельная. Сладкая греза»

Сен-Санс «Лебедь» (Карнавал животных)

Моцарт «Колыбельная»

Колыбельные. Классика для новорожденных

   

+

Детские песни

   

+

Музыка из балета П.И.Чайковского

Танцы Шопен, Шуберт

Мы танцуем (музыкальная коллекция)

Классическая фантазия. Моцарт, Бах, Вивальди.

Времена года Вивальди

   

+

Музыка к спектаклям (серия «Театр всевозможного»)

   

+

«Малыш у моря». Волшебные голоса природы

 

+

 

Диафильмы (каталог диафильмов прилагается)

+

   

Видеокассеты

7.2.2. Наглядный материал

Картины, предметные картинки, модели, сигнальные карточки

 

Образцы изделий народного творчества: матрешки, свистульки и т.д.

Образцы изделий, выполненных в техниках : оригами, тестопластика и т.д.

Образцы народных игрушек-сакмоделок: погремушки, куклы, колокольчики и т.д.

Подборка иллюстраций на темы занятий: «Самовар», «Хризантема», «Колокольчики» и т.д.

Картотека пословиц поговорок, загадок о труде, об инструментах

Технологические карты по технике оригами.

 

8. Материально-техническое обеспечение

8.1. Специализированные учебные помещения и участки

№ п/п

Наименование и принадлежность помещения

Площадь (кв.м.)

Количество мест

1.

Музыкальные инструменты (группа)

0,5

1

2.

Костюмерная

11.9

1

3.

Музыкальный зал

86.9

1

4.

Познавательный центр

60,4

1

5.

Методический кабинет

35.5

1

8.2. Основное учебное оборудование

 

№ п/п

Наименование

Наименование кабинетов

1.

Интерактивная доска

Познавательный центр

2.

Музыкальный центр

Помещение группы

3.

Видеомагнитофон

Помещение спальни

4.

Телевизор

Помещение спальни

5.

Диапроектор

Помещение спальни

6.

Ноутбук, компьютер

Познавательный центр

7.

Принтер

Познавательный центр


отчет по допобразованию
PPTX / 9.59 Мб

Предварительный просмотр презентации

Отчет по работе дополнительного образования «Очумелые ручки» (подготовительная к школе группа) За 2016 – 2017 учебный год Подготовила воспитатель Лутовинова Наталья Александровна ЧДОУ № 28 ОАО «РЖД»

   Актуальность «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с разными материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Работа кружка «Очумелые ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами . Выделяются  пять разделов: Работа с бумагой и картоном. Работа с крупами. Работа с бросовым материалом. Работа с природным материалом Работа с соленым тестом.

В некотором царстве, бумажном государстве Работа с бумагой . Работа в технике «Оригами».  Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния   оригами на развитие детей.  Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук , внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия Оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата : «книжкой» и «косынкой».    В процессе занятий  и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели , ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата  (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д. ), признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих  в Японии.  Занятия оригами  несут в себе культурологические сведения. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.

ЛЯГУШКА «Ква-ква-ква” поет лягушка, И почесывает брюшко, На листочке ей уютно, Можно петь почти все утро. Все в пруду лягушку знают, Всем она надоедает, Но лягушке все равно, Здесь живет она давно! А кому она мешает- Сам отсюда пусть съезжает! БАБОЧКА Дотронуться хотела я руками До самого красивого цветка. А он, взмахнув своими лепестками, Вспорхнул и улетел под облака!

ГРАЧИ Пусть проталины темнеют, Солнца спрятались лучи, А, вы, видели сегодня Прилетели к нам грачи! Удивительные птицы - Прилетели, гнёзда вьют, Словно шапки на деревьях, Домики грачей растут. Завороженно ребята Смотрят на гостей весны, Просыпается природа, Переменам рады мы!

Природа и фантазия (поделки из природного материала) Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только  их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых  лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

Злой осенний ветерок У куста сорвал листок . Долго с листиком вертелся. Над деревьями кружил, А потом мне на колени Желтый листик положил. РОМАШКИ ИЗ СЕМЯН КЛЁНА АППЛИКАЦИЯ ИЗ ЛИСТЬЕВ

Картины и поделки из круп Такая нетрадиционная техника, как поделки из круп, уже широко применяется и давно известна. В этом году с детьми у нас был проведен целый блок такой аппликации из круп. Для работы пригодилась различная крупа: манка, ячневая, пшеничная, пшено и др. Дети с интересом узнавали, как выглядит сухая крупа, как она называется, прежде, чем попадет в кашу и на стол в виде готового блюда. Занятия с крупами, их ощупывание, пересыпание хорошо развивает мелкую моторику. Свои первые работы мы делали в технике посыпания - когда на смазанную клеем поверхность сыпется крупа, а остатки стряхиваются.

УЛИТКА Улитка ползет по дорожке. Свой домик несет на спине. В нем дверь, занавески, окошки. Хозяйки портрет на стене. ЖИРАФ Посмотрите на жирафа- Он высокий, выше  шкафа, Телефонной башни выше - Он котенка снимет с крыши

ЦВЕТЫ Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь, цветы вокруг, Да по колено травы. ГРИБЫ Коренастый боровик На виду быть не привык. Под кустом сидит он смело До меня ему нет дела.

ВАЗА Освежит Вашу комнату ваза, Коль ее не расколете сразу. Для нее океаны цветов Приносить будет каждый готов. ЗОЛОТАЯ РЫБКА В аквариуме рыбки Туда- сюда снуют, В аквариуме рыбки Нам песенки поют.

Новая жизнь ненужных вещей Работа с бросовым материалом.       Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при  их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.    

СМАЙЛИК Смайлики, они чудесны, Также очень интересны, Есть забавные, смешные, Такие, вот они, такие. Есть и грустные, в печали, Слёзки с глаз их побежали, Разные они бывают, Но всё же, я их обожаю.  ЖАР-ПТИЦА Поселилась чудо-птица -  Настоящая царица. Удивляют красотой Перья, хвостик золотой. Светом радужным искрится... А зовут ее- Жар-птица.

ПОДСТАВКА ПОД ГОРЯЧЕЕ Чтобы на столе кухонном Не маралась твоя скатерть, В дар возьми подарок скромный - Подставку под горячее! ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ Этот подарок всегда пригодится: Если вечеринка нежданно случится, Если родные на чай придут Или друзья на часок заглянут.

КОЛОКОЛЬЧИКИ И НОВОГОДНИЕ «ПОДАРКИ»

Тестопластика Лепка из соленого теста. Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста – упоминается в летописях уже в Xll веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью всегда будут водиться на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «ХЛЕБОСОЛ». Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивающим мелкую моторику рук, способствующим развитию творческого воображения. Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто  в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослыми. Можно говорить о том, что работа с соленым тестом – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕНОК Светлый праздник Рождества! Нет счастливей торжества! В ночь рождения Христова Над землёй зажглась Звезда. ПОДСВЕЧНИК Голова огнем пылает, Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: Лампы нет – я посвечу.

НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ Ночью, когда все вокруг замирает, Елка тихонько в игрушки играет. КОЛОКОЛЬЧИКИ России звонкие колокола! Воспели вы её красу и силу. Вы о победах празднично звонили, Смолкая в час, когда беда пришла.

СЕРДЕЧКО В груди у каждого из нас И день, и ночь, и всякий час Мотор стучит чудесный. Конечно, вам известный. КАРТИНА Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, - Обязательно картина Называется пейзаж.

САМОВАР Самовар раздут и горд, Чай по чашке выдаёт. Вкусным чаем знаменит. Ох, горяч! Но не сердит. ЯБЛОНЯ У яблоньки-красавицы Плоды — подарок лета. У яблоньки-красавицы Плоды – вкуснее нету.

Ничего вкуснее булки   Нет на этом свете, И поэтому ее  Обожают дети! ВЫПЕЧКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА Сдобненький и кругленький С дырочкой, в середочке Для пальчиков удобненький А съешь,в ладошке крошки

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации