Программа элективного курса по обществозназнию «Человек имеет право…» (10 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
«ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО…»
ДЛЯ 10 КЛАССА
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа по обществознанию.
10 класс. Чеботарева Н.И. 2016г.
(1 час в неделю/35часов в учебном году)
Программу составила Касым З.С.
учитель истории и обществознания.
Терек,2017г.
Пояснительная записка
Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Обучение правам человека выполняет важные функции: философско-культурологическую, образовательно-правовую, психолого-развивающую, воспитательно-формирующую, коррекционную.
Предлагаемый элективный учебный предмет рассчитан на 35 часов.
Цель элективного учебного предмета:
создание условий для формирования и развития у учащихся уважения к правам и основным свободам человека, чувства человеческого достоинства, взаимопонимания, терпимости, равенства и дружбы между нациями, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами; умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по правам человека; развитие творческих способностей; коммуникативных навыков.
Задачи элективного учебного предмета:
- формирование у учащихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющих прав, свобод, обязанностей;
- приобретение умений и навыков публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: анализировать правовые документы; анализировать публикации в периодических изданиях с целью поиска иллюстраций к положениям правовых документов; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе; делать выводы.
Основные формы работы: индивидуальная и групповая.
Основные методы: работа с документами, высказываниями, материалами СМИ, эвристические беседы, дидактические игры, составление таблиц и схем, анализ сюжетов сказок, беседы с использованием практических заданий, решение проблемных ситуаций, деловая игра («Выпуск газеты»), сюжетно-ролевая игра «Суд».
Условием реализации элективного учебного предмета является обеспечение учащихся текстами Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Конвенции о статусе беженцев.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |||
Эвристическая Беседа | Практикум | Семинар | Деловая игра | |||
Введение | 2 | 1 | - | - | 1 | Синквейн «Права человека» |
Права человека | 15 | 1 | 6 | 3 | 5 | |
1. Основные принципы и стандарты прав человека | 2 | 1 | - | - | 1 | Тест |
2. Виды прав человека | 1 | - | - | 1 | - | Заполнение таблицы |
3. Всеобщая декларация прав человека | 4 | - | 2 | 1 | 1 | |
4. Конституция РФ о правах человека | 3 | - | 2 | 1 | - | Заполнение таблицы, составление схемы |
5. Конвенция о правах ребенка | 4 | - | 2 | - | 2 | |
6. Права человека: принципы, виды, стандарты | 1 | - | - | - | 1 | Тест |
Права человека в современном мире | 15 | 2 | 5 | 5 | 3 | |
1. Нарушение прав человека в современном мире | 3 | - | 1 | 1 | 1 | Заполнение таблицы |
2. Соблюдение прав человека | 3 | 1 | 1 | 1 | - | Составление схемы |
3. Лица, нуждающиеся в специальных правах | 3 | 1 | 1 | 1 | - | |
4. Организация защиты прав человека | 3 | 1 | 1 | 1 | - | Составление таблицы |
5. Дискриминация или защита прав человека? | 3 | - | 1 | - | 2 | Эссе |
Заключение. Права и ответственность человека | 3 | - | - | 1 | 2 | Эссе, защита Кодекса школы |
Итого: | 35 | 4 | 11 | 9 | 11 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Введение (2 ч.)
Что такое права человека. Эволюция прав человека (права свободного, бесправие раба; права человека в сословном обществе; права гражданина, права планетарного человека).
Тема I. «Права человека». (15 ч.)
Эвристическая беседа с элементами игры «Основные принципы и стандарты прав человека». Ценности (принципы) прав человека: гуманизм, человеческое достоинство, свобода, равноправие, солидарность, справедливость, толерантность. Стандарты прав человека: международные универсальные, международные региональные, национальные документы.
Семинар «Виды прав человека». Классификация прав человека по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по политическому статусу, по времени формирования, по субъектам-носителям.
Практическое занятие 1. «Всеобщая декларация прав человека».
Деловая игра «Всеобщая декларация прав человека».
Практическое занятие 2. «Конституция РФ о правах человека».
Практическое занятие 3. «Конвенция о правах ребенка».
Деловая игра «Права человека: принципы, виды, стандарты».
Тема II. «Права человека в современном мире». (15 ч.)
Семинар «Виды нарушений прав человека». Дискриминация. Виды нарушений прав человека по сферам жизнедеятельности, по способу осуществления, по масштабам последствий. Геноцид, апартеид, национальный экстремизм, расизм, беженцы, рабочие-мигранты.
Деловая игра «Виды нарушений прав человека».
Эвристическая беседа «Соблюдение прав человека». Гарантии прав человека и гражданина (гарантии-условия: среда, государственный и общественный строй; гарантии-средства: экономические, политические, социальные, идеологические, юридические).
Семинар «Лица, нуждающиеся в специальных правах». Права сирот, лиц с ограниченными возможностями.
Практическое занятие «Конвенция о статусе беженцев».
Эвристическая беседа «Организация защиты прав человека».
Международные организации: ООН, Генеральная ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Международный суд, Комитет по правам человека.
Внутригосударственные правозащитные органы: суды, прокуратура, региональные представители уполномоченного по правам человека, комиссия по помилованию при Президенте РФ.
Деловая игра «Дискриминация или защита прав человека?
Заключение. «Права и ответственность человека» (3 ч.)
Литература
Литература для учащихся:
- Всеобщая декларация прав человека.
- Конвенция о правах ребенка.
- Конвенция о статусе беженцев.
- Конституция РФ.
- Никитин, А.Ф. Права человека: учебное пособие для средней школы. – М., 1993.
- Материалы периодических изданий и других видов СМИ.
Литература для учителя:
- Аминов, А. Сам себе юрист: правовая игра // Граждановедение. – 2004. - № 13-14. С. 15.
- Безногова, С., Егорова, Т. Учиться жить как люди // Граждановедение. – 2004. - № 38. С. 6-7.
- Болотина Т.В. Организация обучения правам человека в основной школе // Право в школе. – 2004. - № 1. С. 40-48.
- Глухарева, Л.И. Права человека: альбом схем // Право в школе. – 2004. – № 2. – С. 55-59.
- Иоффе, А., Кишенкова, О. Казни с судом, а не с яростью // Граждановедение. – 2004. - № 5. - С. 5.
- Календро, В.Н. Опыт изучения «Конвенции о правах ребенка» в школе // Право в школе. – 2004. – № 3. – С. 46-49.
- Никитин, А.Ф. Права человека: хрестоматия по курсу. – М., 1993.
- Никитин, А.Ф. Права человека: учебное пособие для средней школы. – М., 1993.
- Никитин, А.Ф. Права человека в школе: дайджест. – М., 1993.
- Полиектова, А. Да воздастся виновному… // Граждановедение. – 2004. - № 11. - С. 6-7.
- Семенова, Г. Н. Права человека и власть в современной России // Право в школе. – 2004. – № 3. – С. 43-45.
- Титенок, Т. Научиться быть человеком … // Граждановедение. – 2003. - № 37. - С. 3.