Программа элективного курса по обществозназнию «Человек имеет право…» (10 класс)

0
0
Материал опубликован 31 May 2020





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

«ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО…»

ДЛЯ 10 КЛАССА

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД



Программа по  обществознанию.

10 класс. Чеботарева Н.И. 2016г.

(1 час в неделю/35часов в учебном году)

Программу составила  Касым З.С.

учитель истории и обществознания.


Терек,2017г.







                                                                           Пояснительная записка


     Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.

     Обучение правам человека выполняет важные функции: философско-культурологическую, образовательно-правовую, психолого-развивающую, воспитательно-формирующую, коррекционную.

     Предлагаемый элективный учебный предмет  рассчитан на 35  часов.


     Цель элективного учебного предмета:

создание условий для формирования и развития у учащихся уважения к правам и основным свободам человека, чувства человеческого достоинства, взаимопонимания, терпимости, равенства и дружбы между нациями, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами; умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по правам человека; развитие творческих способностей; коммуникативных навыков.


     Задачи элективного учебного предмета:

  • формирование у учащихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющих прав, свобод, обязанностей;
  • приобретение умений и навыков публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе.

     В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: анализировать правовые документы; анализировать публикации в периодических изданиях с целью поиска иллюстраций к положениям правовых документов; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе; делать выводы.


     Основные формы работы: индивидуальная и групповая.


     Основные методы: работа с документами, высказываниями, материалами СМИ, эвристические беседы, дидактические игры, составление таблиц и схем, анализ сюжетов сказок, беседы с использованием практических заданий, решение проблемных ситуаций, деловая игра («Выпуск газеты»), сюжетно-ролевая игра «Суд».


     Условием реализации элективного учебного предмета  является обеспечение учащихся текстами Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Конвенции о статусе беженцев.











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование

тем

курса

Всего часов


В том числе


Формы контроля


Эвристическая

Беседа



Практикум


Семинар


Деловая игра


Введение



2


1


-


-


1


Синквейн «Права человека»


Права человека



15


1


6


3


5


1. Основные принципы и стандарты прав человека

2

1

-

-

1

Тест

2. Виды прав человека

1

-

-

1

-


Заполнение таблицы

3. Всеобщая декларация прав человека

4

-

2

1

1

4. Конституция РФ о правах человека

3

-

2

1

-


Заполнение таблицы, составление схемы

5. Конвенция о правах ребенка

4

-

2

-

2

6. Права человека: принципы, виды, стандарты


1


-


-


-


1


Тест


Права человека в современном мире



15


2


5


5


3


1. Нарушение прав человека в современном мире

3

-

1

1

1

Заполнение таблицы

2. Соблюдение прав человека

3

1

1

1

-

Составление схемы

3. Лица, нуждающиеся в специальных правах

3

1

1

1

-


4. Организация защиты прав человека

3

1

1

1

-

Составление таблицы

5. Дискриминация или защита прав человека?

3

-

1

-

2

Эссе

Заключение. Права и ответственность человека

3

-

-

1

2

Эссе, защита Кодекса школы

Итого:

35

4

11

9

11


 



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


     Введение (2  ч.)

     Что такое права человека. Эволюция прав человека (права свободного, бесправие раба; права человека в сословном обществе; права гражданина, права планетарного человека).


     Тема I. «Права человека». (15  ч.)

     Эвристическая беседа с элементами игры «Основные принципы и стандарты прав человека». Ценности (принципы) прав человека: гуманизм, человеческое достоинство, свобода, равноправие, солидарность, справедливость, толерантность. Стандарты прав человека: международные универсальные, международные региональные, национальные документы.

     Семинар «Виды прав человека». Классификация прав человека по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по политическому статусу, по времени формирования, по субъектам-носителям.

     Практическое занятие 1. «Всеобщая декларация прав человека».

     Деловая игра «Всеобщая декларация прав человека».

     Практическое занятие 2. «Конституция РФ о правах человека».

     Практическое занятие 3.  «Конвенция о правах ребенка».

     Деловая игра «Права человека: принципы, виды, стандарты».


          Тема II. «Права человека в современном мире». (15  ч.)

     Семинар «Виды нарушений прав человека». Дискриминация. Виды нарушений прав человека по сферам жизнедеятельности, по способу осуществления, по масштабам последствий. Геноцид, апартеид, национальный экстремизм, расизм, беженцы, рабочие-мигранты.

     Деловая игра «Виды нарушений прав человека».

     Эвристическая беседа «Соблюдение прав человека». Гарантии прав человека и гражданина (гарантии-условия: среда, государственный и общественный строй; гарантии-средства: экономические, политические, социальные, идеологические, юридические).

     Семинар «Лица, нуждающиеся в специальных правах». Права сирот, лиц с ограниченными возможностями.

     Практическое занятие «Конвенция о статусе беженцев».

     Эвристическая беседа «Организация защиты прав человека».

Международные организации: ООН, Генеральная ассамблея ООН, Совет Безопасности,  Экономический и Социальный Совет, Международный суд, Комитет по правам человека.

     Внутригосударственные правозащитные органы: суды, прокуратура, региональные представители уполномоченного по правам человека, комиссия по помилованию при Президенте РФ.

     Деловая игра «Дискриминация или защита прав человека?


     Заключение.  «Права и ответственность человека» (3  ч.)



Литература


Литература для учащихся:


  1. Всеобщая декларация прав человека.
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Конвенция о статусе беженцев.
  4. Конституция РФ.
  5. Никитин, А.Ф. Права человека: учебное пособие для средней школы. – М., 1993.
  6. Материалы периодических изданий и других видов СМИ.


Литература для учителя:


  1. Аминов, А. Сам себе юрист: правовая игра // Граждановедение. – 2004. - № 13-14. С. 15.
  2. Безногова, С., Егорова, Т. Учиться жить как люди // Граждановедение. – 2004. - № 38. С. 6-7.
  3. Болотина Т.В. Организация обучения правам человека в основной школе // Право в школе. – 2004. - № 1. С. 40-48.
  4. Глухарева, Л.И. Права человека: альбом схем // Право в школе. – 2004. – № 2. – С. 55-59.
  5. Иоффе, А., Кишенкова, О. Казни с судом, а не с яростью // Граждановедение. – 2004. - № 5. - С. 5.
  6. Календро, В.Н. Опыт изучения «Конвенции о правах ребенка» в школе // Право в школе. – 2004. – № 3. – С. 46-49.
  7. Никитин, А.Ф. Права человека: хрестоматия по курсу. – М., 1993.
  8. Никитин, А.Ф. Права человека: учебное пособие для средней школы. – М., 1993.
  9. Никитин, А.Ф. Права человека в школе: дайджест. – М., 1993.
  10.  Полиектова, А. Да воздастся виновному…  // Граждановедение. – 2004. - № 11. -  С. 6-7.
  11.  Семенова, Г. Н. Права человека и власть в современной России  // Право в школе. – 2004. – № 3. – С. 43-45.
  12. Титенок, Т. Научиться быть человеком …  // Граждановедение. – 2003. - № 37. -  С. 3.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации