муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа »
г. Калача – на – Дону Волгоградской области
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей истории, географии и обществознания протокол №__ от ____2022 г. Руководитель МО _________ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по учебно-воспитательной работе ________________ 2022 г. _________ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ____________ 2022 г. ____________ |
Рабочая программа
элективного курса
«Трудные вопросы истории»
предмет: история (базовый уровень)
для 10 класса
Составитель: учитель истории
Е. С. Шевченко
г. Калач – на – Дону 2022
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы истории» предназначена для учащихся 16 -18 лет (10 -11 классов) общеобразовательной школы. Она разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).
- Историко-культурный стандарт, разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями).
Программа рассчитана на 34 часа. Рабочая программа предусматривает, прежде всего расширение и углубление знаний учащихся по предмету «История», особенно по так называемым «трудным» вопросам (вопросы, которые в научной и общественной среде не имеют однозначной оценки и требуют более тщательной проработки материалов исследований). Преподавание этого элективного курса окажет большую помощь выпускникам, которые планируют обучение в гуманитарных ВУЗах, а также связанные с получением профессии в госслужбе, военных профессий, дипломатов, журналистов и т.д., в подготовке к ЕГЭ.
Элективный учебный курс «Трудные вопросы истории» предполагает изучение жизни и деятельности исторических процессов, личностей России и других государств с древнейших времен до конца XIX века. Сегодня, когда происходят активные перемены жизни общества, преобразуются прежние формы поведения, отношения к миру и людям, истории своей страны, многие ценности приобретают иной смысл.
Проблема распространившегося исторического нигилизма, искажение исторических фактов, особенно связанные с ролью России и ее политических предшественников в решении значимых мировых проблем, искусственное стирание культурных (этнических) границ, заставляет историческое сообщество более активно вмешиваться в систему воспитания и обучения, с целью преодоления исторического (с ним же правовой и политический) нигилизма, более тщательной проверки информации, воспитания патриотов и граждан своей страны с активной стойкой гражданской позицией. История нашего государства преподносится зачастую в «сером» цвете. Школьный курс истории не может вместить в себя характеристики многих исторических персоналий, повлиявших на политическую, экономическую или культурную ситуацию в стране в тот, или иной период, а, в конечном счѐте, сыгравших заметную роль в истории развития нашего государства и мирового сообщества.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Основными целями курса являются:
- сформировать у учеников понимание значимости исторического прошлого нашей страны в связи с тенденциями современного развития России и мира;
- создать условия для восприятия отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
- познакомить выпускников с основными теориями и концепциями, описывающими и
объясняющими развитие общества, а также научить понимать роль исторических процессов, событий и деятелей в формировании судеб государства;
- учить подрастающее поколение любить историю своего народа, своего государства во всем его многообразии.
Задачами курса являются:
1) формирование интереса выпускников к закономерностям исторического развития России, роли политических деятелей в её судьбе;
2) формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для
более глубокого осмысления исторической действительности, критического осмысления исторической информации на фоне активной информационной дезариентации;
3) формирование и развитие умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;
4) воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;
5) воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного,
персонифицированного мышления;
6) развитие исторического мышления школьников на базе материала курса.
ОСОБЕННОСТИ КУРСА.
Особое место в данном элективном курсе отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому критическому применению полученных знаний. Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Актуальность элективного курса «Трудные вопросы истории» состоит в том, что новое общество требует от всех своих граждан сотрудничества, терпимого и уважительного отношения к культурным и историческим особенностям развития всех народов, населяющих Россию, знания основных исторических тенденций современного информационного сообщества. Современные условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности, патриотизма, а это невозможно без знания истории своей страны. Программа элективного курса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях, процессах, деятелях России и других государств, чья деятельность оставила заметный след в истории России и Мира.
Рассмотрение вопросов курса важно в контексте с событиями мировой истории, так как многие процессы взаимосвязаны. Необходимость и актуальность курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы невозможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, еѐ роль в истории, тот или иной исторический процесс. Познакомиться с малоизвестными фактами биографии; всесторонне рассмотреть историческое событие и роль личности в этом событии в связи с большим объемом программного материала и ограниченным количеством часов. Между тем именно углубленное изучение истории даѐт полную и объективную оценку исторических событий и явлений; позволяет учащимся сформулировать собственную точку зрения на происходившие события, выявить причинно-следственные связи.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ: ученики 16-18 лет
Особенности возраста: восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала. Мышление в подростковом возрасте характеризуется завершением развития. Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности. Данная программа учитывает особенности возраста и способствует развитию у подростков способности самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, саморегулируемых и самоуправляемых процессов.
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ - базовый.
Объем программы: 34 часа.
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная, групповая.
Состав учащихся: постоянный.
Особенности набора: свободный.
Режим занятий: 34 часа в год – 1 час в неделю.
II. Содержание программы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ»
Введение. 1 час
Входная диагностическая работа. 1 час.
Тема 1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе. 2 часа
Какие государства предшествовали Древнерусскому. Какую роль сыграли в образовании этих и Древнерусского государств чужеземцы, именуемые в «Повести временных лет» варягами. Какова была этническая природа варягов? Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.
Территория России до появления восточных славян. Происхождение славян, их расселение. Освоение славянами Восточной Европы. Перемены в общественных отношениях у восточных славян в VI—IX вв. и предпосылки образования государства. Проблемы происхождения Древнерусского государства и названия «Русь». Призвание варягов. Норманнская теория. Объединение Новгорода и Киева под властью Олега. Киевская Русь. Развитие государственности. Социальная структура древнерусского общества. «Русская Правда» как источник по изучению социальной структуры общества. Крещение Руси и его значение. Нестор и его «Повесть временных лет». «Слово о Законе и Благодати» Иллариона. Жития первых русских святых.
Тема 2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси. 2 часа
Культура Руси XI— начала XIII в. Расцвет летописания, появление летописей в различных землях. Литература. «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. «Слово о погибели Русской земли». Каменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы Владимира, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и др.). Архитектура Чернигова, Новгорода. Иконопись. Фрески. Особенности древнерусской культуры: связь с религиозным культом, анонимность, отличие от средневековой культуры Западной Европы.
Тема 3. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде. 2 часа
Монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Русские земли под властью Золотой Орды. Значение борьбы Руси против монгольских завоевателей. Нападения западноевропейских рыцарей на Северо-Западную Русь. Победы Александра Невского на Неве и Чудском озере, отражение угрозы агрессии с Запада. Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде. Различные судьбы русских земель после монгольского нашествия.
Тема 4. Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по
отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель. 2 часа
Объединение северо-восточных и северо-западных русских земель вокруг Москвы.
Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Начало применения к правителю страны титула царь.
Появление государственного герба (двуглавого орла). Формирование аппарата управления единого государства: дворец и казна, войско и поместная система. Установление автокефалии русской церкви.
Развитие культуры единого Русского государства.
Тема 5. Роль Ивана IV Грозного в российской истории. 2 часа
Венчание на царство. Реформы Избранной рады и их значение. Зарождение сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Земские соборы. Становление новых центральных органов управления. Приказы. Опричнина Ивана Грозного и ее смысл. Опричный террор и его последствия. Внешняя политика Ивана Грозного. Взятие Казани. Присоединение Астраханского ханства. Поход Ермака и начало освоения Сибири русскими людьми. Борьба с набегами из Крыма. Ливонская война: ее ход и результаты. Итоги правления Ивана Грозного.
Тема 6. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток. 3 часа
Царствование Федора Ивановича. Возвышение Бориса Годунова. Введение заповедных лет и 5-летнего срока сыска беглых крестьян. Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Избрание царем Бориса Годунова. Русская культура в XVI в. Факторы, влияющие на развитие русской культуры: освобождение и объединение России, становление самодержавной власти.
Причины Смуты: ухудшение положения крестьян, династический кризис, борьба в верхах общества, стихийные бедствия, вмешательство зарубежных сил. Правление Бориса Годунова. «Голодные годы» и их последствия. Польская интервенция, вмешательство Швеции. Падение Василия Шуйского. Семибоярщина. Захват Москвы поляками. Земский собор 1613 г. и избрание царем Михаила Романова.. Россия после Смуты.
Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников).
Тема 7. Присоединение Украины к России (причины и последствия). 2 часа
Внешняя политика России в XVII в. Заключение Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Смоленская война: причины, результаты. Поляновский мир с Речью Посполитой. Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого. Борьба украинского и белорусского народов за независимость и политика России. Переяславская рада и решение о воссоединении Украины с Россией. Левобережная Украина в составе России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Успехи и неудачи русских войск. Итоги войны. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1661 гг. и ее результаты. Обострение отношений с Турцией. Чигиринские походы. Бахчисарайский мир с Турцией. Результаты внешней политики России в XVII в.: успехи и нерешенные задачи.
Тема 8. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы. 3 часа
Многонациональный состав населения Русского государства. Сосуществование религий в Российском государстве. Земские соборы. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Консолидация дворянского сословия. Дворцовые перевороты. Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его последствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.
Тема 9. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. 3 часа
Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Первые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворянства. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного управления. Бюрократизация государственного строя. Учреждение Сената как высшего законосовещательного и контрольного органа. Система коллегий, особенности коллегиального управления. Дальнейшее подчинение церкви государству. Святейший синод. Создание системы надзора (фискалы, прокуратура). Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором. Табель о рангах и ее значение для социального развития России. Внешняя политика Петра I. Рождение российского военно-морского флота.. Основание Санкт-Петербурга. Окончание Северной войны: Ништадтский мир и его значение для России. Тяготы войны: народные восстания (Астраханское восстание под руководством К. Ф. Булавина).
Тема 10. Сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия. 3 часа
Внутренняя политика. «Просвещѐнный абсолютизм». Секуляризация церковного имущества. Деятельность Уложенной комиссии. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Сословное самоуправление. Социальная структура российского общества. Сословная и национальная политика. Россия и европейское Просвещение. Сведения о России в записках европейских путешественников. Участие в борьбе с революционной Францией.
Тема 11. Оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II,
Александра III. 3 часа
Государственная власть: приоритеты и метаморфозы.
-Проекты либеральных реформ Александра I.
Внешние и внутренние факторы. М.М. Сперанский. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Заграничные походы русской армии. Возрастание роли России в мире после победы над Наполеоном и Венского конгресса. Либеральные и охранительные
тенденции. Тайные организации: программа и тактика. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
-Николаевское самодержавие: государственный консерватизм.
Проблема соотношения «русских» и европейских начал. Оформление официальной
идеологии. Уваровская триада. Государственная регламентация общественной жизни:
полицейское охранительство, административные реформы, кодификация законов.
Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков
либерального реформаторства. Россия и «Священный союз». Русско-иранская и русско-турецкая войны. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Оборона Севастополя. Парижский конгресс.
-Преобразования Александра II: либеральные меры и сильная власть.
Отмена крепостного права и Великие Реформы 1860-1870-х гг.: первый шаг к
гражданскому обществу. Либерально-консервативная политика и опыт Запада.
Железнодорожное строительство: укрепление единства и могущества империи.
«Диктатура сердца»: политика М.Т. Лорис-Меликова. Многовекторность внешней политики империи. Кавказская война. Присоединение Средней Азии. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
-Самодержавие Александра III. Идеология самобытного развития России.
Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Модернизация и «догоняющее развитие». Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и царская администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Пространство империи. Расширение государственных границ к концу XIX в. Основные сферы и направления геополитических интересов. Упрочение статуса России как великой державы. Освоение государственной территории.
Тема 12. Характер общественного движения XIX – начала ХХ в. и оценка его роли в
истории России. 2 часа
Главные течения общественной мысли. Западничество и славянофильство.
«Властители дум» и «новые люди»: формирование идеологии и этики левого радикализма. Народники и социал-демократы. «Реакция» и консерватизм: попытки размежевания. Пореформенный либерализм. Земская «фронда», подполье, эмиграция: формы политической оппозиции. Интеллигенция и ее
характеристика. На пути к гражданскому обществу. Общественное движение, гражданские инициативы и становление публичной политики.
Тема 13. Оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале
ХХ вв. 1 час
«Балканский узел» и Россия. Восточное направление внешней политики России.
Россия в системе международных отношений в начале XX века: отечественная историография. Россия в системе международных отношений в начале XXвека: зарубежная историография.
Тема 14. Характер национальной политики самодержавия и ее оценка. 2 часа
Народы империи.
«Русские» в имперском сознании. Основные регионы страны (Европейский Север, Поволжье, Приуралье, Сибирь и Дальний Восток, Кавказ, Средняя Азия). Взаимодействие культур и народов.
Национальная и религиозная политика.
Российская империя – многоконфессиональное государство. Православная церковь
и основные конфессии. Статус «русского подданного». «Инородцы»: правовое положение.
Религиозное и этническое: терпимость и нетерпимость. Национальная политика и судьбы
народов России.
Культура России второй половины XIX в.
Становление национальных научных школ и их вклад в мировое научное знание.
Развитие образования. Народная, элитарная и массовая культура. Национальный вопрос. Имперский центр и национальные окраины. Этнические элиты и национально-культурные движения. Национальные партии. Патриотизм и национализм.
III. Тематическое планирование
№ | Раздел/Тема урока | Кол-во часов | Из них теория/ практика |
1 | Введение | 1 | 1Т |
2 | Входная диагностическая работа | 1 | 1П |
Тема 1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе. | |||
3-4 | Какие государства предшествовали Древнерусскому. Какую роль сыграли в образовании этих и Древнерусского государств чужеземцы, именуемые в «Повести временных лет» варягами. Какова была этническая природа варягов? | 2 | 1Т 1П |
Тема 2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси | |||
5-6 | Духовно-религиозные связи древнерусской народности с русским, белорусским и украинским народами: литература, зодчество, архитектура, иконопись, устное народное творчество, прикладные искусства. | 2 | 1Т 1П |
Тема 3. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде. | |||
7-8 | Монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Русские земли под властью Золотой Орды. Победы и политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде. Различные судьбы русских земель после монгольского нашествия. | 2 | 1Т 1П |
Тема 4. Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель. | |||
9-10 | Объединение северо-восточных и северо-западных русских земель вокруг Москвы. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Начало применения к правителю страны титула царь. Появление государственного герба (двуглавого орла). Формирование аппарата управления единого государства: дворец и казна, войско и поместная система. Установление автокефалии русской церкви. Развитие культуры единого Русского государства. | 2 | 1Т 1П |
Тема 5. Роль Ивана IV Грозного в российской истории. | |||
11-12 | Реформы середины XVI в. Внешняя политика России в XVI в. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. | 2 | 1Т 1П |
Тема 6. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток. | |||
13- 15 | Избрание на царство Бориса Годунова.Царь Василий Шуйский и ограничении царского всевластия.Земский собор 1613 г. Династия РомановыхПричины нестабильности политического строя в XVIII в. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны ИоанновныМанифест «о вольности дворянской».Причины переворота 28 июня 1762 г. | 3 | 2Т 1П |
Тема 7. Присоединение Украины к России (причины и последствия) | |||
16-17 | Войны между Русским царством и Речью Посполитой в XVII в. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Унификация управления на окраинах империи. | 2 | 1Т 1П |
Тема 8. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы. | |||
18-20 | Многонациональный состав населения Русского государства. Сосуществование религий в Российском государстве. Земские соборы. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Консолидация дворянского сословия. | 3 | 2Т 1П |
Тема 9. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. | |||
21-23 | Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Причины преобразований всех сторон жизни России. Политика протекционизма и меркантилизма. Бюрократизация государственного строя. Система коллегий, особенности коллегиального управления. Дальнейшее подчинение церкви государству. Создание системы надзора (фискалы, прокуратура). Табель о рангах и ее значение для социального развития России. Последствия и цена петровских преобразований. | 3 | 2Т 1П |
Тема 10. Сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия. | |||
24-26 | Внутренняя политика. «Просвещѐнный абсолютизм». Россия и европейское Просвещение. Участие в борьбе с революционной Францией. | 3 | 2Т 1П |
Тема 11. Оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. | |||
27-29 | Государственная власть: приоритеты и метаморфозы Проекты либеральных реформ Александра I. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. Преобразования Александра II: либеральные меры и сильная власть. Самодержавие Александра III. Идеология самобытного развития России. | 3 | 2Т 1П |
Тема 12. Характер общественного движения XIX – начала ХХ в. и оценка его роли в истории России. | |||
30-31 | Главные течения общественной мысли. Западничество и славянофильство. «Властители дум» и «новые люди»: формирование идеологии и этики левого радикализма. Народники и социал-демократы. «Реакция» и консерватизм: попытки размежевания. | 2 | 1Т 1П |
Тема 13. Оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале ХХ вв. | |||
32 | «Балканский узел» и Россия. Восточное направление внешней политики России. «Россия в системе международных отношений в начале XX века» в отечественной и зарубежной историографии | 1 | 1Т |
Тема 14. Характер национальной политики самодержавия и ее оценка. | |||
33 - 34 | Народы империи. Национальная и религиозная политика. Культура России второй половины XIX в. Национальный вопрос. Имперский центр и национальные окраины. Этнические элиты и национально-культурные движения. Национальные партии. | 2 | 1Т 1П |
Итого | 34 | Т -20 П - 14 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ
элективного курса «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ».
Личностные результаты:
- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;
- усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
- формирование представления о роли личности в истории, знание основных исторических событий развития государтвенности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций;
- формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну;
- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам;
- формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Метапредметные:
- развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
- формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию;
- формирование навыков контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
- формирование навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- приобретение навыков коммуникативной компетентности (умения передавать информацию в устной и в письменной форме );
- формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию (систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, выделять главную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов);
- формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, спорить и отстаивать ;
- формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
- формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
- рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
- знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории;
- определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- представлять культурное наследие России и других стран;
- работать с различными историческими источниками (сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику, соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет- ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами);
- критически анализировать информацию из различных источников;
- владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
- демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
- оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
- ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник получит возможность научиться:
- демонстрировать умение сравнивать и обобщать события российской и зарубежной истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль личности в развитии мирового сообщества;
- устанавливать аналогии и оценивать вклад отдельных личностей в сокровищницу мировой науки и культуры;
- проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении курса «История в лицах»;
- характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и зарубежной истории;
- понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
- использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
- соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей с древнего времени до наших дней;
- анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ - XXI вв.;
- обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
- приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения.
РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий.
Лекция-беседа или диалог с аудиторией – форма организации учебной деятельности, представляющая собой метод донесения
до учащихся новых знаний. Основное отличие от других форм занятий — большая информативность и активная позиция обучающихся.
Педагог передаёт новую систематизированную информацию, раскрывает междисциплинарные связи, фокусирует внимание учащихся на основных проблемах, отражает практический опыт решения поставленных задач в процессе беседы.
Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций истории считаются: оптимальное сочетание обучающих, воспитывающих, развивающих функций; системность, ясность изложения и активизация мышления учеников; аргументированность суждений; учёт особенностей аудитории (профиль класса); сочетание теории и практики, логики изложения с творческой импровизацией учителя; использование технических средств.
Семинар – это форма организации учебного занятия, направленная на теоретическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых знаний. Семинар как форма организации учебного занятия в 11 классах может быть использован для обсуждения общих проблем и выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен сам определить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности.
Структура семинара для 11 классов.
1. Определение цели семинара.
2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений).
3. Представление результатов обсуждения группами.
4. Общее обсуждение.
Цель семинара заключается в усвоении, систематизации, фиксации основных знаний по изучаемому вопросу, промежуточное тестировании, закрепление.
Практикум — форма тематических учебных занятий, связанных с лекционным курсом, используемая для формирования умений и компетенций, проверки уровня усвоения материала учащимися. Практическое занятие курса истории как форма организации образовательной деятельности носит обучающий характер, направлено на формирование предметных умений и компетенций в области управления личными финансами, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации. Предметные умения и компетенции отрабатываются посредством решения практических задач, выполнения заданий, осуществления поисковой деятельности и др.
Занятие – презентация учебных достижений — форма организации учебной деятельности с целью мониторинга приращения знаний и умений обучающихся. Мониторинг может быть проведён в форме решения тематического теста, тематического задания, практических задач, написания эссе, викторины.
Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников.
Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного вопроса, выдвижение гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации и оценку полученных результатов. Для проведения мини-исследования используется один-два источника, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов. Работа с разными источниками информации, анализ статистических данных, проведение опросов, интервью, оформление списка источников и представление результатов в виде развёрнутого текста, устного сообщения с презентацией или в виде доклада.
Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных:
• письменная контрольная работа (включает задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями);
- тест
- устный опрос;
- викторина;
- защита исследовательской работы;
- написание эссе;
- решение практических задач;
- выполнение тематических заданий.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ
| дата начала обучения по программе | дата окончания обучения по программе | всего учебных недель | количество учебных дней | количество учебных часов | режим занятий |
2022-2023 1 год | 01.09.2022 | 30.05.2023 | 34 | 34 | 34 | 1 раз в неделю по 1 ч. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
- Учебный кабинет для занятия с учащимися, имеющий хорошее освещение и вентиляцию.
Оборудование:
- столы и стулья, для детей среднего и старшего школьного возраста;
- магнитная доска;
- маркеры для доски;
- магниты для доски;
- проектор;
- 5 компьютеров или ноутбуков на учебную группу;
- принтер;
- сканер;
- ксерокс;
- доступ в Интернет
5. Раздаточный материал:
- рабочие тетради;
- карточки с заданиями;
- бланки тестов;
- рекомендации.
6. Канцелярские товары:
- бумага для печати формата А4;
- шариковые ручки;
- маркеры;
- фломастеры;
- ватман и др.
Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Основным объектом оценки при освоении курса «История в лицах» являются образовательные достижения учащихся — качество сформированных образовательных результатов, которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные, метапредметные и предметные достижения. Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их исторической грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости. Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные характеристики оценивания образовательных достижений учащихся, осваивающих курс «История в лицах»:
• личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качества личности, которые возникают в ходе становления исторической грамотности школьников;
• способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение своих знаний и умений.
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую, промежуточную и итоговую оценку.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.).
На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют тестовую контрольную работу.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на специальном занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности (в форме заданий ЕГЭ по истории).
Формы подведения итогов реализации программы: мини-исследования, банк терминов и описаний жизни выдающихся деятелей отечественной и зарубежной истории, саморефлексия и др.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:
1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);
3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.
Оценка решения практических задач
Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи в сфере финансов. Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения задачи.
Критерии оценки практической задачи следующие:
• определение (выявление в результате поиска) алгоритма решения практической задачи;
• оценка альтернатив;
• обоснование итогового выбора.
Ученики заранее (на первом занятии) знакомятся с критериями оценивания и способами оформления решения практических задач.
Оценка конструктивности работы на семинаре
Конструктивность работы ученика на семинаре — это его вклад в развитие рассматриваемых идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается уровень активности участия обучающегося в обсуждении. Имеется в виду продуктивность этого участия, т. е. насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно ученик находил недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и предлагал более подходящие варианты. При этом оценка работы обучающегося будет достаточно субъективной. В данном формате невозможно представить все количественные измерители, поэтому педагог должен ориентироваться на качественные характеристики. При оценке работы на семинаре важно
не только исходить из абсолютных результатов, но также следует учитывать качественный прирост умения, т. е. насколько активнее обучающийся работает на данном занятии по сравнению с предыдущим.
Так, если ученик не участвует в работе, игнорирует такого рода деятельность, то на усмотрение педагога он может получить оценку «0» или 1 балл. Однако в некоторых случаях более приемлемо и гуманно не выставлять никакой отметки (например, ученик испытывает психологический барьер при выступлении, не освоил умения вступать в коллективное обсуждение проблемы). Активная и продуктивная работа на семинаре, безусловно, заслуживает отметки «4» или «5».
Оценивать работу на семинаре (пусть и несколько субъективно) необходимо. Учитель должен помочь обучающемуся сформировать не только внутреннюю, но и внешнюю мотивацию (для школьников это важно). Хорошая и (или) отличная отметка стимулирует ученика на более активную работу в будущем.
Оценка предметных знаний и умений
Проверка уровня овладения учащимися предметных знаний и умений может осуществляться в форме письменной контрольной работы или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных предпочтений. Оценка устного ответа более субъективна, чем оценка письменного, тем не менее, можно выделить несколько общих принципов оценивания:
• ученик не отвечает на большинство вопросов (более 50%) или даёт неверные ответы — отметка «2» («неудовлетворительно»);
• ученик правильно отвечает на половину вопросов или на большинство вопросов частично — отметка «3» («удовлетворительно»);
• ученик даёт верные ответы на большинство вопросов (более 70%) или отвечает почти на все вопросы, но делает несколько существенных ошибок — отметка «4» («хорошо»);
• ученик правильно отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных ошибок — отметка «5» («отлично»).
Оценивание письменной контрольной работы осуществляется следующим образом:
• за каждый правильный ответ на тестовый вопрос — 1 балл;
• за каждую решённую предметную задачу — 2, 3 или 4 балла1;
• за каждую практическую мини-задачу — 3, 4 или 5 баллов;
• за развёрнутый письменный ответ на вопрос — 5, 6, 7 или 8 баллов.
По сумме баллов выставляются отметки за выполнение контрольной работы:
0—50% от максимального количества баллов — «неудовлетворительно»;
51—70% — «удовлетворительно»;
71—90% — «хорошо»;
91—100% — «отлично».
Оценка эссе на историческую тему
Критерии оценивания эссе:
• раскрытие смысла высказывания — ученик не просто перефразировал мысль автора, а, используя понятия и научные знания, объяснил, что автор имел в виду;
• логичность и системность изложения собственных мыслей —под логичностью понимается установление причинно-следственных связей между объектами, явлениями и процессами исторической действительности, системность показывает установление связей между объясняемыми объектами как части и целого;
• уровень теоретических суждений — теоретические суждения должны носить научный характер; для построения и аргументации своей позиции должно быть использовано усвоенное на уроках (понятия и знания);
• уровень фактической аргументации — подтверждение позиции ученика по обсуждаемому вопросу конкретными примерами
(из обществознания, истории, географии, литературы, СМИ и др.).
Учитель в первую очередь оценивает качественный прирост в результатах творческо-учебной деятельности ученика. Его задача — запустить механизм, способствующий восприятию действительности не только алгоритмически, но и творчески. При этом учитель должен отмечать и объяснять достоинства, а также недостатки в размышлениях учащихся. Недостатки могут заключаться в том, что ученик существенно исказил суть понятия, или использовал совершенно неподходящее знание, или привёл примеры, не объясняющие данное явление, и др.
Оценка выполнения исследовательской работы.
Критерии оценивания исследовательской работы:
• постановка исследовательской проблемы;
• формулирование объекта, цели и гипотезы исследования;
• использование адекватных методов исследования;
• использование разнообразных информационных источников;
• адекватность выводов.
Задания для оценивания результатов обучения:
• тематический тест — проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа.
• тематические задания — проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом;
• практические мини-задачи — проверяют овладение умениями и компетенциями в изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решение, используя освоенные знания и умения.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль знаний и умений (образец)
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся ко времени правления Б.Н. Ельцина. Какие?
1. Дефолт 2. Вертикаль власти 3. Либерализация цен 4. Шоковая терапия 5. Ваучерная приватизация 6. Федеральные округа
2.Установите соответствие между партийно-государственными руководителями и историческими событиями:
ФАМИЛИИ ПАРТИЙНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ : А) В.И. Ленин Б ) И.В. Сталин В ) Н.С. Хрущев Г ) М.С. Горбачев
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ: 1) Первый Съезд народных депутатов СССР 2) принятие плана ГОЭЛРО 3) первый полѐт человека в космос 4) вывод советских войск из Афганистана 5) подписание советско-германского Договора о ненападении Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ : А Б В Г 12 5 3 4 3.
3. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь. «Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 спокойных лет - и вы не узнаете России», - говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 г. он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унес с собой большинство своих планов и начинаний». Ответ: _____________________________________.
4. Какой чертой характера отличался Император Николай 2:
1)жестокостью; 2) мягкостью; 3)высокомерием.
5. Кто из государственных деятелей был убит за реакционную деятельность: 1) С. Ю. Витте ; 2) П. А. Столыпин; 3) В.К. Плеве.
6. В. И. Ленин мог бы стать лауреатом Нобелевской премии. Его кандидатура серьѐзно рассматривалась и было решено ему дать эту премию. Что помешало ему вручить данную награду? 1) гражданская война; 2) введение НЭПа; 3) тюрьма.
7. Назовите настоящую фамилию И.В. Сталина:
1) Коба; 2) Джугашвили; 3) Саакашвили.
8. Какой термин , приведѐнный ниже, связан с эпохой Н. С. Хрущѐва:
1) "самиздат"; 2) "дело врачей"; 3)" рязанская афѐра".
9. За какие заслуги в 1990 году Президент СССР М. С. Горбачѐв был удостоен Нобелевской премии мира? Запишите. _______________________________________________________________________________________
10. По какой причине за 4 месяца до ухода Горбачѐва М.С. с поста самостоятельно, его пытались отстранить ГКЧП: 1) здоровье; 2) вопрос идеологии; 3) государственные вопросы.
11. Сколько раз В. В. Путин становился президентом страны: 1) три; 2) два; 3) четыре.
12. Заполните пустые ячейки таблицы. используя представленные в приведѐнном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Реформа Год Реформатор
Судебная реформа 1864 г. А) Б) 1895-1897 г.г. В) Разрешение крестьянам выходить из общины с земельным наделом 1906 г.
Г) Д) Е) Николай 1 Пропущенные элементы: 1. Денежная реформа, устанавливающая золотой рубль основой денежной системы России.
2. Создание 3 отделения СЕИВК. ( Собственная Его Императорского Величества канцелярия)
3. Учреждение Государственного совета.
4. 1810 г.
5. 1826 г.
6. П. А. Столыпин;
7. С. Ю. Витте;
8. С. И. Зарудный;
9. Н. Х. Бунге.
10. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д Е
Ключи: 1 26 2 А-12 Б-6 В-3 Г-4 3 Столыпин П.А. 4 2 5 23 6 1 7 2 8 3 9 за деятельность, направленную на развитие международного сотрудничества 10 1 11 1 12 А-8 Б-1 В-7 Г-6 Д-2
Критерии оценивания: Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
……
Литература
для учителя
1. Аверх, А. Я Столыпин и судьбы реформ в России. - М, 1991.
2. Анисгшов, Е. В. Время петровских реформ. - Л., 1989.
3. Журнал «Преподавание истории в школе». - 1997. - № 1; 2000. - № 4.
А.Захарова, Л. Г. Александр 117/ Вопросы истории. - 1992. -№ 6-7.
6. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному
экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект-Центр, 2004.
7. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. - Репринт, изд. - М, 1991.
8. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.
9.Литвак, Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская
альтернатива. - М, 1991.
10. Лютых, А. А., Скобелкин, О. В., Тонких, В. А. История России: курс лекций. - Воронеж:
Информатор, 1993.
11. Павленко, Н. И. Петр Великий. - М, 1990.
12. Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1999. И др.
Правовая база:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).
- Историко-культурный стандарт, разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями).
для учеников
5. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому
государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н. А. Григорьева,
Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2004.
13. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XVIH-XIX вв. - М.: Олма-Пресс
Образование, 2003 и т.д.
Интернет - источники по предмету
- Документальные фильмы, атласы, карты.
- Репродукции картин, фотографии.
- Дидактический материал (документы, исторические источники, схемы, таблицы, карты).
- Электронные источники:
http://rulers.narod.ru/ http://historydoc.edu.ru/ http://www.rubricon.com/qe.asp?qtype=7&id=0&srubr=3835 http://www.worldwar1.com. http://www.dio.ru/great_war/ http://militera.lib.ru/ http://history.standart.edu.ru/ http://rusimper.narod.ru/ о рос. императорах http://shiphistory.ru/ Россия корабельная
http://www.whiteforce.newmail.ru белая гвардия http://www.praviteli.org/main/about.php правители России и Советского Союза
http://stalinism.ru/ Сталин http://rkka.ru/index.htm О РККА http://pish.ru/application и др.