Рабочая программа "Финансовая грамотность" для детей 5-7 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 57 «Аленушка» города Рубцовска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
НА 2024-2026 учебный год
Срок реализации: 2 года
Автор:
Карпенко Татьяна Владимировна
Воспитатель первой квалификационной категории
2024 г.
Пояснительная записка.
Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет и направлена на формирование у них первичных экономических представлений. Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 28.09.2013 №1155), (далее - ФГОС ДО); постановлению Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», от 28.01.2021 №2 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Уставу МБДОУ, ФОП ДО.
Программа адаптирует процесс обучения детей на основе их возрастного уровня и индивидуальной специфики с акцентом именно на познавательном развитии; определяет финансовую грамотность как исходный показатель качественного формирования в области финансовых знаний, умений и поведенческой компетенции. Этот комплекс включает осведомленность о рынке, глубокое понимание теоретических основ, практическое владение навыками управления личными финансами и применение адекватных моделей поведения для реализации успешной стратегии в области экономических показателей, что напрямую влияет на достижение стабильного материального благополучия.
В современном мире, характеризующемся стремительным развитием финансовых технологий и постоянно растущим количеством финансовых продуктов, грамотное управление личными финансами стало не роскошью, а жизненной необходимостью. Каждый день мы сталкиваемся с принятием финансовых решений: от выбора способа оплаты повседневных покупок до планирования крупной покупки или инвестиций. Неумение ориентироваться в этом лабиринте инструментов и услуг часто приводит к неоправданным тратам, накоплению долгов и, в конечном итоге, к финансовой нестабильности.
Понимание базовых финансовых принципов – это ключ к достижению финансового благополучия. Это не просто умение считать деньги, а система знаний и навыков, включающая в себя планирование бюджета, понимание принципов кредитования и инвестирования, анализ рисков и диверсификацию активов. Например, знание процентных ставок по кредитам поможет вам избежать переплаты, а понимание принципов работы фондового рынка позволит инвестировать средства с меньшими рисками и большей отдачей. Важно также понимать разницу между различными типами банковских счетов, учитывать инфляцию при планировании долгосрочных целей и эффективно использовать доступные финансовые инструменты, такие как накопительные счета, инвестиционные фонды или пенсионные программы.
Современные финансовые инструменты предлагают широкий спектр возможностей, но зачастую скрывают в себе сложность и риски. Кредитные карты, например, удобны в использовании, но неправильное обращение с ними может привести к накоплению больших долгов и высоких процентов. Инвестиции в акции или облигации сулят высокую доходность, но сопряжены с риском потери капитала. Поэтому важно не только обладать знаниями о финансовых инструментах, но и уметь критически оценивать предлагаемые услуги, читать мелкий шрифт договоров и обращаться за консультацией к финансовым экспертам при необходимости. Повышение финансовой грамотности – это инвестиция в ваше будущее, обеспечивающая финансовую стабильность и возможность достижения ваших финансовых целей. Только обладая необходимыми знаниями и навыками, вы сможете принимать осознанные финансовые решения и управлять своими деньгами эффективно.
Недостаточный уровень финансовой грамотности у родителей часто становится серьезным препятствием для формирования у детей правильных навыков управления финансами. Это приводит к тому, что многие родители сталкиваются с трудностями в воспитании детей, которые не понимают, что деньги имеют свою цену, и требуют дорогие подарки, не осознавая их истинную стоимость. Важно отметить, что финансовая грамотность — это не просто знание о деньгах, но и умение принимать обоснованные решения, планировать бюджет и понимать основы экономической деятельности.
Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность детских образовательных учреждений может существенно помочь родителям в решении этой важной задачи. Такие программы могут включать в себя простые и доступные уроки о том, как зарабатывать, тратить и инвестировать деньги. Обучение детей базовым финансовым концепциям, таким как сбережения, расходы и планирование, может быть организовано через игровые формы, что сделает процесс обучения интересным и увлекательным.
Пассивное и безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов становится главной причиной множества денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Это может привести к накоплению долгов, финансовой зависимости и даже к стрессу, связанному с нехваткой средств. Если ребенок с детства не научится рациональному отношению к деньгам, в будущем ему будет сложно выбрать наиболее подходящую стратегию финансового поведения, соответствующую условиям современного общества.
Формирование правильного отношения к деньгам начинается с раннего возраста. Дети, которые растут в атмосфере финансовой осознанности, как правило, становятся более ответственными и самостоятельными взрослыми. Они учатся ставить перед собой финансовые цели, управлять своими ресурсами и понимать, что деньги — это инструмент, который можно использовать для достижения своих целей.
Таким образом, задача родителей — не только обеспечить своих детей материально, но и научить их основам финансовой грамотности. Это может быть сделано через обсуждение семейного бюджета, совместное планирование покупок или даже создание небольших «финансовых проектов», где дети могут участвовать в управлении своими собственными деньгами. Важно, чтобы родители сами были финансово грамотными и служили положительным примером для своих детей.
В конечном итоге, финансовая грамотность — это навык, который может и должен быть передан из поколения в поколение. Чем раньше родители начнут обучать своих детей основам финансового управления, тем больше шансов на то, что их дети вырастут финансово независимыми и успешными людьми.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
В дошкольном возрасте финансовая грамотность представляет собой важный аспект воспитания, который включает в себя развитие у детей навыков бережливости, деловитости и рационального поведения в контексте простых обменных операций. Это не только умение обращаться с деньгами, но и формирование здорового отношения к труду и его результатам, будь то товары или финансовые активы. Важно, чтобы дети понимали ценность труда и могли оценивать результаты своей деятельности, что в будущем поможет им стать самостоятельными и успешными людьми, способными принимать взвешенные и осознанные решения.
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не требует глубокого изучения работы финансовых институтов или сложных экономических понятий, таких как инфляция, фондовые рынки или аккредитивы. Вместо этого акцент делается на формировании базовых навыков и понятий, которые будут полезны в повседневной жизни. Например, важно научить детей различать, что такое необходимость и что такое желание, а также как правильно распределять свои ресурсы, будь то деньги или время.
В соответствии с нормами ФГОС по дошкольному образованию, ключевым аспектом данного этапа является становление личности ребенка через её развитие. Главенствующим среди этого становится формирование финансовой осведомлённости — шаг фундаментальный для подготовительного периода к самостоятельной жизни в обществе. Такой подход активирует экономическое мышление, стимулируя возникновение и укрепление качеств, как ответственности перед собой и окружающими, самодисциплины и критического анализа. В дошкольном возрасте заложен стержень для последующего образовательного маршрута: дети осваивают основы финансовой грамотности — ключевой фактор их будущей успешности в принятии взвешенных решений по денежным вопросам. Необходимость интеграции таких занятий не ограничивается школьными стенами, а начинается уже с дошкольного этапа. В игровой форме дети вовлекаются в процесс обмена игрушками и манипуляций «деньгами» — покупки и продажи. Эти практические упражнения способствуют не только освоению финансовых навыков, но и развитию социальных компетенций: умения работать коллективно, делиться идеями и обсуждать стратегии. Таким образом, дошкольная финансовая грамотность выходит за рамки простого обучения — это комплексное формирование личности через развитие экономической осведомлённости. Родители и педагоги играют решающую роль в этом процессе, обеспечивая не только теоретическое усвоение знаний, но и их практическую реализацию для детей.
Цель:
формирование у старших дошкольников начальных экономических знаний и навыков, развитие экономического образа мышления, воспитание социально-личностных качеств и ценностных установок, необходимых для принятия обоснованных решений в экономической сфере.
Задачи:
- формировать первичные экономические понятия;
- учить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена и стоимость, с одной стороны, связаны с нравственными понятиями, такими как бережливость, честность, экономность и щедрость, с другой;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.).
Принципы реализации Программы:
- Индивидуализировать процесс обучения, учитывая особенности и возможности каждого ребенка.
- Проявлять уважение к личности ребенка, его деятельности и результатам, сочетая это с обоснованными требованиями.
- Придерживаться комплексного подхода при разработке занятий, охватывающего различные аспекты финансовой грамотности.
- Обеспечить вариативность содержания и форм проведения занятий для поддержания интереса детей.
- Гарантировать систематичность и последовательность в работе по формированию финансовых знаний и навыков.
- Использовать наглядные пособия для лучшего усвоения информации.
- Учитывать возрастные особенности детей и опираться на игровую деятельность, которая является ведущей для дошкольного возраста.
Новизна Программы заключается в следующем:
- Заложение основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.
- Взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
- Прямая связь между полученными знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации в настоящий момент и в перспективе.
- Научение детей распоряжаться своими деньгами, учить считать, экономить и беречь деньги. Для этого используются разнообразные игры по финансовой грамотности, в которых дети учатся планировать свой бюджет и в игровой форме зарабатывать деньги.
Актуальность Программы обусловлена рядом факторов:
- Подготовка ребёнка к реальной жизни. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к жизни, пробуждает экономическое мышление и позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.
- Заложение основ финансовой безопасности и благополучия. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
- Преемственность программ. Поскольку в школах РФ повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, дошкольным организациям следует включить в образовательную деятельность основы финансовой грамотности в качестве пропедевтики, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребёнка из детского сада в начальную школу.
- Помощь родителям. Включение в образовательную деятельность детского сада основ экономического воспитания может помочь родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами и сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.
Педагогическая ценность Программы заключается в следующем:
- Подготовка ребёнка к жизни. Овладение основами финансовой грамотности поможет дошкольникам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
- Развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.
- Заложение основы финансовой безопасности и благополучия. Формирование полезных привычек в сфере финансов в раннем возрасте поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности.
- Воспитание нравственно-экономических качеств. Программа способствует воспитанию трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации.
- Обогащение словарного запаса. Дети знакомятся с основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту.
Сроки реализации Программы – 2 года. Программа построена на основе концентрического подхода, что предполагает разделение курса на два года.
1-й год обучения – базовый модуль «Финансовая азбука», в ходе реализации которого формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет».
2-й год обучения – включает разделы: «Потребности и труд»,
«Деньги», «Семейный бюджет», развивающие и углубляющие представления дошкольников по основным темам курса через различные виды деятельности.
Ожидаемый результат реализации Программы:
- Сформированные основные понятия финансовой грамотности. У детей формируется начало экономического мышления.
- Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
- Знание о новых профессиях и умение рассказывать о них.
- Обогащённый словарный запас, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий.
- Приобретение таких качеств, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
- Проявление коммуникативных социальных навыков: общительности, чувства собственного достоинства, ответственности, стремления доводить начатое дело до конца.
- Проявление здорового интереса к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд — деньги», понимание факта купли-продажи.
- Освоение начальных навыков обращения с деньгами, осознание необходимости грамотно и бережливо относиться к ним.
- Умение принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия «хочу» и «могу».
Форма и режим занятий
Программа «Финансовая грамотность», образовательная область «Познавательное развитие» реализуется через совместную со взрослыми деятельность. Данный вид деятельности планируется в соответствии с моделью реализации образовательной программы в течение дня не менее одного раза в неделю в игровой форме, в самостоятельной деятельности детей. Продолжительность игровой деятельности зависит от индивидуальных особенностей детей, их интереса, желаний и возможностей, с учетом принципа индивидуализации образования.
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности используются как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:
- Включение предметов, отражающих содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.).
- Выделение информационных, занимательно-экономических и деятельностно-игровых зон. В первой зоне размещаются произведения художественной литературы экономического содержания (сказки, стихи, рассказы). В занимательно-экономической — кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы. В деятельностно-игровой — дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр (например, «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство»).
- Использование тематического игрового оборудования (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк, банкомат и т. п.).
- Наличие алгоритмов развития игры, альбомов с вариантами моделирования и конструирования игрового пространства. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей (например, «Магазин овощи и фрукты», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк»).
Развивающая среда создаёт благоприятные условия для обучения ребёнка азам финансовой грамотности в процессе его самостоятельной деятельности.
Способы и направления поддержки детской инициативы в рамках финансовой грамотности:
- Создание развивающей предметно-пространственной среды. Образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей.
- Психолого-педагогическая поддержка ребёнка. Педагог занимает позицию уважения к ребёнку, учитывая, насколько то или иное дело важно для него здесь и сейчас.
- Выбор педагогом культурных практик с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей.
- Уважение индивидуальных вкусов и привычек детей.
- Выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребёнка так, чтобы он справился с заданием).
- Поощрение, похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребёнком действия, а не его самого).
- Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка.
- Поощрение желания создавать что-либо по собственному замыслу (обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то).
- Привлечение детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу (обсуждать совместные проекты).
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по формированию финансовой грамотности включают:
- Информирование родителей о возможностях, задачах и содержании основ финансовой грамотности детей в детском саду и в семье.
- Поощрение активности родителей в различных мероприятиях в дошкольном учреждении по данной тематике.
- Привлечение родителей к взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребёнком основ финансовой грамотности.
- Использование информационных форм взаимодействия. К ним относятся памятки, стендовая информация, буклеты, консультации и рекомендации.
- Организация аналитических форм взаимодействия. Это анкетирование, личные беседы, анализ мнений и запросов, оказание адресной индивидуальной помощи семьям.
- Проведение познавательных форм взаимодействия. К ним относятся тематические встречи, совместные занятия, экскурсии с детьми и родителями, семинары-практикумы.
- Создание условий для творческой самореализации родителей и детей. Для этого используются совместные праздники, театрализация на экономические темы, проекты, фотовыставки, аукционы знаний.
Тесный контакт между семьёй и педагогами помогает выработать общий подход и обеспечить логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии ребёнка.
Основные направления и формы работы
с родителями (законными представителями)
Направления | Формы работы |
Информационное |
|
Познавательное |
|
Досуговое |
|
Аналитическое |
|
Организация педагогической диагностики (мониторинга) по финансовой грамотности в ДОУ включает в себя:
Цели:
- формирование первичных экономических представлений и компетенций;
- развитие экономического мышления дошкольников;
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Принципы:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- уважительное отношение к личности ребёнка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- систематичность и последовательность работы по формированию финансовых знаний;
- наглядность;
- учёт потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — как ведущую для дошкольника.
Категории: начальный уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий).
Методы диагностики:
Входная диагностика перед изучением курса.
Цель — провести диагностику сформированности первичных представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете.
Форма проведения — индивидуально-групповая.
Диагностические средства: чтение и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение.
Диагностика по итогам освоения курса.
Цель — провести диагностику уровня сформированности у детей экономической культуры по итогам освоения образовательного курса, определить степень использования полученной при изучении курса информации в практической деятельности и в повседневной жизни.
Форма проведения — индивидуально-групповая.
Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, проблемные ситуации, творческие задания.
Планируемые результаты освоения программы по финансовой грамотности в ДОУ включают как личностные ориентиры, так и практические результаты.
Личностные ориентиры:
- умение разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий;
- чёткое осознание, что труд — основа жизни, любой труд — это хорошо, плохо — сидеть без дела;
- знание, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимание, что бережливость и экономия — это разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда;
- умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями;
- осознание необходимости выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
Практические результаты:
- освоение начальных навыков обращения с деньгами, осознание необходимости грамотно и бережливо относиться к ним;
- умение принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия «хочу» и «могу».
Промежуточные результаты освоения программы могут включать, например:
- умение адекватно употреблять в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
- знание и название разных мест и учреждений торговли: рынка, магазина, ярмарки, супермаркета, интернет-магазина;
- знание российских денег, некоторых названий валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимание сути процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знание нескольких современных профессий, содержания их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знание и название разных видов рекламы, её назначение, способы воздействия.
Планируемые результаты освоения программы по финансовой грамотности в ДОУ включают как личностные ориентиры, так и практические результаты.
Личностные ориентиры:
- умение разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий;
- чёткое осознание, что труд — основа жизни, любой труд — это хорошо, плохо — сидеть без дела;
- знание, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимание, что бережливость и экономия — это разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда;
- умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями;
- осознание необходимости выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
Практические результаты:
- освоение начальных навыков обращения с деньгами, осознание необходимости грамотно и бережливо относиться к ним;
- умение принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия «хочу» и «могу».
Промежуточные результаты освоения программы могут включать, например:
- умение адекватно употреблять в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
- знание и название разных мест и учреждений торговли: рынка, магазина, ярмарки, супермаркета, интернет-магазина;
- знание российских денег, некоторых названий валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимание сути процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знание нескольких современных профессий, содержания их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знание и название разных видов рекламы, её назначение, способы воздействия.
Организационный раздел.
Организация образовательного процесса и организационно-педагогических условий.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием:
«Труд и продукт (товар)»,
«Деньги и цена (стоимость)»,
«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»,
«Полезные экономические навыки и привычки в быту».
В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды. Каждый из блоков может быть реализован автономно в виде мини-программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.
Примерная структура занятия по данной Программе:
1. Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
2. Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки.
3. Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
4. Организация настольных игр («Денежный поток», «Монополия», «Монополит», «Лунапарк»).
5. Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
6. Решение арифметических задач, кроссвордов.
Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л. , Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей».
Примерный перечень художественной литературы для чтения детям можно найти в приказе Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Можно включать в работу с детьми следующие сказки:
- «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» - сказки, отражающие труд людей.
- «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила» - сказки о потребностях и возможностях.
- «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело» - сказки о бартере.
- «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского, «Огниво» Г.Х. Андерсена - сказки о деньгах.
- «Лиса и козёл», «Новое платье короля» Г.Х. Андерсена, «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Как старик корову продавал» С. Михайлова - сказки о рекламе.
- «Мальчик-с-пальчик», «Чудесная рубашка», «Аленький цветочек» - сказки о купле-продаже.
Для закрепления сложных экономических понятий можно использовать сказочных персонажей. Например, «поселить» в группе Буратино или гнома Эконома. Лучшему пониманию материала поможет экономический уголок в группе с экономической картой для путешествий, дидактическими материалами.
Перечень базовых финансово-экономических понятий
№ | Понятие | Описание |
|
5-6 лет |
| ||
11 | Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга | Важно для ребёнка усвоить, что труд является ценным и необходимым элементом жизни, а безделье неприемлемо. Вся жизнь человека предполагает активную деятельность. Результатом труда могут быть как достижение личных целей (например, освоение навыков катания на коньках или лыжах, создание подарка для близкого человека, ремонт сломанной вещи), так и материальные блага или услуги, приносящие пользу обществу. |
|
22 | Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата | Формирование у ребенка понимания того, что труд является основой для получения дохода, представляет собой важную ступень в его финансовом развитии. Необходимо объяснить, что заработок напрямую связан с приложенными усилиями: деньги служат мерой оценки труда, выступая как вознаграждение за выполненную работу. Кроме того, следует подчеркнуть универсальный характер денег как средства обмена. Деньги – это эффективный инструмент для обмена товарами и услугами в обществе. При этом важно ознакомить ребенка с различными формами денег, такими как бумажные купюры и металлические монеты. |
|
33 | Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство | Важно, чтобы ребёнок осознал различия в управлении личными и семейными финансами. Он должен понять значимость рационального ведения домашнего хозяйства. |
|
44 | Сбережения, копилка, кошелек | Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать деньги, знать, как можно копить. |
|
55 | Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево | Разбор цепочки «продажа-товар-цена-покупка». |
|
66 | Долг, должник, займ | Формирование у ребенка осознания, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитание ответственности: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. |
|
6-7 лет | |||
71 | План, экономия | Формирование понимания, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. | |
82 | Потребность, капризы, желание, возможность | Формирование понимания разницы между желаниями и потребностями, оценивания: действительно ли нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | |
93 | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки | Формирование представления о том, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги. | |
14 | Подарок, реклама | Формирование представления о том, что такое реклама, какое влияние она оказывает. | |
15 | Богатство, бедность, жадность, щедрость | Формирование представлений о том, что не все продается и покупается, главные ценности (счастье, жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. |
Календарно – тематическое планирование
Примерный тематический план обучения может быть представлен в следующей последовательности:
Тема 1. Труд – основа жизни.
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?
Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.
Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.
Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.
Тема 6. Учимся планировать.
Тема 7. Богатство и бедность.
Первый год обучения. Старшая группа.
№ п/п | Тема | Содержание образовательного мероприятия | Педагогические технологии |
|
Тема 1. «Труд человека» |
| |||
1 | Труд. | Важно объяснить детям, что многое из того, что их окружает, является результатом совместного труда людей. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. | Беседа, игра-соревнование «Трудиться мне не лень», ширма о труде. |
|
2 | Домашний труд. | Домашний труд — это труд для себя и семьи, направленный на поддержание чистоты и порядка в доме. Все трудовые действия, которые относятся к домашнему труду, можно разделить на несколько групп:
| Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности». |
|
3 | Работать и зарабатывать. | Работа — это нахождение в действии, осуществление какой-то деятельности, производство чего-то. Зарабатывать — получать вознаграждение за выполненную работу (деньги, похвалу). В зависимости от выполненной работы или поступка ещё можно получить благодарность, грамоту, приз, выговор, наказание, травму и т. д.. | Беседа, ситуационные задачи, игра «Магазин», конкурс рисунков «Трудиться полезно и почетно». |
|
4 | Все работы хороши, выбирай на вкус. | Подчеркнуть важное значение и огромную пользу всех без исключения профессий, воспитывать доброе и уважительное отношение к труду людей разных профессий. | Дидактические игры «Что создается трудом?», «Угадай профессию», загадки о профессиях. |
|
5 | Все работы хороши, выбирай на вкус. | Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар). | Загадки и пословицы о труде и профессиях. |
|
6 | Трудиться - всегда пригодиться. | Подчеркнуть важное значение и огромную пользу всех без исключения профессий, воспитывать доброе и уважительное отношение к труду людей разных профессий. | Беседа, разгадываем загадки о труде. | |
7 | Трудиться - всегда пригодиться. | Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и достаток в будущем, позволяет человеку обрести уверенность в себе и завтрашнем дне. | Игры «Магазин», «Забытые профессии», «Мастерская». | |
8 | Труд во благо. | Сформировать у детей трудолюбие, положительное отношение к труду и понимание его общественной значимости. | Викторина «Все профессии нужны, все профессии важны». | |
Тема 2. «Что такое деньги, история появления и их назначение» | ||||
9 | Как придумали деньги. | Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Деньги – это особые предметы, которые люди используют для обмена товарами и услугами. Когда мы что-то хотим купить, мы обычно платим деньгами. | Беседа, ЧХЛ, разгадываем загадки, рассказ. |
|
10 | Виды денег. |
| Беседа, исследование, ЧХЛ. |
|
11 | Деньги, что это такое и откуда они берутся. | Внешний вид, происхождение, изготовление. | Беседа, исследование, ЧХЛ. Ширма «Какие деньги были и какими стали». |
|
12 | Как деньги в дом попадают. | Чтобы объяснить дошкольникам, как деньги попадают в дом, можно рассказать о труде взрослых. За то, что люди работают, им платят зарплату, потому что каждый труд должен оплачиваться. Также можно объяснить, что бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги — пенсию. Если сложить всё вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, то получится доход, составляющий семейный бюджет. Ещё можно рассказать, что человек может получить деньги не за работу, а просто так — выиграть или получить в подарок (это нетрудовые деньги). В процессе занятия можно использовать проблемные вопросы и ситуационные задачи, чтобы помочь дошкольникам понять, что деньги не даются просто так, их нужно зарабатывать трудом и знаниями. | Беседа, обсуждение, игра «Магазин», «Банк». |
|
13 | Трудовая денежка всегда крепка. | Дети должны понять, что доходы семьи складываются из вознаграждения за честный труд, заработной платы родителей, пенсии детушек и бабушек. Домашний труд – это деятельность, связанная с уходом за домом и приусадебным участком. Он дохода не приносит. | Сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын». |
|
14 | Зачем нам экономить? | Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы». | Квест «Путешествие в страну Финансов». | |
15 | Откуда берутся деньги и зачем они нужны? | Закрепление материала. | Итоговое мероприятие по теме. | |
Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем» | ||||
16 | Потребности и желания. | Потребности — это то, что человеку очень нужно, без чего он не может прожить. Например, потребности в воздухе, воде, солнце, еде, одежде, жилище, обуви. Желание — это то, что не является необходимым для жизни, а просто хочется иметь (например, дорогая игрушка). У всех людей есть желания. Объяснить, что при трате денег сначала нужно ориентироваться на то, что «надо», и только в последнюю очередь на то, что «хочу». Ещё стоит рассказать, что даже потребности и желания стоит соизмерять с возможностями. | Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем необходимое». | |
17 | Потребности и желания. | Соотносим потребности, желания и возможности. | Ситуационные задачи, ЧХЛ. | |
18 | Потребности и желания. | Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | Дидактическая игра «Потребности – желания». | |
19 | Покупка – продажа. |
| Игры «Где что продаётся», «Исправь ошибку». | |
20 | Покупка – продажа. |
| Ширма «Где купить, где продать». | |
21 | Мастерская. | Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | Аппликация, лепка, рисование. |
|
22 | Мастерская. | Изготавливаются товары для города мастеров: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | Аппликация, лепка, рисование. |
|
23 | Стоимость и цена товара. |
Цена товара зависит от его качества, количества материала, потраченного на изготовление, и количества труда, вложенного при этом. Например, чем выше качество товара, тем выше цена, и наоборот, чем хуже качество товара, тем дешевле цена. | Игра «Сколько стоит?», беседа, ЧХЛ. |
|
24 | Реклама вокруг нас. | Реклама нужна, чтобы люди узнавали о новых предметах и вещах, которые появились в магазинах. Реклама привлекает наше внимание к этим предметам и явлениям и помогает нам решить, стоит ли идти за этой вещью в магазин или лучше выбрать другую, более подходящую нашим желаниям и возможностям. Отметить все плюсы и минусы рекламы. | Беседа, сюжетно ролевая игра «Рекламщики». |
|
25 | Создаем рекламу. | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей. |
|
26 | Выгодно – невыгодно. | Выгода представляет собой пользу от какого-то дела, покупки или продажи, обмена. Невыгодно — это отсутствие пользы или даже вред. | Мини-постановка «Хитрый заяц». |
|
27 | Обмен – подарок. | Рассказать, что в древности люди, чтобы получить необходимый товар, обменивались между собой: мясо меняли на пшеницу, мёд на шкуры, молоко на уток и кур. Подарок получают в дар, то есть при получении подарка деньги за него не отдают. Подарок дарят для того, чтобы доставить радость, ведь все подарки — это сюрприз для получателя. | ЧХЛ, игра «Мена», лото «Обмен». |
|
28 | Русская ярмарка. | Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения. Ярмарка – это такое место, где испокон веков много народу собиралось. К Ярмарке готовились, о начале Ярмарки оповещали заранее. Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные гулянья по случаю больших календарных праздников: Рождество, Масленица, Пасха, Троица. | Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. |
|
29 | За покупками. | Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама. | Сюжетно ролевая игра «Торговый центр». |
|
30 | Я знаю, я умею! | Закрепление материала. | Праздник «Финансы мои друзья!». |
|
Второй год обучения, подготовительная группа
Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим» | |||||
№ п/п | Тема | Содержание образовательного мероприятия | Педагогические технологии | ||
1 | Тратим разумно, экономим. | Научиться тратить деньги грамотно — нелегко. В магазинах много товаров в ярких красивых упаковках, разных коробочек, пакетов. Хочется купить и то, и другое. Но на всё денег никогда не хватит. Деньги зарабатываются трудом, их ограниченное количество, поэтому к ним надо относиться бережно. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее. Ведь можно пойти в магазин и потратить всё сразу. Но тогда мы не сможем ничего купить, пока снова не заработаем деньги. Сначала надо купить то, что необходимо, а потом, если останутся деньги — то, что хочется. | Беседа, ЧХЛ, игра «Магазин». | ||
2 | Мини-спектакль «Экономная принцесса». | Не деньги делают человека богатым, а бережливость и разум. | Интерактивный мини-спектакль. | ||
3 | Копим и сберегаем. | Деньги надо тратить разумно, бережливо. Расходы нужно планировать, это поможет экономить. Сэкономленные деньги можно отложить в копилку, а эти сбережения потом пригодятся для того, чтобы купить то, о чём дети мечтали. | Ситуационные задачи, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем». | ||
4 | Копилка. | Объяснить, зачем люди копят деньги, можно, например, так: накопленные деньги помогут купить что-то важное в будущем, например, новые игрушки или книги. | Беседа, ЧХЛ. | ||
5 | Мастерская. | Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. | Ремонт книг в уголке книги. |
| |
6 | Мастерская. | Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. | Аппликация. |
| |
7 | День рождения. | Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить. | Беседа, игра «День рождения». |
| |
8 | Экскурсия в магазин «Продукты». | Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. | Игра «Покупаем продукты к празднику». |
| |
9 | Экскурсия в магазин «Игрушки». | Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. | Игра «Покупаем подарки на день рождения». |
| |
10 | Досуг «Сберегаем и экономим». | Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам (поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно). | Итоговое мероприятие по теме. |
| |
Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги» |
| ||||
11 | Занимаем и одалживаем. | Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время. | Беседа, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить», ЧХЛ. |
| |
12 | Долги. | Долг — это вещи, ценности или деньги, взятые на время с обещанием вернуть в определённый срок. | Беседа, ЧХЛ. |
| |
13 | Долг платежом красен. | Некрасиво не возвращать свои долги. Долг — это взятое что-то у друга или знакомого на время, в долг. Платёж — это возвращение долга и оказание какой-то услуги взаимно. | Беседа, ЧХЛ. |
| |
14 | Обучающая сказка «Долг платежом красен». | Закрепляем понятия: «занимать», «одалживать», «долг», «должник». | Интерактивный мини-спектакль. |
| |
15 | Досуг «Долг и ответственность». |
| Итоговое мероприятие по теме. |
| |
Тема 6. «Учимся планировать» |
| ||||
16 | План. | Знакомим с понятием «план». Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать свое время. | Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа. |
| |
17 | Планируем свои расходы. | Формируем представления о семейном бюджете и его планировании, а также умений планировать бюджет, исходя из доходов и учитывая расходы, делать экономию. | Экономические задачи, ЧХЛ. |
| |
18 | Творим добро. | Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится. Добрые дела — это хорошие поступки, которые люди совершают не ради славы, а от чистого сердца, чтобы окружающим стало лучше. | Беседа, сюжетно-ролевая игра «Помоги другу». |
| |
19 | Сделал дело – гуляй смело. | Объяснить, что так говорят, потому что с незаконченным делом и не естся, и не спится спокойно, всё время преследует чувство волнения. А если всё сделать, то и волноваться нечего. | Исследование, ситуационные задачи. |
| |
20 | «Сказка про важные дела». | Закрепляем понятия: цель, план, планировать. | Интерактивный мини-спектакль, беседа. |
| |
21 | Цель и план. |
| Технология «Ситуация месяца». |
| |
22 | Планируем свои дела. | Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. | Итоговое мероприятие. |
| |
Тема 7. «Что такое богатство?» |
| ||||
23 | Все работы хороши, выбирай на вкус. | Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. | Беседа, ЧХЛ. |
| |
24 | Наше богатство. | Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (счастье, жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. | Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», ЧХЛ. |
| |
25 | Наше богатство. | Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека. | ЧХЛ, беседа. |
| |
26 | Щедрость и жадность. | Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. | ЧХЛ, беседа. |
| |
27 | Щедрость и жадность. |
| ЧХЛ, беседа. |
| |
28 | Бережливость. | Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам. | Интерактивный мини-спектакль «Секрет белочки» |
| |
29 | «Супермаркет». | Закрепление материала по теме. | Сюжетно – ролевая игра. |
| |
30 | «Торгово – развлекательный центр». | Праздник в рамках «Финансовой недели». | Сюжетно – ролевая игра. |
| |
Список литературы
- Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников». Пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений.
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников.
- Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. «Рассуждаем и решаем». Издательство «ВАКО», 2019 год.
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. «Говорим с детьми о финансах».
- Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 год.
- Шорыгина Т.А. «Беседы об экономике: методическое пособие». М.: ТЦ Сфера, 2019 год.
- Шатова А.Д. «Экономическое воспитание дошкольников». М., 2005 год.
- Шатова А.Д. «Тропинка в экономику»: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А.Д. Шатова. — М.: Вентана-Граф, 2015 год.
Обучающий видеоконтент
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? - https://rutube.ru/video/5b8b09235554e0f63b102e16b33b75d2/?ysclid=m3gllua5sv56349787
Азбука денег тетушки Совы – Экономическое воспитание. – https://rutube.ru/video/743cdaa0fc03fc39b820204ad6eac521/
Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://rutube.ru/video/c9a101c8a5a89dd366e0d5db8c331329/?ysclid=m3glqyvkwz156329735
Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://rutube.ru/video/1852e702cb525d87fbbaaa002b0bd45a/
Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4
Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU
Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://rutube.ru/video/9f02077b07d2c823de7a1aa7b9f84866/?ysclid=m3glvkk1bq41803325
Как появились деньги? - https://rutube.ru/video/ebf2faec125f2e12cc8154bfdc9feea8/
Мультфильм Фиксики – Деньги - https://vk.com/video-24806617_456242197?ysclid=m3glywy0zk248730982
Азбука финансовой грамотности Смешарики - https://vk.com/video-103768265_456239059?ysclid=m3gm1i0xxi40888950
Интернет – ресурсы
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования
и науки Российской Федерации
вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
infourok.ru – портал для педагогов