Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаю, размышляю, познаю»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Направление: духовно-нравственное
«Читаю, размышляю, познаю»
Составитель: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ ГО ЗАТО Сибирский
Никитина Э.Т.
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа «Читаю, размышляю, познаю» рассчитана на обучение учащихся 5-6 классов. В последнее время перед школой всё чаще и чаще ставятся новые образовательные и воспитательные задачи. Одной из важнейших среди них является духовно-нравственное развитие учащихся. При этом нельзя забывать ещё об одной сложной проблеме — помощи подрастающим поколениям в их успешной социализации, то есть постепенном усвоении личностью требований общества, которое происходит в первые шестнадцать лет жизни, как правило, и в семье, и в школе. Но чаще всего основная тяжесть этого процесса ложится на школу, с 1 по 11 класс: педагог должен содействовать формированию духовно-нравственного стержня личности ребёнка, помочь школьнику в усвоении общечеловеческих норм и правил поведения, представлений о базовых ценностях российского общества. При этом без чтения художественной литературы ребёнок нового века не сможет воспринять свою принадлежность к миру культуры, ощутить себя его частью, сформировать собственное субъектное начало. Кроме того, «чтение как искусство владеет душой человека, его эмоциями, заражает переживаниями и творит их. Это свойство [чтения] ярко проявил в своих статьях М. Л. Гаспаров, доказав, что отсутствие чтения в жизни человека обедняет его эмоциональный мир, лишает его красок и оттенков».
Современный мир предлагает множество форм приобщения детей и подростков к чтению, а также обучения различным стратегиям чтения. Главное — выбрать тот путь или ту методику, которая окажется наиболее органичной для учеников конкретного класса или группы, пришедшей на элективный, факультативный курс, в кружок по интересам.
И тут более уместен, скорее всего, термин формирование интереса к чтению учащихся 5—6 классов, чем привычный в методике — руководство чтением школьников. Формирование интереса к чтению предполагает использование различных мотиваций с учётом специфики (возрастной, территориальной, социальной) и предпочтений той или иной аудитории. Более того, при сформированности интереса, часто ещё неустойчивого, задействуются различные подходы, методы и приёмы работы с литературой как скрытое руководство чтением учащихся. Следует помнить, что круг чтения школьника должен быть индивидуальным, отражающим его читательский уровень и интересы.
Программа метапредметного курса «Читаю, размышляю, познаю» составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (требования к планируемым результатам освоения ООП ООО).
Ценность программы «Читаю, размышляю, познаю» заключается в том, что учащиеся получают возможность познакомиться с русской XIX-XХI веков, что сегодня является насущной необходимостью, так как «нация, которая мало читает, мало знает. Нация, которая мало знает, принимает неверные решения: дома, на рынке, в суде, на выборах. Необразованное большинство способно при голосовании подавить образованное меньшинство – это очень опасный аспект демократии».
Можно ещё добавить, что нация, оторванная от литературы, от искусства, теряет свои моральные, нравственные устои, материальное ставит выше духовного, что, в конце концов, может привести и к потери нации. Сегодня уже понятно, что возродить семейное чтение невозможно. У нас выросло не одно поколение «нечитающих родителей», и единственный, кто может исправить ситуацию, – это школа, которая сегодня должна «читать» детям.
Идея данной программы не нова. Существует даже Премия Асахи – самая крупная и престижная международная награда в области поддержки чтения. Она была учреждена Международным советом по детской книге при спонсорском участии японской газеты «Асахи». Премия вручается раз в два года.
Научные исследования подтверждают, что чтение детям вслух:
1. помогает установить контакт между детьми и взрослыми,
2. обеспечивает необходимое эмоциональное развитие,
3. обогащает словарный запас, развивает память и воображение,
4. учит думать, концентрировать внимание,
5. способствует развитию самоуважения,
6. расширяет знания,
7. облегчает процесс учёбы, улучшает успеваемость в школе,
8. помогает воспитанию моральных ценностей,
9. отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером,
10. нейтрализует негативное влияние массовой культуры,
11. нацеливает на получение новых знаний.
Кроме того, чтение вслух
стимулирует умственное развитие детей,
способствует познанию мира и себя самих,
совместное чтение с подростками помогает справиться с проблемами подросткового периода,
любовь к чтению не является врожденной. Нужно приобщать ребёнка к этой любви, читая ему каждый день, для ребёнка чтение всегда должно ассоциироваться с радостью, а не со скукой и принуждением.
При этом учащиеся учатся слушать, воспринимать текст на слух, принимать участие в дискуссии, выражать свою точку зрения, но главная ценность – это ценность духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
Актуальность программы основывается на реализации требований ФГОС, где даётся понятие «смысловое, успешное чтение», представляющее собой особую форму организации деятельности обучающихся.
В последние годы в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.
Все существующие вопросы сводятся к одной главной проблеме: как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня чтения в нашем обществе. По словам В.А. Сухомлинского, «школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения».
Сегодня очень часто чтению дети предпочитают просмотр фильма, при этом и сами они, и их родители считают это совершенно равноценным. На самом деле дети, сидя у телевизоров или у компьютеров, большей частью развлекаются, а чтение – это труд.
Однако чтение и поныне – самый распространенный способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет выделять главное и второстепенное в тексте, любит чтение, способен анализировать прочитанное и т.д.), чувствует себя уверенным, охотно берется за любое дело и выполняет его без особого труда. Воспитать такого грамотного, знающего читателя – задача современной школы. Но заставить детей читать книги невозможно, значит, нужно читать с детьми в школе. Задача учителя литературы сегодня заключается в том, чтобы сориентироваться в желаниях школьников и подсказать ребенку, помочь, при необходимости что-то предложить, заинтересовать.
Цель программы «Читаю, размышляю, познаю»– научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить; научить активно слушать, чтобы расслышать сказанное.
Главная задача – «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л.С. Выготский). Это значит познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.
Программа «Читаю, размышляю, познаю» даёт возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении, даёт возможность слушателям и читающему «посмаковать» вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание. При кажущейся элементарности этой формы в ней есть важные особенности, на которые следует обратить внимание.
Громкое чтение относится к наиболее плодотворным способам общения в школе между взрослыми и детьми, особенно младшего возраста (хотя и в подростковом возрасте этот прием тоже может быть актуален).
Уроки чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Основные принципы реализации программы:
научность,
доступность,
добровольность,
субъектность,
деятельностный и личностный подходы,
преемственность,
результативность,
партнерство,
творчество и успех.
Для громкого чтения могут быть отобраны и книги научно-популярные. Здесь критерием отбора служат достоверность сведений, доступность изложения и высокий художественный уровень повествования.
Методы проведения занятий
По структуре «Читаю, думаю, размышляю» состоит из трех основных блоков:
1. Вступительная беседа.
2. Собственно чтение.
3. Беседа после чтения и творческие задания.
Последовательность блоков может варьироваться. Продолжительность чтения зависит от возраста детей.
Чтение одного произведения можно разделить на несколько встреч. Каждая складывается из тех же блоков: вступительная беседа, чтение, беседа о прочитанном и творческие задания.
Описание места курса
Над программой можно работать один год, в конце которого обучающийся проводит защиту своего проекта «Я читаю…», где он предлагает произведение, найденное им в течение года, и сам читает его вслух.
Универсальность программы заключается в том, что работать по ней можно, начиная с любого класса, можно менять произведения, учитывая специфику класса.
Программа предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю (35 часов в год). Программа составлена на основе учебного пособия для общеобразовательных организаций «Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века»: Н.Е. Кутейникова,С.П.Оробий
Содержание курса
Введение
Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп».
Человек и родина
Иван Шмелёв «Русская песня». Что такое Родина. С чего начинается Родина?
«Пасха» (глава из повести «Лето Господне»). Восприятие реальной жизни глазами ребёнка. Крестьянская и купеческая среда как целостный и органичный мир, полный нравственного здоровья, внутренней культуры, любви и человечности. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев.
«Весенний плеск». Понятие антитезы. Противопоставление чужого мира и родного. Образ России в красках, звуках, запахах. Картины Кустодиева как выражение духа России.
Человек и школа
Москвина Марина «Моя собака любит джаз». Рассказы смешные, фантастические, остросюжетные. Герой их, Андрюха Антонов, — удивительный человек. Достаточно взглянуть на мир его глазами, и мир переворачивается с ног на голову. А может быть, наоборот, благодаря Андрюхе и его сногсшибательным приключениям все встает на свои места, и наступает вселенская гармония.
Т. Крюкова «Веселая перемена». В книгу вошли весёлые рассказы о современной школе. Времена меняются, но в серьёзной школьной жизни с её вечными проблемами: конфликтами с учителями, невыученными уроками, двойками по поведению – всегда есть место для смеха.
М. Дружинина «Дело чести». Истории школьной жизни.
Л. Каминский «Урок смеха». Интересные и поучительные истории о школьниках, о дружбе.
Ирина Антонова «Эксперимент». Интересные и поучительные истории о школьниках.
В. Солоухин «Мститель». Тема взаимоотношений школьников. Сложная ситуация выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания. Чувства обиженного человека.
Фазиль Искандер «Мученики сцены». Высмеивание автором таких качеств, как самоуверенность, амбиция, самомнение, честолюбие, тщеславие, наивность. Изменение чувств, настроения Чика по ходу рассказа. Своеобразие рассказа.
Человек и семья
М. Самарский «Сирота». Семья. Родители, бабушка, потери.
Любовь Воронкова «Девочка из города» (отрывок). Повествование о девочке, которая потеряла в годы войны всю семью, и о том, как приняла её новая семья.
Владимир Солоухин «Подворотня». «Подворотня» – это и счастливый мир детства, и хрупкость детского счастья. Лиричность повествования. Повествование от первого лица как способ ярче, точнее передать внутренний мир ребёнка, его переживания. Психологизм рассказа.
Людмила Улицкая «Бумажная победа». Тема взаимоотношения детей. «Чепуховый» талант и добро матери как победа над жестокосердием, несправедливостью, закоренелой неприязнью. Проблема толерантности.
К. Воробьёв «Первое письмо». Два мира: взрослые и дети. Всегда ли взрослые правы? Хозяйственность маленького Трофимыча, нежелание жить за чужой счёт. Красота души маленького героя. Адам Егорович и Трофимыч как антиподы. Позиция автора рассказа.
Человек и его выбор
Любовь Воронкова «Старшая сестра» («Ветка дуба»). Эта книга – о судьбе девочки-пионерки Зины Стрешневой. У неё умерла мать. Потерять так рано мать – само по себе тяжёлое горе. Но Зине, старшей сестре, пришлось принять на себя заботу о хозяйстве, о младших братишке и сестрёнке, постараться сохранить тот же уклад жизни, что был и при матери. Для этого нужно большое мужество, и этого мужества у девочки не всегда хватало. Эта книга – о дружбе настоящей и ненастоящей, о мужестве и долге.
Сергей Георгиев «Дедушка». Уважение к старшим, внимательное отношение к тем, кто нуждается в нашей поддержке.
Л.П. Анисимова «Птица Радость». Проблема нравственного выбора человека. В чем радость жизни? Что есть счастье?
М. Самарский «Притворщик». Тема ответственности маленького человека за мир, в котором он живет. Умение оценивать свои поступки и их последствия.
Рождественские рассказы
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». Знакомство с жанром рождественского рассказа. Мечты юных героев в рождественскую ночь. Гуманность, доброта как основа человеческих взаимоотношений.
А.И. Куприн. «Чудесный доктор», Л. Андреев «Ангелочек», А.П. Чехов «Ванька».
А.И. Куприн «Тапёр». Гуманность, доброта как основа человеческих взаимоотношений. Талант, терпение, скромность, трудолюбие маленького тапёра и, как вознаграждение, – встреча с великим музыкантом. Музыка Ф. Листа, А. Рубинштейна как часть рождественской истории.
Человек и природа
Радий Погодин «Рассказы про Кешку и его друзей». Рассказы о детях, о становлении детского характера, о преодолении первых трудностей, о дружбе.
Михаил Самарский «Формула добра». Если ты собака-поводырь, то привередничать на работе тебе не к лицу. Вот и лабрадор Трисон поступил на службу к весьма необычной подопечной. Со слепой старушкой не побегаешь, не поиграешь, но он отлично справлялся со своей задачей, несмотря ни на что. Правда, скоро все изменилось, судьба преподнесла сюрприз. И верный помощник попал к совсем другим хозяевам. Поводырь стал… охранником! Казалось, быть на страже в детском садике – легче легкого, пока там не произошло страшное событие. Однако Трисон не простой пес, поэтому даже в критической ситуации смог показать себя с лучшей стороны.
Борис Минаев «Детство Лёвы» («Дерево»). Милосердие, внимание к окружающему нас миру.
Полина Уханова «Ночной переполох». Братья наши меньшие рядом с нами.
Евгений Пермяк «Некрасивая елка». Волшебный мир природы
Василий Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Тема взаимоотношения человека и животного. Материнская верность собаки. Собачья самоотверженность.
Виктор Астафьев «Деревья растут для всех». Природа как живое существо. Описание маленькой лиственницы. Пословицы, поговорки бабушки как кладезь русской речи. Потайной уголок главного героя.
«Белогрудка». Тема бережного отношения к природе, к братьям нашим меньшим. Неоправданное вторжение человека в мир природы приносит беду и зверю, и человеку.
К.Д. Воробьев «У кого поселяются аисты». Дружба мальчика и птицы, родство всего живущего на земле, доброта человеческого сердца.
Е. Носов «Тридцать зёрен». Тема взаимоотношений человека и природы. Проблема ответственности человека за мир, в котором он живёт. Умение оценить последствия своих поступков. Изменение отношения Синички к Человеку.
Н.Д. Телешов «Белая цапля». Тема потребительского отношения к природе. Проблема ответственности человека за свои поступки. Раскаяние. Потребность исправить свои ошибки.
Защитники Отечества
С.Т. Романовский «Александр Невский». Книга повествует о жизни русского полководца Александра Невского (1220–1263), который возглавил русские войска, отстоявшие северо-западные земли Руси от захвата шведскими и немецкими феодалами.
Ю. Хижняков «Партизанский фонарик». Война и дети. Тема подвига простых людей в годы Великой Отечественной войны. Верность мальчика данному матери слову. Взрослое осмысление своего положения в чужой семье. Умение принять нужное решение. Выдержка, терпение как верный путь к обретению семьи.
Мама, бабушка
Е. Носов «Лоскутное одеяло». Тема памяти. Трудная судьба русского человека. Искусство рукоделия, мастерство бабушки. Лоскутное одеяло как своеобразная родословная семьи. Речь бабушки – самоцветы русского народного сказа. Позиция автора в произведении.
В.Астафьев «Мальчик в белой рубахе». Тема ответственности по отношению к младшим, сила материнской любви.
Валентина Осеева «Бабка». Отношение к бабушке.
А. Дорофеев «А Германа всё нет». Взаимоотношения матери и сына. Проблема взаимопонимания в семье.
Человек и искусство
Нина Дашевская «Скрипка неизвестного мастера». Лирическая повесть о музыке и музыкантах — в старину и в наши дни.
А. Грин «Победитель». Тема искусства. Надежды, связанные с победой в конкурсе. Восприятие двух скульптур глазами Геннисона. Проблема выбора: оставить скульптуру или уничтожить. Ответственность за принятое решение.
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Тема искусства и влияния его на душу человека. Открытость Дагни, щедрость души и красота природы, отражённая в её глазах. Григ и его музыка. Звуки, живущие в доме Грига. Жизнь как возможность дарить любовь, добро, свет.
Р. Брэдбери «Улыбка». Связь литературы с живописью. Леонардо да Винчи «Джоконда (Мона Лиза)». Картины Б. Кустодиева, Ф. Гойи, А. Корзухина, Я. Йорданса, на которых запечатлены праздники. Государственная власть как поощрение разрушения, злобы, ненависти. Город в изображении писателя как груда развалин. Люди будущего, грубые, озлобленные, уничтожающие следы красоты и культуры. Потеря духовных ценностей – путь к катастрофе.
«И помнит мир спасенный»
Сергей Алексеев «Папка». Тема памяти.
Юрий Яковлев «Салют». Тема памяти.
С. Алексеев «Взятие Берлина. Победа! (1945)». Рассказы о последней битве Великой Отечественной войны и полном разгроме фашистов нашими войсками.
Илья Миксон «Жила, была». Документальная повесть о Тане Савичевой и ленинградцах в блокадном городе.
Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова». Тема трагедии и великого подвига человеческого Духа, присущего не только взрослым, но и детям в годы Великой Отечественной войны. Связь между Таней Савичевой, девочкой военных лет, и Валей Зайцевой, живущей много лет спустя.
К. Воробьёв «Уха без соли». Проблема всепрощения в рассказе. Трогательные, трепетные взаимоотношения бывших военнопленных. Доброта, помогающая пережить унижение, страх, боль, смерть близких людей. Единение человека и природы. Умение «славянской души» прощать и сострадать.
Ф. Абрамов «Потомок Джима». Тема войны, блокады. Верность и преданность, жертвенность во имя близких. Проблема благодарности.
Проект «Я читаю….»
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные результаты
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
•искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты
владение всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение, понимание темы, основной мысли текста; основной и дополнительной информации)
правильное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
владение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.
Предметные результаты
осознание значимости чтения для дальнейшего развития личности;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, многоаспектного диалога; гармонизации отношений человека и общества,
понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.
Универсального подхода к руководству чтением и формированию личности читателя-школьника нет и не может быть в принципе, но на каждом историческом этапе развития общества так или иначе определяются основные, востребованные обучающими и обучаемыми формы работы, определяется круг современной литературы, с которой интересно работать и тем и другим.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Читаю, размышляю, познаю» в 5-6 классах
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Деятельность учащихся. Формы проведения занятий |
Количество часов |
Даты проведения |
|
план |
факт |
||||
|
Введение
|
|
|
|
|
1 |
Притча «Чему учат книги?». |
Беседа |
1 |
|
|
|
Человек и родина
|
|
|
|
|
2-3 |
Иван Шмелёв «Русская песня». «Пасха» (глава из повести «Лето Господне»). «Весенний плеск».
|
Презентация повести. Сообщение о писателе(по выбору внутри данной темы). Коллективная работа: чтение и обсуждение фрагментов произведений. |
2 |
|
|
|
Человек и школа
|
|
|
|
|
4-7 |
Москвина Марина «Моя собака любит джаз». Т. Крюкова «Веселая перемена». М. Дружинина «Дело чести». Л. Каминский «Урок смеха». Ирина Антонова «Эксперимент». В. Солоухин «Мститель». Фазиль Искандер «Мученики сцены». |
Презентация повести. Сообщение о писателе(по выбору внутри данной темы). Коллективная работа: чтение и обсуждение фрагментов произведений. |
4 |
|
|
|
Человек и семья
|
|
|
|
|
8-11 |
М. Самарский «Сирота». Любовь Воронкова «Девочка из города» (отрывок). Владимир Солоухин «Подворотня». Людмила Улицкая «Бумажная победа». К. Воробьёв «Первое письмо». |
Презентация повести. Сообщение о писателе(по выбору внутри данной темы). Коллективная работа: чтение и обсуждение фрагментов произведений. |
4 |
|
|
|
Человек и его выбор
|
|
|
|
|
12-15 |
Любовь Воронкова «Старшая сестра» («Ветка дуба»). Сергей Георгиев «Дедушка». Л.П. Анисимова «Птица Радость». М. Самарский «Притворщик». |
Презентация повести. Сообщение о писателе(по выбору внутри данной темы). Коллективная работа: чтение и обсуждение фрагментов произведений. |
4 |
|
|
|
Человек и природа
|
|
|
|
|
16-20 |
Радий Погодин «Рассказы про Кешку и его друзей». Михаил Самарский «Формула добра». Борис Минаев «Детство Лёвы» («Дерево»). Полина Уханова «Ночной переполох». Василий Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Виктор Астафьев «Деревья растут для всех», «Белогрудка». К.Д. Воробьев «У кого поселяются аисты». Е. Носов «Тридцать зёрен». Н.Д. Телешов «Белая цапля». |
Беседа Презентация повести. Сообщение о писателе(по выбору внутри данной темы). Коллективная работа: чтение и обсуждение фрагментов произведений. |
5 |
|
|
|
Защитники Отечества
|
|
|
|
|
21-22 |
Т. Романовский «Александр Невский». Ю. Хижняков «Партизанский фонарик». |
Презентация повести. Сообщение о писателе(по выбору внутри данной темы). Коллективная работа: чтение и обсуждение фрагментов произведений. |
2 |
|
|
|
Мама, бабушка
|
|
|
|
|
23-25 |
Е. Носов «Лоскутное одеяло». В.Астафьев «Мальчик в белой рубахе». А. Дорофеев «А Германа всё нет». Валентина Осеева «Бабка». |
Презентация повести. Сообщение о писателе(по выбору внутри данной темы). Коллективная работа: чтение и обсуждение фрагментов произведений. |
3 |
|
|
|
Человек и искусство
|
|
|
|
|
26-28 |
Нина Дашевская «Скрипка неизвестного мастера». А. Грин «Победитель». Р. Брэдбери «Улыбка». К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». |
Презентация повести. Сообщение о писателе(по выбору внутри данной темы). Коллективная работа: чтение и обсуждение фрагментов произведений. |
3 |
|
|
|
«И помнит мир спасенный»
|
|
|
|
|
29-33 |
Сергей Алексеев «Папка». Юрий Яковлев «Салют». С. Алексеев «Взятие Берлина. Победа! (1945)». Илья Миксон «Жила, была». Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова». К. Воробьёв «Уха без соли». Ф. Абрамов «Потомок Джима». |
Презентация повести. Сообщение о писателе(по выбору внутри данной темы). Коллективная работа: чтение и обсуждение фрагментов произведений. |
5 |
|
|
34-35 |
Проект «Я читаю….»
|
Презентация произведения. Защита проектов. |
2 |
|
|
Информационно-методическое обеспечение:
Тексты художественных произведений
Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века: Н.Е. Кутейникова, С. П. Оробий/
М.: «Просвещение» 2016
ПРИТЧА
Когда в школу пришел слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:
- Как же он будет учиться, если он слепой?
- Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, - объяснил учитель.
Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался.
У слепого была отличная память, и он все запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках.
Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их, откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное.
Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил до конца довести урок.
В этот момент слепой мальчик закричал.
- Нашему учителю плохо, срочно нужен врач.
Дети вскочили с мест. Пришел врач, и учителя унесли на носилках в больницу.
- Как ты узнал, что учителю плохо?- удивились дети?
- У него дрожал голос, и он замолк в середине фразы. Тогда я все понял.
- Разве ты видишь? – спросил один мальчик.
- Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома?
- Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь? – изумился Антуан.
- Меня книги научили чувствовать, - объяснил слепой мальчик. – Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил: «Слеп человек без книги».