Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Музейное дело» для обучающихся 10–11 классов

0
0
Материал опубликован 31 October

t1730373696aa.png

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

протокол № ___

от __________ 2024

 

УТВЕРЖДЕНО

 

Приказ № _____

от __________ 2024

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

для обучающихся 10-11 классов

 

 

 

Срок реализации программы: 2 года

 

 

 

 

 

Составитель: Сергиенко Анастасия Владимировна

учитель истории и обществознания

 

 

 

 

 

 

Половинкино, 2024

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1

Пояснительная записка

3

2

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»

8

3

Личностные результаты

8

4

Межпредметные результаты

9

5

Предметные результаты

10

6

Содержание курса внеурочной деятельности «Музейное дело»

12

7

Тематическое планирование

17

8

Поурочное планирование

18

9

Учебно-методическое обеспечение реализации программы

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика

Программа курса внеурочной деятельности «Музейное дело» (далее - программа) для 10-11 классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования и федеральной образовательной программе:

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480);

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образов ания и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034);

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228);

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07

2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении информации» от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

Указ Президента РФ от 09 ноября 2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

Указ Президента РФ от 08 мая 2024 г. № 314 «Об утверждении государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения»

Образовательная программа основного общего образования ГБОУ ЛНР «Половинкинская СШ»

Авторской программы В.Д. Смирнова «Юные музееведы» /Примерные программы внеурочной деятельности. -Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – Москва: Просвещение, 2011.

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2021.

Школьное музейное дело – это уникальная форма образовательной и воспитательной деятельности, направленная на изучение истории, культуры и природы родного края, а также на развитие у учащихся исследовательских навыков, творческих способностей и чувства патриотизма.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

При проведении занятий предусмотрены интерактивные формы работы: беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии, проектное обучение и др.

Особенностью программы является привлечение и активное использование в образовательном процессе традиционных источников информации (учебники и материалы по истории края, ресурсы местных библиотек и краеведческих музеев) и современных цифровых информационных ресурсов (порталы и сайты историко-просветительской и историко-культурной направленности - открытые данные История.РФ, Минкультуры РФ, Археолог.РУ, Культура.РФ, и др.), которые содержат текстовые, видео - и фотоматериалы о наиболее значимых событиях, личностях и историко­культурных объектах региональной истории.

Содержательные элементы программы предполагают организацию вокруг них поисково-исследовательской деятельности обучающихся, результаты которой могут быть оформлены и представлены для презентации и оценки в рамках выполнения:

учебных исследований и проектов по учебному предмету «История России»;

предметного или междисциплинарного «индивидуального проекта», являющегося обязательным для обучающихся 10-11 классов.


 


 


 

Актуальность программы «Музейное дело»

Актуальность курса внеурочной деятельности «Музейное дело» обусловлена необходимостью формирования российской гражданской и культурной идентичности, патриотизма, осознания исторической и культурной общности различных регионов и народов России.

Создание программы продиктовано необходимостью реализации согласованного подхода к преподаванию истории субъекта Российской Федерации (истории родного края, региональной истории) и выполнения задач исторического образования и просвещения, нацеливающих школу на:

формирование многоуровневого восприятия отечественной истории через обращение не только к истории страны в целом, но к истории своей семьи и малой родины, родного края и населяющих его народов.

включение изучения региональной истории во внеурочную деятельность и/или программы воспитания в общеобразовательных организациях;

активное привлечение материалов школьных и муниципальных краеведческих музеев для проведения занятий по региональной истории;

Приоритетное внимание в программе уделено современным подходам к организации деятельности обучающихся, которые нацеливают их на активную поисковую и проектно-исследовательскую деятельность, формирующую умения работать с многообразными источниками исторической и современной информации.

Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний, получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России» и учебного предмета «География», призвана обеспечить целостное восприятие отечественной и региональной истории посредством обращения к важнейшим событиям и знаковым личностям из истории родного края.

Цель курса «Музейное дело»

Курс имеет историко-просветительскую цель и ориентирован на формирование российской общегражданской идентичности, формирование у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей страны на примерах истории родного края, развитие патриотизма.

Основные задачи курса «Музейное дело»

расширить знания обучающихся, развивать их познавательный интерес к отечественной истории посредством привлечения внимания к значимым событиям из истории родного края, к жизнедеятельности выдающихся земляков;

способствовать формированию навыков работы в музее;

развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой;

формирование навыков работы с архивными документами;

развитие навыка самостоятельного исследования материала посредством изучения жизнедеятельности выдающихся земляков - деятелей в сферах искусства, науки, экономики, политики и др.

обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.

формировать у обучающихся многоуровневое восприятие и понимание отечественной истории через обращение не только к истории страны в целом, но к истории своей семьи и малой родины, родного края и населяющих его народов;

формировать у обучающихся способность определять и оценивать исторический вклад региона и его выдающихся представителей в политическое, социально-экономическое и культурное развитие России;

развивать у обучающихся навыки научного прогнозирования, картографической интерпретации и реконструкции исторических событий и явлений посредством привлечения разнообразных источников и материалов по истории родного края;

способствовать развитию у обучающихся понимания необходимости сохранения и приумножения исторического и культурного наследия родного края, развития его экономического и человеческого потенциала, укрепления его экологической безопасности;

формировать у обучающихся чувство гордости историческими достижениями и лучшими традициями (боевыми, трудовыми, семейными и др.) своего родного края и малой родины.

Место курса «Музейное дело»

Программа курса рассчитана на 2 года для учащихся 10-11 классов, 34 часа в год, одно занятие в неделю.

Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания

Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов - личностных, метапредметных, предметных.

Программа носит историко-просветительскую и граждански-патриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих целевых ориентиров воспитания на уровне среднего общего образования:

осознанное принятие обучающимся своей российской гражданской

идентичности в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе;

понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народов России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания;

сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к духовно-нравственным ценностям российского общества, к достижениям России в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям и защитникам Отечества;

проявление обучающимися уважения к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих на территории родного края и малой родины.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

Содержание программы «Музейное дело» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству;

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России;

духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно­нравственных ценностей российского народа; понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего;

эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов;

физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху;

трудовое воспитание: понимание на основе знания о музейном деле значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий;

экологическое воспитание: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

ценность научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития музейному делу и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные учебные познавательные действия:

базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующий решения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов; выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях; раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего;

базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно­исследовательской и проектной деятельности; определять познавательную задачу, намечать путь ее решения и осуществлять подбор материала; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической и географической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и проекты по истории на основе регионального материала; определять свое участие в общей работе, координировать свои действия с другими членами, оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

Объединение школьного коллектива: Совместная работа над созданием и пополнением музея способствует сплочению учащихся, развитию коммуникативных навыков.

Взаимодействие с семьей и общественностью: Музейные мероприятия позволяют привлечь родителей и других членов сообщества к участию в образовательном процессе.

Универсальные учебные регулятивные действия:

самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять план реализации намеченного алгоритма решения, корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;

самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям;

эмоциональный интеллект: осознавать эмоциональное состояние себя и других; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;

принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоение базовых знаний об основных этапах развития музейного дела;

понимание значимости своего края, малой родины в процессах российской истории;

освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и населяющих его народов в историческое развитие страны, а своей малой родины - в историческую судьбу своего края (региона) и страны в целом;

умение соотносить события истории родного края и истории России, характеризовать особенности развития культуры народов своего края;

знание имен выдающихся соотечественников, исторических личностей, прославивших свой край и малую родину ратным и трудовым героизмом, достижениями в различных областях деятельности;

умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения с опорой на фактический материал региональной и российской истории;

владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей отечественной, в том числе региональной и локальной истории;

умение защищать историческую правду, готовность давать отпор фальсификациям российской истории.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

34 часа

1 год обучения

Введение. 1 час

Общие сведения о предмете, техника безопасности при работе в музее, при работе с техническими средствами, при работе с компьютером. Цели, задачи курса. Методы музееведения: метод полевого исследования, метод непосредственного наблюдения, экспериментальные методы.

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА. 3 часа

Периодизация истории музейного дела в РФ. Классификация музеев по профилю: исторический, комплексный краеведческий, естественно-научный, художественный, музыкальный, театральный, народного творчества. Классификация музеев по функциональному назначению и форме деятельности: музей-выставка; музей-мастерская, студия; музей, клуб, театр; музей - методический кабинет; музей - творческая лаборатория; музей - научный кабинет; музей - центр туристско-краеведческой работы.

Знакомство со школьным музеем. Детальное знакомство с разделами школьного музея.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ МУЗЕЙНЫХ ЗНАНИЙ. 9 часов

Музейные фонды. Понятие музейный фонд. Что составляет основу основного и научно-вспомогательного фондов. Комплектование фондов школьного музея: планирование комплектования, подготовка к поисково-собирательской работе, выявление и сбор памятников истории и культуры, включение музейных предметов в музейное собрание. Организация хранения фондов: соблюдение условий хранения подлинных экспонатов. Правила хранения книг, документов, фотографий, марок, значков и других предметов.

Учёт и описание музейных предметов. Главная инвентарная книга, книга учёта научно-вспомогательного фонда. Основные правила ведения инвентарных книг. Составление описаний музейных предметов, внесение новых предметов в книги учёта. Составление коллекционной описи

Понятие музейного предмета, значение музейного предмета. Музейный экспонат, его значение. Определение свойств представленных музейных предметов

Экспозиция музея. Понятия экспозиция и экспозиционный план. Виды экспозиций по принципу структурной организации. Основные виды экспозиционных материалов: музейные предметы, письменные источники, документальные фоно- и видеоматериалы, экспозиционные научно-вспомогательные материалы.

Тексты и этикетаж. Тексты в музейной экспозиции: входной текст, тексты к разделам экспозиций, этикетки. Их основные задачи и особенности. Медиумы (способы передачи информации): печатный текст, видео, слайд-шоу, инфографика, аудио формат. Сочетание разных способов передачи информации для создания динамики экспозиции. Составление текстов к экспозиции школьного музея.

РАЗДЕЛ 3. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 6 часов

Поисково-собирательная работа: где и как собирать материалы для музея. Поисковая экспедиция. Работа с архивами, интернет-источниками, встречи и беседы с участниками событий, работа в библиотеках, в музеях, сотрудничество с поисковыми отрядами и общественными объединениями. Этапы проведения исследовательской работы: выбор направления исследования, выбор темы исследования, формулирование гипотезы, планирование, сбор данных, проведение исследования, анализ и оценка полученных данных, оформление работы.

Написание индивидуальных исследовательских работ. Проведение научно-практической конференции.

РАЗДЕЛ 4. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЕЕ. ВЫСТОВАЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 6 часов

Основы проектной работы. Что такое проект. Составляющие проекта, шесть «П»: проблема, план работы, поиск информации, партнеры, продукт, презентация. Какие бывают проекты. Особенности музейных проектов. Выставка как основной вид музейных проектов. Этапы работы над выставкой.

Создание концепции выставки (на выбор). Подбор материалов и музейных предметов. Оформление и монтаж выставки, проведение экскурсий по выставке.

РАЗДЕЛ 5. ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНЬЕ. 7 часов

Понятие «историческое краеведение». Краеведческие объекты как постоянный источник пополнения школьного музея. Разнообразие форм работ по краеведению. Сбор информации по истории края, города и школы.

Сбор и систематизация материалов об разных этапах развития родного края. Изучение и охрана памятников, связанных с различными историческими периодами родного края.

Итоговое обобщение. 1 час


 


 


 


 

«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

34 часа

2 год обучения

Введение. 1 час

Общие сведения о предмете, техника безопасности при работе в музее, при работе с техническими средствами, при работе с компьютером. Цели, задачи курса.

Раздел 1. ОСНОВЫ МУЗЕЕВЕДЕНЬЯ 9 часа

Фонды музея и их характеристика. Организация фондов. Фонд музейных предметов. Фонд научно-вспомогательных материалов: их состав и роль в фондах. Научная классификация фондовых материалов. Основной и вспомогательный фонды.

Работа по классификации фондовых материалов, имеющихся в школе.

Учет и научное описание музейного фонда. Хранение фондов. Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Цели учета материалов. Основным документом учета и охраны материалов музея. Инвентарная книга и правила ее заполнения. Книга учета научно-вспомогательного фонда. Справочные и инвентарные карточки. Акт приема-передачи и его форма. Инвентаризация музейных предметов. Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. Основные условия их безопасности. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.

 Комплектование и обработка материалов для выставки.

Экспозиционный план. Экспозиционное оборудование. План работы над созданием экспозиции. Разработка тематико-экспозиционного плана. Основные принципы размещения экспонатов в экспозиции. Требования к экспонированию предметов.

Составление плана экспозиции.

Виды текстов. Этикетаж. Оглавительный, ведущий и объяснительный текст. Одиночный и «пучковый» этикетаж. Требования к составлению этикеток. Особенности этикетажа различных музейных предметов.

Изготовление этикеток и проведение этикетажа имеющихся музейных экспонатов.


 

Раздел 2. ИЗ ИСТОРИИ МУЗЕЕВ ЛНР 8 часа

Луганский краеведческий музей. Изучение становления и развития музея. Основные отделы. Формирования коллекций й и принципы разделения экспозиций. Особенности размещения и посещений.

Музей «Молодая гвардия». Изучение становления и развития музея. Основные отделы. Формирования коллекций й и принципы разделения экспозиций. Особенности размещения и посещений.

Старобельский краеведческий музей. Изучение становления и развития музея. Основные отделы. Формирования коллекций й и принципы разделения экспозиций. Особенности размещения и посещений.

Луганский художественный музей. Изучение становления и развития музея. Основные отделы. Формирования коллекций й и принципы разделения экспозиций. Особенности размещения и посещений.

Парк музей каменных баб г. Луганск Изучение становления и развития музея. Основные отделы. Формирования коллекций й и принципы разделения экспозиций. Особенности размещения и посещений.

Авиционно-технический музей г. Луганск Изучение становления и развития музея. Основные отделы. Формирования коллекций й и принципы разделения экспозиций. Особенности размещения и посещений.

Литературный музей В.И. Даля Изучение становления и развития музея. Основные отделы. Формирования коллекций й и принципы разделения экспозиций. Особенности размещения и посещений.

Исторический парк «Россия – моя история» Изучение становления и развития музея. Основные отделы. Формирования коллекций й и принципы разделения экспозиций. Особенности размещения и посещений.

Посещение и знакомство с экспонатами музее на протяжении учебного года.

Раздел 3. ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 9 часов

Основы экскурсионной деятельности

Экскурсии, их классификация и виды Признаки и функции экскурсии. Классификация и виды экскурсий. Формы проведения. Особенности показа и рассказа в процессе экскурсии

Основные этапы подготовки экскурсии. Определение целей и задач, выбор темы экскурсии. Установление источников экскурсионных материалов. Отбор и изучение экскурсионных материалов. Изучение и составление маршрута экскурсии. Подготовка текста экскурсии. Методическая разработка экскурсии.

Разработка тематической экскурсии в музее при образовательной организации.

Основные приемы проведения экскурсии. Личность экскурсовода, владение темой, речью, эмоциональность. Приемы показа. Приемы рассказа. Соотношение приемов.

Посещение краеведческого музея, наблюдение за работой экскурсовода. Разработка буклета «Памятка юному экскурсоводу».

Проведение тематической экскурсии в музее при образовательной организации.

Раздел 4. ВИРТУАЛЬНЫЙШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ. 6 часов

Виртуальный школьный музей: создание электронных материалов.

Виды публикаций в социальных сетях: пост, статья, видеоклип, видеоролик, опрос. О чём и как можно рассказывать в группе музея? Рубрики публикаций. Контент-план публикаций. Ресурсы для создания интерактивных карт. Электронная выставка как способ передачи информации.

Создание музейного блога. Создание контент-плана публикаций. Создание электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки, интерактивные карты).

Итоговое обобщение. 1 час

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

 

2

Раздел 1. История музейного дела

3

2

1

 

3

Раздел 2. Основы музейных знаний

9

5

4

 

4

Раздел 3. Поисково-исследовательская деятельность

7

2

5

 

5

Раздел 4. Проектная деятельность в музее. Выставочная деятельность.

6

2

4

 

6

Раздел 5. Историческое краеведенье

7

1

6

 

7

Итоговое занятие

1

1

-

 

8

ВСЕГО

34

14

20

 


 


 

Название раздела

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

 

2

Раздел 1. Основы музееведения

9

4

5

 

3

Раздел 2. Из истории музеев ЛНР

8

4

4

 

4

Раздел 3. Экскурсионная деятельность

9

4

5

 

5

Раздел 4. Виртуальный школьный музей

6

2

4

 

6

Итоговое занятие

1

1

-

 

7

ВСЕГО

34

16

18

 

 

 

 

 

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

1 год обучения

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

1.

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи курса.

1

 

 

Раздел 1. ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА. 3 часа

2

Периодизация истории музейного дела в РФ.

1

 

 

3

Классификация музеев

1

 

 

4

Знакомство со школьным музеем

1

 

 

Раздел 2. ОСНОВЫ МУЗЕЙНЫХ ЗНАНИЙ. 9 часов

5

Понятие музейный фонд. Организация хранения фондов

1

 

 

6

Учёт и описание музейных предметов.

1

 

 

7

Основные правила ведения инвентарных книг. Составление описаний музейных предметов, внесение новых предметов в книги учёта

1

 

 

8

Составление коллекционной описи

1

 

 

9

Музейный экспонат, его значение.

1

 

 

10

Определение свойств представленных музейных предметов

1

 

 

11

Понятия экспозиция и экспозиционный план

1

 

 

12

Тексты и этикетаж.

1

 

 

13

Составление текстов к экспозиции школьного музея.

1

 

 

Раздел 3. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 7 часов

14

Поисково-собирательная работа: где и как собирать материалы для музея.

1

 

 

15

Этапы проведения исследовательской работы

1

 

 

16

Поисковая работа: выбор направления исследования, выбор темы исследования.

1

 

 

17

Поисковая работа: сбор данных, проведение исследования, формулирование гипотезы.

1

 

 

18

Поисковая работа: сбор данных, проведение исследования, формулирование гипотезы.

1

 

 

19

Поисковая работа: анализ и оценка полученных данных, оформление работы.

1

 

 

20

Научно-практическая конференция. Представление исследовательских работ

1

 

 

Раздел 4. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЕЕ. ВЫСТОВАЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 6 часов

21

Основы проектной работы.

1

 

 

22

Выставка как основной вид музейных проектов

1

 

 

23

Практическая работа: создание выставки. Разработка концепции выставки. Подбор материалов и экспонатов

1

 

 

24

Практическая работа: создание выставки. Создание макета выставки. Составление текстов и оформление этикеток

1

 

 

25

Практическая работа: создание выставки. Монтаж выставки.

1

 

 

26

Практическая работа: проведение экскурсии по выставке

1

 

 

Раздел 5. ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНЬЕ. 7 часов

27

Понятие «историческое краеведение». Краеведческие объекты как постоянный источник изучения родного края.

1

 

 

28

Моя малая родина – с. Половинкино

1

 

 

29

Сбор информации по истории школы.

1

 

 

30

Сбор информации (анкетирование) о участниках ВОВ, Героях Советского Союза.

1

 

 

31

Сбор информации о памятниках Старобельского района, их описание

1

 

 

32

Экскурсия по г. Старобельск. Сбор информации о памятниках

1

 

 

33

Подготовка и оформление собранного материала

«Памятники нашего района»

1

 

 

34

Итоговое занятие

1

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

2 год обучения

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

1.

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи курса.

1

 

 

Раздел 1. ОСНОВЫ МУЗЕЕВЕДЕНЬЯ 9 часов

2

Фонды музея и их характеристика.

1

 

 

3

Работа по классификации фондовых материалов, имеющихся в школе.

1

 

 

4

Учет и научное описание музейного фонда. Хранение фондов.

1

 

 

5

 комплектование и обработка материалов для выставки.

1

 

 

6

Экспозиционный план.

1

 

 

7

Составление плана экспозиции.

1

 

 

8

Виды текстов. Этикетаж

1

 

 

9

Изготовление этикеток и проведение этикетажа имеющихся музейных экспонатов.

 

 

 

10

 

 

 

 

Раздел 2. ИЗ ИСТОРИИ МУЗЕЕВ ЛНР 8 часов

11

Луганский краеведческий музей

1

 

 

12

Музей «Молодая гвардия»

1

 

 

13

Старобельский краеведческий музей

1

 

 

14

Луганский художественный музей

1

 

 

15

Парк музей каменных баб г. Луганск

1

 

 

16

Авиационно-технический музей г. Луганск

1

 

 

17

Литературный музей В.И. Даля

1

 

 

18

Исторический парк «Россия – моя история»

1

 

 

Раздел 3. ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 9 часов

19

Экскурсии, их классификация и виды

1

 

 

20

Особенности показа и рассказа в процессе экскурсии

1

 

 

21

посещение краеведческого музея, наблюдение за работой экскурсовода.

1

 

 

22

Основные этапы подготовки экскурсии

1

 

 

23

Разработка тематической экскурсии в музее при образовательной организации.

1

 

 

24

Разработка тематической экскурсии в музее при образовательной организации.

1

 

 

25

Основные приемы проведения экскурсии

1

 

 

26

Разработка буклета «Памятка юному экскурсоводу»

1

 

 

27

 

 

 

 

Раздел 4. ВИРТУАЛЬНЫЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ 6 часов

 

28

Виртуальный школьный музей. Виды публикаций в социальных сетях: пост, статья, видеоролик, видеоклип.

1

 

 

29

Виртуальный школьный музей. Создание блога школьного музея «Половинкинская СШ»

1

 

 

30

Виртуальный школьный музей: создание электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки, интерактивные карты).

1

 

 

31

Виртуальный школьный музей: создание электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки, интерактивные карты).

1

 

 

32

Виртуальный школьный музей: создание электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки, интерактивные карты).

1

 

 

33

Виртуальный школьный музей: создание электронных материалов по темам музея (видеоролики, статьи, электронные выставки, интерактивные карты).

1

 

 

34

Итоговое занятие

 

 

 


 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Ванслова Е.Г., Ламунова А.К., Павлюченко Э.А. Музей и школа: Пособие для учителя. / Под ред. Т.А. Кудриной. М., 1985.

Васильева С. Модель деятельности школьного Музея боевой славы // Воспитание школьников. 2006. № 6. С. 36-40.

Гашук Е.А. Технология музейной педагогики. Волгоград: Учитель, 2018.

Гусейнова А.Г. Особенности интерактивных форм работы музеев образовательных организаций Ярославской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 2. Т. 10. С. 64-70.

Документальные памятники: выявление, учет, использование. Учебное пособие для студентов вузов / И.А. Альтман, А.А. Курносов, В.Е. Туманов и др.; Под ред. С.О. Шмидта. М.: «Высшая школа», 1988.

Дюмина И.А. Модель виртуального школьного краеведческого музея // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. Т.II. С. 76-78.

Дюмина И.А. Развитие информационной образовательной среды школьного музея // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 37-40.

Иванова О.В. Модели взаимодействия образовательных организаций и музеев // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 3(51). С. 148-160.

Инякин Ю.С. Мультимедийные и телекоммуникационные технологии на службе воспитания и дополнительного образования. Новый век: Горизонт воспитания. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2000. С. 144-175.

Инякин Ю.С., Смирнов Д.В. Методологические аспекты информатизации социокультурной среды школьного краеведческого музея // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. № 2. С. 98-106.

Калинина В. Вахта памяти: о школьном музее боевой и трудовой славы «Служу России» в моск. шк. № 1148 // Мир музея. 2010. № 5. С. 25-26.

Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г. Преподавание основ музейного дела в школе: Методическое пособие. М.: Перспектива, 2011.

Методические материалы в помощь руководителю музея / Авт.-сост. В.И. Ивонина.  Ижевск: Удмуртия, 2008.

Методические рекомендации по развитию школьных музеев. Сборник работ победителей Всероссийского конкурса проектов педагогов по сохранению культурной и исторической памяти. / Авт.-сост. Е.С. Слесаренко, М.Р. Фаттахова. М., 2020.

Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебное пособие для вузов по специальности «История» /Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста.  М., 1988.

Мышева Т.П. Современные научно-педагогические подходы к организации и содержанию деятельности школьного музея // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2013. Спецвыпуск № 1. С. 69-74.

О деятельности музеев образовательных учреждений // Народное образование. 2003. № 8, С. 285-286.

Персин A.И. Школьные музеи в России: исторический аспект. /IV Всероссийские педагогические краеведческие чтения. Сб. докладов. М., 1997.

Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: история, теория, практика: учебно-методическое пособие. М.: Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения, 2006.

Потягов А.В. Школьный музей в XXI в.: стратегии и практики первого десятилетия // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 3. Т.I. С. 305-309.

Решетников Н.И. Музей и комплектование его собрания: Учебное пособие. М., 2005.

Смирнов Д.В., Тымко Н.В. Разработка концепции развития музея общеобразовательного учреждения «Музей – развивающая образовательная среда» // Гражданско-нравственное становление и развитие школьников. Краеведение. Традиции и инновации: материалы V Всерос. науч-практ. конф., (г. Москва. 19 апреля 2011 г.) / Ярославль: ООО «Аверс плюс», 2011. С. 59-65.

Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007.

Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. М.: ЦДЮТиК, 2003.

Удрас И. А. Формирование исследовательской деятельности младших школьников: возможности школьного краеведческого музея // Начальная школа. Библиотечка учителя.  2010. № 3. С. 14-16.

Школьный музей / Сост. О. Залуцкая, Н. Луйгас. Минск: Красико-Принт, 2007.

Школьный музей в образовательной среде: инновации, формы и методы работы: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. / под науч. ред. Д. В. Смирнова; отв. ред. А. В. Наумов. Н. Новгород: Изд-во ГБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области, 2015.

Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992.

Элъкин Г.Ю., Огризко ЗА. Школьные музеи: Пособие для учителей. М., 1972.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации