Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебство красок»
Администрация города Челябинска
Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
(нарушение опорно-двигательного аппарата) № 4 г. Челябинска»
(МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска)
Худякова ул., д.22, г. Челябинск, 454080
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Волшебство красок»
(общекультурное направление)
Челябинск
2024
Аннотация
Данная программа направлена на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи. Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа при освоении простых техник рисования. Развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности, необходимо помнить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно для передачи красоты окружающего мира. На занятиях рисованием учащиеся будут учиться бережному отношению к художественным материалам, осваивать способы сотрудничества и взаимодействия при выполнении коллективных работ.
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности «Волшебство красок» разработана на основе программно-методического материала по изобразительной деятельности для детей с легкой, умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР.
Цель программы – освоение нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи:
Формирование интереса к изобразительной деятельности;
Формирование умения использовать разнообразные материалы и инструменты в процессе рисования;
Овладение основными приемами нетрадиционных техник рисования;
Развитие мелкой моторики;
Развитие цветового восприятия;
Развитие творческой активности;
Формирование умения взаимодействовать с взрослым, сверстником в творческой деятельности.
Рабочая программа ориентирована на детей и подростков с легкой, умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР. Срок реализации программного материала – 2 года. Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия не более 40 мин.
Содержание программы представлено различными видами техник изобразительной деятельности, доступных детям с нарушениями развития. Программа построена с учетом принципа «от простого к сложному»: сначала обучающиеся осваивают несложные по способу выполнения техники, постепенно переходят к более сложным видам работ. Основная часть времени на занятиях отводится на выполнение действий, лежащих в основе той или иной изобразительной техники. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Техники подобраны таким образом, чтобы ребенок с ТМНР, в том числе с опорно-двигательными нарушениями, имел возможность действовать максимально самостоятельно.
Занятия включают в себя организационную и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов, инструментов и организации рабочего места. Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. Обучающиеся выполняют изобразительные действия в определенной изобразительной технике, результатом которых становится продукт творческой деятельности. Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать обучающихся, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, например, сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие или музыкальное сопровождение.
Применяемые средства, инструменты и расходные материалы:
пальчиковые краски, акварельные краски, гуашь; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролон; трубочки коктейльные, кусочек плотного картона либо пластика; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти, кисти; клеёнка; мягкие формы для позиционирования; скотч.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по художественному направлению «Волшебство красок» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение следующих личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения рабочей программы включают в себя:
- появление учебно-познавательного интереса к художественному творчеству;
- развитие у обучающихся эстетических чувств и чувства прекрасного на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- развитие навыка самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- формирование стремления к успеху в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- развитие социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим, уважения к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству и жизни.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные результаты овладения рабочей программы включают следующие умения:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- работать с разнообразными материалами и создавать образы посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности изобразительного искусства;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
2. Познавательные результаты освоения рабочей программы включают способности:
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в художественном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.
3. Коммуникативные результаты предполагают, что ученик научится:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий художественным творчеством у учеников должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Программа состоит из 3 разделов:
Рисование
Лепка
Аппликация
1 год обучения
1 раздел «Рисование»
Различают материалы и инструменты, используемые для рисования. Рисуют карандашом. Рисуют кистью (прием касания, прием примакивания). Получают цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисуют точки. Рисуют линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Раскрашивают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Отпечатывают картинки штампами. Закрашивают (внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура). Заполняют внутри контура точками. Штрихуют (слева направо, сверху вниз). Рисуют контур предмета (по контурным линиям). Кляксография.
Осваивают социальную роль обучающегося, участвуют в процессе общения и совместной деятельности.
2 раздел «Лепка»
Различают инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации. Сминают бумагу. Отрывают кусочки бумаги. Сгибают лист бумаги (пополам). Намазывают поверхность клеем (всю поверхность, часть поверхности). Разрезают бумагу ножницами (выполнение надреза). Собирают изображение объекта из двух готовых деталей.
Осваивают социальную роль обучающегося, участвуют в процессе общения и совместной деятельности.
3 раздел «Аппликация»
Разминают пластилин, тесто, глину. Отщипывают кусочки материала от целого куска. Размазывают материал внутри контура. Катают колбаски (на доске, в руках), катают шарик (на доске, в руках); получают форму путем выдавливания формочкой. Сгибают колбаски в кольцо.
Осваивают социальную роль обучающегося, участвуют в процессе общения и совместной деятельности
2 год обучения
1раздел «Рисование»
Различают материалы и инструменты, используемые для рисования. Рисуют карандашом. Рисуют кистью (прием касания, прием примакивания, тонирование листа). Выбирают цвета для рисования. Получают цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисуют точки. Рисуют линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Соединяют точки. Рисуют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник).
Закрашивают (внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура). Заполняют контур точками, галочками. Штрихуют (слева направо, сверху вниз).Рисуют контур предмета (по контурным линиям, по опорным точкам). Осваивают социальную роль обучающегося, участвуют в процессе общения и совместной деятельности.
2 раздел «Лепка»
Различают бумагу среди других материалов. Различают инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации. Сминают бумагу. Отрывают кусочки бумаги. Сгибают лист бумаги (пополам). Намазывают поверхность клеем (всей поверхности, части поверхности). Разрезают бумагу ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги по линии). Собирают изображение объекта из нескольких готовых деталей (2-3). Осваивают социальную роль обучающегося, участвуют в процессе общения и совместной деятельности.
3 раздел «Аппликация»
Различают пластичные материалы. Разминают пластилин, тесто, глину. Отрывают кусочки материала от целого куска; откручивают кусочки материала от целого куска; отщипывают кусочки материала от целого куска. Размазывают материал, размазывают материал внутри контура. Катают колбаски (на доске, в руках), катают шарик (на доске, в руках); получают форму путем выдавливания формочкой. Сгибают колбаски в кольцо, расплющивают материал (на доске, между ладонями, между пальцами). Соединяют прижатием. Лепят предметы, состоящие из одной части. Осваивают социальную роль обучающегося, участвуют в процессе общения и совместной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата | Корректировка |
1 триместр | ||||
1. | «Рисование» Знакомство с предметами для рисования | 1 | | |
2. | «Яблоневый сад» | 1 | | |
3. | «Фантастические цветы – кляксография» | 1 | | |
4. | «Цветы – краски природы» | 1 | | |
5. | «Разноцветные брызги» | 1 | | |
6. | «Цветочные узоры» - техника печати | 1 | | |
7. | «Осень – листопад» - техника печати | 1 | | |
8. | «Лепка» Понятие «Пластилин, тесто», знакомство со свойствами. | 1 | | |
9. | «Осенний лист» размазывание пластилина на основе | 1 | | |
10. | «Рисование» «Слабый дождь, сильный дождь» - рисование линий. | 1 | | |
11. | Смешение красок | 1 | | |
12. | Рисование по намеченным дорожкам «Лакомство для зверюшек» | 1 | | |
2 триместр | ||||
13. | Узор из снежинок | 1 | | |
14. | «Аппликация» Понятие «Бумага, клей, ножницы» | 1 | | |
15. | Отрывание кусочков бумаги «Снег, снежинки» | 1 | | |
16. | Скручивание комочков из салфетки, мозаичная аппликация «Деревья в снегу» | 1 | | |
17. | Скручивание комочков из салфеток, мозаичная аппликация «Ёлочка» | 1 | | |
18. | Наклеивание готовых форм, надрезание по краю «Шарфик» | 1 | | |
19. | Наклеивание готовых форм, надрывание по краю «Полотенце» | 1 | | |
20. | Составление изображения, наклеивание деталей «Дом» | 1 | | |
21. | Резание на полоски, составление изображения «Волшебные палочки» | 1 | | |
22. | «Лепка» Понятие «Глина», знакомство со свойствами | 1 | | |
23. | «Ёжик» - размазывание пластилина по основе | 1 | | |
3 триместр | ||||
24. | «Лепка» «Вишенки» - приём раскатывания круговыми движениями | 1 | | |
25. | «Витаминки» - приём раскатывания круговыми движениями | 1 | | |
26. | «Пряники» - лепка с использованием формочек | 1 | | |
27. | «Бублик» - раскатывание и соединение в кольцо | 1 | | |
28. | «Рисование» Рисование точек «Маковые зёрнышки» | 1 | | |
29. | Рисование точек «Посуда в горошек» | 1 | | |
30. | Рисование по опорным точкам «Кубик – мячик» | 1 | | |
31. | «Рисование геометрического орнамента» | 1 | | |
32. | «Весеннее солнышко» | 1 | | |
33. | «Разноцветные узоры» | 1 | | |
2 год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата | Корректировка |
1 триместр | ||||
1. | «Аппликация» Понятие «Бумага, клей, ножницы». | 1 | | |
2. | Аппликация из цветной бумаги «Озорная гусеница» | 1 | | |
3. | Мозаичная аппликация «Дары осени 1» | 1 | | |
4. | Мозаичная аппликация «Дары осени 2» | 1 | | |
5. | «Лепка» Исследование свойств пластилина. Яблоко. Ягода. | 1 | | |
6. | Исследование свойств пластилина. Лимон. Слива. | 1 | | |
7. | Размазывание пластилина «Овощи» | 1 | | |
8. | Выкладывание пластилина по контуру «Овощи» | 1 | | |
9. | «Рисование» «Красные маки» | 1 | | |
10. | «Осеннее солнышко» | 1 | | |
11. | «Кактус» | 1 | | |
12. | «Разноцветные круги» | 1 | | |
2 триместр | ||||
13. | «Аппликация» Аппликация из манной крупы «Зимняя избушка» | 1 | | |
14. | Поделка из картона и ваты «Мягкая снежинка» | 1 | | |
15. | «Лепка» Размазывание пластилина «Ёлка» | 1 | | |
16. | Размазывание пластилина «Ёлочная игрушка» | 1 | | |
17. | «Рисование» «Новогодняя ёлка» | 1 | | |
18. | «Зимний узор» | 1 | | |
19. | «Снежные хлопья» | 1 | | |
20. | Рисуем карандашами «Украсим варежку снежинками» | 1 | | |
21. | Декоративное рисование «Тарелочка» | 1 | | |
22. | Рисование на тему: «В гостях у светофора» | 1 | | |
3 триместр | ||||
23. | «Аппликация» Объёмная открытка «Поделка маме» | 1 | | |
24. | Аппликация из цветной бумаги «Светофор» | 1 | | |
25. | «Рисование» «Под водой…» 1 часть | 1 | | |
26. | «Под водой…» 2 часть | 1 | | |
27. | Рисование красками «Кошки-мышки» | 1 | | |
28. | Рисование гуашью «Весенние цветы» | 1 | | |
29. | Рисование гуашью «Расцвела мать – и – мачеха» | 1 | | |
30. | «Лепка» Пластилинография «Весенняя ветка». | 1 | | |
31. | Мозаика из кусочков пластиковых трубок «Сирень» 1 часть | 1 | | |
32. | Мозаика из кусочков пластиковых трубок «Сирень» 2 часть | 1 | | |
33. | Освоение приёмов работы с пластилином «Одуванчик» | 1 | | . |
11