Рабочая программа логопедической работы по преодолению нарушения чтения и письма, обусловленного ФФНР и ОНР, у обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития) 1-4 классов
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа №11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА,
ОБУСЛОВЛЕННОГО ФФНР И ОНР,
У ДЕТЕЙ С ОВЗ (ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Разработчик программы:
Сергачёва Анна Анатольевна,
учитель-логопед
Пояснительная записка.
Важнейшей предпосылкой нормального развития речи ребёнка является достаточная сформированность когнитивных функций, определённый уровень развития познавательной деятельности. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи.
Проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития, в современной логопедии приобретают особую значимость. В связи с этим, одной из актуальных проблем логопедии является проблема нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности, у детей с ЗПР. Нарушения речи у данной категории школьников часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.
Известно, что дети с ЗПР имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.
Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определёнными чертами. У этих детей позднее, чем у нормально развивающихся сверстников, возникает период детского словотворчества и затягивается до 7-8 лет. В речи в основном используются существительные и глаголы, причём предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в их речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов.
Отмечается недостаточная сформированность грамматического строя речи. Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования. Довольно часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов, а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок.
Речь детей характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности дифференциации звуков, а также трудности в овладении звуковым анализом.
Ещё одной особенностью детей данной категории является своеобразие связной речи. Пересказ произведений сложен для них; дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим не удаётся выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи детей характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развёрнутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.
У детей с ЗПР имеют место все нарушения речи (ФН, ФФН, ОНР). Однако наиболее распространёнными являются нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи (дислексии и дисграфии).
У большинства детей имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи.
Данная программа рассчитана на учащихся с ЗПР 1–4 классов с фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР, III уровень).
При составлении программы опиралась на исследования А.В. Ястребовой, Р.И. Лалаевой, В.А. Ковшикова, И.Н. Садовниковой, И.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнева, О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской, Е.В. Мазановой.
Программа разработана на основе инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой и Т.Б. Бессоновой (М., 1996 г.).
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов речевой системы у обучающихся 1-4 классов.
Программа способствует решению следующих задач:
Исправление недостатков звукопроизношения.
Развитие слухового и фонематического восприятия.
Формирование лексико-грамматических средств языка.
Обогащение и уточнение словарного запаса учащихся.
Развитие грамоты и правил правописания (предупреждение дисграфии, дислексии).
Развитие связной речи.
Развитие общей и мелкой моторики.
Основные принципы построения курса:
Подбор грамматических и лексических тем определялся с учётом таких важнейших принципов коррекционной педагогики, как системность, комплексность, принцип развития, онтогенетический принцип.
Программа курса позволяет реализовывать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, принципы педагогики сотрудничества.
Основные методы обучения:
практические;
наглядно-демонстрационные;
игровые;
методы ролевого моделирования типовых ситуаций;
словесные.
Структура курса
Главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для детей, имеющих фонетико-фонематическое, фонематическое недоразвитие, так и для детей, имеющих общее недоразвитие речи, определены задачи:
сформировать полноценные фонематические процессы;
сформировать представления о звуко-буквенном составе слова;
сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
скорригировать дефекты произношения (данная работа проводится в основном на индивидуальных занятиях).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения.
В работе по коррекции ФН и ФФН можно выделить следующие этапы работы:
Подготовительный.
Постановка звука.
Автоматизация звука.
Дифференциация звука.
Общее недоразвитие речи – это системный дефект, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики и лексико-грамматического строя. Поэтому логопедическая работа с учащимися должна проводиться на трёх уровнях: коррекционная работа на фонетическом уровне, коррекционная работа на лексическом уровне, коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Продолжительность и структура занятий
Коррекционная работа должна осуществляться на индивидуальных и групповых занятиях. Группы укомплектовываются по результатам логопедического обследования (по 4 человека с однородными нарушениями речи).
Индивидуальные и групповые занятия проводятся 2-3 раза в неделю. На индивидуальные занятия с каждым учащимся отводится 20 минут, продолжительность занятий для группы –40 минут.
По своей структуре занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы.
Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, снятие утомления или чрезмерного возбуждения, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. На этом этапе используются различные игры на групповое сплочение, психогимнастические упражнения, элементы релаксации, упражнения для улучшения мозговой деятельности.
Задачей основного этапа является работа над той или иной грамматической темой, активизацией словарного запаса, развитием связной речи. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, содержание которой в большинстве случаев связано с темой занятия. Для динамической паузы также подбираются упражнения, направленные на развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук.
Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети в процессе занятия.
Работа по исправлению речевых нарушений строится также с учётом школьной программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта.
Количество часов, указанное в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Критерии оценки эффективности
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Основными критериями оценки эффективности курса являются данные, полученные в результате повторного логопедического обследования.
Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей.
Ожидаемые результаты:
Положительная динамика речевого развития учащихся, обучаемости учащихся начальных классов.
Формы контроля: плановая диагностика в начале и в конце года, мониторинг.
Основные требования к уровню компетентности обучающихся
Обучающиеся должны знать:
основное отличие звука от буквы;
гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;
гласные ударные и безударные;
согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
названия предметов по различным лексическим темам;
морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
изученные части речи и их признаки;
признаки главных и второстепенных членов предложения.
Обучающиеся научатся:
вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
отличать гласные звуки и буквы от согласных;
распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;
делить слово на слоги;
выделять в слове ударный слог;
распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;
распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;
распознавать сонорные звуки и буквы;
распознавать парные согласные;
обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;
писать раздельно предлоги со словами;
правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.
производить звукобуквенный анализ слов;
устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
пользоваться различными способами словообразования;
владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
использовать в речи различные конструкции предложений.
строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);
владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
Содержание программы:
Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Этапы коррекционной работы | Содержание занятий |
I этап Коррекционная работа на фонетическом уровне | Воспитание фонематических представлений. - Гласные. Артикуляция. Узнавание гласного звука. Вычленение гласного из звукового ряда, из слов. - Согласные звуки. Артикуляция. Узнавание согласных звуков. Вычленение согласных из звукового ряда, из слов. Воспитание звукового анализа слов. - Вычленение ударного гласного из слова. - Вычленение первого согласного звука из слова. - Определение конечного согласного в слове (гласного). - Определение количества и последовательности звуков в слове. - Звуковой анализ двусложных слов с прямым открытым слогом, закрытым слогом и со стечением согласных на стыке слогов: c г с г, с г с г с, с г с с г, с г с с г с и т.д. - Звуковой анализ односложных слов: с г с, с с г с, с г с с и т.д. - Звуковой анализ трёхсложных слов. - Звуковой анализ слов различной слоговой и звуковой структуры. Дифференциация гласных: - А – О, У – О, Ё – Ю - А – Я, О – Ё, У - Ю Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство. |
II этап Коррекционная работа на лексическом уровне | Выявление активного словарного запаса. Обогащение, закрепление и активизация словарного запаса учащихся. Развитие обобщающих понятий, классификация предметов. Работа над формированием грамматического строя речи. |
III этап Коррекционная работа на синтаксическом уровне | Сопоставление слова и предложения как речевых единиц. Определение количества и последовательности слов в предложении. Составление схемы предложения. Развитие связной речи. - Составление предложений. - Составление рассказов по серии картинок. - Составление рассказа по сюжетной картинке. |
Содержание работы по данной программе тесно связанно с программой по русскому языку и чтению. Учитель-логопед вправе менять разделы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы учащихся.
Содержание занятий включает дидактические игры и упражнения, развивающие как речевые навыки, так и произвольное внимание, память, мышление, творческие способности, мелкую моторику руки, зрительно-моторные координации, направленные на предупреждение нарушений оптических и кинетических дифференцировок.
Тематическое планирование работы с группой учащихся 1 классов с ФФН и ОНР
1 этап (1 год обучения)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. | 1 |
2 | Составление предложений из 3-х слов. Главные члены предложения. | 1 |
3 | Слогообразующая роль гласных звуков. Деление двусложных слов на слоги | 1 |
4 | Деление трёхсложных слов на слоги. Выделение первого слога в слове. | 1 |
5 | Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов | 1 |
6 | Слоговой анализ и синтез. | 1 |
7 | Звуки речи. Выделение первого звука в слове. | 1 |
8 | Выделение последнего звука в слове. | 1 |
9-10 | Определение количества и места звуков в слове. | 2 |
11-12 | Ударение. Выделение ударного гласного, ударного слога в слове.. | 2 |
13 | Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. | 1 |
14 | 1 | |
15-16 | Дифференциация гласных первого и второго ряда | 2 |
17 | Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков | 1 |
18 | Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердого и мягкого звучания согласных. | 2 |
19 | Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. | 1 |
20-21 | Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении | 2 |
22 | Звуки [п-п']. Буква П | 1 |
23 | Звуки [б-б']. Буква Б. | 1 |
24 | Дифференциация [б-п] в в слогах и словах. | 1 |
25 | Выделение [б-п] в предложениях | 1 |
26 | Звуки [т-т']. Буква Т. | 1 |
27 | Звуки [д-д']. Буква Д. | 1 |
28 | Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. | 1 |
29 | Выделение [д-т] в предложениях. | 1 |
30 | Звуки [г-г']. Буква Г. | 1 |
31 | Звуки [к-к']. Буква К | 1 |
32 | Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. | 1 |
33 | Выделение [г-к] в предложениях. | 1 |
34 | Звуки [в-в']. Буква В. | 1 |
35 | Звуки [ф-ф']. Буква Ф. | 1 |
36 | Дифференциация [в-ф] в слогах и словах. | 1 |
37 | Дифференциация [в-ф] в предложениях. | 1 |
38 | Звуки [с-с']. Буква С. | 1 |
39 | Звуки [з-з']. Буква 3 | 1 |
40 | Дифференциация [з-с] в слогах и словах. | 1 |
41 | Дифференциация [з-с] в предложениях. | 1 |
42 | Звук [ш]. Буква Ш | 1 |
43 | Звук [ж]. Буква Ж. | 1 |
44 | Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах | 1 |
45 | Дифференциация Ш-Ж в предложениях | 1 |
46 | Дифференциация С-Ш в слогах и словах | 1 |
47 | Дифференциация С-Ш в предложениях | 1 |
48 | Дифференциация Ж-З в слогах и словах | 1 |
49 | Дифференциация Ж-З в предложениях | 1 |
50 | Звук [Ч]. Буква Ч. | 1 |
51 | Звук [Щ]. Буква Щ. | 1 |
52 | Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. | 1 |
53 | Дифференциация [ч-щ] в предложениях. | 1 |
54 | Дифференциация [ч-т'] в слогах и словах. | 1 |
55 | Дифференциация [р-л] в слогах и словах. | 1 |
56 | Дифференциация [ч- т'] в предложениях. | 1 |
57 | Звук [Л]. Буква Л. | 1 |
58 | Звук [Р]. Буква Р. | 1 |
59 | Дифференциация [р-л] в предложениях. | 1 |
60 | Заключительное занятие | 1 |
2-3 этапы (2 год обучения)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. | 1 |
2 | Слова, обозначающие предмет. | 1 |
3 | Слова, обозначающие действие предмета. | 1 |
4 | Дифференциация слов-предметов и слов-действия предметов. | 1 |
5 | Слова, обозначающие признак предмета. | 1 |
6 | Слог. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласного | 1 |
7 | Слоговой анализ и синтез слов. | 1 |
8 | Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове. | 1 |
9 | Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. | 1 |
10 | Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. | 1 |
11 | Разделительный мягкий знак. | 1 |
12 | Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. | 1 |
13 | Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. | 1 |
14 | Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. | 1 |
15 | Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. | 1 |
16 | Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. | 1 |
17 | Состав слова. | 1 |
18 | Корень как главная часть слова. Родственные слова. | 1 |
19-20 | Упражнение в подборе родственных слов. | 2 |
21 | Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. | 1 |
22-24 | Безударные гласные в корне. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. | 3 |
25 | Сложные слова. | 1 |
26 | Приставка. Префиксальный способ образования слов. | 1 |
27 | Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. | 1 |
28 | Окончание. | 1 |
29 | Практическое знакомство с предлогами. Предлоги в, на. | 1 |
30 | Предлоги на, с (со). | 1 |
31 | Предлоги в, из. | 1 |
32 | Предлоги с, из. | 1 |
33 | Предлоги по, к | 1 |
34 | Предлоги за, из-за | 1 |
35 | Предлоги над, под | 1 |
36 | Предлоги под, из-под. | 1 |
37 | Составление предложений из заданных слов с предлогами. Употребление предлогов в связной речи. | 1 |
38 | Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. | 1 |
39-41 | Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. | 3 |
42 | Согласование прилагательных с существительными в числе | 1 |
43-44 | Род имён существительных и прилагательных | 2 |
45 | Согласование прилагательных с существительными в роде | 1 |
46 | Число глагола. Согласование существительного и глагола в числе. | 1 |
47 | Род глагола. Согласование существительного и глагола в роде. | 1 |
48 | Антонимы. | 1 |
49 | Синонимы | 1 |
50 | Понятие о многозначности слов | 1 |
51-53 | Обучение последовательному пересказу по вопросам. | 3 |
54-56 | Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки. | 3 |
57-59 | Обучение последовательному пересказу с опорой на сюжетные картинки. | 3 |
60 | Заключительное занятие | 1 |
Тематическое планирование работы с группой учащихся 2-4 классов с ФФН и ОНР
1 этап (1 год обучения)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Предложение. Слово. Слог. | 1 |
Звукобуквенный анализ и синтез слов (7 часов) | ||
2 | Выделение первого и последнего звука в слове. | 1 |
3-4 | Определение количества и последовательности звуков в слове. | 1 |
5-6 | Соотношение между звуками и буквами в слове. | 1 |
7 | Буква – смыслоразличитель. | 1 |
8 | Звуко-буквенный анализ и синтез слов. | 1 |
Слоговой анализ и синтез слов (4 ч.): | ||
9 | Слогообразующая роль гласных. Выделение конкретного слога в слове. | 1 |
10 | Ударный и безударный слоги | 1 |
11 | Определение количества слогов в слове. | 1 |
12 | Слоговой анализ и синтез слов. | 1 |
Звуки и буквы (47 ч.): | ||
13 | Гласные 1 и 2 ряда | 1 |
14 | Дифференциация А-Я | 1 |
15 | Дифференциация О-Ё | 1 |
16 | Дифференциация У-Ю | 1 |
17 | Дифференциация Ы-И | 1 |
18 | Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2 ряда. | 1 |
19 | Обозначение мягкости согласных посредством буквы -ь | 1 |
20 | Дифференциация разделительного Ь и Ь как показателя мягкости согласных» | 1 |
21 | Разделительный Ь | 1 |
22 | Звонкие и глухие согласные. | 1 |
23-25 | Дифференциация звуков и букв: П-Б, П'- Б' в слогах, в словах, в предложениях | 3 |
26-28 | Дифференциация звуков и букв: Т-Д, Т'- Д' в слогах, в словах, в предложениях | 3 |
29-31 | Дифференциация звуков и букв: К-Г, К'-Г' в слогах, в словах, в предложениях | 3 |
32-34 | Дифференциация звуков и букв: С-З, С'-З' в слогах, в словах, в предложениях | 3 |
35-37 | Дифференциация согласных Ш – Ж в слогах, в словах, в предложениях. Правописание жи - ши | 3 |
38-40 | Дифференциация согласных С – Ш в слогах, в словах, в предложениях | 3 |
41-43 | Дифференциация согласных З - Ж в слогах, в словах, в предложениях | 3 |
44-45 | Дифференциация согласных С – Ц в слогах, в словах, в предложениях | 2 |
46-47 | Дифференциация согласных Ч – Ц в слогах, в словах, в предложениях | 2 |
48-49 | Дифференциация согласных Ц - Т в слогах, в словах, в предложениях | 2 |
50-51 | Дифференциация согласных Ч - ТЬ в слогах, в словах, в предложениях | 2 |
52-53 | Дифференциация согласных Ч – Щ в слогах, в словах, в предложениях. Правописание ча – ща, чу - щу | 2 |
54-55 | Дифференциация согласных Ш - Щ в слогах, в словах, в предложениях | 2 |
56-57 | Дифференциация Р-Л (Л'-Р') в слогах, в словах, в предложениях | 2 |
58-59 | Повторение. | 1 |
60 | Итоговый диктант. | 1 |
| 2-3 этапы (2 год обучения) | | ||
Предложение и слово (4 ч.) | ||||
1 | Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. | 1 | ||
2 | Слова, обозначающие предмет. | 1 | ||
3 | Слова, обозначающие действие предмета. | 1 | ||
4 | Слова, обозначающие признак предмета. | 1 | ||
Слоговой анализ и синтез слова (3 ч.) | ||||
5 | Слово и слог. Уточнение понятий. Слогообразующая роль гласных букв. | 1 | ||
6-7 | Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. | 2 | ||
Звуки и буквы (8 ч.) | ||||
8 | Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. | 1 | ||
9 | Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. | 1 | ||
10 | Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | ||
11 | Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2 ряда | 1 | ||
12 | Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь | 1 | ||
13-14 | Разделительный мягкий знак. | 2 | ||
15 | Звонкие и глухие согласные. Оглушение звонких согласных на конце слов. | 1 | ||
16 | Оглушение звонких согласных в середине слова. | 1 | ||
Морфологический состав слова (13 ч.) | ||||
17 | Родственные слова. Выделение корня. | 1 | ||
18-19 | Практическое овладение учащимися подбором родственных слов | 2 | ||
20-24 | Правописание безударной гласной в корне слова. Подбор проверочных слов. | 4 | ||
25-26 | Правописание парных глухих и звонких согласных. | 2 | ||
27 | Практическое овладение учащимися способами образования новых слов посредством суффиксов. | 1 | ||
28 | Практическое овладение детьми навыками образования слов с помощью приставок. | 1 | ||
29-30 | Разбор слов по составу. | 2 | ||
Части речи. (8 ч.) | ||||
31-32 | Число имён существительных и прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в числе. | 2 | ||
33-34 | Род имён существительных и прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде. | 2 | ||
35-36 | Число глагола Согласование глаголов с именами существительными в числе. | 2 | ||
37-38 | Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде. | 2 | ||
Предлоги и приставки (11 ч.). | ||||
39 | Практическое усвоение предлогов в – на. | 1 | ||
40 | Практическое усвоение предлогов на – над. | 1 | ||
41 | Практическое усвоение предлогов к – от. | 1 | ||
42 | Практическое усвоение предлогов в – из. | 1 | ||
43 | Практическое усвоение предлогов от – из. | 1 | ||
44 | Практическое усвоение предлогов с – со. | 1 | ||
45 | Практическое усвоение предлогов в – у. | 1 | ||
46 | Соотнесение предлогов и глагольных приставок | 1 | ||
47-49 | Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. | 3 | ||
Управление (5 ч.) | ||||
50 | Управление. Винительный падеж. | 1 | ||
51 | Управление. Родительный падеж. | 1 | ||
52 | Управление. Дательный падеж | 1 | ||
53 | Управление. Творительный падеж. | 1 | ||
54 | Управление. Предложный падеж | 1 | ||
Предложение и текст (5 ч.) | ||||
55 | Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Распространение и сокращение предложений. Верификация предложений. | 1 | ||
56 | Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. | 1 | ||
57 | Составление рассказа по его началу. | 1 | ||
58 | Составление рассказа по данному концу. | 1 | ||
59 | Составление рассказа по данному плану. | 1 | ||
60 | Итоговая контрольная работа (диктант) | 1 |