РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Cтудия «Театр моды «Антураж»

0
0
Материал опубликован 7 January в группе

Приложение к ООП ООО


Российская Федерация

Республика Хакасия


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

средняя общеобразовательная школа № 5.





РАССМОТРЕНО:

методическим объединением учителей ИЗО, МХК, музыки, технологии

Протокол № 1 от 29.08.2024г.

Руководитель ШМО

_______________ / Баянова Е.В.


УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ СОШ № 5

_____________ / О.В. Гришина Приказ № 117 от 02.09.2024г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Направление: общекультурное


Форма организации: студия «Театр моды «Антураж»


Основное общее образование, 9 класс


Период реализации: 1 год


Трудоемкость программы: 68 часов


Разработана на основе:

Положения «О рабочей программе», утвержденного приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 13.09.2021г. № 168




Автор - составитель программы:

Гурьянова Л.В. учитель технологии

первая квалификационная категория





г. Саяногорск 2024г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа студии «Театр моды «Антураж» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной, разработана учителем технологии.

Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по общекультурному направлению развития личности.

Актуальность программы заключается в том, что через приобщение учеников к миру молодёжной моды, созданию авторских костюмов развивается художественный вкус, творческая фантазия, реализуются мечты учеников об участии в различных дефиле с коллекциями молодёжной моды на школьных праздниках и городских конкурсах школьных театров моды, участии в конкурсах моделирования одежды.  Программа вносит разнообразие в школьную жизнь. Выступления юных дизайнеров одежды несут положительный творческий заряд, завораживают новизной идей, покоряют и увлекают непредсказуемостью. Учащиеся знакомятся с национальными традициями, видами народного декоративно-прикладного творчества и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональное расходование материалов. Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учеников, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, что способствует осознанному выбору профессии.

Практическая значимость программы - в результате обучения дети приобретают навыки безопасной работы с инструментами и оборудованием. У обучаемых развивается чувство эстетического восприятия прекрасного, творческие способности и фантазия. В детском театре моды учащиеся осваивают все этапы создания одежды, происходит знакомство с миром моды. Отличительной особенностью программы является то, что при изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экономическим и эргономическим требованиям.

Общая характеристика программы - программа включает повторение разделов образовательной программы «Технология ведения дома»: «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремёсла», от простейших ручных швов, изучения видов отделки швейных изделий, изучения пропорций женской фигуры до создания сложных формообразующих элементов костюма, выполнения эскизных проектов и реализацию этих проектов. В процессе обучения происходит знакомство с различными техниками декоративного искусства.

Реализация программы рассчитана на один год. Общее кол-во часов в год - 68 часов:

1) 42 часа внеурочной деятельности используется, как часы регулярных еженедельных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по два часа.

2) 20 часов используются в период осенних и весенних каникул, занятия проводятся 5 раз в неделю по 2 часа ежедневно дистанционно.

3) 6 часов - это разовые мероприятия (праздники, конкурсы, выставки, экскурсии и др.)

Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Возраст детей, которым адресована программа – 15-16 лет.

Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы могут быть реализованы:

в течение учебной недели;

в период каникул;

в выходные и нерабочие праздничные дни;

с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному». Знания, полученные на начальном этапе, находят применение на последующих этапах обучения. Происходит углубление теоретических знаний и практических умений. Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.

Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические и учебно-практические работы. При организации занятий используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); метод творческих проектов.

Теоретическое обучение направлено на формирование у школьников знаний свойств различных тканей, бросового и природного материала, приемов их обработки, применения, устройства оборудования, приспособлений, инструментов, применяемых при выполнении ручных и машинных работ, расширение знаний истории возникновения художественно-прикладных искусств, правил техники безопасности и организации труда.

В процессе практического обучения, во время творческого труда особое внимание уделяется выработке у школьников умений и навыков обрабатывать различные текстильные материалы, использовать различные приемы, подбирать цветовые сочетания, составлять композиции, орнаменты, использовать нетрадиционные материалы. Основой для этого служат полученные теоретические сведения. Перед выполнением практических работ проводится инструктаж по правилам техники безопасности труда, в дальнейшем педагог систематически напоминает об этих правилах.

На теоретических и практических занятиях происходит приобщение школьниц к творческой, самостоятельной деятельности, развитие эстетического вкуса, активность. Деятельность может быть организована в виде индивидуальных, групповых и коллективных работ.

Работа кружка сопровождается воспитательной работой. Она включает в себя: совместные чаепития, изготовление сувениров для родственников, учителей к праздникам, изготовление панно для оформления школы. Это и участие в школьных, городских мероприятиях, выставках детского прикладного творчества. Все это вносит большой вклад в формирование детей как личности, обогащает их духовный мир, сплачивает коллектив, развивает чувство дружбы, взаимопомощи, сотрудничества, пробуждает в них творческое начало, учит понимать и любить свою Родину, красоту природы, уважать людей труда.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, интегрированные, комбинированные.

Форма подведения итогов занятий по каждой теме – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии, а также в форме творческого отчета.

Итогом детской деятельности по программе является подготовка и организация выставки работ. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие детей в выставках, конкурсах, создании портфолио.

Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются швейные машинки, компьютер, утюг, гладильная доска, ножницы, иглы.


Цель и задачи программы


Целью программы является - создание условий для творческой реализации личности ребенка, через развитие познавательного интереса, фантазии, художественного вкуса при знакомстве и овладении навыками конструирования, моделирования и декоративного оформления одежды.

Задачи программы:

Обучающие:

обучить учеников знаниям в области культуры одежды;

• обучить детей решать творческие задачи в процессе работы над индивидуальными и коллективными проектами;    

• формировать навыки коммуникативной культуры;

• познакомить с миром профессий, связанным с созданием одежды, разработкой коллекций молодёжной моды, демонстрацией коллекций.

Воспитательные:

воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;

умение доводить начатое дело до конца;

умение работать индивидуально и в коллективе;

уважительное отношение к традициям.

Развивающие:

развить чувство эстетического восприятия прекрасного;

развить образное и пространственное мышление;

развить творческие способности и фантазию учащихся.


Планируемые результаты освоения программы


Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый – основная функция – познавательная. Учащиеся получат знания о культуре костюма и его роли в истории.

Второй – основная функция – формирование личностного отношения. Учащиеся научатся различным приемам работы с тканью, нитками, освоят приемы конструирования и моделирования одежды.

Третий – основная функция – деятельностная. Учащиеся смогут самостоятельно создавать креативные модели одежды, от эскиза до готового изделия; участвовать в дефиле.


Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности студии «Театр моды «Антураж»:

личностные результаты:

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

2. Овладение установками, нормами и правилами организации труда

3. Осознание необходимости общественно-полезного труда

4. Трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

5. Сформированность основ российской, гражданской идентичности.

6. Использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда

метапредметные результаты:

1. Умение применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основных наук;

2. Знания алгоритмизации планирования процессов познавательно-трудовой деятельности;

3. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;


предметные результаты:

1. Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;

2. Распознавание видов и назначения материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов программы;

3. Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены

4. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой.



Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через:

представление коллективного результата деятельности группы обучающихся в рамках направлений внеурочной деятельности;

индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании личного портфолио обучающегося в порядке, установленном локальным нормативным актом МБОУ СОШ № 5.

Результативность реализации программ курсов внеурочной деятельности определяется по результатам участия обучающихся в итоговых мероприятиях (участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях), проводимых МБОУ СОШ № 5.


Содержание кружка «Театра моды «Антураж» внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


Содержание раздела

 

Виды внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Введение. Правила техники безопасности. 1 час

Познавательная деятельность

Беседа


Сведения об одежде. Назначение одежды. Требования к одежде. 2 часа

Основные сведения о назначении одежды и предъявляемых к ней требованиях

Познавательная деятельность

Беседа, работа с Интернет-источниками


История костюма. Основные этапы развития истории костюма. 2 часа

Сведения об истории костюма. Роль истории народа в истории костюма

Познавательная деятельность, игровая деятельность

Работа с электронными пособиями;

работа с Интернет-источниками;

рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток

Основы дизайна и композиции одежды. 2 часа

Понятие стиля, силуэта. Зависимость покроя от тенденций моды

Познавательная деятельность, творческая деятельность, практическая деятельность

Беседа

практические задания; работа с электронными пособиями;

работа с Интернет-источниками, беседа,

практические задания

Творческие аспекты создания костюма. 14 часов

Виды художественной обработки ткани (роспись-батик, бисероплетение, кружевоплетение, аппликации, вышивка и другие украшения ткани). Народный орнамент. Роспись-батик. Бисероплетение. Вышивка.

Познавательная деятельность, творческая деятельность, практическая деятельность

Экскурсии, проведение мастер-классов; рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;

экспериментирование с различными художественными материалами; практические задания

Искусство грима, прически и макияжа. 4 часа

Знакомство с основами сценического грима и макияжа. Искусство прически.

Познавательная деятельность, творческая деятельность, практическая деятельность

Беседа;

творческий проект

Создание коллекции. 43 часа

Создание эскизов. Конструирование моделей. Моделирование. Раскрой изделий. Пошив моделей. Декоративная отделка моделей. Создание портфолио. Участие в конкурсах

Творческая деятельность, практическая деятельность


Экспериментирование с различными художественными материалами; творческий проект; выставки и конкурсы детских работ по декоративно-прикладному искусству


Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием форм организации и видов деятельности


Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.


п/п

Название разделов (тем)

программы

Виды, формы контроля

Целевые приоритеты воспитания в соответствии с ресурсами курса

Кол-во часов

1

Введение. Правила техники безопасности.

Викторина

Отношение к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне

1

2

Сведения об одежде. Назначение одежды. Требования к одежде

Тест

Отношение к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир

2

3

История костюма. Основные этапы развития истории костюма

Комбинированное занятие; игра


Отношение к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение

2

4

Основы дизайна и композиции одежды

Практическое задание

Отношение к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда

2

5

Творческие аспекты создания костюма

Тренировочные упражнения; работа с карточками

Отношение к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

14

6

Искусство грима, прически и макияжа

Тренировочные упражнения

Отношение к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда

4

7

Создание коллекции

Тренировочные упражнения; самостоятельная работа; выставка


Быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших; отношение к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда

43

всего

68




Перечень учебников, литературы и материалов


Используемые для разработки программы и организации образовательного процесса:


1. Дудникова Г.П. История костюма. Ростов-на-Дону, 2001

2. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Учебник. М., 1997.

3. Молотова В.Н.: Декоративно-прикладное искусство. - М.: ФОРУМ, 2010

4. Даниленко А.П.: Эстетическое воспитание школьников на занятиях изобразительным искусством. - Белгород: НИУ БелГУ, 2011

5. Рондели Л.Д.: Народное декоративно-прикладное искусство. - М.: Просвещение, 1990

6. Розова О.В., Щербакова И.А. Уроки традиционной культуры: традиционная одежда. М., 2007.

7. Аппаратович Н.И. Жизнь и быт населения России в XVII в. Учебное пособие. М., 1997


Рекомендуемые для детей и родителей:


1. Сост. С. Газарян: Прекрасное - своими руками. - М.: Детская литература, 1987

2. Шевчук Л.В.: Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985


Календарное планирование студии «Театр моды «Антураж» на 2024-2025 учебный год (Приложение)



Календарное   планирование студии «Театр моды «Антураж»

на 2024-2025 учебный год


№ занятия

Дата проведения

Наименование тем программы

Количество часов

Форма

проведения


План

Факт


Аудиторных

Внеаудиторных

с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения


1

04.09


Знакомство (вводное занятие). ТБ при работе ножницами, иглами. Викторина

1

1



 

2

3

05.09


Основные сведения о назначении одежды и предъявляемых к ней требованиях. Тест

2

2



 

4

11.09


История костюма

1


1


 

5

12.09


Роль истории народа в истории костюма

1


1


 

6

18.09


Понятие стиля, силуэта

1


1


 

7

19.09


Зависимость покроя от тенденций моды. Практическое задание

1


1


 

8

25.09


Виды художественной обработки ткани

1


1


 

9

10

11

12

26.09

02.10

03.10

09.10


Роспись-батик. Изготовление образца

4



4

 

13

14

15

16

17

10.10

16.10

17.10

23.10

24.10


Бисероплетение. Изготовление образца

5



5

 

18

19

20

21

28.10

29.10

30.10

31.10


Вышивка. Изготовление образца. Работа с карточакми

4

3


1

 

22

23

01.11

04.11


Знакомство с основами сценического грима и макияжа. Изготовление эскиза

2


2


 

24

25

 06.11

 07.11


Искусство прически

2


2


 

26

27

28

13.11

14.11

20.11


Создание эскизов

3



3

 

29

30

31

21.11

27.11

28.11


Конструирование моделей

3



3

 

32

33

34

04.12

05.12

11.12


Моделирование

3



3

 

35

36

37

18.12

19.12

25.12


Раскрой изделий

3

2


1

 

38

39

26.12

09.01


Сметывание. Подготовка к первой примерке

2

2



 

40

41

42

15.01

16.01

22.01


Первая примерка. Устранение дефектов

3

3



 

43

44

45

46

47

48

49

50

23.01

29.01

30.01

05.02

06.02

12.02

13.02

19.02


Обработка основных деталей и узлов

8

8



 

51

52

53

54

55

20.02

26.02

27.02

05.03

06.03


Обработка мелких деталей

5

5



 

56

12.03


Обработка низа рукава и низа изделия

1

1



 

57

58

13.03

19.03


Окончательная отделка модели

2

2



 

59

60

61

62

20.03

24.03

25.03

26.03


Декоративная отделка моделей

4

4



 

63

64

27.03

28.03


Создание портфолио

2


2


 

65

66

67

68

По положению

Участие в конкурсах, в соответствии с графиком мероприятий

6


4


 

Итого:

68 ч.

33

15

20

 


Корректировка дат проведения занятий по календарному планированию:


Наименование тем программы

Кол- во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечания

















Составил(а): ______________/_______________________

                                                                                                                                                                                роспись                                Ф.И.О.









8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.