Рабочая программа по геометрии в 8 классе по УМК Л.С. Атанасяна
6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия № 3»
Симферопольского района Республики Крым
ОКПО 00828963 ОГРН 1159102023233 ИНН/КПП 9109009720/910901001
ул. Володи Ефимова, 25, пгт. Гвардейское, Симферопольский р-н,
Республики Крым, 297513 тел: (3652)323844
e- mail:gwardeiskaya3@yandex.ru
___________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол №___от_____2019г. Руководитель МО _________ Г.А. Рамазанова | СОГЛАСОВАНО «____»_____ 2019 г. Заместитель директора по УВР ______ А.В. Пилипенко | УТВЕРЖДЕНО «___» ______2019 г. Директор МБОУ __________М. Б. Цимбал |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Геометрия»
Класс: 8-В
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 2019/2020 учебный год
Количество часов по учебному плану: 68 ч/год, 2 ч/неделю
Рабочую программу составил(а) Сафронова Ирина Александровна
пгт. Гвардейское, 2019 г.
Данная рабочая программа по геометрии соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
Рабочая программа составлена на основе авторской примерной программы по геометрии для 8 класса, входящей в сборник «Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [сост.Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2014. — 95 с.»
Для изучения учебного предмета используется учебник: Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 6-е изд. – М.:- Просвещение, 2016. – 383 с.: ил.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
предметные:
• умение работать с геометрическим текстом (анализ, извлечение необ¬ходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, ис-пользовать различные языки математики (словесный, символический, графиче¬ский), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать матема¬тические утверждения;
• владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
• представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
• овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
• овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
• усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
• умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
• умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Четырехугольники
ученик научится:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- изображать и обозначать, распознавать на чертежах выпуклые и невыпуклые многоугольники и их элементы, внешние углы многоугольника;
- формулировать и объяснять определения выпуклых и невыпуклых многоугольников и их элементов;
- формулировать и доказывать утверждения о сумме внешних и внутренних углов выпуклого многоугольника;
- формулировать определения параллелограмма, трапеции, прямоугольной и равнобедренной трапеции и ее элементов, прямоугольника, ромба, квадрата;
- изображать и обозначать, распознавать на чертежах прямоугольник, ромб, квадрат
- формулировать и доказывать свойства параллелограмм;
- формулировать и доказывать признаки параллелограмма;
- формулировать и доказывать свойства, признаки; прямоугольной и равнобедренной трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата;
- строить симметричные точки;
- распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
ученик получит возможность:
- овладеть методикой решать задачи, применяя свойства и признаки параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата;
Площадь
ученик научится:
- описывать ситуацию, изображенную на рисунке, соотносить чертеж и текст;
-иллюстрировать и объяснять основные свойства площади, понятие равновеликости и равносоставленности;
- иллюстрировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
выводить формулы площади квадрата;
-применять при решении задач на вычисления и доказательство основные свойства площадей, понятия равновеликости и равносоставленности, алгебраический аппарат;
-выводить площади треугольника: традиционную и формулу Герона;
- доказывать формулы площадей параллелограмма и треугольника, трапеции, ромба;
– вычислять площади фигур с помощью непосредственного использования формул площадей параллелограмма и треугольника, трапеции, ромба;
- находить площадь прямоугольного треугольника;
--иллюстрировать и доказывать терему Пифагора
- находить катет и гипотенузу в прямоугольном треугольнике с помощью теоремы Пифагора.
ученик получит возможность:
-применять изученные формулы для нахождения площадей для решения задач;
-применять при решении задач на вычисление площадей метод площадей, теорему, теорему, обратную теореме Пифагора;
-применять при решении задач на вычисления и доказательство метод площадей.
Подобные треугольники
ученик научится:
объяснять понятия: подобия, коэффициента подобия, подобных треугольников, пропорциональных отрезков;
- изображать и обозначать, распознавать на чертежах подобные треугольники, средние линии треугольников, выделять в конфигурации, данной в условии задачи подобные треугольники, средние линии треугольников,
-формулировать и иллюстрировать, доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников;
-формулировать и иллюстрировать, доказывать признаки подобия треугольников;
-формулировать и иллюстрировать, доказывать теорему о средней линии треугольника;
- формулировать и иллюстрировать понятие пропорциональных отрезков,
- формулировать и иллюстрировать свойство биссектрисы угла треугольника;
- формулировать и иллюстрировать, доказывать теорему о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике
-формулировать и иллюстрировать, доказывать теорему о точке пересечения медиан треугольника;
-объяснять тригонометрические термины «синус», «косинус», «тангенс», оперировать начальными понятиями тригонометрии;
-решать прямоугольные треугольники;
-применять при решении задач на вычисления: признаки подобия треугольников, теорему о средней линии треугольника, теорем о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике (понятие среднего геометрического двух отрезков, свойство высоты в прямоугольном треугольнике, проведенной из вершины прямого угла, свойство катетов прямоугольного треугольника, определений тригонометрических функций острого угла в прямоугольном треугольнике;
ученик получит возможность:
- применять признаки подобия треугольников при решении задач;
- применять подобие треугольников в измерительных работах на местности;
- применять теоремы о подобных треугольниках при решении задач на построение;
- применять основные тригонометрические тождества в процессе решения задач;
- применять при решении задач на построение понятие подобия
Окружность
ученик научится:
- изображать и обозначать, распознавать на чертежах вписанные и описанные окружности, касательные к окружности, центральные и вписанные углы;
-выделять в конфигурации вписанные и описанные окружности, касательные к окружности, центральные и вписанные углы;
-формулировать и иллюстрировать определения вписанных и описанных окружностей, касательной к окружности, центральных и вписанных углов;
- формулировать и иллюстрировать, доказывать теорему о признаке и свойстве касательной к окружности;
- формулировать и иллюстрировать, доказывать теорему о вписанном угле, следствия из этой теоремы;
- формулировать и иллюстрировать, доказывать теорему о свойстве отрезков касательных, проведенных из одной точки, о свойстве отрезков пересекающихся хорд;
- формулировать и иллюстрировать, доказывать теорему о вписанных в треугольник и описанных около треугольника окружностях и следствия из них;
- формулировать и иллюстрировать, доказывать теорему о свойствах вписанных в окружность и описанных около окружности многоугольниках;
-устанавливать взаимное расположение прямой и окружности
- применять при решении задач на вычисление и доказательство: теоремы о вписанном угле, следствия из этой теоремы, теоремы о свойстве касательной к окружности, о свойстве отрезков касательных, проведенных из одной точки, о свойстве отрезков пересекающихся хорд
ученик получит возможность:
- решать задачи с использованием замечательных точек треугольника;
- решать задачи на нахождение углов в окружности;
-применять метод геометрического места точек для решения задач и для доказательства.
Повторение
ученик научится:
- решать планиметрические задачи
ученик получит возможность:
-систематизировать полученные знания
личностные:
• сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способ¬ность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориенти¬ровки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчи¬вых познавательных интересов;
• сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудниче¬стве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других ви-дах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, при¬водить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказы¬вания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятель¬ности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и по¬знавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учеб¬ной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобще¬ния, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного вы¬бора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рас¬суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и вы¬воды;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические сред¬ства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласо¬вания позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргу¬ментировать и отстаивать своё мнение;
• сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• первоначальные представления об идеях и методах математики как об универ¬сальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в дру¬гих дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для ре¬шения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Содержание учебного предмета
1. Повторение (2 ч.)
Параллельные прямые. Треугольник. Признаки равенства треугольников.
2. Четырёхугольники (14 ч.)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
3. Площадь (14 ч.)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
4. Подобные треугольники (18 ч.)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
5. Окружность (15 ч.)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
6. Повторение (5 ч.)
Четырёхугольники. Площади параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Признаки подобия треугольников. Окружность.
Тематическое планирование
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Количество учебных часов | Количество контрольных работ | ||
Примерная (авторская) программа | Рабочая программа | Примерная (авторская) программа | Рабочая программа | ||
1 | Повторение | - | 2 | - | - |
2 | Четырехугольники | 14 | 14 | 1 | 1 |
3 | Площадь | 14 | 14 | 1 | 1 |
4 | Подобные треугольники | 19 | 18 | 2 | 2 |
5 | Окружность | 17 | 15 | 1 | 1 |
6 | Повторение | 4 | 5 | - | 1 |
| Итого | 68 | 68 | 5 | 6 |