Рабочая программа по коррекционной деятельности во 2 г классе ККиР (7.1) по общекультурному направлению «Вежливые ребята»

0
0
Материал опубликован 23 June в группе


Рабочая программа

по коррекционной деятельности

во 2 г классе ККиР (7.1)

по общекультурному направлению «Вежливые ребята»


Количество часов - 34




Программа разработана в соответствии с АОП НОО для ККиР вида 7.1, на основе авторского курса по этике для начальной школы «Основы современного этикета» учителя-логопеда Шильчиковой О.В.































Пояснительная записка.


Программакурса «Вежливые ребята» соответствует требованиям ФГОС начального общего образования и, в соответствии с программой организации внеурочной деятельности направлена на духовно- нравственное, общекультурное и социальное развитие обучающихся начальной школы.
Программа разработана на основе авторского курса по этике для начальной школы «Основы современного этикета» и на основе осмысления опыта работы с учащимися 2 класса вида 7.1 (в основном с детьми ККиР»)

Цель: 
формирование этически грамотной личности, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих, обладающей внутренней культурой и хорошими манерами.

Задачи :
1. Последовательное и систематическое знакомство с нормами этикета.

2.Обогащение конкретных представлений учащихся о нравственных качествах человека, характеризующих его с позиций добра и зла.
3.Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуры общения, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям.
4. Развитие у детей потребности в самовоспитании и реализации таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность, доброта, сострадание, готовность прийти на помощь другому.
5.Развитие общей культуры.



Общая характеристика учебного курса

Начальная школа призвана не только научить ребенка письму и счету, правильной речи, но и сформировать нравственные качества личности, культуру поведения. 
Мир в наше время требует от маленького человека эффективных навыков поведения и общения. Каждый ребенок должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Не секрет, что сегодня в нашем обществе проявляется дефицит доброжелательности, наблюдается нарушение тех общепринятых нравственных норм и принципов, которые регулируют отношения людей в обществе.
Неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер, дефицит культурного общения приводят не только ребенка, но и взрослого человека к нравственному обнищанию. 
А ведь формирование нравственных качеств личности возможно через вовлечение детей в изучение основ современного этикета. 
Дети «группы риска» зачастую занимают в общении и поведении по отношению к другим ребятам агрессивно-негативную позицию, так как большинство из них являются носителями отрицательного нравственного опыта , ориентируясь на пример своих родителей. 
Результаты исследований и ежедневные наблюдения за такими детьми показывают необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию первоначальных знаний и умений у учащихся в области этикета, ведь для них – это дальнейшее условие успешного взаимодействия в социуме. Важно помочь этим детям адаптироваться, научить их справляться со своими проблемами, сформировать нравственные качества и навыки культуры поведения. Адаптация и ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом – нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, дети с ОВЗ не в состоянии самостоятельно освоить нормы поведения в обществе. Личность такого ребенка сформируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью помочь особому ребенку адаптироваться в современном обществе, сформировать ценностные и нравственные ориентиры.

Проблема социализации учащихся с ОВЗ является наиболее значимой в процессе их обучения. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуальные особенности каждого учащегося. В основу занятий положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.

Дети проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации.


Приоритетом в реализации программы является активное взаимодействие учеников младшего школьного возраста с социумом, таким образом, ребенок получает не только информативные знания, но и учится применять их в ситуациях реальной жизни.

Программа рассчитана на детей 8-9 лет и предполагает решение поставленных задач средствами четырёх разделов:

1.Мир вежливости, мир хороших манер

2.Я и люди, которые меня окружают.

3.Культура внешнего вида.

4.Культура поведения в общественных местах.

В первом разделе предполагается ознакомление детей с важнейшими этикетными и этическими понятиями, с нормами этикета в речевом общении. на которые в последующем будет сделан упор в изучении программы.

В втором разделе учащиеся познакомятся с культурой отношений в семье, классном коллективе, понятиями гуманизма и дружбы, лежащими в основе межличностных отношений.

Во третьем разделе акцент делается на приобщение ребят к знаниям о себе, самовоспитании , формировании культуры внешнего вида.

Расширяются сведения о манерах поведения человека: позе, походке и о роли движений в жизни человека.

Содержание четвертого раздела направленно на формирование у учащихся знаний культуры поведения в общественных местах и умений применять их на практике.
Место учебного курса в учебном плане

Занятия в рамках программы проходят 1 раз в неделю. Программа составлена в соответствии с базисным учебным планом, годовым календарным графиком, расписанием внеурочных занятий на уч.г., государственными праздничными днями на 34 часа.
 Формы организации: коллективные, групповые, индивидуальные
Методы деятельности: игровой, информационно-развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядные методы, практические.
Формы деятельности: игры, конкурсы, беседы, просмотр кинофильмов, мультфильмов, ролевые игры, викторины, инсценировки, концерты, экскурсии, фестивали, праздники, социальные акции.
Основные методы и технологии

здоровьесберегающая технология

 технология разноуровневого обучения;

 развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

 коммуникативная технология

Результаты освоения курса


Личностные УУД


Самоопределение

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих

установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД

понимание и сохранение учебной задачи

адекватное восприятие оценки учителя и окружающих

осуществление пошагового и итогового контроля

различие способа и результата действия

Познавательные УУД

включение в творческую деятельность учителя

установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий

осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя

построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД

адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности


Планируемые результаты

Реализация программы «Вежливые ребята» ориентирована на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов ( далее -ВР)
ВР первого уровня:
Приобретение учеником социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, окружающими .Проявление знания ребенком общественных норм поведения достигается в расширении социокультурного пространства, где ученик «примеряет» на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.
У ученика будут сформированы :

внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет

опыт культурного поведения в социальной среде

Ученик получит возможность научиться:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

преобразовывать практическую задачу в познавательную

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
ВР второго уровня:
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, природа, труд, культура, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
У ученика будут сформированы :

целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур, человеческих взаимоотношений

отношение к иному мнению, культуре других народов

умение быть ведущим и ведомым в совместных проектах


Ученик получит возможность научиться:

доброжелательному и уважительному отношению к людям разных профессий, вероисповеданий, их культуре

навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению вести диалог, вносить свой труд в общее творческое дело

ВР третьего уровня:
Получениеучеником опыта самостоятельного общественного действия, становление человека, гражданина через взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это происходит во время социально-ориентированных акций.
У ученика будут сформированы:

умения ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым

желание и способность прийти на помощь (посильную) и оказать ее в затруднительной для кого-то ситуации, действовать в сотрудничестве
Ученик получит возможность для формирования:

активной жизненной позиции

внутренней потребности добровольного участия в мероприятиях вне школы, где будет применен личный опыт делового общения ребенка, навык вежливого общения и поведения

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов

коллективная (задействованы все члены коллектива)– используется при объяснении нового материала, во время экскурсий. Это могут быть беседы, рассказы, лекции и.т.д.

групповая (состав группы 3-4человек).Для сплочения детского коллектива и обеспечения возможности для полной самореализации ребенка необходимо между учащимися распределить роли, специфичные для реализации различных ролевых игр.

индивидуальная

 Оценка достижения воспитательных результатов

В соответствии с целью и задачами программы предполагается оценка эффективности ее реализации, с очередностью, предусмотренной программой.
Для усвоения программного материала используются различные методы диагностики результатов обучения: опрос, наблюдение, викторины, конкурсы, тесты.

В процессе изучения материала в качестве контроля предлагаются отчетные выставки, концерты ,соц.акции, конкурсы.
Формы подведения итогов реализации внеурочной программы:
- участие в социальных акциях
- Методика «Какой у нас коллектив».(Р.В. Овчарова)
- Методика выявления уровня подготовленности учащихся к преодолению трудностей (Л.В. Байбородова)
-Методика выявления уровня сформированности у учащихся нравственных качеств (Р.В. Овчарова).

Календарно-тематическое планирование

по общекультурному направлению «Вежливые ребята»с учащимися 2д класса

Раздел программы, тема

Кол-во часов

Дата проведения

Я среди людей -4 ч

1

Давайте познакомимся.

2

13.09


Кто я и как выгляжу?



2

Что в нашем имени?

2

27.09


Плохо одному



3

Товарищи и друзья

2

11.10


Как завоевывать друзей



4

Бескорыстие в дружбе

2

25.10

Речевой этикет – 1 ч


Что такое этика и этикет

Роль мимики, жестов и позы в общении



5

О вежливых словах и их применении.


2

15.11

Речевой этикет – 2 ч



Правила знакомства, представления и обращения



6

Правила приветствия и прощания

2

29.11


Правила извинения и просьбы



7

Правила благодарности и отказа

2

13.12

Культура поведения – 1 ч


Отношение к старшим



8

Отношение к учителю

2

27.12


Отношение к малышам



Культура поведения – 5 ч

9

Отношение к родителям

2

24.01


Как вести себя в школе, на переменах



10

Правила поведения в столовой, за столом

2

7.02


Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей



11

Искусство делать подарки

2

21.02


Как правильно разговаривать по телефону



12

Правила поведения в общественном транспорте

2

7.03


Как вести себя в общественных местах



13

Правила поведения в театре и кино

3

21.03


Поведение в библиотеке и музее

1


В мире сказок – 4 ч

14

Добро и зло в сказках

2

11.041804


Сказки – волшебство, чудо и правда



15

Путешествие по «Школе вежливых наук».

2

25.04

16

Праздник вежливых ребят

2

16.05 23 05

17

Что мы узнали и чему научились


30.05


Всего:

34











Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Материально-техническое обеспечение

Основное оборудование: наличие кабинета;столы, стулья,качественное освещение в дневное и вечернее время.

Основное оснащение:фотоаппарат, столы, стулья, канцелярские принадлежности, книги, наглядность, таблицынастольные игры ипсихолого-педагогическая литература.



Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования от 06.10.2009 года № 373

2.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» примерных программ внеурочной деятельности. Начальное основное образование под редакцией В.А. Горского.  

4.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение.

5.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М., Просвещение.

6.Васильева - Гангнус Л. «Азбука вежливости». - М.:НИГМА

7.Камычек Я. «Вежливость на каждый день». - М.: Знание.

8.Смолка К. «Правила хорошего тона». – М: Прогресс. 

9.Максимовский М., «Этикет делового человека» - М.:Дидакт.

10.Дорохов А. «О культуре поведения». -  М.: Профиздат.

11.Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников   (1 - 4 классы).

12 Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.

13 Классные часы: 1 класс. /Авт. - сост.Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2008.

14 Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.

15 Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011.

16 Этикет от А до Я / Автор составитель Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 112с.

17 Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. — 2004–2007. — №1–9.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.— М. : Просвещение, 2010. 204 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации