Рабочая программа по практико-ориентированному курсу «Пластичная полоска»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
г. Перми
Рабочая программа
по практико-ориентированному курсу
«Пластичная полоска»
Составитель программы:
Бурлакова Е. А..
Пермь
Пояснительная записка
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.
Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Практико-ориентированный курс «Пластичная полоска» занимает важное место, поскольку во время творческой работы создаются наиболее благоприятные, естественные условия, для коррекции недостатков психофизического развития, присущих детям с ОВЗ – рассеянного внимания, памяти, узкого кругозора и зрительного восприятия, слабо развитой мелкой моторики, не устойчивой мотивации деятельности, недостаточно критичного отношения к ее результатам.
Поделки из бумаги – это игрушки, счётный материал для уроков, подарки для близких и друзей, украшение для любого праздника, поздравительные открытки и плакаты, которые потребует минимальных затрат времени и материалов.
Цель программы «Пластичная полоска » - овладение элементарными приемами конструирования из бумаги.
. В ходе обучения реализуется система базовых ценностей в области труда и творчества посредством работы с доступным материалом – бумагой. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать разнообразные поделки.
Любая работа с бумагой - складывание, скручивание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна для учащихся. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги.
Задачи программы:
-закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, способствовать их систематизации;
-развивать образное, пространственное мышление;
-коррегировать мелкомоторные умения работы с инструментами и приспособлениями при обработке бумаги;
-пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства.
Количество часов на курс– 8.
Планируемый уровень подготовки обучающихся.
В результате обучения по программе курса обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
- научатся правильно работать нужными инструментами и приспособлениями;
- правила безопасного труда при использовании материалов и инструментов;
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, скручивание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, выбор материала и способ изготовления, готовое изделие);
- получать возможность научиться сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных композициях;
- выполнять поделку с помощью педагога (НОДА ГУО).
В программе уделено время на изготовление коллективных работ. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально.
Образные представления школьников с ОВЗ значительно опережают их практические умения. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием поделок, так и во время работы.
Материалы и инструменты для занятия.
Бумага: бумага для ксерокса (разного цвета), двухсторонняя цветная бумага, картон
Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами необходимо помнить о технике безопасности:
не размахивать ножницами;
передавать ножницы кольцами вперёд;
при резании следить за положением левой (правой) руки;
не работать ножницами с ослабленными шарнирами;
класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе;
убирать их в коробки или подставки кольцами вверх.
Клей: клей ПВА или клеевой карандаш,
Цветные карандаши, фломастеры: для украшения и оформления поделок.
Содержание рабочей программы.
Свойства бумаги (рвётся, режется, складывается, сгибается, склеивается). Разметка.
Работа с полосками бумаги: гофрировка, гармошка, петли, плетение, квиллинг.
Моделирование причесок из полосок.
Изготовление собаки, кошки, бабочки, сердечка – гофрировка.
Складная гусеница из гармошки.
Паучок, кошка, лягушка, заяц, улитка, лиса, петушок из полосок (по выбору учащегося).
Петли: хризантема, лебедь, ёлочка (по выбору учащегося).
Деревья из трубочки и полосок.
Плетение: закладки, рыбки, коврик, цветы, рамка (по выбору учащегося).
Объёмные шары из полосок.
Тонкие полоски: овечка.
Квиллинг: рыбка, лебедь, снежинка.
Мониторинг результатов:
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках и демонстрации поздравительных плакатов к праздникам.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятия.
Выставка
- однодневная - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;
- постоянная - проводятся в помещении, где работают дети;
- итоговая – в конце курса.
Для успешной реализации программы предлагается отслеживание результатов деятельности ребенка.
Показатели критериев определяются уровнем:
высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по содержанию программы
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.
Ф.И. | Стартовый
| Итоговый
| ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | Итого | 1 | 2 | 3 | 4 | Итого | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Литература.
«Бумажные чудеса» Васина Н.
«100 поделок из бумаги» Долженко Г.И. 2002 г.
Интернет ресурсы: masterklassy.ru, www.podelki-rukami-svoimi.ru
Календарно – тематический план
1-4 классы (НОДА), (НОДА ГУО)
№ п\п | Тема | Часы |
1 | Свойство бумаги. Моделирование причесок из полосок. | 1 |
2 | Изготовление собаки, кошки, бабочки – гофрировка. | 1 |
3 | Складная гусеница из гармошки. | 1 |
4-5 | Паучок, кошка, лягушка, заяц, улитка, лиса, петушок из полосок (по выбору учащегося). | 2 |
6 | Петли: хризантема. (Поздравительный плакат – коллективная работа) | 1 |
7 | Лебедь из петель. | 1 |
8 | Деревья из полосок. | 1 |
5-9 классы (НОДА ГУО)
№ п\п | Тема | Часы |
1 | Свойство бумаги. (повторение). Изготовление собаки, кошки, павлины, рыбки(по выбору) – гофрировка. | 1 |
2 | Плетение: закладки, рыбки, коврик, цветы, рамка (по выбору учащегося).. | 1 |
3-4 | Паучок, кошка, лягушка, заяц, улитка, лиса, петушок из полосок (по выбору учащегося). | 2 |
5-6 | Объёмные шары из полосок – божья коровка, мышка, лисичка (по выбору). | 2 |
7 | Квиллинг: рыбка, лебедь, снежинка (по выбору). | 1 |
8 | Тонкие полоски: овечка. | 1 |