12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Бурлакова Елена Анатольевна18

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

г. Перми













Рабочая программа

по практико-ориентированному курсу

«Пластичная полоска»









Составитель программы:

Бурлакова Е. А..


















Пермь

Пояснительная записка

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.

Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Практико-ориентированный курс «Пластичная полоска» занимает важное место, поскольку во время творческой работы создаются наиболее благоприятные, естественные  условия, для коррекции недостатков психофизического развития, присущих детям с ОВЗ – рассеянного внимания, памяти, узкого кругозора и зрительного восприятия, слабо развитой мелкой моторики, не устойчивой мотивации деятельности, недостаточно критичного отношения к ее результатам.

Поделки из бумаги – это игрушки, счётный материал для уроков, подарки для близких и друзей, украшение для любого праздника, поздравительные открытки и плакаты, которые потребует минимальных затрат времени и материалов.

Цель программы «Пластичная полоска » - овладение элементарными приемами конструирования из бумаги.

. В ходе обучения реализуется система базовых ценностей в области труда и творчества посредством работы с доступным материалом – бумагой. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать разнообразные поделки.

Любая работа с бумагой - складывание, скручивание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна для учащихся. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги.

      Задачи программы:

-закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, способствовать их систематизации;

-развивать образное, пространственное мышление;

-коррегировать мелкомоторные умения работы с инструментами и приспособлениями при обработке бумаги;

-пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства.

Количество часов на курс– 8.

Планируемый уровень подготовки обучающихся.

В результате обучения по программе курса обучающиеся получат следующие основные знания и умения:

- научатся правильно работать нужными инструментами и приспособлениями;

- правила безопасного труда при использовании материалов и инструментов;

- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, скручивание, вырезание, гофрирование, склеивание;

- научатся последовательно вести работу (замысел, выбор материала и способ изготовления, готовое изделие);

- получать возможность научиться сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных композициях;

- выполнять поделку с помощью педагога (НОДА ГУО).


В программе уделено время на изготовление коллективных работ. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально.

Образные представления школьников с ОВЗ значительно опережают их практические умения. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием поделок, так и во время работы.

Материалы и инструменты для занятия.

Бумага:  бумага для ксерокса (разного цвета), двухсторонняя цветная бумага, картон

Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами необходимо помнить о технике безопасности:

    не размахивать ножницами;

    передавать ножницы кольцами вперёд;

    при резании следить за положением левой (правой) руки;

    не работать ножницами с ослабленными шарнирами;

    класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе;

    убирать их в коробки или подставки кольцами вверх.

Клей:  клей ПВА или клеевой карандаш,

Цветные карандаши, фломастеры: для украшения и оформления поделок.

Содержание рабочей программы.

Свойства бумаги (рвётся, режется, складывается, сгибается, склеивается). Разметка.

Работа с полосками бумаги: гофрировка, гармошка, петли, плетение, квиллинг.

Моделирование причесок из полосок.

Изготовление собаки, кошки, бабочки, сердечка – гофрировка.

Складная гусеница из гармошки.

Паучок, кошка, лягушка, заяц, улитка, лиса, петушок из полосок (по выбору учащегося).

Петли: хризантема, лебедь, ёлочка (по выбору учащегося).

Деревья из трубочки и полосок.

Плетение: закладки, рыбки, коврик, цветы, рамка (по выбору учащегося).

Объёмные шары из полосок.

Тонкие полоски: овечка.

Квиллинг: рыбка, лебедь, снежинка.


Мониторинг результатов:

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках и демонстрации поздравительных плакатов к праздникам.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятия.

Выставка

- однодневная - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;

- постоянная - проводятся в помещении, где работают дети;

- итоговая – в конце курса.

Для успешной реализации программы предлагается отслеживание результатов деятельности ребенка.

Показатели критериев определяются уровнем:

высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.

1. Разнообразие умений и навыков

Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).

Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.

Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.

2. Глубина и широта знаний по содержанию программы

Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.

Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

4. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.

Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.


Ф.И.

Стартовый


Итоговый


1

2

3

4

Итого

1

2

3

4

Итого

























































Литература.

«Бумажные чудеса» Васина Н.

«100 поделок из бумаги» Долженко Г.И. 2002 г.

Интернет ресурсы: masterklassy.ru, www.podelki-rukami-svoimi.ru















Календарно – тематический план


1-4 классы (НОДА), (НОДА ГУО)

п\п

Тема

Часы

1

Свойство бумаги. Моделирование причесок из полосок.

1

2

Изготовление собаки, кошки, бабочки – гофрировка.

1

3

Складная гусеница из гармошки.

1

4-5

Паучок, кошка, лягушка, заяц, улитка, лиса, петушок из полосок (по выбору учащегося).

2

6

Петли: хризантема. (Поздравительный плакат – коллективная работа)

1

7

Лебедь из петель.

1

8

Деревья из полосок.

1


5-9 классы (НОДА ГУО)

п\п

Тема

Часы

1

Свойство бумаги. (повторение). Изготовление собаки, кошки, павлины, рыбки(по выбору) – гофрировка.

1

2

Плетение: закладки, рыбки, коврик, цветы, рамка (по выбору учащегося)..

1

3-4

Паучок, кошка, лягушка, заяц, улитка, лиса, петушок из полосок (по выбору учащегося).

2

5-6

Объёмные шары из полосок – божья коровка, мышка, лисичка (по выбору).

2

7

Квиллинг: рыбка, лебедь, снежинка (по выбору).

1

8

Тонкие полоски: овечка.

1


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.