Рабочая программа по реализации образовательной области «Музыкальная деятельность» (ОНР, ЗПР)
Утверждено:
Заведующий МБДОУ «Детский сад№255»
г.о.Самара
____________Л.С.Яковлева
Рабочая программа
по реализации образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
«Музыкальная деятельность»
с детьми ОВЗ (ОНР, ЗПР)
на 2021-2022 учебный год
Автор-составитель:
музыкальный руководитель
Уракова О.В.
г.о. Самара, 2021
Содержание программы
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Актуальность
1.3 Нормативно - правовые документы
1.4 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей
1.5 Цели и задачи программы
1.6 Основные принципы построения программы
1.7 Планируемые результаты освоения программы
2.Содержательный раздел
2.1 Задачи психолого-педагогической работы по направлению «Музыкальная деятельность»
2.2 Модель организации и содержание коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности
2.3 Формы организации музыкальной деятельности дошкольников
2.4 Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности
2.5 Интеграция раздела «Музыкальная деятельность» с образовательными областями
2.6 Годовой план взаимодействия музыкального руководителя с родителями на 2021-2022 учебный год
2.7 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
3.Организационный раздел
3.1 Годовой учебный план
3.2 Циклограмма образовательной деятельности на 2021– 2022 учебный год
3.3 Материально-техническое обеспечение
3.4 Список используемой литературы
3.5 Календарно – перспективное планирование
1. Пояснительная записка
В наше время происходят большие изменения в сфере дошкольного
образования, обусловленным выходом в свет Приказа Министерства образования и
науки РФ от 17 октября 2013г. No 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Важной задачей ДОУ при внедрении Федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) становится
совершенствование педагогического процесса и повышение качества
образовательной работы с детьми. Влияние музыки на общее развитие ребенка доказано многими учёными и совершается в процессе воспитания и обучения- в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками.
Вокруг ребенка создается специальная педагогическая
среда, в которой он учится и учится самостоятельно.
Законодательством Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей.
Во многих субъектах Российской Федерации разрабатываются документы, региональные целевые программы, посвящённые вопросам поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной- психолого-педагогической помощи нуждающимся детям в условиях перехода к процессам интеграции.
В системе дошкольного образования данная форма обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должна учитывать
современные социально-экономические условия, региональные особенности
системы образования. В методическом письме Министерства образования РФ от 16
января 2002 г. No 03-51-5 ин 23-03 «Об интеграции воспитания и обучении детей с
отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»
отмечается, что интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна
лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях
соответствующего материально-технического, программно -методического и
кадрового обеспечения.
Программа разработана для детей с нарушениями речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР), и реализуется посредством адаптированной образовательной программы дошкольного возраста, созданной на примерных программах «Детство» под редакцией Гогоберидзе; «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта» автор: Е.А Екжанова, Е.А.Стребелевой; «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет» автор Н.В. Нищева.
Актуальность
В нашем дошкольном образовательном учреждении обучаются дети с нарушением речи и ЗПР (3 группы ОНР и 1 группа ЗПР). Социальное развитие детей с ЗПР и ОНР происходит не так, как у здоровых детей.
Некоторые из детей не стремятся к взаимодействию с другими людьми, не проявляют интерес к сверстникам.
Для детей с и ЗПР свойственны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетаются с плаксивостью, раздражительностью, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Следует отметить, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей.
У детей с ЗПР отмечаются также нарушения личностного развития, как
пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и
общением, стремление к ограничению социальных контактов. Внимание и память,
обслуживающая деятельность, имеют ряд особенностей, страдает произвольность,
объём внимания, его устойчивость.
У детей с ОНР занимают место речевые расстройства. В качестве одного из ведущих симптомов специалисты выделяют дизартрию (расстройство различных
двигательных фонов речевого акта) или аллалия (отсутствие звучащей речи), ринолалия.
У некоторых из наших воспитанников из группы ЗПР имеется диагноз умственная отсталость .Умственная отсталость-это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Нормативно-правовые документы
Программа составлена в соответствии со специальными условиями, без
которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеразвивающих
программ детям с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с
заключением психолого- медико-педагогической комиссии и индивидуальной
программой реализации ребенка с ОВЗ.
Также программа составлена в соответствии с законом Российской
Федерации «Об образовании 29.12.2012 No 273-ФЗ» (пед.от 13.7.205). -Федеральным государственным стандартом дошкольного образования
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении» 17 октября 2013г. No1155) - СанПн 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждён Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. No26)
Уставом Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №255» г.о. Самара.
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей
Возрастные особенности детей 3-4 лет
На третьем году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребёнка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения,
выражая разнообразные чувства - оживление, радость, восторг, нежность,
успокоение. Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. Дети
узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память.
Более интенсивно развиваются музыкально-сенсорные способности: дети
могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике ( различают , например, какой
колокольчик звенит- маленький или большой, какой инструмент звучит – бубен
или погремушка).
У детей развивается речь. Она становится более связной. Развивается
мышление ( от наглядно- действенного к наглядно-образному).Появляется желание
проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности.
Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под неё, запоминают и узнают её, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого, подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки., попевки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах.
В основе деятельности детей лежит подражание взрослому. Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой.
В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными
движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Двигаются,
ориентируясь, в основном на показ взрослого, но могут двигаться и
самостоятельно., выполняя хорошо знакомые движения.(хлопки в ладоши,
притопы, покачивания с ноги на ногу, полуприседания). , но пока дети не очень
хорошо ориентируются в пространстве.
Дети любят участвовать в музыкально сюжетных играх, выполняя те или
иные роли (цыплят, воробышков, зайчиков, котят и др). и приучаются связывать
свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке( двигаются
тихо, если музыка звучит не громко, быстрее, если темп музыки становится
быстрее).
Творческие проявления детей становятся более заметными. Их можно
наблюдать во всех видах деятельности.
По прежнему сохраняется интерес к экспериментированию с музыкальными
и немузыкальными звуками: дети изучают возможности звучания разных
предметов ( деревянных палочек, металлических палочек, ёмкостей, наполненных
разным сыпучим материалом и по –разному звучащим) и простейших музыкальных инструментов. Постепенно расширяются представления детей о
музыкальных инструментах и возможности игры на них.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Дети четвёртого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на
музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание
музыкального произведения. У них начинается накапливаться, хотя и небольшой,
музыкально-слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения,
закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятии, дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от
начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют
отдельные выразительные средства ( темп, динамику, регистры), сменой движений
реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают
различать простейшие музыкальные жанры.
В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные
музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является
эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма.) продолжается развитие
музыкально-сенсорных способностей, дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру. Все виды музыкального исполнительства
начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками
исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных
инструментах. Растёт и развивается голосовой аппарат. Дети с интересом слушают
песни в исполнении взрослого.
Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата, движения под музыку
становятся более ритмичными. Расширяется представление детей о танцевальных
жанрах. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных
плясках.
Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более
устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных
инструментах, совершенствуются навыки игры на них.
Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной
деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках,
развлечениях)
Возрастные особенности детей 5-6 лет
На пятом и шестом году жизни расширяются представления детей о музыке
как искусстве, накапливается музыкально- слушательский опыт. Дети начинают
понимать ,ч то музыка может о чём –то рассказывать. Они более внимательно
прислушиваются к её звучанию. С удовольствием слушают музыку народную,
классическую, современные детские. У детей начинает формироваться более
устойчивый интерес к восприятию музыки, появляются собственные предпочтения, любимые произведения. У них развивается музыкальная память.
Интенсивно развиваются музыкальные способности – ладовое чувство, чувство
ритма, музыкально- слуховые представления.
Расширяются певческие возможности, расширяется диапазон.
Совершенствуются умения в музыкально- ритмической деятельности. Активно
проявляют себя в играх, создавая образы , как по подражанию взрослому, так и
самостоятельно. Вместе с тем , точность, ритмичность, выразительность движений
под музыку ограничены.
Растёт такой интерес к такому виду деятельности , как игра на детских
музыкальных инструментах. В этом возрасте начинается систематическое
обучение игре на музыкальных инструментах.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.К концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.
У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
Психолого - педагогическая характеристика
особенностей детей с ОВЗ (ЗПР)
Недоразвитие игровой деятельности. Дошкольники с ЗПР не
принимают предложенную ими игровую игру, затрудняются в
соблюдении привил игры, что имеет очень важное значение в подготовке к учебной деятельности. Дети чаще предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту. В процессе сюжетно-ролевой игры возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом, трудности выполнения определённых ролей.
Недостаточная познавательная активность, нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребёнка. Эти явления могут серьёзно тормозить эффективность развития и обучение ребёнка. Недоразвитие обобщённости, предметности и целостности восприятия негативно отражается на формировании зрительно-пространственных функций. Это наглядно проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование.
Недоразвитие эмоционально- волевой сферы отрицательно влияет на поведение дошкольников с ЗПР. Они не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, безцеремонно , трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают длительные и глубокие отношения со своими сверстниками.
Для дошкольников с ЗПР, особенно к концу дошкольного возраста,
характерна неоднородность, нарушенных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности. Наиболее нарушенной оказывается
эмоционально-личностная сфера, а также такие характеристики деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль, работоспособность при относительно высоких показателях развития мышления.
Психолого - педагогическая характеристика
особенностей детей с ОВЗ (ОНР)
Для детей с общим недоразвитием речи с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи взрослых, вносящих в их речь соответствующие пояснения. Отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры слов.
Установлена определенная зависимость между характером ошибок слогового состава и состоянием фонематических или артикуляционных возможностей ребенка. Фонематическое недоразвитие проявляется в основном, в не сформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонким акустико-артикуляционными признаками.
Возраст 6-7 лет- последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов- внимания, памяти, восприятия и т.д. и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением.
Цели и задачи программы
Цель:
социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями средствами музыкальной деятельности путем построения системы,
предусматривающей коррекционно-развивающую работу всех
специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников с ОВЗ. Создание условий для развития музыкально - творческих
способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики,
театрализованной деятельности.
Задачи:
Способствовать развитию и коррекции психических процессов
Стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность ребёнка
Формировать произвольную регуляцию поведения
Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности
Вырабатывать координацию при выполнении основных движений,
движений пальцев рук и артикуляционных движений
Развивать музыкальные и творческие способности детей (с учётом
возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
Заложить основы гармоничного развития( развитие слуха, голоса,
внимания, движения, чувства ритма, развитие индивидуальных музыкальных способностей)
Формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию
общей духовной культуры.
Новизна программы: обеспечение комплексного сопровождения детей с ОВЗ на основе принципа интеграции образовательных областей; учёте принципа комплексно - тематического планирования при подготовке музыкальных занятий;
1.5 Основные принципы построения программы
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
Принцип единства диагностики и коррекции развития (соответствие цели и содержание коррекционной работы)
Принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития (индивидуальный подход к ребёнку)
Деятельностный принцип (выбор средств, способов достижения поставленной цели)
Принцип систематичности (непрерывность, регулярность, планомерность коррекционного процесса)
Принцип наглядности (единство чувственной и логической ступени познания)
Принцип учёта эмоциональной сложности материала (стимулирование
положительных эмоций)
Принцип комплексности (связь музыкально-коррекционных занятий с
другими видами психолого – педагогического воздействия)
Принцип индивидуализации (учёт возможностей, особенностей развития и потребностей ребёнка)
Принцип преемственности.
Все рассмотренные принципы связаны между собой и определяют единство
коррекции, профилактики и развития детей с ОВЗ в процессе проведения
музыкально – коррекционных занятий.
Основными методами и приёмами работы с детьми на музыкальных занятиях являются:
-наглядно-слуховой (исполнение – педагогом песен, игра на музыкальном
инструменте, использование аудио – записи)
- зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих
содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ
танцевальных движений),
- совместные действия ребёнка со взрослым;
-подражание действиям взрослого;
-жестовая инструкция
-собственные действия ребёнка по вербальной инструкции взрослого.
1.6 Планируемые результаты освоения программы
- Сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение культурного развития каждого ребенка;
- Создание доброжелательной атмосферы, позволяющей растить воспитанников любознательными, добрыми, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- Использование различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- Творческая организация образовательного процесса;
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями
каждого ребенка;
- Обеспечение музыкального развития ребенка в ходе воспитания и обучения;
- Привлечение семьи к участию в культурной жизни групп детского сада и дошкольной образовательной организации в целом.
Требования к результатам освоения программы дошкольного образования по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников
В программе определены уровни развития музыкальности, в которых на
основе целевых ориентиров отражаются достижения, приобретенные ребенком к
концу каждого года пребывания в детском саду:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость
и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные
импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах
музыкальной деятельности.
Целевые ориентиры указанные в ФГОС ДО конкретизируются планируемыми результатами примерной и парциальных программ, используются педагогами для: - построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
Целевые ориентиры для детей 3-4 лет
- Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни,
различать звуки по высоте (в пределах октавы);
- Замечать изменения в звучании (тихо - громко);
- Петь, не отставая и не опережая друг друга;
- Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать
попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки,
платочки и т. п.);
- Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Целевые ориентиры для детей 4-5 лет
- Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;
- Выражать свои чувства словами, рисунком, движением;
- Узнавать песни по мелодии;
- Различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы);
- Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение;
- Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в
соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
- Танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу,
кружение по одному и в парах; движения с предметами (с куклами, игрушками,
ленточками);
- Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы;
- Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Целевые ориентиры для детей 5-6 лет
- Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание
музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);
- Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты);
- Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова,
своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального
инструмента;
- Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки;
- Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в
прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на
месте, с продвижением вперед и в кружении;
- Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не
подражая друг другу;
- Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
Целевые ориентиры для детей 6-7 лет
- Узнавать мелодию Государственного гимна РФ;
- Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание
музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка) ;
- Различать части произведения;
- Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней
чувства и настроения;
- Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и
его частей, выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр,
в отдельных случаях – интонационные мелодические особенности музыкальной
пьесы;
- Слушать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы,
узнавать характерные образы;
- Выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках;
- Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и
музыкально, правильно передавая мелодию;
- Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные её отрезки
с аккомпанементом;
- Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно
артикулируя, правильно распределяя дыхание;
- Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
- Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером
музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный
ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального
вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий;
- Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с
приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и
ритмично исполнять танцы, движения с предметами;
- Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не
подражая друг другу;
- Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
- Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером
музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный
ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального
вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий;
- Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с
приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и
ритмично исполнять танцы, движения с предметами;
- Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не
подражая друг другу;
- Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
2.Содержательный раздел
2.1 Задачи психолого-педагогической работы по
направлению «Музыкальная деятельность»
Дети младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет):
В музыкальной деятельности у ребенка возникает интерес и желание
слушать музыку, выполнять простейшие музыкально - ритмические и танцевальные движения. Ребенок вместе со взрослым способен подпевать элементарные музыкальные фразы.
Ребенок осознает себя, у него формируется образ Я.
Слушание:
Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую
музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать
умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы
разного характера, понимать о чём (о ком) поётся и эмоционально реагировать на
содержание. Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое
звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).
Пение:
Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать
фразы в песне (совместно с воспитателем).
Постепенно приучать к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения:
Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.
Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить
движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полу приседать,
совершать повороты кистей рук и т.д.) Формировать умение начинать движение с
началом музыки и заканчивать с её окончанием. Передавать образы (птичка
летает, зайка прыгает, мишка косолапый идёт).
Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песен.
Детей среднего дошкольного возраста (от 4-5 лет):
Слушание:
Приобщать детей к народной и классической музыке. Познакомить с тремя
музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Формировать эмоциональную
отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку.
Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер
музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать
способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы –
септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).
Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских
музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка,
барабан, бубен, металлофон и др.).
Пение:(Подпевание)
Побуждать к подпеванию.. Способствовать развитию певческих навыков: петь без
напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си) 1 октавы, в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, предавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Песенное творчество:
Развивать желание детей петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог
«баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки
сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
Музыкально-ритмические движения:
Формировать умение двигаться в соответствии с двух частной формой музыки и
силой ее звучание (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее
окончание. Развивать умение маршировать вместе со всеми со всеми и
индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать
попеременно двумя ногами и одной нагой. Развивать умение кружиться в парах,
выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и
характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них.
Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи
игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата,
скачет зайка, клюют зернышки цыплята и т.д.
Развитие танцевально-музыкального творчества:
Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под
плясовые мелодий. Формировать навыки более точного выполнения движений,
предающих характер изображаемых животных.
Игра на детских музыкальных инструментах:
Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами:
дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а
также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных
музыкальных инструментах.
Дети старшего дошкольного возраста (от 5до 7 лет):
Слушание:
Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять
знание о жанрах в музыке (песня, танец, марш).Обогащать музыкальные
впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры,
осознанного отношения к музыке. Формировать навыки культуры слушания
музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца).Развивать умение
чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои
впечатления о прослушанном. Формировать умение замечать выразительные
средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Развивать
способность различать звуки по высоте (высокий, низкий, в пределах сексты,
септимы).
Пение:
Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно,
согласованно (в пределах ре – си первой октавы). Развивать умение брать
дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию
чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, предавая
характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и
без него (с помощью педагога).
Песенное творчество:
Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать
на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», Что ты хочешь, кошечка?», «Где
ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.
Музыкально-ритмические движения:
Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с
характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и
трёхчастной формой музыки. Формировать умение двигаться в парах по кругу в
танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши.
Продолжать совершенствовать навыки основных движений.
Развитие танцевально-игрового творчества:
Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-
игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя
мимику и пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и
т.д.). Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные
спектакли.
2.2 Модель организации и содержание коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности
Совместная деятельность взрослых и детей | | | |
Коррекционно- развивающие | Образовательная | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями воспитанников, социальными портнерами. |
Содержание коррекционной работы в группе компенсирующей направленности детей от 4-7 лет
Правильная организация дошкольного воспитания обучения детей с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития имеет важнейшее значение для дальнейшей жизни ребёнка, т.к. ранняя коррекция дефекта
предупреждает возникновение вторичных и последующих дефектов развития, преодоление которых в школьном возрасте бывает чрезвычайно трудным.
Коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи и психических процессов реализуется в специализированных группах дошкольного учреждения.
В коррекционной работе с детьми ,страдающими различными дефектами речи, задержкой психического развития , умственной отсталостью, положительную роль играют совместные занятия учителя- логопеда, педагога- психолога и
музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Где кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие детей происходит с помощью движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их
познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны- устраняют нарушенные функции, а с другой – развивают функциональные системы ребёнка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие учителя –логопеда, дефектолога, педагога-психолога и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
1. Коррекционно – развивающее;
2. Информативно- консультативное.
Принципы построения совместных занятий:
Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.
Занятия проводятся систематически, т.к. при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
Принцип всестороннего воздействия.
Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приёмы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых и
психических нарушений.
Принцип наглядности.
Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие при проведении коррекционно – образовательной работы.
Оздоровительные:
-Укреплять костно-мышечный аппарат.
-Развивать дыхание.
-Развивать координацию движений и моторных функций.
-Формировать правильную осанку.
Образовательно- воспитательные:
-Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
-Формировать способность восприятия музыкальных образов.
-Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Коррекционные:
-Развивать речевое дыхание.
- Развивать артикуляционный аппарат.
-Формировать просодические компоненты речи.
-Развивать фонематическое восприятие.
-Развивать грамматический строй и связную речь.
Коррекционно – развивающая работа музыкального руководителя
в группах компенсирующей направленности детей
Музыкальные занятия кроме эстетического и развивающего, обладают коррекционным воздействием во всех видах музыкальной деятельности.
- При Слушании классической и народной музыки происходит развитие речи, развитие слухового и зрительного восприятия, активизация высшей психической деятельности , самостоятельности и творческих проявлений.
- Во время музыкально-ритмических движений – развитие общей и мелкой моторики, развитие слухового и зрительного восприятия, активизация высшей психической деятельности, самостоятельности и творческих проявлений.
- При пении – развитие речи, развитие слухового и зрительного восприятия, развитие слухомоторных и слуховокальных координаций , активизация высшей психической деятельности, самостоятельности и творческих проявлений.
- При элементарном музицировании- развитие речи, развитие мелкой моторики, развитие слухового и зрительного восприятия, развитие слухомоторных и слуховокальных координаций.
Музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю фронтально, по подгруппам, и индивидуально. Коррекционные приёмы и задания используются как вспомогательные.
Направления коррекционно –развивающей работы | Средства реализации |
Обеспечение полноценного физического развития и оздоровления организма; развитие общей и мелкой | Здоровьесберегающие технологии: подвижные игры, пальчиковые игры, релаксация, дыхательная гимнастика, |
Коррекция и развитие высших психических функций: дидактические игры. | Конструктивные игры с разнообразным материалом,. Игры и игровые упражнения с предметами различного размера, |
Коррекция недостатков речевого развития: формирование функций речи; создание условий для овладения всеми компонентами языковой системы; | Игровые ситуации , совместная деятельность, |
Формирование коммуникативной деятельности: создание условий для полноценного контакта со взрослыми и | Коммуникативные игры, игры на сплочение, ситуации общения и совместной деятельности. |
Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы; формирование волевых усилий и произвольной регуляции | Различные виды подвижных,дидактических игр, игровых ситуаций, упражнений, психогимнастика, игры с |
2.3 Формы организации музыкальной деятельности дошкольников
К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в
детском саду относятся: музыкальные занятия; совместная музыкальная
деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалистов
дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии
форм; праздники и развлечения; самостоятельная музыкальная деятельность детей.
В работе музыкального руководителя основной формой организации
непосредственно образовательной деятельности детей традиционно являются
музыкальные занятия.
Виды занятий | Характеристика |
1.Индивидуальные музыкальные | Проводятся отдельно с ребёнком. Это |
2. Подгрупповые музыкальные | Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю |
3.Фронтальные музыкальные занятия | Проводятся со всеми детьми возрастной |
4.Объединённые занятия | Организуются с детьми нескольких |
5.Типовое (или традиционное ) | Включает в себя все виды музыкальной |
6. Доминантное занятие | Это занятие с одним преобладающим либо музыкальной способности детей ( |
7. Тематическое музыкальное занятие | Определяется наличием конкретной |
8. Комплексные музыкальные | Основываются на взаимодействии |
9. Интегрированные занятия | Отличаются наличием взаимовлияния и |
2.4 Формы работы по реализации основных задач по видам
музыкальной деятельности
Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»
ФОРМЫ РАБОТЫ
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей воспитанников |
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Использование музыки: -на утренней гимнастике и | Занятия | Создание условий для | Консультации для |
Раздел «ПЕНИЕ»
ФОРМЫ РАБОТЫ
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей воспитанников |
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Использование | Занятия | Создание условий для | Совместные |
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
ФОРМЫ РАБОТЫ
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей воспитанников |
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Использование | Занятия | Создание условий для | Совместные |
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ»
ФОРМЫ РАБОТЫ
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей воспитанников |
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
на музыкальных | Занятия | Создание условий для | Совместные |
2.5 Интеграция раздела «Музыкальная деятельность» с образовательными областями
Образовательная область | Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; |
Образовательная область | Расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование |
Образовательная область | Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики |
Образовательная область | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, |
Образовательная область | Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности, |
2.6 Годовой план взаимодействия
музыкального руководителя с родителями на 2021-2022 учебный год
Месяц | Направление взаимодействия | Цель взаимодействия | Форма взаимодействия | ||
Сентябрь | Познавательное Информационно-аналитическое Досуговое | - Изучение запросов семьи в области музыкального - Ознакомление родителей с - Изучить уровень -Повышение педагогической Установка эмоционального | - Выступление на Консультация для Изготовление буклетов - Квест-игра совместно с родителями «В поисках дерева | ||
Октябрь | Информационно- Досуговое | Повышение педагогической грамотности родителей Создание благоприятных | - Изготовление Выставка осенних | ||
Ноябрь | Познавательное Информационно-наглядное Информационно-аналитическое Досуговое | -Выявить уровень - Развивать диалогические Освоение и последующее применение технологий в практической деятельности музыкального руководителя. Определение перспективы работы в данном направлении. Создание благоприятных | Анкетирование Семинар –практикум «Нам не страшны | ||
Декабрь | Наглядно-информационное Информационно-аналитическое | Приобретение родителями Повышать внимание | Выступление на Занятие –практикум | ||
Январь | Познавательное Досуговое | Выявить значение Привлечение детей и | Анкетирование на «Коляда, коляда- | ||
Февраль | Наглядно-информационное Информационно-аналитическое Досуговое | Объединение усилий Формирование интереса к эстетической стороне окружающей Повышение педагогической грамотности родителей Способствовать созданию единого образовательного | Круглый стол с Фотовыставка « Мой Изготовление «Быстрее, выше, | ||
Март | Информационно-ознакомительное Наглядно-информационное Досуговое | Повышать психолого- Объединение усилий Устанавливать | Папка-передвижка « Выступление на «Мисс малышка» | ||
Апрель | Наглядно-информационное Досуговое | Заложить основы духовно-нравственной личности с Способствовать сплочению | Консультация для «Фольклорные | ||
Май | Наглядно-информационное Досуговое Познавательное | Ознакомить родителей с Воспитывать Привлечение родителей в | Выступать на собрании Подготовка и Творческая |
2.7 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
Согласно требованиям ФГОС ДО результаты освоения Программы сформулированы виде целевых ориентиров, которые представляют собой
возрастной портрет ребёнка на конец раннего и дошкольного детства.
Целевые ориентиры формируются как результат правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в соответствии с требованиями стандарта. Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и виде педагогической диагностики (мониторинга). Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Это процесс должен проходить в естественных условиях- на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Проведение педагогической диагностики позволяет в процессе непрерывного
наблюдения за ребёнком получать достоверную информацию об уровне его
развития, помогает педагогу соотносить уровень развития ребёнка с требованиями
Программы.
Педагогическая диагностика позволяет своевременно выявить положительную и отрицательную динамику в развитии ребёнка как
индивидуальности. На основе фиксируемых результатов, осуществляется
действенная связь в системе «музыкальный руководитель- родитель-ребёнок»,
которая создаёт благоприятные условия для принятия адекватных мер коррекции,
прогнозирования развития и саморазвития субъектов педагогического процесса.
Мониторинг музыкального воспитания детей осуществляется с помощью анализа проведённой диагностики на начало, середину и конец года, путём наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободно – игровой деятельности воспитанников по 4 направлениям:
-Музыкальные способности
-Восприятие музыки
-Исполнительство
-Музыкальное творчество.
Цель мониторинга:
Определить уровень развития музыкальных способностей воспитанников.
Представленный мониторинг по музыкальному развитию детей составлен с учётом
наличия нарушений и отклонений в развитии данной категории детей, имеющих
нарушения:
− двигательных функций
− сенсорных функций
− зрительно-моторной координации
− пространственного анализа и синтеза
− предметно – практической деятельности.,
является модифицированным и составлен на основе:
- Н.В. Нищевой «Примерной адаптированной программы коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности в ДОО для
детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3-7 лет
-Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития под редакцией Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. - «Планирование и уровневая оценка развития оценка развития детей дошкольного возраста» Москва Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007
№п/п Показатели, характеризующие уровень музыкального развития детей | Средний возраст | Старший возраст | Подготовительный возраст |
1. Выявление уровня звуковысотного слуха | Различать высокие и низкие звуки в пределах октавы. | Определять высокий и низкий звуки в пределах сексты | Определять высокий и низкий звуки в пределах кварты |
2. Выявление уровня ритмического слуха | Отмечать окончание музыки хлопком. | Слушать мелодию и отхлопывать ритмический рисунок восьмой и четвертной нот в четырехтактном построении | Слушать мелодию и отхлопывать ритмический рисунок восьмой и четвертной нот в четырехтактном построении |
3. Выявление ладового слуха | Различать грустную и веселую мелодию | Различать веселую и грустную мелодию, высказываться о характере | Определять на слух завершенность мелодии |
4. Определение жанра музыки | Различать на слух колыбельную и плясовую музыку | Различать на слух колыбельную, плясовую и маршевую музыку | Различать на слух три разнохарактерные пьесы одного жанра(вальс, полька,пляска) |
5. Проявление интереса к звукам музыки | Отмечает в хлопках характер звука | Узнает по звукам музыкальные произведения | Эмоционально отзывается к услышанному, самовыражается |
6.Эмоциональная отзывчивость к услышанному, самовыражение | Музыка вызывает интерес и сосредоточенность | Выражает отзывчивость к музыкальному произведению через вокализацию и движения | Активно и эмоционально использует эпитеты к данному произведению |
7. Выявление качеств певческих умений | Интонирование песни под аккомпанемент взрослого | Воспроизведение пения без аккомпанемента | Подбор по слуху малознакомой попевки |
8. Выявление качеств музыкально-ритмических умений | Ходьба на месте. Кружение в парах и по одному. Образные движенеия. | Перестроение из круга врассыпную. Кружение по одному. Образные движения. | Перестроение из круга врассыпную. Кружение по одному. Образные движения. |
9. Выявление качеств приема игры на музыкальных инструментах | Знать | Знать | Играть простейший ритмический рисунок на ложках. |
3. Организационный раздел
3.1. Годовой учебный план
3.2 Циклограмма образовательной деятельности
на 2021– 2022 учебный год
3.3 Материально техническое обеспечение
Музыкальные инструменты:
Фортепиано, синтезатор, детский аккордеон, металлофон, бубен детский, бубен, ,барабаны, музыкальные, треугольники разных размеров, маракасы детские деревянные, маракасы профессиональные, кастаньеты, свирели, дудочки,
колокольчики, бубенчики, рожки, клавишная детская флейта, детская арфа, свирели, рожки, клавишная детская флейта, детская арфа, свирели, ксилофон деревянный, пианино, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, шкатулка шутка, деревянные ложки, маракасы.
Технические средства:
Музыкальная система с колонками, синтезатор, магнитофон, видеопроектор, интерактивная доска.
Учебно- наглядный материал:
Демонстрационные картины по содержанию песен, пьес, для занятий по нотной грамоте, с изображением различных музыкальных инструментов; нотный стан; настольные дидактические игры – музыкальное лото, «До-ре-ми», «Узнай по
голосу», « Узнай какой инструмент», «Найди маму», «Узнай бубенчик», «Выложи мелодию», « Найди и покажи», «Вертушка», «Домик-ширма», Музыкальная карусель», «Музыкальный телефон», «Времена года в цвете и звуке».
«Веселый поезд и др.; атрибуты и костюмы – домик –декорация, карусель, флажки, султанчики, вертушки, цветные ленты, рули, лошадки, вожжи, шапочки- маски, костюмы карнавальные, детали костюмов ( косынки, сапожки, пояса с пряжкой, кокошники, фартуки, веночки, шапки- ушанки), диски с записями.
3.4 Комплексно - тематическое планирование на 2021-2022 учебный год
Методическая литература
1.Детство. Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности в ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с 3-7 лет) / Под ред. Н.В. Нищева. – М. Детство – Пресс,
2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
3. Радынова О. Музыкальные шедевры. Парциальная программа по развитию восприятия музыки (слушание).
4. Программа обучения и воспитания дошкольников с задержкой психического развития под ред. Л.Баряевой,Е.А.Логиновой.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
6. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989.
7. Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия. Средняя и старшая группа. Волгоград.: Учитель, 2012.
8. Лунева Т.А. Музыкальные занятия. Разработка и тематическое планирование. 2 младшая группа. Волгоград.: Учитель, 2011
9. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
10. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. М., 2004.
11. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Парциальная программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста. Старшая группа. С.Петербург.: Композитор, 2011
12. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Спб., 2004.
13. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., 1985.
14. Вихарева Г.Ф. Веселинка. Спб., 2000.
15.«Коррекционно-развивающие обучение и воспитание» Е.К. Екжановой, Е.А .Стребелевой.
15. Вихарева Г.Ф. Песенка, звени! Спб., 1999.
16. Девочкина О.Д. Пой вместе со мной. М., 2002.
17. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.18.
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
19. Костина Э. П.Музыкально-дидактические игры. -Ростов-на-Дону : « Феникс» .Серия: Сердце отдаю детям,
2010 -212с
20. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.
Ярославль, 1997.
21. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поём, играем, танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и
педагогов. Ярославль, 1998.
22. Меркулова Л.Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и
осознания музыки через музицирование.— М., 1999.
23. Музыка в детском саду. Средняя группа. Сост. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. М., 1990.
24. Музыка в детском саду. Песни, игры, пьесы для детей 4-5 лет. В. 1./ Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская,
Н. Фок. М., 1978.
25. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 4-5 лет./ Сост. И.С. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н.
Соковнина. М., 1981.
26. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду./ Сост. Е.П. Раевская, С.Д. Руднева, Г.Н. Соколова, З.Н.
Ушакова, В.Г. Царькова. М., 1991.
27. Нотные сборники (в соответствии с рекомендуемым репертуаром «Музыкальная палитра», «Танцевальная
палитра»
3.5 Комплексно - тематическое планирование на 2021-2022 учебный год